- Кровотечение и методы его остановки
- Кровотечения подразделяют на виды в соответствии с поврежденным сосудом и выделяют:
- Методы остановки кровотечения
- Выделяют следующие методы окончательной остановки кровотечения:
- «Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях».
- Практического занятия «НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»
- Охрана труда
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Кровотечение и методы его остановки
Кровотечение в хирургии является грозным осложнением ран и оперативных вмешательств. Не случайно, знание видов и способов остановки кровотечения является фундаментальным знанием в хирургии.
Кровотечения подразделяют на виды в соответствии с поврежденным сосудом и выделяют:
· Артериальное, возникающее при повреждении артерии и характеризующееся пульсирующим и струящимся истечением крови алого цвета
· Венозное, характеризующее плавным течением крови темно-красного цвета, возникающее при глубоком повреждении тканей
· Капиллярное или кровотечение алого цвета на всем протяжении раны, которое наблюдается при повреждении мелких сосудов
· Паренхиматозное, характерное для ранения печени, селезенки или легкого. При подобном кровотечении выделяется алая и темно-красная кровь одновременно на всем протяжении раны
· Смешанное, которое характеризуется сочетанием различных видов кровотечения: капиллярное и венозное, артериальное и венозное и т.д.
В зависимости от характера повреждения выделяют так же кровотечения внешние, то есть вытекающие наружу и внутренние, когда самого кровотечения не видно, а кровь истекает в брюшную полость.
Методы остановки кровотечения
Различают основные методы временной и окончательной остановки кровотечения. Временные методы остановки кровотечения- способы остановки кровотечения, которые оказывают пациенту вне медицинского учреждения в качестве первой помощи пострадавшему:
· Наложение жгута или давящей повязки
· Зажатие поврежденной артерии
· Приподнятие поврежденной конечности
В медицинском учреждении производят окончательную остановку кровотечения.
Выделяют следующие методы окончательной остановки кровотечения:
· Механическая остановка кровотечения: зажим или перевязка сосуда, тампонада раны
· Физическая, которая заключается в прикладывании льда к ране или прижигании
· Биологический метод остановки кровотечения включает переливание крови
· Химический метод остановки кровотечения заключается в применении специальных медицинских препаратов, останавливающих кровь
Умение оперативно останавливать кровотечение – это главная и ключевая компетенция любого хирурга. Наш центр хирургии располагает исключительно компетентными специалистами, как хирургами и так и медицинским персоналом клиники, способным оперативно реагировать на экстренные ситуации пациентов.
Источник
«Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях».
Тема: « Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях».
научить учащихся распознавать виды кровотечений и познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи;
развивать практические навыки обработки и перевязки ран;
воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
закрепить материал из курса анатомии о диагностики кровотечений;
раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе оказания первой помощи;
решение учебно-проблемных ситуаций с оказанием первой помощи при разных видах кровотечений;
показать приемы наложения повязок;
Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», иллюстративный материал, бинты, жгут резиновый ленточный, палочки для закрутки, манекен.
— Что такое кровотечение, и какие виды кровотечений вам известны?
Кровотечением называют истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда.
В зависимости от вида повреждённых сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.
— Чем кровотечения отличаются друг от друга?
Кровотечения отличаются друг от друга клинической картиной и особенностями методов остановки.
(Беседа по вопросам)
3. Изучение нового материала
Первая помощь при кровотечениях.
Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
… Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс применить наши знания на практике.
В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.
4.Формирование умений и навыков .
4.1.Первая помощь при незначительных ранениях .
Промойте рану антисептическим средством ( перекись водорода, спиртовой раствор йода). Если нет медицинских средств промойте рану водой с мылом.
Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям. Наложите повязку.
Помощь врача необходима в случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.
4.2. Артериальные кровотечения .
При артериальном кровотечении может применяться метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод может применяться для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливание артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости.
Сонная артерия прижимается ниже раны.
Пальцевое прижатие артерий — самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения. Артерии прижимаются в местах, где они проходят вблизи кости или над ней.
Височную артерию прижимают большим пальцем к височной кости впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы.
Нижнечелюстную артерию прижимают большим пальцем к углу нижней челюсти при кровотечении из ран, расположенных на лице.
Существует еще один способ остановки артериального кровотечения — наложение жгута.
Жгут накладывается на конечность примерно на 5 см выше повреждения.
Он на голое тело не накладывается. ( Показать учащимся, как правильно нужно наложить жгут).
