Практический способ обучения это

Практические методы обучения в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:

  • метод упражнений,
  • метод лабораторных работ,
  • метод практических работ,
  • метод игры.

Упражнения

Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.

Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.

Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения

Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.

По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:

  1. Устные. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, повествования, закономерного изложения информации и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Со временем они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.
  2. Письменные. Эти упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т.д.) составляют основу обучения. Их главное назначение — формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.
  3. Графические. К ним относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, создание альбомов, баннеров, выполнение зарисовок в ходе лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения совмещаются одновременно с письменными и решают общие учебные задачи. Использование их помогает учащимся гораздо лучше принимать, осмысливать и запоминать учебный материал, развивать пространственное воображение.

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.

Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.

Лабораторный метод

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с внедрением устройств, применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это исследование учащимися некоторых явлений при помощи специального оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном либо исследовательском плане.

В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.

Практический метод

Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.

Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:

  • педагог знакомит учащихся с теорией вопроса;
  • проводится инструктаж;
  • показывается пример;
  • выполняется работа;
  • задание контролируется, проверяется и оценивается.

Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке. Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие. У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).

Познавательные игры

Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения

В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.

Читайте также:  Способ построения карт это

В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.

Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.

Источник

Практический способ обучения это

Термин «метод» (происходит от греческого слова «methodos»), что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б. наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в. практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а. упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б. упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер. Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов, выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов познавательной деятельности учеников на уроке практического применения знаний, умений:

— Объяснение учителя. Теоретическое осмысление работы;

— Показ. Этап инструктажа;

— Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

— Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание;

— Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

С середины 60-х годов все чаще в начальной школе стали применяться дидактические игры. Некоторые ученые относят их к практическим методам, другие выделяют их в особую группу. И это правомерно. Они вбирают в себя элементы словесных, наглядных и практических методов имеют только им присущие особенности.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

      • моделируемый объект учебной деятельности;
      • совместная деятельность участников игры;
      • правила игры;
      • принятие решения в изменяющихся условиях;
      • эффективность применяемого решения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Читайте также:  Способы разработки рудного тела

Т.о. Практические методы обучения направлены не только на получение знания, но и вырабатывают умения обучающихся при выполнении практических действий.

Источник

Сущность практических методов обучения

Что такое практические методы обучения

Практические методы обучения — это методы, целью которых является формирование знаний и умений ученика в процессе практической деятельности.

Они включают такие приемы, как:

  1. Построение плана выполнения задания.
  2. Постановку конкретной задачи.
  3. Оперативное стимулирование и поощрение.
  4. Контроль и регулирование.
  5. Предварительную проверку результатов (тестирование).
  6. Выявление, анализ и корректировку ошибок.

Практические методы могут применяться в комплексе с наглядными и словесными, но, по сравнению с ними, предполагают большую самостоятельность учащегося в обучении.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды практических методов

В образовательном процессе используют такие практические методы, как:

  • упражнения;
  • лабораторные работы;
  • практические работы;
  • учебно-трудовые задания;
  • познавательные игры.

Каждый из этих методов обладает собственными характеристиками.

Упражнения

Упражнение — это многократное выполнение умственных или прикладных действий для того, чтобы овладеть ими или улучшить их качество.

Этот вид практических заданий применяется при изучении любых предметов, на всех этапах образовательного процесса. Характер и методика упражнений зависят от материала, учебного предмета, возраста ученика и других факторов.

Упражнения могут быть:

  1. Устными — используются для овладения техникой и культурой речи и устным счетом, развития логического мышления, познавательных способностей, навыков повествования, изучения иностранных языков. В зависимости от возраста и умственных способностей учащихся устные упражнения могут быть более или менее сложными.
  2. Письменными — играют ключевую роль в формировании навыков письма и письменной речи, развитии мелкой моторики и других умений. К письменным упражнениям относятся: диктанты, сочинения, эссе, доклады, конспекты, описания опытов, отчеты и рапорты, решение математических и физических задач и т. д.
  3. Графическими — способствуют развитию пространственного восприятия и мышления, запоминанию и закреплению материала. Это любые виды работ по составлению чертежей, схем, графиков, технологических карт, оформлению стендов, альбомов, зарисовок, рисования с натуры и т. д. Часто они выполняются наряду с письменными упражнениями и используются для решения тех же образовательных задач.

