—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Практическая работа №1
Тема: Способы описания движения тела
Цель работы: изучить способы описания движения, научиться задавать положение точки на координатной прямой, плоскости, в пространстве, строить графики скорости, ускорения и перемещения при равномерном и неравномерном движении.
Теория
Чтобы описать механическое движение тела (точки), нужно знать его координаты в любой момент времени. Для определения координат следует выбрать тело отсчета и связать с ним систему координат. Для определения положения точки в любой момент времени необходимо также задать начало отсчета времени.
Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела.
Если тело отсчета выбрано, то относительно него положение точки можно задать с помощью координат
Рассмотрим способы задания положения точки.
1 способ. Задание положения точки с помощью координатной прямой.
Положение точки на координатной прямой можно задать с помощью
числа, которое называется координатой точки. Обозначается А(х)
2 способ. Задание положения точки с помощью координат. Из курса математики
вы знаете, что положение точки на плоскости можно задать с помощью двух чисел,
которые называются координатами этой точки. Для этого, как известно, можно на
плоскости провести две пересекающиеся взаимно перпендикулярные оси, например оси ОХ
и ОY. Точку пересечения осей называют началом координат, а сами оси –
координатными осями.
3 способ. Положение точки М в пространстве относительно тела отсчета
можно задать с помощью трех координат. Чтобы это сделать,
необходимо через выбранную точку тела отсчета провести три
взаимно перпендикулярные оси ОХ, ОY, ОZ. В полученной системе координат
положение точки будет определяться тремя координатами х, у, z.
( Если число Х положительно, то отрезок откладывается в
положительном направлении оси ОХ . Если же число х отрицательно, то отрезок
откладывается в отрицательном направлении оси ОХ. Из конца этого отрезка
проводят прямую, параллельную оси ОY, и на этой прямой откладывают отрезок
от оси ОХ, соответствующий числу Y — в положительном направлении оси ОY, если число у положительно, и в отрицательном направлении оси ОY, если число у отрицательно.
Далее из точки В другого отрезка проводят прямую, параллельную оси ОZ. На этой прямой от координатной плоскости ХОY откладывают отрезок, соответствующий числу Z. Направление, в котором откладывают этот отрезок, определяют так же, как и в предыдущих случаях.
Конец третьего отрезка и есть та точка, положение которой задается координатами х, у, z.)
Прямоугольная система координат используется для описания положения тела на плоскости, трехмерная – в пространстве, координатный луч – если тело находится или движется по прямой.
Равномерное прямолинейное движение.
Движение с постоянной скоростью называется равномерным прямолинейным движением. При равномерном прямолинейном движении тело движется по прямой и за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Скорость прямолинейного равномерного движения показывает быстроту движения тела, точнее -расстояние, пройденное телом за единицу времени (1с, 1ч).
График скорости, пути.
При равномерном движении:
1. График скорости – прямая (y = b); (т.к. скорость постоянная)
2. График ускорения – прямая (y = 0); (т.к. ускорение = 0)
3. График перемещения – прямая (y = kx + b).
Неравномерное прямолинейное движение.
Движение, при котором скорость тела за единицу времени изменяется на одну и туже величину , называется равнопеременным
При равнопеременном движении ускорение является постоянным (a = const),
график ускорения – это прямая, параллельная оси 0t
Зависимость скорости от времени –
это линейная функция, графиком
которой является прямая линия
Указание к работе
1. Изучите теорию работы.
2. Задайте положение точки на прямой, на плоскости, в пространстве. Сделайте чертежи.
3. Постройте графики равномерного движения и равнопеременного движения.
4. Сделайте вывод.
Источник
Практические работы по физике в 7 – 9 классах
Авторы практических работ по физике
учителя СОШГ № 9, г. Павлодара
Дятчина М. В., учитель физики СОШГ — 9
Малыгина В. Г., учитель физики СОШГ — 9
Никитенко Л. А., учитель физики СОШГ – 9
Практические работы по физике в 7 – 9 классах
В курсе физики средней школы, как и в системе образования в целом, реализуется тенденция обновления образования, изменения его содержания. Преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одной из стратегических целей работы учителя физики. Учитывая объём и сложность изучаемого материала, и недостаток времени для формирования и совершенствования навыков применения, полученных знаний, программой предусматривается наряду с лабораторными работами выполнение практических работ. Предлагаем к выполнению содержание практических работ для 7-9 классов как одну из возможностей усиления практической направленности курса физики как через выполнение кратких экспериментальных заданий, так и через решение различных задач.
Практические работы для учащихся 9 классов
Практическая работа №1
Тема: «Способы описания движения».
Цель: Развивать умения решения задач на механическое движение с различными способами описания движения.
