- Соотношение норм морали, права и корпоративных норм
- Различие между правовыми и корпоративными нормами
- В чем сущность, как это сочетается с моральными принципами
- Способ установления права морали корпоративных норм
- Корпоративные нормы: сущность
- Готовые работы на аналогичную тему
- Соотношение морали и корпоративных норм
- Установление корпоративных норм
- Право мораль корпоративные нормы способ установления форма закрепления способы защиты сферы действия
- Как написать хороший ответ?
- Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) – что это такое и каким образом его разграничивать?
Соотношение норм морали, права и корпоративных норм
Современное общество – это постоянное взаимодействие как отдельно взятых индивидов, так и между группами лиц. Для регулирования взаимосвязи между членами общества были разработаны определенные нормы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Правовые нормы – это правила, установленные законодательной системой. К корпоративным относятся правила поведения внутри различного рода общественных организаций. С одной стороны, правовые и корпоративные нормы являются взаимодополняющими элементами. С другой стороны, эти понятия в отдельных случаях могут противоречить друг другу.
Несмотря на то, что они регулируют и определяют поведение и роль каждого члена общества, между ними порой выявляется несоответствие.
Аморальный поступок, например, чаще всего не преследуется законом, а лишь вызывает порицание. При этом некоторые действия могут быть расценены и как аморальные, и как противоправные. Ярким тому примером является жестокое отношение к детям. Что касается жестокого обращения с животными, то не все подобные действия преследуются по закону.
Таким образом, сложность соотношения норм заключается в том, что с одной стороны поступок может являться правонарушением, а с другой – ограничиваться порицанием.
Неким закреплением общественных устоев является мораль. Это форма общественного сознания, которая образовывалась и изменялась на протяжении истории, отражая при этом степень развития общества.
За основу моральных норм взят постулат: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Данное утверждение, благодаря народному признанию, легло не только в основу национальных обычаев, но и в основу Конституции.
Различие между правовыми и корпоративными нормами
Право и корпоративные нормы тесно связаны между собой, поскольку являются правилами поведения, обладающими общим характером. Кроме того, они являются не только регулятором общественных отношений, но и защитой прав человека.
Несмотря на схожесть задач и методов воздействия, между упомянутыми разновидностями имеются существенные различия:
- Корпоративные нормы – это своего рода правила поведения, регулирующие отношения внутри членов общественных организаций.
- Правовые нормы устанавливаются государством, а корпоративные – руководящими лицами предприятия.
- Правовые нормы всегда обеспечиваются государством, а корпоративные – только в отдельных случаях.
- Нормы права – это общеобязательные правила для обязательного исполнения всеми, а корпоративные распространяются только на сотрудников отдельно взятой организации.
Если рассматривать данные понятия с точки зрения полномочий, то в приоритете будут правовые. Именно они регламентируют правовую базу корпоративных требований, то есть указывают, что будет противоречить закону, а что нет. Корпоративные нормы нужны для регулирования внутренних отношений и для сохранения моральных устоев организации. Они выполняют следующие положительные функции:
•отражают волеизъявление участников общественных объединений;
•регламентируют компетенции их подразделений и структуру предприятия;
•определяют правила вступления и выхода из организации;
•являются гарантом соблюдения установленных предписаний.
Что касается правовых требований, то в России законы делятся на конституционные и обыкновенные.
К первой группе относится Конституция и дополняющие ее различного рода законы. Правовую базу так называемых обыкновенных законов составляют Кодексы, общефедеральные законы и законы субъектов Федерации.
Обыкновенные законы, как и вся нормативно-правовая база РФ, разрабатываются на основе Конституции.
К нормативно-правовым актам относятся указы президента и Правительства, а также акты министерств и государственных комитетов.
Корпоративные нормы, в отличие от правовых, создаются в процессе формирования организации и фиксируются в кодексах или уставах. Определение «Корпоративные нормы» означает правила поведения, предписанные организацией для всех сотрудников.
За нежелание придерживаться предписанных руководством требований предусмотрен штраф или иные административные взыскания, вплоть до увольнения.