Сущность любого вида упражнений в том, что они не являются произвольным набором однотипных действий, а имеют четко установленную последовательность. Важные условия эффективности этого вида обучения — постепенное усложнение заданий, регулярность, а также отсутствие длительных перерывов. Также установлено, что если упражнения сопровождаются комментариями преподавателя, то учащиеся осваивают их намного быстрее и качественнее.

Лабораторные работы

Лабораторные работы — один из видов самостоятельной практической работы, проводимой учащимися в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Как правило, они осуществляются в условиях лабораторий или кабинетов, а предметом изучения становятся различные природные явления и объекты, например, химические вещества.

Лабораторные занятия могут быть:

Они всегда проводятся под руководством учителя. Сначала педагог дает учащимся инструкции:

  • формулирует цель исследования;
  • знакомит с оборудованием;
  • объясняет, в какой последовательности нужно проводить опыт;
  • показывает как вести записи;
  • объясняет, как оформлять результаты работы.

В конце исследования учащиеся должны представить письменный или устный отчет. Учитель следит за процессом и при необходимости консультирует учеников. Важное условие при проведении лабораторных работ — соблюдение техники безопасности.

Практические работы

Данный вид работ проводится после изучения объемных тем и призван обобщить полученные знания. Практические работы осуществляются не только в классе, но и за его пределами (измерения и другие манипуляции на местности или выполнение работ на пришкольной территории).

Практические работы близки по характеру и структуре к лабораторным, но отличаются тем, что учащийся использует теоретически полученные знания для решения прикладных задач. Целями данного метода являются углубление знаний, умений и стимулирование познавательной активности.

Уникальность практических работ в том, что они лучше всего мотивируют учащихся к добросовестному выполнению деятельности, помогая развитию таких важных в трудовой деятельности качеств, как бережливость и практичность.

Плюсы практических работ:

  1. Человек учится скрупулезно планировать трудовой процесс.
  2. Анализирует, как лучше понимать его цели и задачи, а также условия и способы решения этих задач.
  3. Подготавливает инструменты и материалы.
  4. Планирует и составляет графики работы.
  5. Контролирует качество ее выполнения, анализирует результаты, делает выводы и при необходимости корректирует действия.

Выполнение учебно-трудовых заданий

Учебно-трудовые задания отличаются тем, что имеют производственную направленность и способствуют трудовому воспитанию. Выполняя их, учащиеся закрепляют теоретические знания в реальной трудовой деятельности. Необходимым условием эффективности этого метода обучения является присутствие наблюдающей стороны, то есть преподавателя, который комментирует деятельность учеников и организует ее периодическое повторение.

Эффективность практических методов

Практические методы обучения в педагогике считаются наиболее эффективными. Доказательством этого является проведенное в 1980-х годах исследование американского Национального института прикладных поведенческих наук (Вефиль, штат Мэн), целью которого было определение эффективности разных методов обучения, критерием которой являлся средний процент усвоенных знаний.

Наилучшие показатели продемонстрировали именно практические методы обучения, в которых учащийся являлся активным преобразователем процесса. Так, участие в различных дискуссиях и выступления с речью показали 70% эффективность.

Читайте также:  Каковы способы маркировки тары

Но самыми действенными оказались практические и лабораторные работы, упражнения, инсценировки, имитация реального опыта через игровую деятельность и преподавание другим людям — 90%.

Также оказалось, что обучение в группе способствует гораздо лучшему усвоению материала, чем индивидуальное. Это происходит потому, что выполняя практические действия, у человека есть намерение достичь конкретной цели. Иными словами, практические действия делают осмысленными и полезными знания, полученные в процессе пассивного обучения (прослушивания лекций, просмотра материалов и т. д.).

