Права пациента способы защиты прав

КАК ПАЦИЕНТУ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Что можно сделать для защиты своих прав?
Мы умышленно не станем рассматривать проблемы, связанные с привлечением медицинских работников к уголовной ответственности, поскольку это компетенция правоохранительных органов. Для защиты нарушенных прав пациент может привлечь виновных к гражданской ответственности. Под ней понимают ответственность, связанную с дополнительными обременениями для правонарушителя, эта ответственность носит возместительный характер — возмещение убытков. Под ними понимают все расходы, которые произведены или должны быть произведены в будущем для восстановления здоровья или иного нарушенного права. Возмещение убытков производится за счет имущества правонарушителя. Предусмотрены также и другие способы возмещения убытков: безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги, соответствующее уменьшение цены оказанной услуги, безвозмездное повторное оказание услуги, возмещение понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги. Можно потребовать и возмещения морального вреда. Но для его определения нет четких критериев, и суд сам взвешивает размер морального вреда, исходя из аргументов истца и ответчика.
Ответственность врачей и ЛПУ по возмещению ущерба, причиненного ими здоровью и жизни граждан, возникает, если доказаны: наличие причиненного ущерба; факт противоправных действий медицинских работников или медицинских учреждений; связь между совершенными противоправными действиями и причиненным ущербом; вина медицинских работников. Анализ практики судебных рассмотрений по искам пациентов последних лет показывает, что доказать все четыре пункта — дело очень сложное, практически невозможное. В особенности затруднительна ситуация, когда врач предпринял неверные действия (бездействовал), поскольку не располагал необходимыми знаниями. В цивилизованных странах такая ситуация ведет к безусловному обвинению врача в непредумышленном убийстве и даже потере врачом права на работу по специальности. В нашей стране традиционно незнание считается извинительным обстоятельством.
Претензионная форма досудебного обращения к медицинскому учреждению необязательна, хотя и не возбраняется законом. Претензия — это требование к ЛПУ о добровольном устранении нарушений прав пациента. Она предъявляется в письменной форме и подписывается пациентом или его представителем. К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие ваши требования, или заверенные копии, либо выписки из них. Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку и должна быть рассмотрена администрацией ЛПУ в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения претензии ЛПУ принимает соответствующее решение, которое оформляется приказом руководителя.

Как себя вести
ЛПУ не вправе отказать вам в медицинской услуге без законных оснований. Требуйте объяснения причин и справку об отказе в госпитализации, в оказании помощи. Справка должна содержать мотив отказа. При отказе выдать такую справку составьте документ за подписью свидетелей (соседей, пациентов, сидящих в очереди к кабинету врача). Предложите расписаться врачу, но даже если он откажется, у вас останутся основания для обжалования его действий. Если у вас требуют какой-либо платы, поинтересуйтесь, является ли эта услуга платной. Обязательно получите квитанцию (чек) и проверьте правильность суммы и описания — за что уплачено. Если у вас требуют деньги в качестве условия оказания медицинской помощи, постарайтесь трезво оценить, можете ли вы где-то еще получить помощь. Возможно, для вашей жизни или жизни близкого вам человека это сейчас — единственный шанс.
Уже ваша решимость и грамотные действия могут привести к тому, что медицинские работники поймут свою неправоту и окажут вам помощь или пояснят, как вы можете получить необходимую помощь. Закон и обычай требуют от медицинских работников даже в случае, когда они не обязаны или не могут оказать соответствующую помощь, содействовать вам в поиске возможности получить помощь. Не считайте зазорным и недостойным обратиться в суд, поскольку это ваше конституционное право. Не забывайте, что ваша главная цель — получить высококачественную медицинскую помощь. Наказание халатных медиков, компенсация ущерба, выигрыш судебного иска — все это обычно весьма слабая компенсация за ущерб здоровью.
Требуя компенсации нанесенного вам или вашим близким ущерба, помните, что это не месть, это то, что необходимо для нормального функционирования медицины и общества в целом, в известном смысле вы предотвращаете возможные завтрашние трагедии других больных. Четко выделите существо нарушения. Определите, кто конкретно нарушил ваши права, и в соответствии с этим определите свой интерес. Возмещение ущерба, причиненного здоровью пациента, возможно только при установлении вины медицинского учреждения. Не всякий вред, причиненный пациенту при оказании медицинской помощи, является противоправным. Важно, чтобы причиненный здоровью пациента при оказании помощи вред был меньше вреда предотвращенного. Это не только то, к чему вы стремитесь, но это и главное правило врачебной профессии.

Читайте также:  Иные альтернативные способы досмотра для достижения целей досмотра могут применяться когда

© Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Ингушетия, 2006-2011 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Поддержка и сопровождение — ТайгерСофт

Адрес: 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Назарбаева, д. 3

Источник

Права пациента и способы их защиты

Среди прав, гарантированных гражданам России Конституцией Российской Федерации, одним из основополагающих является право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), которая оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. О том, какими правами наделен пациент, в том числе застрахованный по ОМС, при обращении за медицинской помощью и ее получении, как защищать свои права в случае их нарушения, рассказывает начальник отдела правового обеспечения МГФОМС Татьяна ПОНОМАРЕВА.

Основные законодательные акты о правах пациента

Основными законодательными актами, обеспечивающими конституционное право граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.93 (далее Основы законодательства) и Закон Российской Федерации № 1499-1 от 28.06.91 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.

В соответствии со ст. 30 Основ законодательства при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
Читайте также:  Четыре одинаковых резистора сопротивлением 2 ом соединены различными способами

Специальные законы о правах граждан в области охраны здоровья

  • Закон РФ № 3185-I от 02.07.92 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;
  • Закон РФ № 4180-I от 22.12.92 “О трансплантации органов и(или) тканей человека”;
  • Федеральный закон № 38-ФЗ от 30.03.95 “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”;
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.98 “О наркотических средствах и психотропных веществах”;
  • Федеральный закон № 86-ФЗ от 22.06.98 “О лекарственных средствах”;
  • Федеральный закон № 157-ФЗ от 17.09.98 “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”;
  • Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.99 “О государственной социальной помощи”.

Следует отметить, что обозначенный перечень основных прав не является исчерпывающим. Существует ряд специальных законов, которые предусматривают права граждан при оказании специализированных видов помощи. На сегодняшний день это:

Судебная защита

Споры в системе ОМС и способы их разрешения

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

При решении вопроса о передаче в суд спора, возникшего в системе обязательного медицинского страхования, существенным является определение целесообразности этого действия заинтересованными лицами. Возможно, спор можно урегулировать в досудебном порядке.

Все споры, возникающие в связи с нарушением прав застрахованных граждан, подведомственны судам общей юрисдикции. Согласно гражданско-процессуальному законодательству инициатива возбуждения судебного производства по спорам о защите прав застрахованных принадлежит заинтересованным лицам (застрахованный, его представитель, страховая медицинская организация). Решение вопроса о целесообразности передачи спора суду общей юрисдикции следует начинать с установления факта нарушения законодательно закрепленных прав застрахованных.

Обязанности медицинского учреждения в отношении застрахованного

Согласно ст. 15 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” страховая медицинская организация обязана контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора. Статьей 20 указанного закона определено, что договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) — это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованным гражданам медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования. Указанный договор заключается медицинским учреждением и страховой медицинской организацией и устанавливает права, обязанности, ответственность сторон и иные, не противоречащие законодательству РФ, условия.

В частности, медицинское учреждение, оказывающее медицинскую помощь по Московской городской программе обязательного медицинского страхования, обязуется:

  • оказывать застрахованным лечебно-профилактическую помощь (медицинские услуги) надлежащего качества в объеме и на условиях Московской городской программы ОМС в соответствии с разрешенными ему видами медицинской деятельности;
  • обеспечить застрахованных медицинской помощью в другом медицинском учреждении, участвующем в реализации Московской городской программы ОМС, при невозможности оказать по медицинским показаниям лечебно-профилактическую помощь (медицинские услуги) необходимого вида, объема;
  • информировать застрахованных о медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, в том числе перечне, порядке и условиях предоставления медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, т.е. при предъявлении полиса ОМС, находящегося на руках у застрахованного.

По какому поводу пациенты обращаются к урегулированию спора в досудебном порядке или в суд?