В чем сущность, как это сочетается с моральными принципами
Ни одна система норм немыслима без морали. Это обусловлено тем, что мораль является частью содержания культуры и выступает в качестве ценностной формы сознания.
Мораль, как и другие нормы, регулирующие отношения, служит единой цели. Речь идет о согласованности интересов общества и отдельно взятой личности, о поддержании правопорядка и сохранении человеческого достоинства в социуме.
Говоря о взаимодействии, следует отметить, что нормы морали должны обеспечивать свободу и права человека. Они будут эффективными, если станут отражением социальной справедливости. Благодаря установленным в обществе нормам морали, осуществляется регулирование общественных отношений. Их главная задача – влияние на поведение людей.
Нормы морали построены на представлении о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести, совести и так далее. Но мораль строится не только на этом, во многом она обусловлена и чувствами людей, которые анализируют поведение других. Эти понятия не имеют срока давности, поэтому считаются единственным способом, позволяющим регламентировать взаимодействие и существование людей в любой сфере жизнедеятельности.
Если сравнивать общественные нормы морали современности и, например, первобытного общества, то можно смело сказать, что между ними имеется существенная разница. Но очевидно одно, что строились они на милосердии, справедливости и трудолюбии.
Сегодня перечень факторов, влияющих на мораль, гораздо шире. Их выбор зависит от менталитета, от вероисповедания, бытовых и социально-экономических условий жизни.
Вся сущность норм регулирования отношений представлена в таблице ниже:
Источник
Способ установления права морали корпоративных норм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Корпоративные нормы: сущность
Корпоративные нормы – это определенные правила поведения, предписанные организациями и охраняемые от нарушений мерами социального воздействия, предусмотренными уставами данных организаций.
Корпоративные нормы появились в то же время, когда начали образовываться негосударственные организации, возникновение которых связано с необходимостью и желанием индивидов объединятся по духовным, политическим, экономическим и другим интересам.
Большинство традиционных и новых форм организаций имеют собственные уставы, утвержденные на общих собраниях, собраниях полномочных представителей данных организаций (съездах, конференциях). В уставах прописываются правила деятельности организаций, правила поведения, права и обязанности членов корпораций, устанавливаются штрафные санкции за нарушение правил деятельности и поведения. За нарушение норм, закрепленных в уставе, предусмотрены общественные меры воздействия (предупреждение, исключение из членов организации, выговор).
К корпоративным нормам относятся нормы общественных организаций (политических партий, профсоюзов, различных клубов и т. п.), определяющие права, обязанности членов организации, порядок формирования, структуру ее органов, компетенцию
Корпоративные нормы регулируют внутренние отношения и моральные устои организации. Они:
- отражают волю участников общественных объединений;
- описывают структуру и компетенции их подразделений;
- определяют цели, задачи, функции структур;
- порядок вступления (выхода) из организации;
- перечень прав и обязанностей участников отношений;
- гарантии соблюдения всех установленных предписаний и т. п.
Корпоративные нормы имеют свои специфические особенности: создаются в процессе формирования организации, деятельности группы людей; закрепляются в документах (кодексе, уставе и т. п.); распространяются на всех членов сообщества; обеспечиваются заранее предусмотренными организационными мерами.
Готовые работы на аналогичную тему
Соотношение морали и корпоративных норм
Мораль играет огромную роль в регулировании общественных отношений. Ее основное значение — целенаправленное влияние на поведение людей, которое обеспечивает интересы социальных групп, отдельных индивидов или общества в целом.
Мораль — система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, принципов, убеждений, оценок, которые регулируют поступки людей с позиций справедливого и несправедливого, добра и зла, честного и бесчестного, благородства, порядочности, совести, поощряемого и порицаемого, а также других нравственных критериев. С данной точки зрения осуществляется моральная оценка общественных отношений, действий и поступков людей.
Соотношение корпоративных норм и норм морали сложное и предполагает анализ таких составляющих, как: единство, взаимодействие, различия, противоречия.