Тем не менее в педагогике невозможно обойтись только практическими методами, минуя словесные и наглядные. Каждый из них выполняет определенную функцию, без которой невозможно полноценное осуществление образовательного процесса. В любой обучающей деятельности залогом успеха является комплексный подход, который использует сочетание нескольких методов и их взаимное проникновение друг в друга.

Познавательные игры, как практический метод

Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.

В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
  • в качестве элемента более широкой технологии;
  • в качестве целого занятия или его отдельных частей;
  • во внеклассной работе.

Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.

Особенности познавательных игр

Познавательные игры отличаются рядом особенностей:

  1. Игровой контекст. Через воображаемую ситуацию, имитацию реальности, игра побуждает к достижению результатов в сжатые сроки и сжатом пространстве. При этом в игре участник выступает активным преобразователем ситуации, то есть обучается самостоятельно решать проблемы, а не просто выслушивать лекцию учителя.
  2. Наличие правил. Любая игра проходит по четко установленным правилам, то есть имеет структуру, которой нужно придерживаться, чтобы оставаться в игровом процессе. С другой стороны, в этих рамках участники имеют свободу для некоторой импровизации и вариативности. Таким образом создается некий парадокс — единство заданности и гипотетичности, жесткости и условности.
  3. Творческая направленность, эвристичность. Результат непредсказуем, что и придает ей такую эмоциональную привлекательность и стимулирует участников к познанию. Кроме того, игра дарит участникам возможность самовыражения — в ее поле человек становится открытым, искренним, естественным. В этом состоит еще и корректирующая функция познавательной игры — помочь участникам утвердить чувство самоценности, осознать свое «Я».

Мотивационные стимулы познавательных игр

Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как:

  • близкий результат;
  • возможность проявить свои умственные и волевые качества;
  • состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
  • совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
  • таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
  • равенство участников;
  • возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
  • создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
  • восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.

Этапы игры

Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:

  1. Организация. Подразумевает подготовку сценария и плана игры, инструктажа и материалов для проведения. На этом этапе также происходит обозначение проблемы и целей, инструктирование участников, объяснение регламента и правил, раздача игровых ролей, формирование групп.
  2. Проведение. Непосредственная работа групп с источниками, «мозговая атака» и другие действия в зависимости от вида игры. Затем следует межгрупповое обсуждение, дискуссия: группы выступают, аргументируют свое мнение, защищают результаты. В заключение происходит работа экспертов.
  3. Анализ и обобщение. Участники выходят из игры. Наступает черед анализа, рефлексии, оценки себя и других участников, выводов и обобщений, получения рекомендаций.

Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию.

Примеры познавательных игр

Игры могут быть:

  • математические;
  • ролевые;
  • лингвистические;
  • викторины;
  • игры-путешествия;
  • имитационно-моделирующие;
  • симуляторы;
  • творческие и направляемые дискуссии;
  • инсценизации;
  • метод генерации идей, который по структуре и характеру напоминает «мозговой штурм».

Примеры практических методов обучения

Ниже представлены примеры практических методов обучения: познавательная игра «Прием у врача» и практическая работа «Кислотные свойства карбоновых кислот».

Имитационно-моделирующая игра «Прием у врача»

Игра проводится на уроках биологии и предназначена для учащихся 8-го класса для закрепления знаний о дыхательной системе человека.

Цель и задачи: повторить симптомы болезней дыхательной системы, названия врачей-специалистов и методы диагностики заболеваний, закрепить знания о способах профилактики.

Для проведения игры класс делят на три группы:

В процессе игры пациенты приходят на прием к врачам, изображают симптомы болезней органов дыхания, а задача врачей — выслушать пациентов ,задать профессиональные вопросы и поставить точный диагноз. Эксперты наблюдают за ходом игры и оценивают знания тех и других по данной теме, определяют правильность диагнозов и назначаемых профилактических мер, а также оценивают актерские способности участников. Каждый эксперт ведет записи и ставит баллы врачам и пациентам, а в конце оглашает результаты.

Источник

Оцените статью
Разные способы