- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1 по дисциплине «Право» на тему: «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
- Рабочая программа по учебному предмету «Право» рабочая программа по праву (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методические указания по выполнения практической работы по дисциплине «Право»
- на тему: «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
- Практическая работа № 1
- Тема «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1 по дисциплине «Право» на тему: «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2
по дисциплине «Право»
на тему: «Законодательный (законотворческий) процесс»
специальность: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Практическая работа № 2
Тема: «Законодательный (законотворческий) процесс»
Образовательная : ф ормирование опыта применения полученных знаний и умений, получать и осмысливать социальную информацию по теме.
Развивающая: умение анализировать нормативно-правовые акты.
Воспитательная: повышать уровень политической культуры.
Тип урока: урок закрепление знаний
Форма урока: урок-практикум
Оснащение: учебное пособие «Теория государства и права», раздаточный материал, нормативно-правовые акты.
Актуализация опорных знаний:
Стадии законодательного процесса;
Субъекты права законодательной инициативы;
Подготовка законопроекта к чтениям;
Первое, второе, третье и четвёртое чтения законопроекта;
Рассмотрение закона в Совете Федерации. Разрешение противоречий между палатами;
Подписание, обнародование и вступление закона в силу;
Вето Президента и повторное рассмотрение закона;
Принятие и опубликование постановлений и иных актов палат ФС.
Студентам необходимо знать понятие законодательного процесса.
Законодательный процесс – это строго регламентированная процедура, включающая в себя ряд последовательных стадий, которые обеспечивают принятие нормативно – правовых актов. Эта процедура регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Принципы законодательного процесса:
1) поэтапность (последовательное движение законопроектов);
3) публичное обсуждение законопроектов;
4) правовое обеспечение;
5) согласование спорных решений;
7) демократизм и законность.
Цели законодательного процесса:
принятие поправок к действующей Конституции РФ;
принятие ФКЗ и ФЗ;
внесение изменений и дополнений в действующие законы СССР и РФ.
Студенты должны охарактеризовать все стадии избирательного процесса
Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, среди которых выделим основные:
1. внесение законопроекта;
2. рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах;
3. рассмотрение законопроекта и принятие его Государственной Думой;
4. рассмотрение закона и его одобрение Советом Федерации;
5. подписание закона главой государства и его обнародование;
6. официальное опубликование и вступление закона в силу.
Помимо указанных стадий могут быть дополнительные стадии законодательного процесса.
1. Дополнительная стадия возникает после рассмотрения принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации, который отклоняет его. Эта стадия заключается в преодолении разногласий по закону, возникающих между Советом Федерации и Государственной Думой, путем создания на паритетных началах согласительной комиссии Государственная Дума рассматривает поправки согласительной комиссии и при принятии их вносит соответствующие изменения в закон, вновь принимает этот закон и направляет его в Совет Федерации
Может возникнуть ситуация, когда Государственная Дума не соглашается с созданием согласительной комиссии либо отвергает внесенные ею поправки. В этом случае Государственная Дума повторно рассматривает закон в прежней редакции, и он считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Тем самым преодолевается вето Совета Федерации, и закон направляется Президенту для подписания и обнародования.
2. Дополнительная стадия возникает и тогда, когда Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклоняет его. В этом случае Государственная Дума рассматривает поправки Президента, принимает их, вносит соответствующие изменения в закон и одобряет его в редакции, предложенной Президентом, большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передает на рассмотрение Совета Федерации
Правила по выполнению работы:
Практическая работа выполняются индивидуально.
Работа выполняется письменно в рабочей тетради.
Для выполнения данной работы используйте знания, полученные на занятиях по дисциплине «Обществознание», свой жизненный опыт и наблюдения
На основании ст. ст. 105-108 Конституции РФ составить поэтапный план «Стадии законодательного процесса».
В Совет Федерации 15 февраля 1999г. поступил принятый Гос. д умой ФЗ проект закона «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации». Поскольку в течение 14 дней Совет Федерации этот закон не рассмотрел, председатель Гос. д умы принял решение направить его как одобренный Советом Федерации в пассивной форме Президенту России. Совет Федерации выразил несогласие с этим шагом. Кто прав (см. ст. 105 Конституции РФ)?
Совет Федерации получил из Гос. д умы Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» и через 7 дней вынес его на своё заседание. Рассмотрев вопрос об отклонении данного закона, Совет Федерации принял по этому вопросу положительное решение. Однако через два дня, вновь вернувшись к названному закону, Совет Федерации одобрил его и направил Президенту. Президент оставил закон без рассмотрения, поскольку, с его точки зрения, закон был отклонён Советом Федерации по итогам первого голосования, а второе голосование значения не имеет. Так ли это?