Единство норм морали с корпоративными нормами выражается в том, что они:
- являются всеобщими регуляторами поведения людей, обладают способностью внедряться в разные сферы общественной жизни;
- выступают многомерными образованиями, которые имеют сложную структуру, состоящую из взаимодействующих элементов;
- существуют в одном социальном поле отношений;
- преследуют одну цель — упорядочение и совершенствование общественной жизни, поддержание порядка, регулирование поведения людей, поддержание согласования интересов общества и личности, обеспечение достоинства человека;
- выступают социальными регуляторами, имеющими прямое отношение к вопросам свободной воли человека, его ответственности за собственные действия.
Установление норм корпоративного права на базе моральных критериев определяет их функциональное и социальное взаимодействие, которое проявляется в следующем:
- формирование у людей нравственной культуры, упорядочение общественных отношений;
- совпадение моральных и правовых требований, действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются также и моралью;
- прямая идентичность требований к индивиду касательно воспитания высоких гражданских качеств;
- достижение целей с использованием соответствующих сходных методов;
- правовые нормы защищают и фиксируют моральные ценности, выступают проводником морали;
- мораль является ценностным критерием корпоративного права.
Нравственные нормы проявляются на всех этапах формирования корпоративного права, выступают значительным фактором его совершенствования.
Установление корпоративных норм
Наиболее обширная сфера деятельности норм морали проявляется в системе корпоративных отношений. Это обусловлено ролью, которую играет мораль в системе нормативного регулирования.
Мораль входит в содержание культуры социума, выступает ценностной формой сознания, имеющей нормативное содержание и служащей регулятором поведения людей. Мораль и право служат единой цели согласованности интересов общества и личности, поддержанию общественного порядка и обеспечению человеческого достоинства.
Особенностью установлению морального права в сфере корпоративных отношений является то, что институты и нормы права должны гарантировать и обеспечивать действенность свобод и прав гражданина и человека, возможность пользоваться данными правами и исключить любое произвольное вмешательство в личную свободу и частную жизнь. Моральное раво в корпоративных нормах должно претворять в жизнь и утверждать требования социальной справедливости, должно выступать выражением нормативно-закрепленной справедливости.
Нормы морали появляются из потребности общества в согласованном поведении его членов, в преодолении противоречий между интересами общества и личности. Мораль можно рассматривать как ответ на социальную потребность, как нормативное определение противоречий. Корпоративные отношения нельзя рассматривать отдельно от морали. Моральное право возникает и действует во всех сферах корпоративных норм. Нормы морали и корпоративное право действуют в едином пространстве.
Источник
Право мораль корпоративные нормы способ установления форма закрепления способы защиты сферы действия
Вопрос по обществознанию:
Помогите заполнить
111111111111111111111
Ответы и объяснения 1
Способ установления Право — устанавливается государством Мораль — формируется обществом Корпоративные нормы — создается в процессе организации внутренней деятельности сообществ людей
Форма закрепления
Право — письменный источник, юридические акты Мораль — сознание людей Корпоративные нормы — письменный источник, устав/положения
Способ защиты Право — обеспечивается государством, юридической ответственностью (полиция, армия, спец.службы) Мораль — общественное мнение (общ. воздействия) Корпоративные нормы — корпоративное принуждение организационного характера (замечание, выговор, увольнение)
Сфера действия Право — деятельность человека, организации государства Мораль — поступки, чувства и мысли людей Корпоративные нормы — деятельность членства в конкретной организации
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Источник
Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) – что это такое и каким образом его разграничивать?
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Нормативное регулирование (правовое, техническое, этическое) – что это такое и каким образом его разграничивать? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 21 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2020/4/21/normativnoe_regulirovanie_pravovoe_tehnicheskoe_eticheskoe__chto_eto_takoe_i_kakim_obrazom_ego_razgr
(настоящая работа представляет собой первую часть статьи: Рожкова М.А. О правовых аспектах использования технологий: RegTech и SupTech // Хозяйство и право. 2020. № 6).
Занимаясь разработкой цифрового права[1] и его особенностей, не могу обойти вниманием вопрос разновидностей нормативного регулирования. К сожалению, сегодня не только технические специалисты, но и юристы нередко затрудняются в том, чтобы четко разграничить правовое, техническое и этическое регулирование. Это приводит к горячим спорам там, где они не возникли бы, будь у спорящих более-менее единообразное понимание того, о чем идет речь.
