- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики на тему: Представление данных. Задачи математической статистики. методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формы представления данных. Формы. Практическая работа : Создание форм
- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Представление информации в различных системах счисления»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики на тему: Представление данных. Задачи математической статистики.
методическая разработка на тему
Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: «Представление данных. Задачи математической статистики» путем применения различных форм и методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ КО «Калужский торгово-экономический колледж»
Представление данных. Задачи математической статистики.
Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: «Представление данных. Задачи математической статистики» путем применения различных форм и методов обучения.
Тема очень актуальна, т.к. в ней рассматриваются вопросы связи математики и статистики, примеры, связанные с повседневной жизнью, показаны варианты статистического исследования (опрос, наблюдение), способы отыскания зависимости между признаками изучаемых явлений, различные формы проведения исследовательской работы, один из видов групповой работы с последующей защитой. На уроке используются межпредметные связи, , что помогает обучающимся прочно усваивать материал и углубить имеющиеся знания по дисциплине.
Тип урока – комбинированный.
Образовательная: Повторить способы представления статистической информации, углубить знания обучающихся по истории развития статистики и ее применению , показать, как применяются ранее приобретенные знания для обработки и анализа результатов исследования. Развивающая: Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи изучаемого материала, формировать навыки самостоятельного решения задач
Воспитательная: Воспитывать устойчивый интерес к изучению математики, воспитывать любознательность, аккуратность при выполнении чертежей, ответственность за получение новых знаний.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: исследование
- Учебники А.Н.Колмогоров. Алгебра и начала анализа 10-11.Москва, «Просвещение», 20014 г.
- Мультимедиа с презентацией.
- Выставка книг рекомендуемой литературы.
- Карточки с алгоритмом нахождения средних характеристик.
- Карточки- бланки для проведения групповой работы.
1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме.
Виды работ: Что такое статистика? – информационный слайд. История статистики — доклад обучающегося. Виды статистики — информационный слайд, эвристическая беседа
3. Основная часть урока. Изучение нового материала.
- Примеры применения описательной статистики. Информационный слайд.
- Способы представления данных. Анализ научно-исследовательской работы.
Виды работ: Проверка домашнего задания. Сообщение обучающихся о результатах проведенного исследования. Групповая работа по результатам исследования – построение различных видов диаграмм, Анализ проделанной работы по каждой группе – выводы обучающихся. Художественная самодеятельность: а) Реклама оператора сотовой связи;
б) Исполнение частушек.
3. Числовые характеристики статистических рядов. Информационный слайд с алгоритмом нахождения числовых характеристик. Сообщение обучающихся о результатах проведенного исследования.
Групповая работа по результатам исследования с последующей защитой – нахождение числовых характеристик для исследуемых рядов.
Применение числовых характеристик. Решение задач практического содержания.
5. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
- Оргмомент – приветствие, проверка подготовки обучающихся и аудитории к уроку, проверка посещаемости, внешнего вида учащихся. Сообщение темы и цели урока, формы проведения.
- Актуализация опорных знаний.
Повторение ранее изученного материала, связь новых понятий с изученными ранее
«Статистика знает все», — так утверждали И.Ильф и Е.Петров в романе «Двенадцать стульев». «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок:»
Это описание дает представление о предмете статистика. А что же такое статистика? Попробуем дать ответ. Дизраэли, английский премьер-министр так ответил на этот вопрос: «Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистика». А что же нам подскажет словарь?
Слово «статистика» происходит от латинского status, а в нашем понимании она используется следующим образом(Демонстрация слайда). На слайде даны направления, которыми занимается статистика.
Мы с вами будем знакомиться с элементами статистики как научного направления и будем рассматривать методы и понятия «описательной статистики», которая занимается вопросами сбора и представления первичной статистической информации.
Представление результатов исследований в области истории статистики
История статистики. Выступление с докладом обучающегося.
Виды статистики. Эвристическая беседа.
3. Основная часть урока. Изучение нового материала.