В результате обсуждения законопроекта Государственный Совет Республики Татарстан постановил: «Принять закон в первом чтении». Значит ли это, что закон принят и должен быть направлен на подпись Президенту Республики?
Президент РФ отклонил федеральный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, и возвратил его со своими замечаниями в Гос. д уму. Кто должен доложить на заседании Думы о решении Президента? Вправе ли Федеральное Собрание преодолеть вето Президента и в каком порядке оно может это сделать?
Верно ли, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания Президентом РФ и все без исключения вступают в силу в течении семи дней после дня их опубликования в газете «Известия»? Действуют ли неопубликованные законы? Могут ли законы содержать секретные положения?
4. Закрепление знаний:
Федеральные законы в Государственной Думе РФ принимаются путем голосования…
простым большинством от числа депутатов;
квалифицированным большинством от числа присутствующих на заседании;
тремя четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.
2. Федеральные конституционные законы в Государственной Думе РФ принимаются путем голосования…
A) простым большинством от числа депутатов;
B) квалифицированным большинством от числа депутатов;
C) тремя четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.
D) пятью четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.
3. Какое из перечисленных определений относится к понятию законодательный процесс:
A) порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов – федеральных и федеральных конституционных;
B) порядок деятельности органов государственной власти во главе с Федеральным Собранием по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных;
C) порядок деятельности представительных органов федеральной государственной власти и законодательных органов государственной власти субъектов федерации по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных;
D) порядок деятельности власти.
4. Назовите субъекты права законодательной инициативы в РФ:
A) Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации;
B) Президент, Государственная Дума, Верховный Суд, Совет Федерации;
C) президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, высший Арбитражный Суд по предметам их ведения;
D) Верховный Суд, Совет Федерации;
5. В скольких чтениях осуществляется рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы:
A) в четырех; B) в трех;
C) в двух; D) в одном
6. Какие федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:
A) по вопросам гражданства;
B) по вопросам федерального бюджета;
C) по вопросам государственного строительства;
D) по вопросам войны и мира;
5. Подведение итогов:
При завершении практической работы необходимо предъявить тетрадь с отчетом.
Источник
Рабочая программа по учебному предмету «Право»
рабочая программа по праву (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10_klass_-_2018-2019_pravo.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРАВО»
2018 – 2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34часа, 1 час в неделю
Количество часов по программе: 34 часа, 1 час в неделю Программа: примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень).
Учебник: Никитин А. Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник / Никитин А. Ф. Никитина Т. И. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. 447с.
Составитель: учитель истории Паутова Н.В.;
_______________ Паутова Н.В.
«31» августа 2018 г.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень). При составлении рабочей программы были учтены требования Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.).
При составлении рабочей программы были учтены локальные нормативные акты средней школы № 29: приказ по средней школе №29 от 28.08.2018 г. за № 150 «О годовом календарном учебном графике средней школы № 29 на 2018-2019учебный год» и приказ по средней школе №29 от 01.09.2018 г. За №179 «Об утверждении учебного плана средней школы № 29 на 2018-2019 учебный год».
Целью изучения права является освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции
Реализации цели способствуют следующие задачи: продолжить
- формирование правосознания и правовой культуры личности, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку
- работу над овладением умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, дискуссия, обучающая игра и тренинг. Для контроля знаний применяется тестирование. 40% учебного времени отводится на практические работы учащихся, позволяющие им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
— работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
— участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
— участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
— подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
Учитывая требования Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.), в рабочей программе указаны общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые формируются и развиваются на уроках.
На изучение предмета « Право» на базовом уровне в 10 классе рабочей программой предусмотрено 34 часа, из расчёта 1 учебного часа в неделю. Рабочей программой не предусмотрено выделение резервного времени. Промежуточная аттестация по учебному предмету «Право» выставляетсяв форме интегрированного балла.
Для комплексной реализации целей и задач обучения право в 10 классе используется следующий учебно-методический комплекс
1. Никитин А. Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник / Никитин А. Ф. Никитина Т. И. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. 447с.
Источник
Методические указания по выполнения практической работы по дисциплине «Право»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1
по дисциплине «Право»
на тему: «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
специальность: 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Практическая работа № 1
Тема «Работа с нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права»
Образовательная: формирование знаний о видах законов и НПА.