Нормативное регулирование в широком смысле представляет собой установление общеобязательных правил (требований, стандартов) для целенаправленного воздействия на определенную сферу. Причем на сегодняшний день выделяют, прежде всего, две основные разновидности нормативного регулирования – социальное и техническое.
1. Под социальным (нормативным) регулированием принято понимать установление обязательных для применения правил, воздействующих на поведение людей. К средствам такого регулирования относят различные социальные нормы: это не только правовые, но и корпоративные нормы, и нормы морали, и обычаи, и судебные правовые позиции, и т.д.[2]
При этом основная роль в системе социального регулирования традиционно признается за правовым регулированием. Говоря о правовом (нормативном) регулировании, под ним обычно понимают установление общеобязательных правовых норм, которые призваны упорядочить общественные отношения, возникающие между гражданами, юридическими лицами и государством. И ключевыми здесь являются несколько общеизвестных постулатов: во-первых, правовое регулирование рассчитано на неопределенный круг субъектов права (граждан, юридических лиц, государство); во-вторых, это регулирование предназначено для регламентации отношений между субъектами права; в-третьих, они разрабатываются государством, которое обеспечивает их принудительной силой.
Примечательно, что бурное развитие технологий все чаще создает ловушки отступлений от перечисленных постулатов.
Попытки отступления от первого постулата наблюдались на заре становления Интернета вещей (The Internet of Things, IoT), под которым понимается технология объединения сетью физических предметов («вещей»), техническое и программное оснащение которых позволяет им взаимодействовать друг с другом и внешней средой. При описании этой технологии особо отмечалось, что посредством Интернета теперь связываются не только и не столько люди, сколько неодушевленные предметы: можно подключить к сети Интернет любую вещь, «научить» ее отправлять sms-сообщения, электронные письма или твитты. Отсюда делался вывод о том, что в сфере технологий взамен «устаревшего» взаимодействия «человек – человек» приходит новое взаимодействие «человек – физический объект», причем не за горами переход к системе межмашинной коммуникации «физический объект – физический объект», в рамках которой различные устройства будут включаться, выключаться, отслеживаться, контролироваться вовсе без вмешательства человека. Следствием широкого обсуждения техническими специалистами этого заключения стала сумятица в правовой среде, повлекшая утверждения, что физические объекты, включенные в Интернет вещей, становятся таким образом квази-субъектами права.
Между тем возможность подключения физических объектов к сети Интернет и их электронное взаимодействие в сети никоим образом не влияют на правовой постулат, допускающий возникновение правовых отношений только между субъектами права, но никак не объектами прав. Отклонение от этого постулата, исходя только из технической возможности взаимодействия «человек – физический объект», способно привести к абсурдным попыткам возложения деликтной ответственности на объекты прав и, например, взыскания компенсации причиненного вреда непосредственно с «умной» стиральной машины, которая, отвлекшись на отправление sms-сообщений своему владельцу, не уследила за сливом воды, что привело к заливу соседской квартиры[3].
Еще более резонансной попыткой отступления от обозначенного постулата о субъектном составе правоотношения стало предложение признать искусственный интеллект (далее – ИИ) и интеллектуальных роботов самостоятельными субъектами права. В 2017 г. Европейский парламент[4] инициировал разработку нормативных актов, регулирующих использование и создание ИИ, а также наиболее «продвинутых» роботов, озвучив предложение о введении нового субъекта права – «электронной личности» – для обеспечения прав и обязанностей ИИ[5]. При этом было оставлено без внимания то, что ИИ – это информационно-вычислительная система (включающая в свой состав базы данных, решатель (специальную компьютерную программу, призванную разрешать поставленные задачи) и интеллектуальный интерфейс, представляющий собой совокупность средств, позволяющих ИИ общаться с человеком), а интеллектуальный робот – устройство, управляемое все тем же ИИ[6].
2. Под техническим (нормативным) регулированием следует понимать установление технических требований и стандартов, которые предъявляются к продукции, а также к производственным, технологическим, логистическим и иным процессам. То есть в отличие от правового регулирования, рассчитанного на субъектов права, здесь регламентации подвергаются объекты: в технических нормах раскрывается терминология и содержится описание свойств и характеристик продуктов и процессов.
