Право в системе социального регулирования
Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.
Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.
Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям — строить взаимоотношения между собой.
нормы принято подразделять на социальные и технические.
Социальные нормы — правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы — стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.
Правоотличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.
К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные нормы, политические, корпоративные и др.
Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.
Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми — которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.
Правовой обычай — это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.
Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится «безразлично», так как они не причиняют вреда, с третьими — ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов — калым — выкуп невесты; кровная месть и др.)*(89).
Соотношение права и морали.
Мораль — это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности.
Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы, и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.
Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы носят общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.
Соотношение права и религиозных велений.
Религиозные нормы — это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию.
Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.
34. Понятие, функции и сущность права.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Внутренние функции права:
К внутренним функциям права принято относить регулятивную и охранительную функцию.
1. Регулятивная функция отражает важнейшую характеристику права как социального регулятора, созданного с целью упорядочивания общественных отношений.
Итак, регулятивная функция права представляет собой воздействие права на общество и общественные отношения с целью их упорядочивания. Она определяет варианты и меру дозволенного поведения в рамках общественных отношений.
Регулятивная функций права неоднородна и включает в себя регулятивную нормативную функцию и регулятивную динамическая функция.
Регулятивная нормативная функция представляет собой правовое воздействие средствами нормативного закрепления правил поведения и регламентации функций и полномочий отдельных субъектов права.
Регулятивная динамическая функция представляет собой правовое воздействие посредством правоприменения с целью упорядочивания общественных отношений.
2. Охранительная функция призвана охранять общественные отношения от преступных посягательств и от нежелательных с точки зрения государства воздействий. Важной характеристикой охранительной функции является ее превентивная составляющая, направленная на недопущение правонарушений.
Охранительная функция реализуется в рамках общественных отношений посредством установления запретом, санкций, юридической ответственности за совершения противоправных действий.
Внешние функции права:
К внешним функциям права принято относить: экономическую, политическую, воспитательную, историческую, контролирующую и информационную функции права.
· Экономическая функция права призвана упорядочивать общественные отношения в сфере экономики, распределения экономических благ, установлением государственной политики в экономической сфере.
· Политическая функция права, которая регламентирует и упорядочивает общественные отношений в сфере осуществления властных полномочий.
· Воспитательная функция права участвует в формировании государственной идеологии, вырабатывает у субъектов правовых отношений мотивов к правомерному поведению и веру в силу и справедливость права.
· Историческая функция права призвана аккумулировать и обобщать исторический опыт народа и корректировать право на основе этих выводов.
· Контролирующая функция права призвана ограничивать и не допускать негативное с точки зрения общества поведение.
· Информационная функция права призвана доносить до общества информацию о праве, степени дозволенного поведения и возможные санкции за нарушение установленных правовых норм.
Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять: 1. Классовый подход к сущности права 2. Общесоциальный подход к сущности права 3. Диалектический подход к сущности права
Источник
Правовое регулирование
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).
В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.
Предмет правового регулирования
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:
— поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.
Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.
Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Источник