Права медицинских работников способы их защиты

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

ГАРАНТ:

Статья 72 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 72 . Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Информация об изменениях:

Статья 72 дополнена частью 3 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

3. Информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 72 настоящего Федерального закона

Источник

Права медицинских работников способы их защиты

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

См. Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, утв. Постановлением Правительства от 03.04.2006 N 191.

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

Читайте также:  Очищение кишечника естественным способом

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

(часть 3 введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

Источник

6.2. Способы защиты прав медицинских работников

Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты медработником своих нарушенных прав. Он может выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты прав.

Административный порядок используется в тех случаях, когда нарушение прав медицинского работника допущено со стороны должностных лиц (необоснованное привлечение к ответственности), уполномоченных государственных органов (например, лишение лицензии на право заниматься частной медицинской практикой).

Медработник вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающих его права, к вышестоящим в порядке подчиненности государственным органам, общественным организациям, должностным лицам.

Вышестоящие в порядке подчиненности государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

удовлетворить жалобу полностью или частично;

обоснованно отказать в ней полностью либо в части;

передать жалобу другому органу на рассмотрение.

Если медработнику в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Результатом применения административного порядка может являться:

восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

прекращение действий, нарушающих права;

привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав.

Медицинский работник для защиты нарушенного права вправе прибегнуть к судебному способу защиты. В зависимости от того, какие права медицинского работника нарушены, применяется исковое производство или производство, вытекающее из административно-правовых отношений.

Исковой порядок применяется при рассмотрении споров о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью медицинского работника по вине работодателя в связи с осуществлением профессиональной деятельности или по вине пациента при оказании медицинской помощи; о возмещении морального вреда; вытекающих из трудовых правоотношений; о защите чести и достоинства.

Исковое заявление — это требование к судебному органу о защите нарушенного права или оспариваемого права, о возмещении вреда причиненного правонарушением.

Читайте также:  Хозяйственный способ строительства это способ при котором строительство

Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, могут предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда.

Исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются:

истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

истцы — рабочие, служащие — по искам о взыскании заработной платы и другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

граждане — по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Дальнейшее рассмотрение споров осуществляется в порядке, предусмотренном действующим гражданско-процессуальным законодательством.

Судебный порядок рассмотрения споров является строго регламентированной процедурой. Заинтересованные лица могут обратиться в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к административной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в административном порядке, в комиссии по трудовым спорам, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения.

Защита прав медицинского работника в порядке производства, возникающего из административно-правовых отношений, осуществляется в соответствии с гл. 25 Гражданского процессуального кодекса «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба медицинского работника, обращенная к компетентному судебному органу. Медицинский работник вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются определенные сроки, которым придается значение, аналогичное сроку исковой давности.

Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:

признание обжалуемого действия (решения) незаконным;

возложение обязанности удовлетворить требование медработника;

восстановление нарушенного права;

привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав медработника;

Источник

Защита прав медработников. Что нужно знать?

Понятие «пациентского экстремизма», к большому сожалению, прочно укоренилось в сфере медицинского обслуживания. Есть категория пациентов, которая часто предъявляет медработникам необоснованные претензии, доводя их до крупных информационных скандалов. Именно поэтому каждый работник здравоохранения должен знать о том, каким образом он может себя защитить от несправедливых обвинений и необоснованной агрессии со стороны пациентов.

Кроме обязанностей, о которых так любят говорить «пациенты-экстремисты», у врачей и среднего медперсонала есть и права, регулируемые российским законодательством. Большинство людей, предъявляющих врачам обвинения, об этом даже и не подозревают. Чаще всего и сами врачи, оказываясь в тяжёлых моральных ситуациях, не знают, как себя вести в данном случае и что нужно предпринимать для своей защиты.

Защита прав врачей

Подробная информация об основных правах медработников содержится в статье 72 Федерального закона № 323 — ФЗ, повествующего об охране здоровья наших граждан. Например, работники сферы здравоохранения имеют право на ряд гарантий:

  • достойные условия труда;
  • возможность повышения профессиональной квалификации и профпереподготовки за счёт организации, где они трудятся;
  • право на то, чтобы застраховать риск ответственности и т. д.
Читайте также:  Каким способом можно получить пропен

Правовая защита врача

В российском законодательстве имеются варианты, согласно которым можно и нужно защищать права медработников. Как правило, различают:

  • дисциплинарную;
  • досудебную;
  • административную;
  • судебную форму.

Если права врача или среднего медицинского работника явно нарушены должностными лицами (к примеру, когда речь идёт о том, что человека привлекли к ответственности несправедливо и без надлежащих обоснований), в юридической практике прибегают к административному разбирательству. Медработник имеет полное право заявить о своей претензии, изложив её в письменной форме и отправив в вышестоящую инстанцию. Срок рассмотрения заявления должен составлять один месяц.

В случае, когда решение так и не было принято либо разбирательство разрешилось не в пользу сотрудника ЛПУ, он имеет право обратиться в судебные органы.

Защита врача в суде

Суд рассматривает следующие дела:

  • о возмещении ущерба, который был нанесён здоровью сотрудника его работодателем;
  • о возмещении любых моральных компенсаций.

Итак, защитить честь, достоинство и здоровье работники сферы здравоохранения могут, обратившись в суд, о чём прямо упоминается в Гражданском кодексе (ст. 152). Медицинский работник — такой же гражданин своей страны, как и представители других профессий, поэтому он имеет абсолютно равные права с другими людьми и возможность организации их профессиональной защиты.

Главное отличие многих врачей от «особо опасных» пациентов состоит в том, что они часто предпочитают погружаться в свою работу, не вникая в юридические аспекты, связанные с возможными разбирательствами. В то же время люди скандальные, ищущие повода придраться к медработникам, о своих «правах» заявляют на каждом шагу, воспринимая доктора как некий обслуживающий персонал, который должен выполнять каждую прихоть пациента по первому зову. Бывает, что и работодатели ведут себя не лучше, предпочитая закрывать глаза на происходящее, а вышестоящие инстанции игнорируют жалобы от медработников, потому что просто не хотят ими заниматься.

Врачам, постоянно работающим в любом ЛПУ, независимо от того, частное оно или государственное, необходимы знания об основах медицинского права. Более подробно ознакомиться с этой сферой возможно в том числе на семинарах, которые регулярно проводит при поддержке СНТА Полина Георгиевна Габай, профессиональный юрисконсульт по медицинскому праву. Участники семинаров узнают о том, какую тактику следует предпринимать в случае попадания в сложную и неприятную ситуацию, чтобы впоследствии не стать жертвой агрессивных пациентов или недобросовестных работодателей. Также на семинарах будут разобраны самые яркие примеры нашумевших в прессе уголовных дел, связанных с «пациентским экстремизмом».

Следующий авторский образовательный цикл из пяти семинаров «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники» стартует уже 7 ноября 2019 года. При этом у всех заинтересованных в участии лиц есть возможность либо приобрести отдельно один семинар или в любой комбинации с другими семинарами цикла, либо купить полный цикл, получая скидку 20%.

Авторский цикл от Полины Габай включает в себя такие актуальные темы, как:

Источник

Оцените статью
Разные способы