В качестве жгута можно использовать полоску материи, платок, шарф и т.д. (Показать учащимся последовательность действий при наложении жгута из приспособленного материала).
Время наложения жгута записывают на листке и прикалывают ее к нему или повязке. Объяснить учащимся, что это очень важно, так как нельзя оставлять его на конечности более 2 часов в летнее время и 1 часа в зимнее время – существует опасность омертвления конечности.
При венозном кровотечении бывает достаточно высоко поднять конечность и наложить давящую повязку. На кровоточащую рану накладывается стерильный бинт или чистая ткань. Поверх — плотный валик бинта (ваты), который туго прибинтовывают.
При правильном наложении кровотечение останавливается. Повязку можно не снимать до доставки в лечебное учреждение.
При кровотечении из крупных подкожных вен жгут может накладываться ниже места повреждения сосуда с силой , вызывающей сдавливание только поверхностных вен. Такой жгут может оставаться в течение шести часов.
В любом случае необходимо наложить на рану стерильную повязку или чистую ткань.
(Рассказ учителя с демонстрацией приемов оказания первой помощи)
4.4. Решение ситуационных задач
Каждой группе предложены ситуации с повреждением кровеносных сосудов. Задача состоит в том, что бы вы оценили ситуацию, в которую попал пострадавший и попытались определить вид раны, кровотечения и предложить способы оказания первой помощи пострадавшему.
Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеются носовой платок, раствор этакридина лактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?
Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3×1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?
Источник
Практического занятия «НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»
Государственное бюджетное профессиональное
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
зам.директора по УР
___________ Т.А.Козлова «___»____________20___ г
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ
По: ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
МДК.03.01 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе
Раздел: Неотложные состояния в хирургии и травматологии
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Рассмотрено на заседании ЦК
Клинических дисциплин № 2
Протокол № _ от « » ______ 2016 г.
Председатель ЦК ________ Т.В. Кащенко
_______________________ А.В. Багдасарян
Студент должен знать:
— понятия о кровотечении и кровопотере, причины кровотечений
— клинические проявления, степени тяжести и осложнения кровотечений
— способы определения величины кровопотери
— способы временной остановки кровотечений.
Студент должен уметь:
— определить вид кровотечения и применить наиболее оптимальный вид его
— диагностировать геморрагический шок и острую анемию
— осуществлять неотложную помощь при наружном артериальном, венозном,
— накладывать кровоостанавливающий жгут и жгут-закрутку
— накладывать давящую повязку
— применять холод для остановки кровотечения
— вводить гемостатические препараты для остановки кровотечения
— осуществлять правильную транспортировку с кровопотерей и проводить
мониторирование состояния пациента
— соблюдать инфекционную безопасность пациента и персонала.
— формировать у студентов умение общаться с больными их родственниками
— проводить деонтологическое воспитание, прививая такие качества, как чуткость,
внимание, тактичность, милосердие
— находить связь и закономерность с ранее изученным материалом
— использовать межпредметные связи
— развивать познавательную деятельность студентов
— формировать клиническое мышление в ситуациях приближенных к будущей
— добиться эффективного усвоения изученного материала
— обеспечить методическое оснащение учебно-воспитательного процесса
— обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя
Продолжительность – 225 минут
Место проведения — кабинет сестринского дело в хирургии
Формы и методы организации учебного процесса
4.1.1. Тип занятия: комбинированный
4.1.2. Вид занятия: практическое
4.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной
4.2.1. Перцептивные методы:
4.2.2. Логические методы:
4.2.3. Гностические методы:
4.3. Методы стимулирования и мотивация учения
4.3.1. Методы формирования интереса к учению:
— опора на ранее полученный жизненный опыт
4.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении
— метод приучения к выполнению требований
— метод положительного примера
4.4. Методы контроля и самоконтроля в учении
Хронокарта практического занятия
Мотивация цели, сообщение плана, ВПС, МПС, Проверка домашнего задания
Контроль и коррекция знаний
Инструктаж по ТБ
Отработка технологий оказания медицинских услуг
Прием зачетной технологии
Решение ситуационных задач
Обобщение и систематизация знаний
«Средства, влияющие на свертываемость крови»
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание, заключительный момент
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С МЕТОДИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ
Преподаватель проводит мотивацию, ставит цели занятия, предлагает ознакомиться с планом практического занятия.
Студенты слушают, отмечают важность практического знания темы.
