- Формы и методы организации практических работ
- Практическое занятие в вузе: виды, формы, цель и задачи, структура
- Практическое занятие в вузе: что это такое
- Лекция & практическое занятие
- Виды практических занятий в вузе
- Формы проведения практических занятий в вузе
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Цель практического занятия в вузе
- Задачи практических занятий в вузе
- Структура практического занятия в вузе
- Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Формы и методы организации практических работ
Целью даннойстатьи является обобщение накопленного опыта преподавателей бухгалтерского учета по проведению практических занятий на специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и разработка методических рекомендаций по их проведению.
Предлагаю вашему вниманию план рассмотрения данного вопроса:
- Роль и значение практических занятий занятий в подготовке бухгалтеров.
- Организация и методика проведения практических занятий
- Виды практических занятий.
- Подготовка преподавателей и студентов к уроку.
- Работа обучающихся в аудиторий.
- Проведение итогов и оценка работы.
Целью проведения практических занятий является закрепление пройденного материала, обеспечение связи процесса обучения с практикой, развитие практических умений и навыков по составлению документаций, отчетности, расчетов по начислению заработной платы, определению финансовых результатов работы предприятия и других хозяйственных операций и процессов.
Практические занятия должны носить характер, воспитывающий любовь к предметам, развивающий, закрепляющий.Они определяют деловые качества обучающихся, приучают к самостоятельному труду, а преподаватель должен руководить этим самостоятельным трудом и разрабатывать для него материалы.
В курсе бухгалтерского учета практические занятия различны по содержанию выполняемого материала, по характеру самих работ, по месту их выполнения и роли в учебном процессе.
По характеру работы они бывают:
- По составлению первичных и сводных документов – их целью является научить студентов составлять и оформлять документы.
- На корреспонденцию счетов, на этих занятиях студенты приобретают навыки отражения хозяйственных операций по счетам учета.
- На проверку и обработку бухгалтерских документов, их цель – показать, как работает материально – ответственное лицо с документами и развивать навыки их проверки и оформлению.
- Составление расчетов по начислению заработной платы, расходов по командировкам.
По месту их выполнения практические занятия могут быть:
Важно обеспечить связь между первым и вторым видом работ.Желательно, чтобы домашние задания были повторением аудиторных (с другим цифровым материалом), а иногда домашние работы являются продолжением классных.
По месту в учебном процессе они бывает:
- Практические занятия, проводимые на том же занятий, на котором излагается новый материал.
- Занятия на самостоятельных уроках. Они могут проводиться по материалу одного или нескольких предыдущих уроков.
Можно выполнять комплексные практические работы, которые включают комплекс вопросов. Например, по теме «Учет розничного товарооборота» оставляется вся первичная документация, а затем уже на ее основе товарный отчет. Данные товарного отчета используются при определений результатов инвентаризаций.
Методика проведения практических занятий строится с учетом цели занятия, сложности изучаемого материала, особенностей групп и времени, отведенного по программе на его выполнение.Подготовка преподавателя к уроку начинается с составления плана урока, в котором определяется цель, порядок и методика проведения.
Основными элементами плана урока могут быть:
- Тема урока
- Цель
- Тип
- Метод проведения
- Организация урока
- Проверка подготовки обучающихся к занятиям
- Инструктаж о порядке выполнения задания
- Руководство и контроль за процессом работы на занятиях
- Проверка результатов работы
- Подведения итогов и задания на дом.
Накануне проведения практических занятий обучающимся дается домашнее задание на повторение теоретического материала, по которому будет проведено практическое занятие.
При необходимости следует составить таблицы, схемы сделать выписки из инструктивного материала. Подготовить бланки документов. Преподаватель должен тщательно подготовить учебно-методическую базу: учебные и наглядные пособия (задачники, справочники, образцы выполненных документов, отчеты обучающихся с практическим материалом). Материал для проведения практических занятий готовится для всей группы или индивидуально с учетом особенностей группы и способностей обучающихся.Можно использовать материал задачников по бухгалтерскому учету, практические данные торговых предприятий города, которые должны быть размножены.
Каждое занятие начинается с оргмомента, после которого преподаватель приступает к проверке знаний и подготовке обучающихся к выполнению задания.
Форма опроса могут быть самые разнообразные. Наиболее целесообразным считается фронтальный опрос, проводимый преподавателем в начале урока.
В устной форме в течение 12-15 минут. При наличий достаточно отведенного времени на проведение практических занятий можно проводить и другие: устную проверку знаний, диктанты, программированный контроль и др.
После опроса преподаватель доводит до обучающихся цель занятия, его содержание, порядок выполнения и время на работу. Работа обучающихся на уроке строится самостоятельно, но с помощью и под контролем преподавателя.
Во время занятий преподаватель направляет работу, контролирует ход ее выполнения. Наиболее сложные, узловые вопросы и задания должны разбираться на доске. По ходу выполнения задания необходимо проводить сверку полученных данных, уточнять (комментировать) отдельные расчеты.
Проверка выполненного задания проводится как по ходу его выполнения, так и в конце урока.Проводя итоги работы на уроке следует отметить работу лучших обучающихся, недостатки работы, замечания и пожелания.Преподаватель может вести тетрадь для учета выполненных работ.В заключение урока дается домашнее задание. Каждая работа должна быть оценена «зачет».