Так, для биометрических технологий на сегодняшний день разработан большой массив регламентирующих документов, включающий более 80 действующих международных стандартов (более 20 проектов находятся в разработке), более 40 действующих национальных стандартов (более 20 проектов находятся в разработке), три действующих межгосударственных стандарта (один проект в разработке)[7]. К областям стандартизации в этой сфере отнесены, в частности, терминология, форматы обмена биометрическими данными, биометрические интерфейсы и проч. И, например, с 1 июля 2017 г. на территории РФ действует стандарт на термины и определения в области биометрии ГОСТ ISO/IEC 2382-37–2016 «Информационные технологии. Словарь. Часть 37.
Биометрия». При этом на уровне федерального законодательства отношения по поводу биометрических технологий урегулированы довольно скромно: в частности, первое упоминание о биометрии содержалось в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где говорилось, что паспорта граждан «могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2017 г. пополнился ст. 14.1 «Применение информационных технологий в целях идентификации граждан Российской Федерации»; самим биометрическим персональным данным посвящена ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Не будучи правовыми, технические нормы, содержащиеся в требованиях или стандартах, разрабатываются и утверждаются в соответствующих случаях государственными органами (обязательные стандарты и технические регламенты) или неправительственными организациями (причем нередко добровольные отраслевые стандарты применяются в качестве обязательных). В современных публикациях специально отмечается, что требования и стандарты для продуктов и процессов имеют различные функции – это может быть безопасность окружающей среды, здоровье человека, взаимозаменяемость и совместимость продуктов и программ, распространение и передача технологий, улучшение управлением процессами и проч.[8], но «фактически речь идет об установлении минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов»[9].
В качестве классического примера можно привести упоминаемые в статье «100-летие Правил устройства электротехнических установок» первые технические стандарты, касающиеся электрической энергии, – «Правила для безопасного общественного и частного пользования электричеством» (1883). В статье указывалось: «Правила состояли из 28 пунктов, разделенных на четыре части. В первой части приведены указания о помещениях (ширина проходов, вентиляция) электрических установок, во второй части – меры пожарной безопасности и защиты людей, в третьей – технические требования к нагреванию и изоляции проводников, к способам их прокладки, в четвертой – требования к «коммутаторам», выключателям, приборам, а также к шкафам, ящиками и колодцам, в которых они размещаются» [10]. Причем нормативные разработки в данной области предполагали создание не только правил безопасности и правил устройств для электротехнических сооружений, но и технических правил и норм для взаимосвязанных сфер (например, правила об измерениях в метрических единицах, в том числе времени, электрических величин, света, температуры; нормы на изоляционные масла и на трансформаторы – выключатели, магнитную сталь), а также поправки и добавления к уже разработанным нормам и правилам.
В то же время является очевидным, что техническое регулирование в целях его соблюдения и исполнения нуждается в обеспечении правовыми нормами. Потребность в законодательной регламентации возникает применительно к отношениям:
– во-первых, по поводу принятия, изменения, отмены, вступления в силу технических стандартов, требований, правил (компетентные органы, сроки действия, порядок принятия, внесения изменений, отмены, вступления в силу, переходные периоды и проч.);
– во-вторых, ответственности за несоблюдение установленных технических стандартов, требований, правил (определение мер и круга субъектов ответственности, контролирующих органов, порядка возложения ответственности и проч.).
И вот тут возникает вероятность смешения собственно технического регулирования с правовым и подмены правовых норм техническими.
Это обстоятельство, к сожалению, было упущено при проведении реформы технического регулирования. И в результате в ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) четко очерчен круг отношений, подпадающих под действие этого закона. Это отношения, возникающие: (1) при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или продукции и связанными с ней процессами (производства, эксплуатации, хранения и т.д.); (2) при применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции и процессам, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (3) в области оценки соответствия. В то же самое время в ст. 2 Закона о техническом регулировании закреплено, что техническое регулирование – это и есть правовое регулирование обозначенных общественных отношений[11]. Таким образом, по смыслу Закона понятием «техническое регулирование» охватываются и собственно техническое регулирование, и обеспечивающее его исполнение правовое регулирование.