С целью выработки познавательного интереса к изучению темы и работы студентов на занятии.
Проверка домашнего задания
Преподаватель предлагает студентам представить рабочие тетради с выполненным заданием для проверки.
Студенты подают на проверку рабочие тетради, где отражено выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Выявить степень готовности к занятию, воспитание чувства ответственности, добросовестного отношения к обязанностям.
Контроль и коррекция знаний
Просмотр видеофильма Преподаватель предлагает внимательно посмотреть видеофильм.
После просмотра ответить на
Студенты внимательно просматривают видеофильм и после просмотра отвечают на вопросы.
Обеспечивает включение всех студентов в активную деятельность, способствует глубокому усвоению темы.
Инструктаж по технике безопасности Преподаватель организует проведение инструктажа по технике безопасности.
Студент по вызову преподавателя проводит инструктаж группы по технике безопасности. Студенты внимательно слушают.
Для обеспечения безопасности студентов при самостоятельной работе.
Наложение давящей повязки
Передняя тампонада носа при носовом кровотечении
Техника наложения закрутки
Студенты внимательно следят за техникой выполнения алгоритмов технологий.
Для лучшего усвоения алгоритма технологий и приобретение навыков их выполнения.
Преподаватель распределяет студентов на 4 мини-группы, знакомит с порядком отработки технологий.
Студенты самостоятельно отрабатывают все технологии, сверяя с алгоритмом.
Для отработки практических навыков по выполнению технологий, что позволяет студентам уверенно их выполнить в будущей практической деятельности.
Сдача зачетной технологии -наложение жгута
Преподаватель оценивает проведение технологии и указывает на ошибки в ходе выполнения технологии. В трех других группах назначают лидеров, которые контролируют выполнение других технологий.
Студенты поочередно выполняют зачетную технологию, остальные выполняют и сдают лидеру технологии.
Для закрепления практических навыков по выполнению технологий.
Обобщение и систематизация знаний
Заполнение таблицы «Средства, влияющие на свертываемость крови»
Студентам предлагается таблица, ее необходимо дополнить из предложенного списка лекарственных средств
Студенты слушают инструкцию, дополняют таблицу из списка лекарственных средств.
Заполнение таблицы позволяет
проконтролировать знания студентов по фармакологии. Разбор допущенных ошибок способствует лучшему усвоению материала.
Подведение итогов Преподаватель выводит итоговую оценку каждому студенту, обосновывает ее. Дает оценку группы в целом.
Студенты выслушивают замечания преподавателя, оценивают критически свою работу
С целью формирования у студентов творческой инициативы и акцентирования их внимания на вопросы, требующие более тщательной подготовки.
Домашнее задание Преподаватель называет тему следующего занятия, акцентируя внимание на основных вопросах темы, рекомендует литературу с указанием страниц, называет технологии, дает рекомендации по подготовке внеаудиторной самостоятельной работы.
Студенты записывают домашнее задание на дом, источники информации, перечень практических технологий.
С целью отработки исполнительности, добросовестного отношения к обязанностям.
Преподаватель выражает благодарность студентам за активное участие в занятии
эмоционального подъёма и усиления
заинтересованности студентов в
Карта внутрипредметных связей
Основы хирургической деятельности фельдшера.
Хирургическая деятельность фельдшера в составе бригады СМП; на ФАПе; в операционно-перевязочном кабинете; поликлинике. Особенность заполнения медицинской документации. Асептика, антисептика.
Синдром длительного сдавления. Раны и раневая инфекция. Травматический шок.
Роль фельдшера в очагах массового поражения в выявлении пострадавших с синдромом длительного сдавления. Раны, определение, классификация ран. Осложнение ран, клиника, диагностика. Травматический шок, определение, причины, патогенез, степени тяжести, клиника, диагностика при травматическом шоке.
Диагностика болезней носа и придаточных пазух.
Заболевания наружного носа, острый и хронический ринит, заболевания носовой перегородки. Инструментальная диагностика заболеваний носа и придаточных пазух.
Понятие о внутрибольничной хирургической инфекции. Понятие о гемотрансфузии. Инфекционная безопасность при работе с кровью и кровезаменителями.
Профилактика внутрибольничной хирургической инфекции. Основы трансфузиологии.
Понятие «операция». Подготовка больного к операции. Наборы хирургических инструментов.
Оперативная хирургическая техника.
Понятие об операции. Предоперационный период.
Хирургическая помощь при ранах, общее и местное лечение ран.
