- Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Основы поиска работы и трудоустройства» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Практические работы являются важными видами учебной работы учащегося по учебной дисциплине и выполняются в пределах 10 часов, предусмотренных учебным планом.
- Формирование умений кратко излагать свои мысли, аргументировано вести диалог с собеседником, ориентироваться в материалах средств массовой информации, составить автобиографию, резюме, письмо с предложением услуг на замещение вакансии, необходимо для успешного овладения ПК и ОК. Практические работы занимают преимущественное положение при изучении общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин.
- Общие требования к выполнению практических занятий
- Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 06.02 «Способы поиска работы, трудоустроойство»
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Основы поиска работы и трудоустройства»
методическая разработка на тему
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Основы поиска работы и трудоустройства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.docx | 88.37 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
по выполнению практических работ
ОП.07 ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
основной профессиональной образовательной программы
по профессии 38.01.03 Контролер банка
Разработчик: Васильева Н.А. , преподаватель
2. Перечень практических занятий
3. Общие требования к выполнению практических занятий
4. система контроля качества выполнения практических работ
Практические работы являются важными видами учебной работы учащегося по учебной дисциплине и выполняются в пределах 10 часов, предусмотренных учебным планом.
Формирование умений кратко излагать свои мысли, аргументировано вести диалог с собеседником, ориентироваться в материалах средств массовой информации, составить автобиографию, резюме, письмо с предложением услуг на замещение вакансии, необходимо для успешного овладения ПК и ОК. Практические работы занимают преимущественное положение при изучении общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин.
Цель данных методических указаний состоит в оказании помощи учащимся при проведении практических занятий по изучению дисциплины, в ф ормировании готовности к овладению основными умениями, знаниями по специальности, к выполнению соответствующего вида деятельности, обеспечивающей его профессиональные компетенции, а также развитие общих компетенций по профессии.
Перечень практических занятий
Тема 1 Основы рыночной экономики, рынок труда
«Анализ экономической ситуации на рынке труда»
«Обсуждение статей ТК РФ»
Тема 2 Технологии трудоустройства
«Составление алгоритма действий в случае потери работы»
«Составление личного плана поиска работы»
«Составление резюме, сопроводительное письмо»
Ролевая игра «Собеседование и составление отчета о результатах переговоров»
Тема 3 Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики
«Профессиональный этикет. Культура речи.»
«Анализ собственных резервов.»
«Составление трудового договора»
Общие требования к выполнению практических занятий
Практические занятия выполняются обучающимися в соответствии с учебным расписанием занятий. Пропущенные практические занятия выполняются по согласованию с преподавателем в дни консультаций преподавателя.
К выполнению заданий допускаются обучающиеся:
— подготовленные к практической работе, имеющие тетрадь для практических работ, таблицы, шаблоны, канцелярские принадлежности;
— ознакомившиеся с целью и порядком выполнения задания;
— изучившие теоретические материалы, относящиеся к выполняемой работе по рекомендуемым учебникам, учебным элементам, конспектам.
Подготовленность обучающихся к выполнению заданий проверяется преподавателем индивидуально.
Результатом выполненного задания является отчет согласно инструкции практического занятия. Отчет оформляется аккуратно, в полном соответствии с общепринятыми требованиями. Рисунки, схемы выполняются простым карандашом с применением чертежного инструмента, обозначения и записи выполняются шариковой ручкой. Допускается оформление одного отчета группой из 3 – 4 обучающихся, если это предусмотрено инструкцией. Минимум знаний, необходимых для защиты выполненного задания отражают контрольные вопросы или тесты в конце практического занятия.
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний учащихся – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения учащимися запланированными умениями.
В соответствием с требованиями ФГОС СПО выполнение учащимися практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров (составление отчета, таблицы, написание рефератов, эссе, подготовка к семинару и другое, в соответствии с содержанием программы дисциплины .
- Составление сопроводительного письма и резюме выполняется после объяснений преподавателя о требованиях, предъявляемых к этим документам.
- Обсуждение Законов о труде требует от учащихся знаний содержания статей Трудового Кодекса РФ по системе оплаты труда, условиям труда, нормированию труда, социальным выплатам, обязанностям работника и работодателя, условия приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.
- Работа с печатными средствами массовой информации с целью выбора предложений по трудоустройству, требует от учащихся знаний по формированию предложений на рынке труда, по составлению трудового договора, трудового Кодекса РФ.
- Ролевые игры и анализ собственных резервов и ограничений требуют от учащихся элементарных знаний типов темперамента, психосоциотипов, теории лидерства, стилей поведения конфликтов, умение объективно давать оценку личностным качествам.
- В ходе практических занятий от учащихся требуется умение чётко излагать свои мысли, как в письменной, так и в устной форме, без жаргонизмов и некорректных выражений; понимать значение субординации и вежливого обращения в любом случая служебных отношений.
- Письменные работы требуется выполнять аккуратно, обозначая дату, тему и исполнителя задания.
Тема 1. Основы рыночной экономики и рынок труда
Задание для практической работы №1
« Анализ экономической ситуации на рынке труда »
Цель: Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, логикой экономических процессов, главными проблемами экономики и выбором профессии.
Оборудование и материалы: ручка, тетрадь
Инструкция к выполнению:
Цель работы: Систематизация знаний и отличительных особенностей экономической ситуации в стране при организации выполнения трудовых обязанностей и приобретение практических умений, необходимых в профессиональной деятельности контролера банка.
Столы и стулья для обучающихся, ПК
- Алгоритм действий:
- Прочитать инструкцию к практической работе
- Подготовить лист формата А-4 для оформления результатов проведения практической работы. Оформить титульный лист работы:
- название работы;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения;
- год.
Самостоятельно ознакомиться с учебной и нормативной литературой, рекомендованной для выполнения данной работы и приступить к выполнению задания.
Время на выполнение задания – 45 минут
Предоставить результат выполненной работы
- Задание :
- Перечислить наиболее востребованные на ваш взгляд профессии на рынке труда в настоящее время
- Перечислите наиболее и наименее оплачиваемые профессии на рынке труда в настоящее время
- Перечислите наиболее важные на ваш взгляд профессии в современном мире
- Перечислите на ваш взгляд наиболее перспективные профессии на ближайший период.
- Учебная и нормативная литература :
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ И СТЕПЕНИ ОВЛАДЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
Источник
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 06.02 «Способы поиска работы, трудоустроойство»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южноуральский государственный колледж»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
Для студентов специальности 43.01.11 Гостиничный сервис
По МДК 06.02. Способы поиска работы, трудоустройство
Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки.
Дата и время распечатки: __.__.2016
Давыдова А.А. Методические указания по выполнению практических заданий по МДК 06.02. «Способы поиска работы, трудоустройство»
Пособие предназначено для обучающихся _____________ формы обучения и составлено для специальности (ей)_____________________________
_____________________________________________________________________в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Рассмотрено на заседании Отделения Туризма и гостиничного сервиса .
Протокол № ______ от «_____» _____________20 г.
Председатель отделения Туризма и гостиничного сервиса.
Утверждено на заседании методического совета ГБПОУ «ЮУГК». Протокол № _______ от «_____» ___________________ 20 г.
Председатель методического совета ______________________________________
© Давыдова А.А.
© ГБПОУ «ЮУГК»
Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки.
Дата и время распечатки: __.__.2016
1. Содержание практических занятий …………………………………….8
2. Критерии оценки выполнения практических занятий ……………….15
Перечень рекомендуемых учебных изданий…………………………….17
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по МДК 04.01 предназначены для обучающихся 1 курса программы подготовки специалистов среднего звена в области гостиничного сервиса.
Данное учебно-практическое пособие обеспечивает реализацию проблемного и исследовательского подхода к обучению, способствующего закреплению и углублению знаний и умений обучающихся по данному МДК.
На изучение данной дисциплины предусмотрено 140 часов аудиторных занятий и 80 часов практических заданий студентов.
Целью практических занятий по МДК является формирование и совершенствование практических умений, которые делятся на: профессиональные – умения выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности; учебные – умения решать задачи, необходимых в последующей учебной деятельности по дисциплинам профессионального цикла , развитие познавательной активности обучающихся, готовности и потребности в саморазвитии (опытом творческой (исследовательской) деятельности).
Требования к освоению дисциплины (знать, уметь):
выявлять, анализировать и формировать спрос на гостиничные услуги;
проводить сегментацию рынка;
разрабатывать гостиничный продукт в соответствии с запросами потребителей, определять его характеристики и оптимальную номенклатуру услуг;
оценивать эффективность сбытовой политики;
выбирать средства распространения рекламы и определять их эффективность;
формулировать содержание рекламных материалов;
собирать и анализировать информацию о ценах;
осуществлять сбор и обработку маркетинговой информации;
разрабатывать анкеты и опросные листы;
составлять отчет по результатам исследования и интерпретировать результаты;
состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг;
гостиничный продукт: характерные особенности, методы формирования;
особенности жизненного цикла гостиничного продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;
потребности, удовлетворяемые гостиничным продуктом;
методы изучения и анализа предпочтений потребителя;
потребителей гостиничного продукта, особенности их поведения;
последовательность маркетинговых мероприятий при освоении сегмента рынка и позиционировании гостиничного продукта;
формирование и управление номенклатурой услуг в гостинице;
особенности продаж номерного фонда и дополнительных услуг гостиницы;
специфику ценовой политики гостиницы, факторы, влияющие на ее формирование, систему скидок и надбавок;
специфику рекламы услуг гостиниц и гостиничного продукта;
маркетинговые исследования: понятие, значение, виды, объекты, методы, этапы и правила проведения;
источники и критерии отбора маркетинговой информации;
правила составления анкет и опросных листов
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики,содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Основные типы практических работ:
Решение профессиональных задач (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.).
выполнение вычислений, расчетов
работа с интернет ресурсами
Контроль выполненного практического задания осуществляется в следующих формах:
1. Проведение выступления на занятии:
— подготовленного сообщения по соответствующей теме.
2. Проведение устного опроса на занятии:
-выполненных ситуационных задач.
3. Организация и проведение индивидуального собеседования:
4. Проведение обсуждения на занятии:
— выполненных ситуационных задач.
Описание рекомендаций и методических советов по выполнению конкретного вида практических заданий представлено в разделе «Содержание практических занятий».
Критерии оценивания выполненной работы направят обучающихся на правильную организацию и успех своей работы.
Основные источники выполнения работы перечислены в разделе «Перечень рекомендуемых учебных изданий».
Содержание практических работ
Практическое занятие № 1
Тема: Составление делового письма, резюме и автобиографии
1. Закрепление теоретических знаний по теме.
2. Формирование практических навыков составления резюме
Порядок выполнения работы:
Составьте свое резюме для рассылки потенциальным работодателям по интересующей вакансии.
В резюме должны быть указаны следующие данные:
Ф.И.О., год рождения (возраст), контактные телефоны (домашний и рабочий).
Цель (зачем Вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищите).
Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, т.е. начиная с последнего места работы) по схеме: дата начала работы – дата окончания, название фирмы, её сфера деятельности, название вашей должности, количество подчинённых (если были), описание ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий, примеры конкретных достижений.
Образование (в обратном хронологическом порядке, т.е. начиная с последнего места учёбы) по схеме: дата начала учёбы – дата окончания учёбы, название учебного заведения, факультет, специальность, присвоенная квалификация.
Дополнительное образование – курсы, семинары, тренинги, стажировки (по приведённой схеме образования).
Дополнительные навыки – ПК, степень владения иностранными языками, наличие а/м, водительских прав, машинопись, другое.
Ваши преимущества (указать несколько своих личностных черт, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов в работе).
Автобиография – документ, содержащий сведения об основных событиях личной, трудовой и общественной жизни. Представляется в числе прочих документов при поступлении на работу, в учебное заведение и т.д. Автобиография пишется от первого лица от руки. Автобиография включает следующие реквизиты:
Наименование документа (автобиография) располагается посередине.
Текст , в котором должны быть освещены следующие факты в указанной последовательности: имя, отчество, фамилия; дата и место рождения; сведения о родителях; сведения об образовании (об окончании средней школы, высшего или среднего специального учебного заведения); сведения о службе в армии (для мужчин); о трудовой деятельности и занимаемой должности; об участии в работе общественных организаций (состоите ли в партии и какой); о семейном положении.
Дата составления помещается внизу слева.
Личная подпись помещается внизу справа.
Практическое занятие № 2
Тема: Проведение деловой игры «Проведение собеседования»
1. Закрепление теоретических знаний по теме.
2. Приобретение будущими специалистами практических навыков решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации, выработки стратегии собственных действий.
3. Формирование практических навыков самостоятельного принятия оптимальных управленческих решений
4. Формирование практических навыков прохождения собеседования
Порядок выполнения работы:
Организация деловой игры включает в себя ряд аспектов.
1) подготовка игры,
2) формирование игровой группы,
3) руководство игрой, контроль за ее процессом,
4) подведение итогов и оценка результатов.
1. Подготовка игры.
На занятии, предшествующем данной деловой игре, студентам объясняются цель и задачи игры, рекомендуется литература, необходимая для самостоятельной подготовки студентов к игре. Студентам предлагается ответить на вопросы теста «Определение стиля собеседования», по результатам которого в дальнейшем группа делится на отдельные команды соответственно выбранному стилю проведения собеседования при приеме на работу. Оптимальный состав команды 5-6 человек. В каждой группе выбирается старший, который распределяет функциональные роли каждого члена своей команды: директор фирмы, менеджер по персоналу, руководитель функционального подразделения и т.д. Каждой команде необходимо подготовить «пакет документов» для проведения предстоящего оценочного собеседования. Данный «пакет» является домашней заготовкой и включает в себя материал проделанных ранее практических работ. В «пакет документов» входит:
— краткое описание фирмы (название, вид деятельности, организационно-
правовая форма, организационная структура, список «сотрудников» с
указанием должностей, заявленная вакансия, стиль проведения
собеседования);
— объявление о вакансии;
— бланк оценки кандидата;
— перечень вопросов к кандидату ( для каждого этапа собеседования);
— карточки для каждого сотрудника с указанием его имени и должности
(бейджик);
— задания (для собеседования-«испытания»);
Подготовка к деловой игре включает групповую и самостоятельную работу студентов.
2. Формирование игровой группы.
Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации. Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Эффективность игры может быть резко снижена из-за участия в ней студентов, не владеющих в достаточной степени теоретическими знаниями. Таким студентам целесообразно предложить участвовать в игре в качестве соискателя на вакантную должность. В этом случае домашней заготовкой будет служить составление резюме. Таким образом, будет применен дифференцированный подход, предотвращающий снижение мотивации и формальное участие данной категории игроков. По результатам теста (см. раздел «подготовка игры») студенты делятся на пять групп по стилю собеседования.
1. Собеседование — допрос.
Интервьюер проявляет постоянную активность, задает «закрытые вопросы», позволяет себе перебивать или обрывать собеседника намеренно, атмосфера собеседования официальная и крайне напряженная, все невербальное поведение интервьюера показывает превосходство над кандидатом. Цель — проверить кандидата на стрессоустойчивость и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения.
2. Собеседование — «игра в прятки» или «ежик в тумане».
Характеризуется явным стремлением запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего не рассказать о своей компании, объясняя это сохранностью интересов фирмы от собеседника, намерения которого не ясны, а решение о его «допуске» в фирму еще не принято. Цель -заинтриговать кандидата, выявить стратегию поведения кандидата в ситуации неопределенности. Оптимально использование данного стиля в ситуации, когда кандидат явно не подходит или не нравится.
3. Собеседование — «песня».
После нескольких, чаще всего необязательных вопросов интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, планах, о должности, какие люди и как работают в фирме. Цель — привлечь кандидатов, не искушенных в поисках работы, заинтересовать кандидата и в то же время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями фирмы.
4. Собеседование — испытание.
После нескольких обязательных вопросов кандидату предлагается решить некую профессиональную или поведенческую задачу. Такой стиль собеседования дает возможность достоверно проверить практические специальные навыки. Однако есть опасность отсеять хороших и перспективных специалистов, которым не хватает •-> специфических знаний или умений.
5. Собеседование — «партнерские переговоры».
Со стороны выглядит как диалог хороших знакомых, время для высказывания мнений распределено приблизительно одинаково. Преобладают вопросы «открытого» типа. Цель — получить о кандидате или
компании как можно больше информации. Открытые вопросы часто звучат как продолжение к рассказу.
3. Руководство игрой, контроль за ее процессом.
Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:
— формирует состав участников;
— готовит и адаптирует применительно к конкретным условиям базу
данных для начального периода игры, устанавливает ее регламент;
— знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;
— осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;
— следит за соблюдением в процессе игры этических норм,
-следит за ориентацией игрового процесса на достижение
поставленных целей, помогает выявлять и анализировать
неэффективные способы действий;
— собирает по завершению игры рабочие документы и проверяет
правильность их заполнения;
— оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников,
делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным
участникам игры.
4. Подведение итогов деловой игры.
Подведение итогов и оценка результатов являются заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей моментом. В процессе оценки следует руководствоваться заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов должно помочь участникам игры адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность. При подведении итогов игры необходимо ранжировать ее участников в зависимости от достижений, анализировать и объяснять причины успеха или неуспеха. Важно, что в оценке каждого участника игры участвует вся группа. Итогом оценки является среднее значение выставленных в соответствии с критериями баллов. Подведение итогов есть результат совместной работы преподавателя и студентов. Критериями оценки служат следующие параметры:
— степень подготовленности к игре;
— актуальность подготовленных и задаваемых вопросов;
-соответствие стратегии поведения представленному стилю
собеседования;
— степень активности в работе коллектива фирмы;
— проявление коммуникативных навыков.
Исходные данные: раздаточный материал (приложения)
Приложение № 1. Причины, по которым кандидатам отказывают в работе после собеседования.
Приложение № 2. Этапы собеседования.
Приложение № 3. Защита от некорректных собеседников.
Вводная часть. Преподаватель после приветствия объявляет тему и цель занятия, проводит жеребьевку с целью установить очередность выступления команд. Первая команда готовится к выступлению в течение 5-10 минут. Остальные студенты становятся зрителями-судьями. Им объясняются критерии выставления оценки. Время проведения вводной части-15 минут.
Основная часть. Руководитель фирмы проводит презентацию своей организации (домашняя заготовка), представляет сотрудников, заявляет вакансию, стиль проведения собеседования. Соискателем на вакантную должность может стать любой студент из числа зрителей. При прохождении собеседования кандидат представляет свое резюме, составленное ранее на практической работе. Зрители наблюдают за проведением собеседования согласно этапам. По окончании выступления преподаватель благодарит участников собеседования. Критические замечания со стороны зрителей во время выступления не допускаются. Далее происходит выступление других команд согласно жеребьевке. В случае если кандидат по какой-либо причине не соответствует требованиям вакансии, то возможно проведение еще одного собеседования. Выступление кандидата также оценивается. Время одного выступления — 15 минут.
Заключительная часть. Преподаватель благодарит всех за участие, предоставляет возможность желающим высказать свое мнение о ходе игры. Далее слово предоставляется участникам каждой команды для самооценки, проделанной работы. Последним подводит итог деловой игры преподаватель. Проводится обработка выставленных студентами оценок, выводится средний балл по каждому, объявляются оценки в том случае, если оценка преподавателя отличается от оценки, выставленной студентами, то в журнал выставляются обе оценки.
Общее время проведения деловой игры составляет 2 академических часа в аудитории и 2-3 часа самостоятельной подготовки студентов.
3.Комплексные профессиональные ситуации в разработке
Источник