Результатом неразграничения технического и правового регулирования становится то, что многие носящие технический характер вопросы внедрения и использования цифровых технологий в настоящее время стремятся урегулировать в законодательном порядке. Иными словами, технические нормы, в которых раскрывается терминология или описываются свойства и характеристики продуктов и процессов, теперь встраиваются в законодательные акты (причем нередко без учета уже обозначенных в технических регламентах и стандартах определений, свойств и характеристик). Тем самым нарушается второй из названных постулатов правового регулирования, согласно которому правовой регламентации подвергаются общественные отношения субъектов права, но никак не свойства и характеристики объектов.
Например, законопроект об использовании и хранении электронных документов[12] предполагает введение в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) таких положений: «21) реквизит документа – элемент оформления документа, позволяющий отличить документ от другого документа… 22) метаданные электронного документа – данные, которые обеспечивают управление электронными документами, в том числе их учет, хранение и использование, и могут содержать информацию о реквизитах электронного документа. Конвертацией электронного документа является его преобразование из одного формата в другой формат…».
Критически оценивая названный законопроект, нужно отметить, что термин «реквизиты документа» – общеизвестный термин, издавна используемый в делопроизводстве. При этом в п. 36 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»[13] (далее – ГОСТ Р 7.0.8-2013) реквизит документа определен как «элемент оформления документа». Предложение о введении данного понятия в Закон об информации лишено смысла в силу отсутствия какой-либо специфики реквизитов применительно к электронным документам.
Понятие «метаданные документа» определено в п. 79 ГОСТ Р 7.0.8-2013 как «данные, описывающие контекст, содержание, структуру документов, обеспечивающие управление документами в информационной системе». Как и в первом случае, нельзя не усомниться в необходимости введения дефиниции этого понятия в законопроект об использовании и хранении электронных документов.
Применительно к предложенному законопроектом пониманию конвертации электронных документов надо заметить, что согласно п. 80 ГОСТ Р 7.0.8-2013 под конвертированием (конвертацией) электронных документов понимаются, во-первых, процесс перемещения электронных документов с одного носителя на другой, и, во-вторых, процесс преобразования электронных документов из одного формата в другой. В законопроекте же необоснованно учтен только один из названных аспектов (в условиях существования серьезных сомнений в его надобности в законопроекте).
3. Для большинства отечественных юристов этическое регулирование – не слишком понятное, малозначимое явление. И в отечественном правосознании превалирует, в частности, понимание кодексов этики как неких сводов моральных норм, в которых закреплены представления о справедливости, добре, зле и т.п.
Между тем в зарубежных юрисдикциях практика разработки и использования кодексов этики получила широкое распространение, а само этическое регулирование в системе социального регулирования занимает теперь место, если не равное правовому регулированию, то весьма к нему приближенное. Наибольшее применение получили профессиональные кодексы этики, регулирующие отношения внутри профессиональных сообществ и закрепляющие правила (стандарты) поведения специалистов (известны кодексы бухгалтеров, аудиторов и др.), а также корпоративные кодексы этики, характеризуемые нередко в качестве «конституции» той или иной компании и устанавливающие принципы деятельности компании, стандарты корпоративного поведения сотрудников и т.д. Такие кодексы не дублируют законодательство, но не противоречат ему, устанавливая необходимые регламентирующие правила, далеко не все из которых вообще могут стать правовой нормой.
Таким образом, этическое регулирование сегодня представляет собой установление правил поведения для определенного сообщества, соблюдение которых обеспечивается не государством, а соответствующим сообществом (социальным, профессиональным и др.). При этом средствами такого регулирования становятся различные нормы, кроме действующих правовых, то есть это могут быть упомянутые корпоративные нормы, нормы морали, обычаи и т.д.
Такое регулирование, осуществляемое нередко в виде в виде закрепления основополагающих принципов и общих правил, рассчитано на определенное сообщество граждан и (или) юридических лиц; оно может регламентировать отношения как между участниками этого сообщества, так и вне его, а также иные вопросы, включая технические; оно разрабатывается и принимается соответствующим сообществом.