Механическое движение-это изменение положения тела с течением времени относительно тела отсчёта. Тело отсчёта — это тело, относительно которого определяют положение других тел. Для определения положения тела необходима система отсчета. Система отсчета состоит из тела отсчёта, системы координат, связанной с этим телом, и часов. Различают следующие виды движения: прямолинейное и криволинейное (по траектории, т.е. линии, по которой движется тело), а также равномерное или равноускоренное (по характеру изменения скорости или по ускорению). Равномерным называется движение с постоянной скоростью, при этом ускорение α=0. Равноускоренным (равнопеременным) называется движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется на одну и ту же величину.
Ускорением называют величину, характеризующую быстроту изменения скорости и равную отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого произошло это изменение α = υ-υ0) /t. Скорость движения тела можно найти по формуле: υ= υ0+ α t. Модуль перемещения при прямолинейном движении совпадает с пройденным путём: S = υ0t + α t 2/ 2. Уравнение движения позволяет определить координату тела в любой момент времени t. х=х 0+ υ0t + α t 2/ 2. Движение можно задать уравнением, графиком или в текстовой форме.
Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги перед светофором. Опишите характер движения автомобиля, если ось координат направлена в сторону движения автомобиля , а ее начало совпадает со светофором.
Уравнение координаты материальной точки имеет вид х=15-3t+0,5t 2 , величины измерены в единицах СИ.
а) Опишите характер движения материальной точки.
б) Найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление вектора ускорения.
в) Напишите уравнение зависимости vх (t) и постройте график.
г) Найдите скорость точки через 3с , 6с после начала движения (способ нахождения выберите самостоятельно). Полученный результат объясните.
д) Найдите координату тела через 3с. после начала движения.
е) Найдите перемещение тела за 6с.
ж) Найдите путь, пройденный телом за 6с.
Мотоциклист, подъезжая к уклону, имеет скорость 10м / с и начинает двигаться с ускорением 0,5м / с. Какую скорость приобретает мотоциклист через 20 секунд?
На рисунке приведены графики зависимости проекции
скорости от времени для трех разных тел.
а) Опишите характер движения каждого тела.
б) Пользуясь графиком, определите направление вектора ускорения для каждого случая.
в) Напишите уравнение зависимости х(t), если начальная координата 250 м, а начальная скорость 10 м/с.
Можно ли по этим графикам определить, в какой момент времени тела могут встретиться?
Практическая работа №2
Тема: «Практические способы измерения сил».
Цель: Закрепить на опыте способы измерения сил тяжести, трения, упругости на опыте.
В природе существует 3 механических силы: сила тяжести, сила упругости и сила трения.
Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела, находящиеся у её поверхности, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, её можно измерять с помощью динамометра и определить по формуле: F тяж = mg и направлена она всегда к центру Земли(или другой планеты).
Сила, которая возникает при изменении формы или размеров тела (тела деформированы), называется силой упругости. Она направлена против деформации, т е. стремится сохранить (восстановить) форму. Сила упругости пропорциональна величине деформации (изменению длины) и коэффициенту упругости, который зависит от свойств деформированного тела.
F упр = — k x (закон Гука).
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению. Сила трения зависит от свойств соприкасающихся поверхностей и силы, с которой тело давит на поверхность. Сила трения для горизонтальной поверхности определяется по формуле F = µ mg .
Выполнение работы
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов и тел, весы.
Задание1.Определение силы трения с помощью динамометра.
Цель: сравнить значения силы трения, полученные измерением и вычислением.
Порядок выполнения работы
1.Измерить динамометром силу трения Fтр1 при равномерном движении деревянного бруска (можно использовать дополнительные грузы) по деревянной линейке. В этом случае Fтр1= Fупр.
2.Измерить динамометром вес бруска (вместе с дополнительными грузами), который будет равен силе реакции опоры N.
3.По формуле Fтр2= µN вычислить силу трения (коэффициент трения дерева по дереву µ=0,25).
4.Сравнить значения сил Fтр1 и Fтр2.
5.Сделать вывод. Объяснить полученный результат.
Задание2.Определение силы тяжести с помощью динамометра.
Цель: сравнить значения силы тяжести, полученные измерением и вычислением.
Порядок выполнения работы
1.Измерить динамометром силу тяжести Fтяж1.
2.Взвесить исследуемое тело на весах, массу тела m выразить в кг.
3.Пользуясь формулой F тяж2 = mg вычислить силу тяжести тела.
4.Сравнить значения Fтяж1 и F тяж2, полученные в результате измерения и вычисления.
5.Сделать вывод. Объяснить полученный результат.
Задание3. Определение силы упругости.