I. Примеры применения описательной статистики. Задача.
Был произведен опрос спортивной команды колледжа, которая отвечала на вопрос: Какой цвет спортивного костюма вам больше нравится? Были получены следующие результаты: К,р,ж,о,з,г,с,ф,м,к,к,ж,о,о, з,г,з,г,к,о,з,з,г, к,к,к,к,з,к,з,к. (Буква означает цвет костюма). Давайте упорядочим ряд.
Вопрос : Какой недостаток имеет такая форма записи? А как короче записать этот ряд? Свернутая форма записи называется статистическим распределением ряда
Мы с вами проранжировали ряд. В каком виде это можно записать? (в виде таблицы). А можно эти данные записать в виде диаграмм. Какие виды диаграмм вы знаете? (столбчатая, круговая). Эти данные мы можем изобразить кусочно-линейной диаграммой, где графиком является множество дискретных точек, соединенных ломаной линией
Вопрос : Какой же вид диаграммы наиболее удобен для представления данных?
Ответ : Графиками удобнее пользоваться, когда аргументом х является время. Круговая диаграмма выбирается тогда, когда интересует % соотношение от общего количества. Столбчатая диаграмма может быть использована для любого представления данных.
Преподаватель: Существует еще диаграмма рассеивания и электронные таблицы, где все подсчеты активизируются.
II. Способы представления данных. Анализ научно-исследовательской работы. Наша группа провела научно-исследовательскую работу. Был проведен социологический опрос студентов 1 и 2 курса, которые отвечали на следующие вопросы: Каким оператором сотовой связи вы пользуетесь?Какой банк обслуживает ваших родителей?
- Какие виды фруктов вы хотели бы видеть в меню нашей столовой.
Задание: Представьте результаты исследования в виде диаграмм:
1 группа – кусочно-линейная , 2 – круговая , 3 – столбчатая диаграмма.
Вопросы: Оператору какой связи отдают предпочтение студенты нашего колледжа? Связь какого оператора наименее популярна? Каким банкам доверяют работодатели? Какие фрукты нравятся большинству ребят?
Рекламная пауза. Реклама Теле 2 и МТС и мобильных телефонов.
III. Числовые характеристики статистических рядов.
Преподаватель: Но мы не учли все характеристики для описания рядов статистики. Для обоснованных выводов и прогнозов на их основе, надо указать, насколько используемые данные различаются. А для этого мы должны с вами использовать числовые характеристики изучаемого числового ряда- среднее арифметическое, мода, медиана, размах, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, которые отражают суть изучаемого явления. Давайте вспомним определение ранее изученных величин.(Студенты дают определение среднего арифметического, моды и медианы). И дадим определения новым понятиям -дисперсии и среднеквадратического отклонения.
Задача. Студент получил по статистике в течение семестра оценки:
335445543. Задание: Найти все средние характеристики этого ряда и сравнить их между собой.
1.Групповая работа с последующей защитой. Задание . По данным проведенных студентами опроса -роста студентов нашей группы, изменений температуры за январь 2014года и количества дорожно-транспортных происшествий в городе Калуге, найти все средние характеристики и результаты оформить в таблице.
Рассмотрим теперь особенности этих величин.Применение числовых характеристик. Решение задач практического содержания
Задача. 1. Студент Виталий подрабатывает продажей газет. Он предложил Мише заняться этим. Миша решил изучить спрос и в течении 2-х часов он записывал количество газет, проданных Виталием. Результаты он представил в виде табли ц ы.
Источник
Формы представления данных. Формы. Практическая работа : Создание форм
Тема: Формы представления данных. Формы. Практическая работа №5 Создание форм
v освоить способы ввода и редактирования данных с использованием формы;
v иметь представление о способах создания форм.
v повторить основные понятия и объекты базы данных;
v познакомить с новыми способами ввода информации в базу данных;
v отрабатывать полученные знания с использованием компьютера;
v совершенствовать навыки работы с прикладной программой Microsoft Office Access 2003
v воспитывать информационную культуры учащихся;
Планируемые результаты: в процессе урока у учащихся должно сформироваться представление о понятии: «формы», выработаться практические навыки по созданию форм в СУБД Access
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, объяснять, приводить примеры;
• активность и размышление при решении возникающих задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
• совершенствование работы с базами данных;
• умение работать с поисковыми системами;
• умение применять ранее изученные понятия и методы при выполнении практической работы.