Оказание помощи при синдроме длительного сдавления. Лечение ран. Оказание помощи при травматическом шоке.
Виды кровотечений. Методы остановки кровотечений.
Карта ТСО и наглядностей
ПК, проектор, телевизор
«Методы остановки кровотечений»
Правила техники безопасности с режущими и колющими инструментами
Подаваемый скальпель должен находиться в марлевой салфетке так, чтобы лезвие было обращено вверх, а тупой конец к ладони;
Подаваемые ножницы должны быть расположены кольцами от себя;
Подаваемый иглодержатель с вдетой иглой должен быть расположен ручками от себя, а игла обращена кверху.
Выдавить кровь из ранки;
Промыть ранку перекисью водорода;
Смазать края ранки раствором йода;
Наложить на ранку сухую антисептическую повязку.
Технология оказания медицинской услуги № 1
Наложение давящей повязки
Цель: научить студентов методам временной остановки кровотечения.
Показание: остановить венозное кровотечение, при ранении мягких тканей. Противопоказания: нет.
Оснащение: флакон с 1% раствором йодоната, стерильные салфетки, бинт, вата или индивидуальный перевязочный пакет, лоток, ножницы, пинцеты, резиновые перчатки.
Примечание: давящая повязка наложена правильно, если кровотечение прекратилось, повязка не промокает и прочно зафиксирована на теле.
Если используется индивидуальный перевязочный пакет, то на рану накладывают одну подушечку на другую и фиксируют турами бинта.
Технология оказания медицинской услуги № 2
Передняя тампонада носа при носовом кровотечение
Цель: научить студента методу остановки кровотечения.
Показания: носовое кровотечение.
стерильные турунды, шарики, салфетки
емкость с дезраствором
Технология оказания медицинской услуги № 3
Техника наложения закрутки
Цель: научить студентов методу временной остановки кровотечения
Показания: артериальное кровотечение.
Противопоказания: воспалительные процессы на месте наложения закрутки. Оснащения:
кусок ткани, платок, шарф, бинт
палка или дощечка
1 .Надеть резиновые перчатки
Обеспечение личной защиты.
2.Осмотреть место травмы, убедиться в наличии артериального кровотечения (из раны, пульсирующей струей вытекает алая кровь).
Наличие показаний для наложения закрутки.
3.Объяснить смысл технологии, успокоить пострадавшего.
Психологическая подготовка больного.
4.Расположиться лицом к пострадавшему.
Обеспечение возможности контроля за состоянием пациента.
5.Выбрать правильно место для наложения закрутки (верхняя и нижняя треть плеча, средняя треть бедра, средняя и верхняя треть предплечья, голени) проксимальнее раны.
Подготовка к выполнению технологий.
6.Придать конечности гемостатическое положение (приподнять ее на 20-30 см выше уровня сердца).
Обеспечение оттока венозной крови из конечности с целью сохранения ОЦК
7.Нал ожить выше раны салфетку или обернуть конечность рукавом одежды.
Профилактика повреждения кожи.
8.На нужном уровне на конечность наложить ткань или шарф с образованием петли.
Этапы наложения закрутки.
9.В петлю провести палку или дощечку и путем вращения закрутить ее до полной остановки кровотечения.
Этапы наложения закрутки.
10. Во время закрутки следить, чтобы кожа на конечности не ущемлялась и не причиняла боль пострадавшему.
11. Поместить записку с указанием даты, времени (часы и минуты) наложения закрутки
12. Наложить асептическую повязку на
рану, не бинтуя закрутку
13. Укутать конечность в холодное время
Создание покоя для поврежденной
14. Выполнить транспортную
пациента в стационар в положении лежа на носилках.
Примечание: закрутку накладывают на 1 час, а в холодное время года — не более 30 минут. После истечения заданного времени закрутку необходимо ослабить на несколько минут, а затем снова затянуть. Закрутка должна быть наложена в общей сложности не более одного часа.
Технология оказания медицинской услуги № 4
Цель: научить студентов методу временной остановки кровотечения.
Показание: временная остановка артериального кровотечения, травматическая ампутация конечности.
Противопоказания: воспалительные процессы на месте наложения жгута. Оснащение: салфетка, резиновый жгут Эсмарха, резиновые перчатки, перевязочный материал, лист бумаги, карандаш, часы.
Надеть резиновые перчатки.
Осмотреть место травмы, убедиться в наличии артериального кровотечения (из раны пульсирующей струей бьет алая кровь).
