- Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Права медицинских работников способы их защиты
- 6.2. Способы защиты прав медицинских работников
- Защита прав медработников. Что нужно знать?
- Защита прав врачей
- Правовая защита врача
- Защита врача в суде
Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
ГАРАНТ:
Статья 72 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
Статья 72 . Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Информация об изменениях:
Статья 72 дополнена частью 3 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
3. Информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 72 настоящего Федерального закона
Источник
Права медицинских работников способы их защиты
Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
См. Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, утв. Постановлением Правительства от 03.04.2006 N 191.
1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
(часть 3 введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ)
Источник
6.2. Способы защиты прав медицинских работников
Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты медработником своих нарушенных прав. Он может выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты прав.
Административный порядок используется в тех случаях, когда нарушение прав медицинского работника допущено со стороны должностных лиц (необоснованное привлечение к ответственности), уполномоченных государственных органов (например, лишение лицензии на право заниматься частной медицинской практикой).
Медработник вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающих его права, к вышестоящим в порядке подчиненности государственным органам, общественным организациям, должностным лицам.
Вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.
удовлетворить жалобу полностью или частично;
обоснованно отказать в ней полностью либо в части;
передать жалобу другому органу на рассмотрение.
Если медработнику в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Результатом применения административного порядка может являться:
восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
прекращение действий, нарушающих права;
привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав.
Медицинский работник для защиты нарушенного права вправе прибегнуть к судебному способу защиты. В зависимости от того, какие права медицинского работника нарушены, применяется исковое производство или производство, вытекающее из административно-правовых отношений.
Исковой порядок применяется при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью медицинского работника по вине работодателя в связи с осуществлением профессиональной деятельности или по вине пациента при оказании медицинской помощи; о возмещении морального вреда; вытекающих из трудовых правоотношений; о защите чести и достоинства.
Исковое заявление — это требование к судебному органу о защите нарушенного права или оспариваемого права, о возмещении вреда причиненного правонарушением.
Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица.
Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, могут предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда.
Исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:
истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
истцы — рабочие, служащие — по искам о взыскании заработной платы и другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
граждане — по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Дальнейшее рассмотрение споров осуществляется в порядке, предусмотренном действующим гражданско-процессуальным законодательством.
Судебный порядок рассмотрения споров является строго регламентированной процедурой. Заинтересованные лица могут обратиться в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к административной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в административном порядке, в комиссии по трудовым спорам, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения.
Защита прав медицинского работника в порядке производства, возникающего из административно-правовых отношений, осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба медицинского работника, обращенная к компетентному судебному органу. Медицинский работник вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются определенные сроки, которым придается значение, аналогичное сроку исковой давности.
Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:
признание обжалуемого действия (решения) незаконным;
возложение обязанности удовлетворить требование медработника;
восстановление нарушенного права;
привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав медработника;
Источник
Защита прав медработников. Что нужно знать?
Понятие «пациентского экстремизма», к большому сожалению, прочно укоренилось в сфере медицинского обслуживания. Есть категория пациентов, которая часто предъявляет медработникам необоснованные претензии, доводя их до крупных информационных скандалов. Именно поэтому каждый работник здравоохранения должен знать о том, каким образом он может себя защитить от несправедливых обвинений и необоснованной агрессии со стороны пациентов.
Кроме обязанностей, о которых так любят говорить «пациенты-экстремисты», у врачей и среднего медперсонала есть и права, регулируемые российским законодательством. Большинство людей, предъявляющих врачам обвинения, об этом даже и не подозревают. Чаще всего и сами врачи, оказываясь в тяжёлых моральных ситуациях, не знают, как себя вести в данном случае и что нужно предпринимать для своей защиты.
Защита прав врачей
Подробная информация об основных правах медработников содержится в статье 72 Федерального закона № 323 — ФЗ, повествующего об охране здоровья наших граждан. Например, работники сферы здравоохранения имеют право на ряд гарантий:
- достойные условия труда;
- возможность повышения профессиональной квалификации и профпереподготовки за счёт организации, где они трудятся;
- право на то, чтобы застраховать риск ответственности и т. д.
Правовая защита врача
В российском законодательстве имеются варианты, согласно которым можно и нужно защищать права медработников. Как правило, различают:
- дисциплинарную;
- досудебную;
- административную;
- судебную форму.
Если права врача или среднего медицинского работника явно нарушены должностными лицами (к примеру, когда речь идёт о том, что человека привлекли к ответственности несправедливо и без надлежащих обоснований), в юридической практике прибегают к административному разбирательству. Медработник имеет полное право заявить о своей претензии, изложив её в письменной форме и отправив в вышестоящую инстанцию. Срок рассмотрения заявления должен составлять один месяц.
В случае, когда решение так и не было принято либо разбирательство разрешилось не в пользу сотрудника ЛПУ, он имеет право обратиться в судебные органы.
Защита врача в суде
Суд рассматривает следующие дела:
- о возмещении ущерба, который был нанесён здоровью сотрудника его работодателем;
- о возмещении любых моральных компенсаций.
Итак, защитить честь, достоинство и здоровье работники сферы здравоохранения могут, обратившись в суд, о чём прямо упоминается в Гражданском кодексе (ст. 152). Медицинский работник — такой же гражданин своей страны, как и представители других профессий, поэтому он имеет абсолютно равные права с другими людьми и возможность организации их профессиональной защиты.
Главное отличие многих врачей от «особо опасных» пациентов состоит в том, что они часто предпочитают погружаться в свою работу, не вникая в юридические аспекты, связанные с возможными разбирательствами. В то же время люди скандальные, ищущие повода придраться к медработникам, о своих «правах» заявляют на каждом шагу, воспринимая доктора как некий обслуживающий персонал, который должен выполнять каждую прихоть пациента по первому зову. Бывает, что и работодатели ведут себя не лучше, предпочитая закрывать глаза на происходящее, а вышестоящие инстанции игнорируют жалобы от медработников, потому что просто не хотят ими заниматься.
Врачам, постоянно работающим в любом ЛПУ, независимо от того, частное оно или государственное, необходимы знания об основах медицинского права. Более подробно ознакомиться с этой сферой возможно в том числе на семинарах, которые регулярно проводит при поддержке СНТА Полина Георгиевна Габай, профессиональный юрисконсульт по медицинскому праву. Участники семинаров узнают о том, какую тактику следует предпринимать в случае попадания в сложную и неприятную ситуацию, чтобы впоследствии не стать жертвой агрессивных пациентов или недобросовестных работодателей. Также на семинарах будут разобраны самые яркие примеры нашумевших в прессе уголовных дел, связанных с «пациентским экстремизмом».
Следующий авторский образовательный цикл из пяти семинаров «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники» стартует уже 7 ноября 2019 года. При этом у всех заинтересованных в участии лиц есть возможность либо приобрести отдельно один семинар или в любой комбинации с другими семинарами цикла, либо купить полный цикл, получая скидку 20%.
Авторский цикл от Полины Габай включает в себя такие актуальные темы, как:
Источник