- Правила общения с ребёнком или метод» Активного слушания» консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методы активного слушания ребенка.
- Как слышать своего ребенка. Активное слушание
- Техника № 1. Пауза
- Техника № 2. Пересказ или парафраз
- Техника № 3. Сообщение о восприятии
- Техника № 4. Развитие мысли
- Техника № 5. Сообщение о восприятии себя
Правила общения с ребёнком или метод» Активного слушания»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Обучение правилам общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_obshcheniya_s_rebyonkom.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила беседы по способу активного слушания
Консультация для родителей
Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо, когда он очень устал, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), “слышите его”.
Для него этого лучше всего сказать, назвать “по имени” его чувство или переживание.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА — ЗНАЧИТ “ВОЗВРАЩАТЬ” ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВО.
Недостаток в воспитании: оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Своим советом и критическими замечаниями родители как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Родитель, поняв внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.
Такое буквальное СОЧУВСТВИЕ родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Родители, которые потребовали “озвучить” чувство ребенка, рассказывают о неожиданных, чудодейственных результатах.
Правила беседы по способу активного слушания.
1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно, повернитесь к нему лицом.
2. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
3. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Например:
Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
Родитель: Ты на него сильно обиделся.
Эта фраза удачна. Она показывает, что родитель настроился на “эмоциональную волну” сына, что он слышит и принимает его огорчение;
— А что случилось? Фраза, оформленная как вопрос,
— Ты что на него обиделся? не отражает сочувствия
Разница меду утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, а реакция на них бывает очень разная.
4. Очень важно в беседе “держать паузу”. После каждой реплики лучше всего промолчать. Это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может он что-то добавит. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
5. В вашем ответе важно повторить что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ее вести непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как вы увидите результаты, которые он дает. Их три:
— Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. Замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
— Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом переживаний, в то время, когда несколько минут слушания успокоили бы ребенка. Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
— Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Положительные результаты можно обнаружить уже в ходе беседы при активном слушании ребенка. Постепенно родители начинают обнаруживать изменения, более общего характера.
1. Родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.
2. Успех окрыляет родителей; они замечают в себе что-то новое; чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его “отрицательные” чувства. Родители начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаются. “Техника” активного слушания оказывается средством преображения родителей.
Мы думаем, что “применяем” ее к детям, а она меняет нас самих. В этом — ее чудесное свойство.
Вывод: активное слушание — путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями.
Источник
Методы активного слушания ребенка.
Лариса Меньшикова
Методы активного слушания ребенка.
Активное слушание
Активно слушать ребёнка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
Активно слушать собеседника —означает:
— Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
— Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Результаты применения активного слушания:
— Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
— Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
— Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
— Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Правила активного слушания:
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5.Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Правила беседы по способу активного слушания.
Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, обязательно ПОВЕРНИТЕСЬ К НЕМУ ЛИЦОМ. Очень важно также, чтобы ЕГО И ВАШИ ГЛАЗА НАХОДИЛИСЬ НА ОДНОМ УРОВНЕ. Если ребёнок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребёнка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза- первые и САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том.
ВО-ВТОРЫХ, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ.
В-третьих, очень важно в беседе «ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-ЧЕТВЁРТЫХ, в вашем ответе также иногда полезно повторить, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом ОБОЗНАЧИТЬ ЕГО ЧУВСТВО.
Пример активного слушания (пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком — Как?»):
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь. (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой.
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась.
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти.
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Практика активного слушания.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании,можно выделить следующие:
поощрение собеседника («Да-да», «Очень интересно», «Я вас слушаю » и т. п.);
уточнение («Что вы имеете в виду, говоря о. ?», «Что значит. ?» и т. п.);
дословное или почти дословное повторение слов собеседника («Если я правильно вас понял, вы предлагаете. «, «То есть вы считаете, что. «);
выражение сопереживания, понимания чувств собеседника («Я понимаю ваше состояние «, «Ваше возмущение можно понять «);
выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника («Таким образом, можно сделать вывод о том, что. «, «Вы хотите сказать, что. «, «Итак, подводя итоги. » и т. д.).
Действие Цель Как сделать Примеры
Поощрение 1. Выразить интерес
2. Поощрить другого человека говорить. не соглашайтесь, но и не спорьте
. используйте нейтральные слова, интонацию «Да-да. «, «Я вас слушаю«, «Очень интересно», «Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?»
Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части 1. Показать, что вы слушаете и понимаете, о чем идет речь
2. Проверить ваше понимание и вашу интерпретацию. переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты «То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?»
Уточнение 1. Помочь вам прояснить сказанное
2. Получить больше информации
3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты. задавайте вопросы «Когда это случилось?», «Что вы имеете в виду, говоря о. ?», «Что значит. ?»