К наиболее часто встречающимся нарушениям, которые могут послужить поводом для обращения к урегулированию спора в досудебном порядке или в суд за защитой, относятся:

1 ) Необоснованный отказ в оказании медицинской помощи, неоказание медицинской помощи, повлекшие за собой причинение вреда здоровью либо смерть застрахованного.

2 Некачественное оказание медицинской помощи, повлекшее неблагоприятные последствия для застрахованного, а именно:

  • поздняя диагностика и неоправданно затянувшийся диагностический процесс, повлекшие позднее начало патогенетической терапии и, как следствие, запоздалое излечение больного, что оказалось связанным с удлинением сроков физического и нравственного страдания пациента;
  • неправильная диагностика заболевания, повлекшая неадекватное лечение, удлинение сроков лечения, развитие возможных осложнений и, как следствие, причинение дополнительных физических и нравственных страданий, смерть;
  • ошибочный выбор способа хирургического вмешательства, вида медицинской процедуры или лекарственной терапии, повлекший утяжеление состояния больного, развитие осложнений, удлинение сроков лечения, возможную инвалидизацию, смерть;
  • ошибки при выполнении хирургических операций, медицинских процедур и медикаментозной терапии, повлекшие утяжеление состояния больного, развитие осложнений, удлинение сроков лечения, возможную инвалидизацию, смерть;
  • поздняя госпитализация, сопровождающаяся утяжелением состояния больного или пострадавшего и повлекшая дополнительные физические и нравственные страдания, смерть;
  • нарушение правил транспортировки пострадавшего или больного, приведшее к развитию острых осложнений, критического состояния здоровья, смерти;
  • нарушение преемственности в лечении, выражающееся в неполучении информации о лечебно-диагностических мероприятиях, выполнявшихся на предыдущих этапах диагностики и лечения, вследствие которого ухудшается состояние здоровья пациента;
  • неоправданно ранняя выписка больного из стационара, преждевременное прекращение амбулаторного или стационарного лечения;
  • ошибки или небрежность при ведении медицинской документации, приводящие к ошибочной или поздней диагностике, нарушению преемственности в лечении, ошибочному врачебно-экспертному решению и, как следствие, к причинению пациенту морального вреда;
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия, приводящие к ухудшению физического состояния здоровья, смерти;
  • грубое, бестактное, неуважительное, негуманное отношение медицинского персонала к человеку, обратившемуся в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью; к пациенту, находящемуся в стационаре в беспомощном состоянии; к больному, которому проводятся медицинские процедуры в порядке лечения или реабилитации.
Читайте также:  Каким способом начисляется амортизация нематериальных активов бюджетных организациях

3) Несоблюдение права пациента на отказ от медицинского вмешательства.

4) Взимание платы с застрахованного за оказание медицинской помощи, входящей в программу обязательного медицинского страхования.

5) Нарушение прав застрахованного в части его информированности о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения и на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну.

Если вы приняли решение о передаче дела в суд

Принимая решение о передаче дела на разрешение суда, необходимо установить не только факт нарушения прав и интересов, но и ответить на вопрос: все ли формы защиты, позволяющие добиться положительного результата на досудебном этапе, были применены по конкретному спору? Речь идет, например, о претензионном порядке урегулирования споров, в том числе путем обращения в страховую медицинскую организацию, выдавшую застрахованному полис ОМС, Городскую арбитражную экспертную комиссию. Переходить к судебной процедуре целесообразно тогда, когда использование вышеназванных процессуальных форм не дало необходимых результатов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в суде заинтересованному лицу необходимо будет доказать причинно-следственную связь причинения вреда здоровью вследствие неправомерных действий медицинского персонала, что является наиболее сложным при рассмотрении спора в суде.

Если использование досудебных способов защиты оказалось неэффективным, то последней инстанцией выступает суд. Кроме того, в судебном порядке возможно оспорить действия должностных лиц, нарушающих права граждан. Защита прав пациента при обращении за медицинской помощью в системе ОМС осуществляется в форме искового производства.Источник статьи; Медицинский вестник № 19 (404)

Статья 6 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” также предусматривает права граждан РФ. Граждане РФ имеют право на:

  • обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • выбор медицинской страховой организации;
  • выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

Куда обращаться с жалобой?

В случае нарушения прав пациента он может обратиться с жалобой:

Источник

Оцените статью
Разные способы