• умение выделять основную задачу в проблемной ситуации;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения возникающих проблем (правило учебника), и представлять ее в понятной форме (применение к решаемой задаче); принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение выдвигать варианты решения задач;
• умение применять различные способы рассуждений;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать варианты для решения задач;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
Дидактическое обеспечение: карточки;
Тип урока: урок построения системы знаний
Оборудование урока: компьютерный класс с наличием ученических и учительского компьютеров, презентация «Ввод информации в базу данных с помощью формы», тетради.
Межпредметные связи: литература, география
Учитель: Цель нашего урока- изучить новый способ ввода и редактирования базы данных (Слайд 1), но прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомним знаний, приобретенные на предыдущих уроках.
— Что такое база данных? (Слайд 2)
-Для чего созданы системы управления базами данных?
— Какими объектами управляет база данных? (Слайд 2)
-Повторим этапы создания базы данных? (Слайд 3,4)
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хочу зачитать вам стихотворение
Слышали о таком писателе ?
Это писатель нашего родного города Тореза. Городу в этом году исполняется круглая дата 240 лет. И к этому событию мы сегодня будем создавать БД
«Прославленные люди города Тореза»
Теоретическая основа урока
На предыдущих уроках мы рассматривали возможность ввода и редактирования данных в режиме таблицы (Слайд 4). Таблица включала в себя небольшое количество полей, что позволяло уместить её на экране монитора. Предлагаю открыть базу данных «Улицы города Тореза» из папки «Мои документы». Рассмотрите содержимое таблицы «Улицы города Тореза». Удобно ли работать с такой таблицей? И почему?
Ответы детей. Не удобно, так как не все поля входят на экран монитора. Приходиться пользоваться полосой прокрутки для полного просмотра всей таблицы.
Учитель: Совершенно верно. Часто используются таблицы, которые имеют такое количество полей, которое не умещается на экран и приходится использовать ползунок, отчего бывает сложно соотнести записи различных полей.
Проблему эту можно решить, если использовать специальные карточки (формы), в которой отображается отдельная запись с соответствующими полями (Слайд 5).
Запишем в тетради тему урока и определение понятия «форма».
Формами называют настраиваемые диалоговые окна, сохраняемые в базе данных в виде объектов специального типа.
Для работы в режиме формы необходимо, чтобы структура таблицы была уже создана, тогда выбор вкладки Форма автоматически запускает Мастер форм и исходной структурой.
Воспользуемся демонстрационным материалом и запишем в тетради этапы создания формы.
Далее рассматривается презентация, начиная со слайда 6 по слайд 12.
Учащиеся смотрят на экран и записывают алгоритм построения формы себе в тетрадь.
Практическая часть урока
1. Создаем БД «Прославленные люди города Тореза» , которая имеет поля Ф.И., Дата рождения, Род деятельности, Работы авторов.
Источник
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Представление информации в различных системах счисления»
«Представление информации в различных системах счисления»
Тема 2. Информация и информационные процессы
Цель занятия: освоить алгоритмы перевода целочисленных значений из одной позиционной системы счисления в другую.
Материально-техническое обеспечение: дидактический материал, учебник.
Краткие теоретические сведения
Система счисления (СС) – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления.
В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит. Например:
11 – здесь первая единица обозначает десять, а вторая – 1.
II – здесь обе единицы обозначают единицу.
345, 259, 521 – здесь цифра 5 в первом случае обозначает 5, во втором – 50, а в третьем – 500.
