Практическое владение способами выполнения отдельных действий это

Умения учителя физической культуры

Умение — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные.

Конструктивные умения учителя физической культуры

Конструктивные умения помогают учителю конструировать, планировать деятельность. К ним относятся умение отбирать, и строить композиционно учебный материал (например, составлять комплекс упражнения для развития у учащихся тех или иных качеств); умение осуществлять перспективное и текущее планирование; умение планировать приобретение и ремонт инвентаря и оборудования; умения корректировать планы.

Организаторские умения учителя физической культуры

Организаторские умения связаны с реализацией учителем намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, но сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу класса. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. У разных учителей это получается неодинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовывать свое рабочее время, правильно выбирают свое местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Коммуникативные умения учителя физической культуры

Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (умение передачи знаний учащимся) и ораторские умения.

Собственно коммуникативные умения выражаются в умении учителя вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности учителя, в частности, в установлении в классе или спортивной секции нормального психологического климата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям физической культурой в спортивных секциях.

Дидактические умения учителя физической культуры

Дидактические умения связаны с умением учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал. Учителям физической культуры это удается не всегда. У молодых учителей наиболее часто встречаются следующие затруднения в передаче знаний и умений учащимся:

— учитель не знает, что нужно рассказать учащимся о физическом упражнении;

— учитель знает, что нужно рассказать о физическом упражнении, но не умеет это передать;

— учитель затрудняется объяснить учащемуся как нужно исправить ошибку.

Недостатком показа упражнений у студентов практикантов является то, что они указывают только, какими способами надо выполнять тот или иной технический прием, но не рассказывают, в каких случаях ими надо пользоваться, с какой целью, а исправляя ошибки, используют только показ, не давая пояснений.

Читайте также:  Способ сделать себя умнее

Все это свидетельствует о том, что молодые учителя могут неплохо знать, чему учить школьников, но затрудняются применить эти знания в практической работе из-за слабой сформированности дидактических умений.

К дидактическим умениям относятся также умения управлять вниманием класса, умение прогнозировать (то, что не очень удачно называют педагогическим воображением) последствие своих педагогических воздействий на учеников, способности учеников и потенциал их развития.

К этим умениям можно отнести умение учителя пробудить интерес к своему предмету, передать учащимся свою увлеченность им, переплавить пассивный интерес к физкультурно-спортивной деятельности в двигательную и познавательную активность, в стремление самому заниматься физической культурой. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении учителя общаться со школьниками.

Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей знаний учащимся, состоит в том, что учитель должен оценивать сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности учащихся. Только тогда он сможет сделать трудное — легким, сложное — простым, непонятное — понятным, пробудить у учащихся активную самостоятельную мысль, суметь передать свою убежденность.

Ораторские умения учителя физической культуры

Ораторские умения необходимы учителю физической культуры для осуществления прежде всего образовательно-просветительских функций. Для этого учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

Гностические умения учителя физической культуры

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения. следовательно, тесно связаны с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях , то есть умениях учителя наблюдать, подмечать ошибки при исполнении учащимися упражнений.

Молодым учителям это не всегда удается. Часто они затрудняются проанализировать и оценить выполняемое школьником упражнение. Во многом это связано с тем. что выполнение упражнения занимает несколько секунд и учитель не успевает переключить внимание с одного элемента на другой, быстро проанализировать наблюдаемый фрагмент упражнения. У учителя отсутствует еще видение упражнения, помогающее быстро и точно оценить качество его выполнения учеником.

Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умения проводить элементарные исследования и анализировать их результаты, для того чтобы внести коррективы в методику физического развития учащихся.

Двигательные умения учителя физической культуры

Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения школьников. Кроме того, к двигательным умениям учителя физической культуры относятся навыки страховки учащихся при выполнении ими упражнений. К двигательным умениям относятся многие прикладные навыки учителя физической культуры, проявляемые им при починке спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах.

Каждое из умений обеспечивает выполнение учителем физической культуры сразу нескольких функций.

Дата добавления: 2014-10-08 ; просмотров: 473 ; Нарушение авторских прав

Источник

Практическое владение способами выполнения отдельных действий это

Профессиограмма учителя физической культуры

Профессиограмма учителя физической культуры

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Читайте также:  Рядовой способ посева схема

Условия психической напряженности:

  1. шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
  2. необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  3. значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  4. ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

  1. необходимость показывать физические упражнения;
  2. осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
  3. необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  1. климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
  2. санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Характеристика профессионально-личностных качеств учителя физической культуры.

Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности:

  1. Мировоззрение личности;
  2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
  3. Педагогические способности;
  4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшими профессиональными качествами являются:

  • владение предметом преподавания и методикой,
  • психологическая подготовка,
  • общая эрудиция,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение образовательными технологиями,
  • знание ученического коллектива
  • организаторские умения и навыки,
  • научная увлеченность,
  • педагогический такт,
  • педагогическая техника,
  • ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
  • коммуникативные навыки,
  • ораторское искусство и т.д.

Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
  2. академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;
  3. перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
  4. речевые способности — это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
  5. организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
  6. авторитарные способности — это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
  7. коммуникативные способности — это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
  8. педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
  9. аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением.
Читайте также:  Эффективные простые привороты способы

И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения учителя физической культуры — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Профессиограмма учителя физической культуры включает в себя пять блоков.

I. Психолого-педагогические умения.

  1. Читать и уметь анализировать специальную психолого-педагогическую литературу, а также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
  2. Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  3. Анализировать передовой педагогический опыт.
  4. Уметь сопереживать, понимать эмоциональное состояние учащихся посредством проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
  5. Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

  1. Потребность в самопознании.
  2. Самостоятельность и самокритичность.
  3. Трудолюбие и прилежание.
  4. Дисциплинированность.
  5. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
  6. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

  1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей специальности.
  2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
  3. Организовывать разные формы спортивно-массовой работы, привлекать школьников к занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
  4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья, ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
  5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
  6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и спорту.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

  1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.
  2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
  3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
  4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.

V. Исследовательские умения.

  1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и методики психолого-педагогического изучения личности и коллективов в целях достижения задач физического воспитания школьников.
  2. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
  3. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Источник

Оцените статью
Разные способы