Практикум по теме деятельность способ существования человека

разработка урока-практикума «Деятельность», 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Разработка урока-практикума «Деятельность, как способ существования человека», для обучающихся 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok.docx 32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет “Обществознание”

Тема: «Деятельность, как способ существования людей»

Возраст учащихся: 10 класс.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ

Педагогические техники: ПОПС – формула.

Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

  • Мотивационный блок;
  • Информационный блок;
  • Аналитический блок;
  • Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, медаиэкран
  • раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
  • презентация, содержащая следующие слайды:

В. Определения понятия деятельность, главные моменты

Г. Структура деятельности

Д. Виды деятельности человека

Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока

При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”

— учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.

1. Содержательная часть

Сделать хотел грозу

Сделать хотел утюг

Слон получился вдруг

Крылья как у пчелы

С желтою полосой

Вместо ушей цветы

Вместо хвоста нога

Ночью мне снится сон

Плачут коза и слон

Я не хотел бы вновь

Плачут и говорят

Встретиться с той козой

Что с нами сделал ты?

Прочитать слова известной песни:

Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)

2. Организационная часть

Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:

— уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;

— поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.

3. Проблемная часть

Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):

— Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).

— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

— деятельность – активные действия;

— у деятельности есть цель;

— она направлена на результат.

Субъектом деятельности будет тот кто осуществляет деятельность

Объектом, на что направлена деятельность

Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Цель — “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека- предвосхищенный образ результата

Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).- с помощью чего будет осущ-ся деятельность

Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)-цепочка действий данной деятельности

Результат – реализованная цель (слайд).

Существуют различные виды деятельности ОЧЕНЬ МНОГО и основные духовная – изменения сознание людей и практическая -преобразование объектов, творческая создание неповторимого, познавательная – приобретение и закрепление знаний и способностей человека.

Если рассматривать в разрезе развития личности то это следующая структура игра, учение , труд и общение . Игра –важен не результат деятельности а сам процесс деятельности, учение-деятельность направленная на приобретение знаний и способностей, труд-деятельность направленная на получение практического результата

Для деятельности человека присущи такие черты как сознательность, продуктивность, преобразование, общественность. Начнем с первого -деятельность носит сознательный характер- человек сознательно выдвигает цели и предвидит результат, продуктивный характер- деятельность направлена на получение результата, продукта, с целью удовлетворения насущных потребностей нужд человека для поддержания организма и развития личности (биологические- потребность в том что необходимо для жизни и существования, социальные- потребность в трудовой деятельности, созидании, творчестве, идеальные- все что необходимо для духовного развития человека), преобразующий характер- человек в ходе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя, общественный характер- человек в процессе деятельности вступает во взаимоотношения с другими людьми.

Ваша задача, проанализировав основные виды деятельности на информационных листах кратким описанием сути основных видов деятельности человека, заполнив таблицу доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.

В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.

Подведение содержательных итогов занятия.

Подведение общих итогов.

Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.

Возвращение к ожидаемым результатам

Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.

Рефлексия и оценивание.

— Определить виды деятельности на уроке

— Значимость и полезность занятия

— Интересное, необычное на уроке

— Оценивание (если необходимо)

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Эта деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.

Во-вторых, данная деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта данной деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках

В-третьих, материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в этой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

В-четвертых, данная деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.

В-пятых, эта деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.

Данная деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса –деятельности людей. Процесс приобретения знаний, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Цель данной деятельности – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты этой деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс приобретения знаний (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.

В процессе данной деятельности природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.

Наука предполагает разные определения этой деятельности. Приведем два из них:

— Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

— Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Эта деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.

Данная деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе этой деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.

Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).

Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.

Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является данная деятельностью.

Эта– деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко данная деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле эта деятельность является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.

Важное место в этой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий

Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к этой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт данной деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)

Источник

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Деятельность – способ существования людей. Практикум

Конституция Российской Федерации

Практикум. Материалы к уроку.

Право. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.

Цель урока – закрепить знания по содержанию Конституции Российской Федерации. Совершенствовать работу с текстом Конституции.

Образовательные задачи : повторить материал, посвященный вопросам полномочий органов власти РФ.

Развивающие задачи : развивать умение анализировать нормативные документы, их содержание, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи : формировать гражданскую правовую культуру сознательного участника правовых отношений.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом по вопросам: государственный аппарат, структура Конституции РФ, органы власти в РФ, полномочия органов власти по ст. 71,72, 83,84,102, 103,114.

3. Этап мотивации. Признаком демократии является разделение власти на три самостоятельные ветви, каждая из которых имеет свои полномочия в соответствии с Конституцией. Тестовый режим заданий позволит закрепить полученные знания по органам власти в РФ, проверить уровень усвоения учебного материала.

4. Этап постановки учебных и /или контрольно-аналитических целей. Вопросы :

— Выделить полномочия РФ и совместные РФ и субъектов;

— выделить полномочия Президента и Правительства РФ

-выделить полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

5. Решение тестов (приложение 1,2,3).

8. Рефлексия. Какие знания были актуализированы сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?

9. Оценивание работы на уроке в форме взаимооценки.

11. Итог урока. Разделение полномочий трех ветвей власти позволяет реализовать принципы демократии.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

  • Сейчас обучается 124 человека из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 716 человек из 73 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1133049

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как восстановить замкнутую банку аккумулятора простой способ
Оцените статью
Разные способы