Развивающая: закрепление знаний, полученных на лекции о праве, иерархии НПА, научиться использовать законодательство при разрешении правовых ситуаций в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Воспитательная: воспитание в студентах правовой позиции и правовую грамотность.
Тип урока: урок закрепление знаний
Форма урока: урок-практикум
Оснащение: учебное пособие «Теория государства и права», раздаточный материал, нормативно-правовые акты
Актуализация опорных знаний:
Дать понятие следующим понятиям: юриспруденция, информация, право, нормы права.
Перечислите признаки норм права.
Какова структура норм права?
Какие виды норма права Вы знаете?
Рекомендации по выполнению работы:
Практическая работа выполняются индивидуально.
Работа выполняется письменно в рабочей тетради.
Для выполнения данной работы используйте знания, полученные на занятиях по дисциплине «Обществознание», свой жизненный опыт и наблюдения.
Задание 1. Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права:
*право-это воля класса, возведенная в закон; *право-это то, что создано судом; *право-это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?
Задание 2. Сравните следующие высказывания:
«Право-это система правил поведения установленных государством»
«Человек имеет право на личную неприкосновенность».
Какой смысл имеет термин «право» в каждом из понятий (обоснуйте).
Задание 3. Нарисуйте трехуровневую схему системы права, приведите не менее 3-х примеров институтов права любой отрасли (кроме примеров из лекции).
Задание 4. Решение задания оформить в виде таблицы. Укажите, к каким источникам (формам) права относится:
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако нов, федеральных законов, актов палат Федерального Со брания»,
Федеральный закон «О порядке принятия и вступ ления в силу поправок Конституции Российской Федерации»;
«Уголовный кодекс РФ»;
Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Феде рации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,
Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской облас ти»;
Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Фе дерации»;
Коллективный трудовой договор.
Какой из перечисленных примеров не является нормой права?
Вид нормативно-правового акта
Федеральные кон ституционные законы Федеральные законы,
1.ФЗ закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако нов… »
Законы субъектов РФ
Постановления местного самоуправления
Акты не являющиеся
Задание 5. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Найдите в следующей норме уголовного права гипотезу, диспозицию и санкцию (если они присутствуют в данной норме): «Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явной не терпящей отлагатель ства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя да других лиц, либо несообщение над лежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи — наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев. » .
Подчеркните в норме: гипотезу , диспозицию , санкцию и укажите их вид (Например: гипотеза — простая, диспозиция — сложная, санкция относительно — определенная).
Задание 6. Подберите по одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов (Законов и подзаконных актов) – всего 2 примера.
Задание 8. Заполните таблицу по отраслям права: трудовое право, гражданское право, семейное право, административное право, конституционное право , поясните, какие виды правоотношений эти отрасли регулируют и что является основным НПА отрасли.
отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансо вых учреждений (ист.явл.: Конституция РФ ), Закон РФ «О государственном бюджете», НК РФ
1) Назовите элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания к правонарушителю: а) гипотеза; б) диспозиция; в) санкция, г) превенция?
2) Письменный документ, изданный компетентным органом, в котором фиксируются общеобязательные правила поведения — это: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт?
3) Какое из указанных явлений шире по объему: а) отрасль права;
б) правовой институт; в) система права, г) система законодательства.
4) Назовите подчеркнутый элемент нормы: «Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом»: а) санкция; б) гипотеза; в) диспозиция?
5) Правило поведения, сложившееся исторически и санкционированное государством в качестве общеобязательного правила: а) норма права;
б) правовой обычай; в) прецедент; г) нормативный договор?
6) Найдите источники российского права: а) Конституция РФ;
б) Гражданский кодекс РФ; в) приказ директора фирмы; г) Указ Президента РФ; д) Закон РФ «Об образовании»; ж) решение сельского схода,
з) постановление Правительства РФ; и) коллективный договор?
7) Расположите нормативные правовые акты про степени юридической силы: а) указ Президента; б) постановление Правительства; в) решение администрации Курчатовского района г.Челябинска; г) Закон РФ «О государственной тайне»; д) распоряжение Министерства Финансов РФ;
е) приказ ректора ЮУРГУ; ж) Конституция РФ; з) Закон Челябинской области?
8) Система права – это деление на: а) материальное и процессуальное;
б) позитивное и негативное; в) частное и публичное; г) рамано-германское и англосаксонское?
Домашнее задание к практической работе №2
1.Составьте и заполните таблицу «Теории происхождения права»:
Источник