Цель: определить силу упругости с помощью динамометра.
Порядок выполнения работы
1.Подвесить груз массы m к пружине динамометра(массу определить на весах), измерить её удлинение x .
2.Учитывая, что в состоянии равновесия F тяж = F упр или mg = — k x , выразим к(к = mg / x ).
3.Используя полученные данные, вычислить силу упругости, возникающую в пружине при произвольной деформации или при подвешивании любого выбранного груза (дополнительные данные выбрать самостоятельно).
Практическая работа №3
Тема: «Расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли».
Цель: Закрепление навыков решения задач с применением законов динамики для расчета параметров движения тела в поле тяготения Земли.
Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела, находящиеся у её поверхности, называется силой тяжести. Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, её можно измерять с помощью динамометра и определить по формуле: F тяж = mg и направлена она всегда к центру Земли(или другой планеты). Силы, действующие между любыми телами во Вселенной и на Земле, называют гравитационными силами или силами всемирного тяготения и определяются законом всемирного тяготения: два тела притягиваются друг к другу с силой,
Прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними: F = Gm 1 m 2 / r 2 . Из закона всемирного тяготения гравитационная постоянная G = F r 2 / m 1 m 2. G =6,67*10 -11 Н*м 2 /кг 2 и численно равна силе с которой взаимодействуют 2 тела массой по 1 кг, находясь на расстоянии 1м.
Ускорение свободного падения g = G М / r 2 , где М-масса планеты, r — расстояние от центра тяжести планеты до точки, в которой определяется ускорение свободного падения. Вес тела- это сила, с которой тело вследствие притяжения к земле давит на опору или натягивает подвес. Если тело покоится или движется прямолинейно и равномерно, то его вес равен силе тяжести. Р= mg . При движении с ускорением вес тела больше или меньше силы тяжести. Р= m ( g +α), если тело движется вверх с ускорением α, Р= m ( g -α), если тело движется вниз с ускорением α. Перегрузка- это величина, численно равная отношению веса движущегося тела к весу тела в состоянии покоя.
Радиус орбиты ИСЗ Земли 1,1 а.е. Найти период его обращения, если радиус орбиты Земли равен 1 а.е., а период её обращения вокруг Солнца 1 год или 365 дней.
Каково ускорение свободного падения тел, находящихся на расстоянии, равном 2 R от поверхности Земли?
Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально вверх. С каким ускорением движется ракета, если космонавт массой 80 кг в кабине ракеты испытывает 2-кратную перегрузку?
Вычислить силу тяжести, действующую на алюминиевый брусок объемом 500см 3 .
Практическая работа №4
Тема: «Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии».
Цель: Проверить на опыте закон сохранения и превращения, сравнив работу силы упругости с изменением кинетической энергии.
Теорема о кинетической энергии утверждает, что работа силы, приложенной к телу, равна изменению кинетической энергии тела. Для экспериментальной проверки можно воспользоваться установкой, изображенной на рисунке 1.
В лапке штатива закрепляют горизонтально динамометр. К крючку динамометра привязывают шар на нити длиной 60-80 см. На другом штативе на такой же высоте, как и динамометр, закрепляют лапку. Установив шар на краю лапки, штатив вместе с шаром отодвигают от первого штатива на такое расстояние, на котором сила упругости, действующая на шар со стороны пружины динамометра, равнялась бы 2 Н. Затем шар отпускают. Под действием силы упругости он приобретает скорость, а
его кинетическая энергия изменяется от 0 до
.
Для определения скорости v шара, приобретенной под действием силы упругости Fynp, можно измерить дальность полета s шара при свободном падении с высоты Н:
1) штативы для фронтальных работ — 2 шт.;
2) динамометр учебный;
5) линейка измерительная 30-35 см с миллиметровыми делениями;
Выполнение работы:
1. Укрепите на штативах динамометр и лапку для шара, на одинаковой высоте Н = 40 см от поверхности стола. Прикрепите к динамометру нить с привязанным шаром.
2. Установив шар на лапке, отодвигайте второй штатив до тех пор, пока показание динамометра станет равным 2 Н. Отпустите шар с лапки и заметьте место его паде-
ния на столе. Опыт повторите 2 раза и определите среднее значение дальности полета s шара.
3. Определите массу шара с помощью весов и вычислите изменение кинетической энергии шара пол действием силы упругости:
4. Измерьте удлинение х пружины динамометра при значений силы упругости, равном 2 Н. Вычислите работу А силы упругости:
5. Сравните полученные значения А и ∆Ek шара. Сделайте вывод.
Тема: «Расчет периода колебаний маятников различных типов».
Цель: Закрепить навыки решения задач на расчет периода колебаний маятников различных типов (пружинного, математического и физического).