XXV, XVI, VII – здесь, где бы ни стояла цифра V, она везде обозначает пять единиц. Другими словами, величина, обозначаемая знаком V, не зависит от его позиции.
В мире наиболее распространены позиционные системы счисления.
Основание позиционной системы счисления – это количество знаков, которое используется для записи цифр.
Разряд – это позиция цифры в числе. Разрядность числа — количество цифр, из которых состоит число (например, 264 – трехразрядное число, 00010101 – восьмиразрядное число). Разряды нумеруются справа на лево (например, в числе 598 восьмерка занимает первый разряд, а пятерка – третий).
Двоичная система счисления . В двоичной системе счисления используются всего две цифры 0 и 1. Другими словами, двойка является основанием двоичной системы счисления. (Аналогично у десятичной системы основание 10.)
Восьмеричная система счисления. Для записи чисел в восьмеричной системе счисления используется восемь чисел 0,1,2,3,4,5,6,7.
Десятичная система счисления. Для записи чисел в десятичной системе счисления используются числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Шестнадцатеричная система счисления. В шестнадцатеричной системе счисления используются цифры от 0 до 9 и шесть первых латинских букв – A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15).
Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Перевод чисел в десятичную систему счисления
Перевод чисел из двоичной системы в десятичную.
11101000 2 = 1∙2 7 + 1∙2 6 + 1∙2 5 + 0∙2 4 + 1∙2 3 + 0∙2 2 + 0∙2 1 + 0∙2 0 = 128 + 64 + 32 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 0 = 232 10
Перевод чисел из восьмеричной системы в десятичную.
75013 8 = 7∙8 4 + 5∙8 3 + 0∙8 2 + 1∙8 1 + 3∙8 0 = 7∙4096 + 5∙ 512 + 0∙64 + 1∙8 + 3∙1 = 28672 + 2560 + 0 + 8 + 3 = 31243 10
Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в десятичную.
19 F = 1∙16 2 + 9∙16 1 +15∙16 0 = 256 + 144 +15 = 415 10
Перевод чисел из десятичной системы счисления
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Переведем число 567 10 в двоичную систему счисления. Будем делить его на 2 с остатком до тех пор, пока частное не станет меньше 2. Решение:
В результате деления были получены остатки: 1, 1, 1, 0, 1, 1, 0, 0, 0, 1. Записываем их подряд, начиная с конца: 1000110111. Это и будет двоичное представления числа 567 10 .
Перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную.
Переведем число 567 10 в восьмеричную систему счисления. Будем делить его на 8 с остатком до тех пор, пока частное не станет меньше 8
В результате деления были получены остатки: 7, 6, 0, 1. Записываем их подряд, начиная с конца: 1067. Это и будет восьмеричное представление числа 567 10 .
Перевод чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.
Переведем число 448 10 в шестнадцатеричную систему счисления. Будем делить его на 16 с остатком до тех пор, пока частное не станет меньше 16
В результате деления были получены остатки: 0, 12, 1. С помощью таблицы соответствия заменяем 12 на C и записываем остатки подряд, начиная с конца: 1C0. Это и будет шестнадцатеричное представление числа 448 10 .
Порядок выполнения практического занятия:
Ознакомиться с заданием на практическое занятие.
Изучить краткие теоретические сведения, которые представлены в данной работе. Рекомендуемая дополнительная учебная литература: Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Лаборатория базовых знаний .
Выполнить задания, предложенные в разделе «Задания для практического занятия» по вариантам.
Ответить письменно на контрольные вопросы, представленные в данной работе.
Все задания оформить в виде отчёта, в письменной форме. Отчёт должен включать:
номер, название практической работы дата проведения;
решения заданий (12 заданий) поэтапно с разъяснениями и ответами;
письменные ответы на контрольные вопросы.
Предъявить преподавателю для проверки.
Защитить практическое занятие.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Выполнить переводы целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую:
Задание 1. Выполнить перевод целых чисел в десятичную СС:
Источник