Разъяснить смысл технологии, успокоить пострадавшего.
4. Расположиться лицом к
5.Прижать артерию пальцем к кости выше места повреждения.
6.Выбрать правильно место для наложения жгута (верхняя и нижняя треть плеча, средняя треть бедра, средняя и верхняя треть предплечья, голени) проксимальнее раны.
Придать конечности гемостатическое положение (приподняв ее на 20-30 см выше уровня сердца).
Наложить выше раны салфетку или расправить одежду пациента над раневой поверхностью.
Растянуть жгут двумя руками, подвести под конечность.
10.Наложить жгут в растянутом состоянии, длинный конец жгута накладывают на короткий, затем 2-3 витка так, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром
Накладывать туры жгута так, чтобы они располагались рядом друг с другом по спирали, не перекрещивались и не ущемляли кожу.
Убедиться в остановке кровотечения из раны, исчезновении пульса, бледности кожных покровов, западении вен.
Не растягивая жгут, продолжать его наложение на конечность по спирали, туры идут рядом, вплотную друг к другу.
14.Закрепить конец жгута цепочкой или кнопочным замком.
Поместить записку под один из туров жгута с указанием даты, времени (часы и минуты) наложения жгута.
Наложить асептическую повязку на рану, не бинтуя жгут (он должен быть хорошо виден).
Укутать конечность в холодное время года.
Выполнить транспортную иммобилизацию, транспортировать пациента в стационар в положении лежа на носилках.
Обеспечение личной защиты.
Наличие показаний для наложения жгута.
Психологическая подготовка больного.
Обеспечение возможности контроля за
Профилактика дальнейшей кровопотери.
Подготовка к выполнению манипуляции.
Обеспечение оттока венозной крови из конечности с целью сохранения ОЦК.
Профилактика повреждения кожи.
Этапы наложения жгута.
Контроль правильности наложения жгута.
Профилактика инфицирования, обезболивание.
Создание покоя для поврежденной конечности
Примечание: жгут накладывают на 1 час, а в холодное время года — не более 30 минут. После истечения заданного времени жгут необходимо ослабить на несколько минут, а затем снова затянуть. Жгут должен быть наложен в общей сложности не более одного часа. Жгут нельзя накладывать в средней трети плеча из-за возможного повреждения лучевого нерва, лежащего на плечевой кости.
Список лекарственных средств
Настойка водяного перца
Гемостатическая губка желатиновая
VIII фактор свертывания
IX фактор свертывания
Блиц-опрос после просмотра видеофильма
Классификация кровотечений в зависимости от поврежденного сосуда
Какие методы остановки кровотечений были показаны в видеофильме?
Назовите типичные места прижатия артерии
Какой материал можно использовать в качестве жгута – закрутки?
Правила наложения жгута
Ошибки при наложении жгута и закрутки
Показания к наложению давящей повязки
Методы остановки внутренних кровотечений.
к заполнению таблицы: «Средства, влияющие на свертывание крови»
1. Антиагреганты – кислота ацетилсалициловая
2. Антикоагулянты прямого действия – гепарин
3. Антикоагулянты непрямого действия – неодикумарин
4. Фибринолитические средства – стрептокиназа
5.Факторы свертывания крови – VIII фактор свертывания
IX фактор свертывания
6. Коагулянты прямого действия – тромбин
гемостатическая губка желатиновая
7. Коагулянты непрямого действия – викасол
8. Ингибиторы фибринолиза – кислота аминокапроновая
9. Гемостатические средства растительного происхождения – настойка водяного
Существенных операций — 20
Инструктаж: дополнить, используя список лекарственных средств.
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, понижающие свертываемость
Средства, повышающие свертываемость
Факторы свертывания крови
Коагулянты непрямого действия
Коагулянты прямого действия
Гемостатичес-кие средства растительного происхож-дения
Обязательное для выполнения задание
Инструктаж: заполнить таблицу.
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, понижающие свертываемость
Средства, повышающие свертываемость
Факторы свертывания крови
Коагулянты непрямого действия
Инструктаж: дополнить, используя список лекарственных средств.
Средства, влияющие на свертывание крови
Средства, понижающие свертываемость
Средства, повышающие свертываемость
Факторы свертывания крови
Коагулянты непрямого действия
Коагулянты прямого действия
Гемостатичес-кие средства растительного происхож-дения
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 342 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 171 человек из 48 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-085707
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник