- Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»
- Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»
- Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения» методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Практикум по теме «Подлежащее и способы его выражения».
1. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее.
1. Снова что-то зашумело в лесу.
2. Все вокруг блестело сильным двойным блеском.
3. Есть одна птица, которая не боится людей. Это щур.
4. Часовые контрольного пункта козырнули генералу.
5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от истребления.
6. Пятеро заходят выше пояса в воду.
7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, сгибались в три погибели.
8. Тот, кто хозяйничал в лесу, не слыхал, как подполз Шевардин.
9. Во время детского чая большие сидели на балконе.
10. Опоздавшие смущенно толпились у дверей.
11. Вот раздалося ау вдалеке.
2. Запомните: инфинитив может быть подлежащим! Подчеркните грамматическую основу предложений.
1. Рассказывать мальчикам было нечего.
2. Учиться всегда пригодится.
3. Курить – здоровью вредить.
4. Охранять природу – наша задача.
5. Жить – значит мыслить и чувствовать.
6. Наскоро делать – значит переделывать.
3. Различайте подлежащее и обращение! Подчеркните грамматическую основу предложений.
1. О Русь, взмахни крылами.
2. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?
3. Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер.
4. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
5. Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
6. Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей.
4. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
1. Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.
2. Два товарища хороших вдоль по улице брели.
3. Топорщились густым зеленым луком две маленькие грядки у окна.
4. Если один из друзей грустил, смеялся и пел другой.
5. Сравни пару предложений. Одинаковы ли в них грамматические основы? Укажите, чем выражено подлежащее.
1. Дед с матерью шли впереди всех.
2. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.
2. Солнце закрыло облако.
3. Мы с другом любим собирать грибы.
4. Катя с подругой гуляла по саду.
5. Куда ты скачешь, гордый конь?
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.
2. Солнце закрыло облако.
3. Мы с другом любим собирать грибы.
4. Катя с подругой гуляла по саду.
5. Куда ты скачешь, гордый конь?
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.
2. Солнце закрыло облако.
3. Мы с другом любим собирать грибы.
4. Катя с подругой гуляла по саду.
5. Куда ты скачешь, гордый конь?
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
1. В этом удивительном спектакле каждую роль, сменяя друг друга, исполняли несколько актеров.
Источник
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка «Подлежащее и способы его выражения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе по теме «Подлежащее и способы его выражения»
«Урок с использованием ИКТ»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология встречных усилий ученика и учителя, ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, тренажер, карточки.
1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.
- Начало урока — разминка, разогрев.
Подлежащее и сказуемое
не составляют словосочетания,
они являются основой предложения и
связаны между собой двусторонней связью.
Е.И.Литневская [3]. (слайд 2).
Эмоциональная и интеллектуальная «разминка». Приёмы – «погружение».
Словарный диктант. Выделить орфограммы, определить вид связи.
Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат
(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).
ІІ. Контрольно-подготовительный: опрос по предыдущим темам.
Приёмы – «повтор с расширением», «лови ошибку».
-Всё ли здесь в порядке? В диктанте встретились только словосочетания? Что лишнее? Почему? Что же перед нами? А что такое предложение?
Чем предложение отличается от словосочетания? Обратите внимание на эпиграф. (Имеет грамматическую основу).
А что входит в грамматическую основу? (подлежащее и сказуемое).
- «Вызов». Постановка учебной цели.
Вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели.
Цель: создание ситуации преодоления.
Приемы: знаю — не знаю.
-Запишем тему урока (слайд 3). Сформулируйте цели нашего урока (слайд 4).
На дан текст. Прочитаем его.
Когда мы читаем произведения того или иного поэта, писателя, мы нередко удивляемся богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят в основном от двух причин: от того, какими словами пользуется этот художник, и от того, как именно он ими пользуется, как сочетает их в ткани своей поэмы или романа. [2; 116] (слайд 5).
— Выделите главную мысль высказывания Л. Успенского. (Я знаю, что главная мысль сосредоточена в последнем предложении.)
— Какая из двух причин выразительности языка, о которых говорит писатель, имеет непосредственные отношения к синтаксису? (Я знаю, к синтаксису имеет отношение следующая мысль: выразительность языка зависит от того, как используются слова, как сочетаются в связном тексте).
— Найдите грамматические основы, свой ответ начитайте словами: «Я знаю…» (один ученик у доски комментирует).
— В каком наклонении и времени ведётся изложение? Какими средствами выражены эти значения? (Имеет значение изъявительного наклонения настоящего времени, что характерно для текстов – рассуждений, к типу которых относится приведённый отрывок. Я знаю, что эти грамматические значения выражены глаголами-сказуемыми).
— Со словами из текста составить словосочетания (слайд 6).
— Зачитать свои словосочетания. Ввести эти словосочетания в предложения. Какими членами предложения стали главные и зависимые слова полученных словосочетаний? Найдите подлежащее (если есть) в ваших предложениях.
— Что же такое подлежащее? ( Несколько человек повторить).
Подлежащее — главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?» (слайд 7).
— Ваши примеры предложений с подлежащими.
— Чем может быть выражено подлежащее в предложении? Обратимся к таблице (слайд 8). Проанализируем её, используя начало: «Я знаю…».
Имя существительное в И.п.
Снег идет. Солнце сияло.
Местоимение в И.п.
Кто-то постучал. Я люблю осень.
Прилагательное в роли существительного в И.п.
Бородатый оглянулся. Домашние искренне радовались гостям.
Причастие в роли существительного в И.п.
Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.
Неопределенная форма глагола.
Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.
Твои завтра мне надоели.
По лесу разносилось «ау».
Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.
Семь пятниц на неделе у ленивого.
У него золотые руки.
Брат с сестрой вернулись порознь.
Прошло три года. У меня много работы.
Несколько человек отошли в сторону. Куча вещей скопилась в углу.
Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.
Обратимся к ЭОР. Найдем таблицу «Способы выражения подлежащего». Что вас удивило в новом материале или заставило остановиться?
IV. Сотворчество: сведение воедино усилий всех участников.
1. Устно назвать основы. На каком основании это слово подлежащее? (слайд 9).
Все вокруг блестело сильным блеском. Часовые контрольного пункта козырнули генералу. Рассказывать мальчикам было нечего. Пятеро заходят выше пояса в воду.
Что-то у Володи произошло с администрацией. Танцующие кружились под звуки вальса.
2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.
По карточкам — Первое задание – назвать в предложении подлежащее, чем оно выражено. Второе задание — составить со словом или словосочетанием предложение, где это слово — подлежащее.
На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).
3. Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 100 письменно. По 3 предложения по рядам. Четыре слабых ученика работают с 1 предложением у доски.
4. Разгадать кроссворд на тему «подлежащее» (слайд 10).
- Член предложения, в роли которого выступает выделенное слово: Вдалеке раздалось «ура».
5.Падеж, который является показателем подлежащего.
- То, чем выражено подлежащее в предложении: Столовая была закрыта на ремонт.
3.То, чем выражено подлежащее в предложении: Отец с сыном долго беседовали за чаем.
4. Часть речи, выступающая в роли подлежащего в предложении: Они будут творить историю.
6. Часть речи в роли подлежащего в предложении: Трижды три — девять.
5. Тест (на листочках).
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
После обеда никто не стал засиживаться в палатке.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение
2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.
1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного
3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами
1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание
4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Один из часовых услышал в лесу шорох.
1) числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.
1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное
6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Катеринка с матерью приехали к нам ещё во время войны.
1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.
1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение
8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Все шумели, галдели, возмущались.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
Проверьте тест (слайд 11).
6. Творческая работа. Сочинение — миниатюра «Поздняя осень» с заданием. Подчеркнуть подлежащее в каждом предложении, выделить, чем выражено (слайд 12).
- Рефлексивный: осмысление результатов, оценивание.
Приёмы: Общие итоги; 3 уровня домашнего задания.
1. Так что же такое подлежащее?
Чем может быть выражено в предложении?
2. Синквейн на тему «Подлежащее» (слайд 13).
называет, отвечает, согласуется
главный член в предложении
Домашнее задание (слайд 14): параграф 11.
1 уровень: упражнение 101.
2 уровень: упражнение 101 и составить план-ответ к параграфу 11.
3 уровень: из любого произведения выписать отрывок 10-12 предложений, выделить подлежащее и надписать, чем выражено.
1. Разумовская М.М., Львова С.И. — М.: Дрофа 2009 год.
2. Успенский Л.В. Слово о словах — М.:Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 542 с.
Перечень используемых на занятии ЭОР
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
- Набор информационных инструментов
2. Коллекция интерактивных заданий «Определите, чем выражено подлежащее»
«Способы выражения подлежащего»
4. Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 8 классе «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
Урок объяснения нового материала по русскому языку в 8 классе по УМК Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Актуальность проявляется в разнообразии форм обучения, учёте индивидуальных способностей об.
Презентация к уроку русского языка «Словообразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме «Словобразование. Основные способы образования новых слов», 5 класс, первый урок в разделе «Словообразование». Программа по русскому языку С.И.Львовой.
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Урок русского языка в 8 классе «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.
повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева.
Урок русского языка в 8 классе. Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Урок русского языка с примененем технологии РКМЧП.
Урок русского языка. «Цитаты и способы цитирования». (Групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – один из инструментов Scrum)
Представленный урок построен в соответствие с современными методами и формами организации урочной деятельности, такими как: групповая работа — основа Scrum – подхода, лист самоконтроля – о.
Источник