Обучающихся отсутствующих, на практических занятиях должны выполнить практические работы во внеурочное время и сдать их до экзаменационной сессий на проверку преподавателю.
Итоговую оценку по предмету обучающихся получает только при условий получения зачета за практические работы.
В качестве примера рассмотрим методику проведения практических занятий по теме «Инвентаризация товаров в рознице».
Урок можно провести по плану:
Тема: Инвентаризация товаров в рознице
Цель урока:
Обучающая: развитие навыков самостоятельной работы по составлению и оформлению инвентаризационной описи и определению результатов
Воспитательная: показать роль бухгалтера в процессе проведения инвентаризаций и качества оформления ее результатов
Тип урока: практическое занятие
Метод проведения: информационно-исполнительный
Ход урока:
- Огрмомент – 2 мин
- Фронтальный опрос – 10 мин
- Кем составляется и кем оформляется подписка №1?
- Правило оформления инвентаризационных описей постранично.
- Как оформляется последняя страница описи?
- Что содержит подписка №2 и кем она оформляется?
- Как определяется предварительный результат инвентаризаций?
- Инструктаж – 5 мин
- Работа с заданием
- Подведения итогов урока и оценка знаний обучающихся – 5 мин.
После огрмомента преподаватель проводит вводную информацию, доводить до обучающихся цель занятия и приступает к проверки знаний обучающихся.
Опрос проводится в форме фронтального, с целью выяснения подготовки обучающихся к работе.
Во время инструктажа преподаватель доводит до обучающихся содержания задания, порядок и последовательность его выполнения, время на работу.
Работа обучающихся начинается с заполнения распоряжения на проведение инвентаризаций, оформления подписки №1 по данным товарного отчета, составленного на предыдущем занятии.
Далее составляется инвентаризационная опись, производятся подсчеты, сверка итоговых данных по сумме и натуральны единицам.После сверки данных оформляется последняя страница описи и заполняется подписка №2 «О принятий ценностей на ответственное хранение».
По ходу выполнения задания преподаватель контролирует аккуратность, правильность оформления документов, оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
Подводя итоги работы, он отмечает положительные и отрицательные моменты урока.
Знания обучающихся оценивается «зачет» — 2 не зачет» в тетради, которую ведет преподаватель.Задание на дом предусматривает повторение материала к следующему уроку.
Список использованной литературы
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ № 94-н от 31.10.2000г.с изменениями утв. Пр. МФ РФ от 7.05.2003г. № 38н
- Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. Учебное и практическое пособие – М изд-во «ЗАО Книжный мир», 2013-407С.
- Бухгалтерский учет в торговле. Учебное пособие-Под ред. М. И. Баканов. – М: изд-во «Финансы и статистика», 2010-576с.
- Бухгалтерский учет товарных операций. Учебно-Практическое пособие-Под ред. А. Д. Ларионова. – М «Проспект»,2010г.
- Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле (оптовой и розничной),60е изд-во, перераб. И доп – М: ИКЦ «ДИС».2010.
- Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяственные операций и ситуаций – М: изд-во «Экзамен»,2012 – 512с.49
- Николаева Г. А., Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле – М: изд-во «Прирор»,2011.
Источник
Практическое занятие в вузе: виды, формы, цель и задачи, структура
- 21 апреля 2021 г.
- 14 минут
- 7 401
Чтобы найти престижную работу после вуза, нужно не только слушать умных лекторов, но и ходить на практические занятия. О них и пойдет речь в сегодняшней статье. Читайте и узнаете, какие цели и задачи решают практические занятия в университете и какие их виды и формы существуют.
Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы первыми получать свежие новости. И пользуйтесь актуальными акциями и скидками от компании — так ещё выгоднее учиться на отлично.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Лекция & практическое занятие
Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.
Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.
Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.
Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
- индивидуальная самостоятельная работа;
- решение контрольных робот и проверочных упражнений;
- лабораторные работы;
- практические исследования и эксперименты;
- учебные дискуссии;
- круглые столы;
- групповые семинарские занятия;
- исследовательские практикумы;
- решение проблемных кейсов;
- деловые игры;
- обучающий тренинг.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Формы проведения практических занятий в вузе
Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:
По месту проведения | По форме выполнения |
аудиторные; | индивидуальные; |
онлайн-занятия (дистанционные); | работа в малых группах; |
частично аудиторные. | коллективные. |
Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов. Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
- Краткое напоминание предыдущего материала учебного курса.
- Заявление темы, целей и задач практического задания.
- Подробное объяснение практического задания.
- Методические указания по его выполнению.
- Ответы на дополнительные вопросы.
- Постановка контрольных вопросов на практическое занятие.
- Формирование команд, если это групповая форма работы.
- Непосредственное выполнение задания.
- Сдача готовых работ или презентация результатов.
- Подведение финальных итогов.
- Рекомендации преподавателя и дополнительные задания по теме, если это необходимо.
Главная задача преподавателя во время практического задания — это не контролировать и усложнять жизнь учащимся, как считают некоторые студенты, а научить их думать самостоятельно. Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
- изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
- повторить правила и значимые формулы;
- решить большое количество типовых задач;
- просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
- подготовить тезисы для своего выступления;
- изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
- почитать правила и методические рекомендации;
- выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Источник