Выражение сопереживания 1. Показать, что вы понимаете, что может чувствовать другой человек
2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства
3. Признать значимость чувств и переживаний собеседника. показывайте, что вы понимаете чувства другого человека
. признайте значимость проблем и чувств собеседника «Вы, кажется, очень расстроены?», «Мне кажется, вам не нравится эта работа»
Подведение итогов 1. Свести воедино важные факты и идеи
2. Создать основу для дальнейшего обсуждения. заново сформулируйте основные идеи «Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?'» «Итак, подводя итог сказанному. «
Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.
Решение задач ФГОС посредством активного внедрения интерактивных игр в воспитательно-образовательный процесс Главной целью моей работы является повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использования интерактивных.
Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Создание потребности подражать слову взрослого — ответственный момент в логопедической.
Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.
Повышение качества профессиональной компетентности педагогов посредством активного внедрения в образовательный процесс ИТ 1 слайд. Тема моей работы «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный.
Микропауза активного отдыха «Волшебник злой» Микропауза активного отдыха : «Волшебник злой»Вводная часть Инструктор Ф. К. : Ребята, хотите в физкультурную сказку попасть? Тогда смотрите,.
Техника активного слушания. Консультация для родителей. А как часто на самом деле мы слушаем своих детей? Есть техника, которой можно научиться, она поможет решить нам очень много возникающих.
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты» УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ «Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»» (ШКОЛА 21 ВЕКА) УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В. Тип урока: урок первичного предъявления.
Воспитание музыкальной культуры у детей с помощью слушания музыки Воспитание музыкальной культуры с помощью слушания музыки. С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное.
Источник
Как слышать своего ребенка. Активное слушание
Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное слушание». Умение выслушать и разговорить ребенка, которому сложно поделиться своими проблемами, точно пригодится как родителям, так и учителям.
Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.
Основные принципы активного слушания:
Я хочу услышать, что говорит ребенок.
Я хочу помочь ребенку.
Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.
Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.
Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и помогу ему в этом.
Ваш ребенок пришел домой в слезах и не хочет объяснить, в чем дело. Как понять, что именно беспокоит сына или дочку, когда в голову сразу же лезет самое плохое? Быть может, у него украли телефон или он подрался с хулиганами, а может, просто получил плохую отметку и теперь боится в этом признаться?
Не пытайтесь «выпытать» у него информацию, при сильном натиске ребенок, как и подросток, еще больше замыкается. Используйте техники активного слушания.
Техника № 1. Пауза
Вы останавливаетесь и даете ребенку возможность подумать. Часто после паузы появляется желание сказать что-то еще, о чем ранее хотелось бы умолчать. Психологически пауза дает возможность и вам, и ребенку отстраниться от себя и просто подумать: а что хочет дать мне понять собеседник?
Техника № 2. Пересказ или парафраз
Если вы слушаете ребенка, который пытается рассказать вам о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребенок услышит все со стороны. В результате вы покажете, что слушали, ребенок поймет, в чем суть проблемы и получит подтверждение, что его поняли.
– Мам, этот глупый Пашка опять меня сегодня толкнул, а еще и обзывается из-за очков, – начинает хныкать второклассница Лена.
– Ох, то есть он и обзывается, и дерется? – кивая головой, спрашивает мама.
– Да, и причем постоянно! Ну что я ему сделала.
Ребенок раскрывается постепенно, выдавая новые подробности проблемы, что в итоге может привести к выяснению причин конфликта.
Техника № 3. Сообщение о восприятии
Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело». «Понимаю, что это очень обидно». «Теперь я вижу, насколько важно для тебя решить этот вопрос». Так ребенок поймет, что эмоционально вы с ним на одной волне.
– Саша, милый, я понимаю, что ты очень волнуешься из-за ВПР по русскому, не переживай, – говорит мама.
– У меня ничего не получится, ты ничего не понимаешь! – заводится Саша.
– Получится, и я отлично тебя понимаю, сама в детстве всегда волновалась из-за контрольных.
Техника № 4. Развитие мысли
Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребенок теряется в эмоциях или фразах.
Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. Уточнение и развитие помогают сохранить понимание чувств.
– Мне нравится Сережа, но я не понимаю, что не так, он постоянно гуляет с Катей, а вчера с Женей, а я, когда он ко мне подошел, в общем, не знаю, как это получилось, – старшеклассница Оля путается в словах и переходит то на шепот, то на крик.
– Подожди, дорогая, что случилось, когда он к тебе подошел?
– Он подошел, а я не смогла ничего ему сказать и выглядела такой глупой.
– Ты не выглядела глупой, милая, я уверена. Ты просто промолчала?
Техника № 5. Сообщение о восприятии себя
Ребенку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребенок говорил.
– Мне было очень больно слышать, что ты так расстроена результатами контрольной, – говорит Ирина Николаевна своей ученице Оле.
Любые конфликты берут свое начало в непонимании, так что разговор и попытка диалога, а не обмена монологами, – это ваш главный способ стать друзьями со своим ребенком или учеником.
Источник