В качестве примера изложенному можно привести недавно принятый Кодекс этики использования данных[14] (далее – Кодекс данных), в разработке которого я принимала участие в качестве руководителя рабочей группы от Института развития Интернета (ИРИ). Этот Кодекс отличается от упомянутых выше кодексов тем, что он устанавливает общие правила для всей отрасли данных в целом, а не какого-либо профессионального сообщества, осуществляющего деятельность на рынке данных, или отдельных участников рынка данных, агрегирующих, обрабатывающих и иным образом использующих данные при осуществлении своей деятельности. Кодекс закрепляет общие принципы, а также ряд принципов профессиональной этики при сборе, хранении, аналитике и коммерческом использовании данных, в том числе в рекламе и маркетинге. Также Кодекс данных включает положения о порядке присоединения к нему и ответственности за несоблюдение его требований, порядок обобщения лучших практик (Белая книга), порядок изменения и толкования Кодекса. Названные положения были предложены самой отраслью и тщательно проработаны экспертами с целью исключить возможность противоречия / несоответствия предлагаемых правил законодательству, равно как и вероятность их двойного толкования.
Подводя итоги, следует признать, что для адекватного и эффективного применения новых технологий далеко не во всех случаях срочно требуется новое правовое регулирование. Современные технологии прежде всего нуждаются в техническом регулировании (в свою очередь обеспечиваемом правовыми нормами), что позволяет внедрить и полноценно использовать эти технологии. Кроме того, целесообразно обращение и к этическому регулированию – оно способствует тому, чтобы участники того или иного рынка, использующего цифровые технологии, могли выстраивать взаимоотношения с государством, с гражданами, между собой, в том числе и в условиях, пока ведется разработка и принятие соответствующего и необходимого законодательства.
P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:
[1] Рожкова М.А. Цифровое право (Digital Law) — что это такое и чем оно отличается от киберправа / интернет-права / компьютерного права? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 15 марта. URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/15/cifrovoe_pravo_digital_law_-_chto_eto_takoe_i_chem_ono_otlichaetsya_ot_kiberpravainternet-pravakompy
[2] Как известно, изначально правила и образцы должного поведения людей складывались на основе обычаев, традиций и заповедей (норм морали), а только затем стали возникать собственно правовые нормы, специально предназначенные для упорядочивания отношений между людьми, а потом и юридическими лицами, государством.
[3] См. об этом: Рожкова М.А. Найти отличия: технические и правовые аспекты Интернета [Электронный ресурс] // сайт Журнала Суда по интеллектуальным правам. 2015.
[5] Активное обсуждение этой идеи привело к созданию прецедента признания за роботом, управляемым ИИ, правосубъектности – речь идет о известном человекоподобном роботе Софии, получившей гражданство Саудовской Аравии (Morby Alice. Saudi Arabia becomes first country to grant citizenship to a robot // URL: https://www.dezeen.com/2017/10/26/saudi-arabia-first-country-grant-citizenship-robot-sophia-technology-artificial-intelligence-ai/
[6] Подробнее см.: Рожкова М.А. Искусственный интеллект и интеллектуальные роботы – что это такое или кто это такие? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2019. 23 ноября. URL: https://zakon.ru/blog/2019/11/23/iskusstvennyj_intellekt_i_intellektualnye_roboty__chto_eto_takoe_ili_kto_eto_takie
[9] Крючкова П.В. Система технического регулирования в РФ: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию // https://iq.hse.ru/data/342/610/1233/file3758.pdf
[10] Грудинский П. Г., Фаерман А. Л. 100-летие Правил устройства электротехнических установок // Журнал Электричество. 1983. № 12. С. 64. Данные правила были направлены для утверждения в министерство внутренних дел, которое перенаправило их в министерство почт и телеграфов, которое в свою очередь вместо утверждения разработала свою редакцию правил (так и не получившую поддержку). В итоге названные правила начали действовать в качестве утвержденных Советом Русского технического общества (РТО).
[11] Абзац 24 ст. 2 Закона о техническом регулировании: «Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».
[12] Проект федерального закона № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и иные законодательные акты Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/657361-7
[13] Утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст.
Источник