Колебаниями в механике называют движение тела(системы), которое периодически или почти периодически повторяется через одинаковые промежутки времени. Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называется периодом колебаний T = t / N , где t — время колебаний, а N — число полных колебаний за время t . В любой колебательной системе действует несколько сил, из них, как правило, есть одна сила, возвращающая систему в положение покоя или равновесия, т.е. в состояние с минимальной энергией и является главной, важной, без которой колебания были бы невозможны. Такой силой может быть сила упругости или сила тяжести. Другие же силы тормозят колебательное движение, на их преодоление тратится энергия (это и есть потери энергии) и колебания с течением времени уменьшаются по амплитуде, т.е. прекращаются. Соответственно: модель колебательной системы, которая представляет собой груз массы m , подвешенный на пружине жесткости k , в которой колебания возникают и поддерживаются за счёт силы упругости, называется пружинным маятником. Его период можно найти по формуле Т=2π√ m / k .Модель колебательной системы, которая представляет собой груз, подвешенный на невесомой, нерастяжимой нити, в которой колебания возникают и поддерживаются за счёт силы тяжести, называется математическим маятником. Его период можно найти по формуле: Т= 2π√ l / g . Существует тела с распределённой массой(например: школьная линейка, длинная ось), к которым применимы формулы математического маятника. В этом случае в формулу периода колебаний математического маятника вводят в качестве длины маятника приведённую длину. Она равна половине длины школьной линейки, длинной оси и т.д.
Определить период и частоту колебаний математического маятника длиной 90м.
Груз массой 100г колеблется с частотой 2Гц под действием пружины. Найти жесткость пружины.
Маятник состоит из шарика массой 200г, подвешенного на нити длиной 2,5м. Определить период колебаний и энергию, которой он обладает, если наибольший угол его отклонения от положения равновесия равен 60 0 .
Ученическую линейку длиной 50см подвесили на гвоздь и толчком вывели из положения равновесия. Определите период колебаний этого маятника.
Практическая работа №6
Тема: «Расчет периода полураспада».
Цель: Закрепить навыки решения задач на применение закона радиоактивного распада с учетом периода полураспада.
Любая ядерная реакция(распад, деление, синтез) подчиняется следующим законам:
закон сохранения зарядового числа, закон сохранения массового числа. При α — распаде ядро исходного элемента выбрасывает ядро гелия (2α 4 =2Не 4 ), смещается на 2 клетки к началу таблицы Менделеева и превращается в новое ядро. Пример: 92 U 235 → 2 He 4 +90 Th 231 .
При β – распаде ядро исходного элемента выбрасывает -1β 0 – частицу, т.е. электрон -1е 0 , смещается на 1 клетку к концу таблицы Менделеева и превращается в новое ядро. При β – распаде нейтрон преобразуется в протон и электрон, электрон выбрасывается из ядра, протонов в ядре становится на один больше, при этом массовое число, т.е. число нуклонов в ядре остаётся прежним. Пример: 90 Th 231→ -1β 0 + 91 Pa 231 .
Закон радиоактивного распада выражается формулой Резерфорда и Содди: N = N 0/2 n = N 0/2 t / T .
Написать реакцию альфа-распада 90 Th 234 .
Определить второй продукт ядерной реакции: 13 Al 27 + 2 He 4 = 15 P 30 +?
Имеется 10 9 атомов радиоактивного изотопа йода 53 I 228 , период его полураспада 25 минут. Определить, какое примерно количество ядер изотопа испытает радиоактивный распад за 50мин.
За 328 суток количество первоначальных ядер радиоактивного элемента уменьшилось в 4 раза. Определите период полураспада этого элемента. Пользуясь справочной таблицей, определите: какой это элемент?
Практические работы для учащихся 8 классов
Практическая работа №1
Тема: «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Нахождение удельной теплоемкости вещества».
Цель: Уметь применять формулу расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тел или выделяемого при охлаждении, выводить из формулы удельную теплоемкость, пользоваться таблицей удельной теплоемкости веществ.
Часть энергии, которая передаётся телу или теряется им в процессе теплопередачи, называется количеством теплоты и обозначается буквой Q . Об изменении внутренней энергии свидетельствует изменение его температуры. Количество теплоты, необходимое для нагревания или выделяемое при охлаждении, вычисляется по формуле: Q = cm ( t 2— t 1). Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить 1 кг вещества для увеличения его температуры на 1 0 С, называется удельной теплоёмкостью вещества: с = Q / m ( t 2— t 1). Значение удельной теплоёмкости известного вещества находится по таблице.
Чтобы нагреть 110г алюминия на 90 0 С, требуется 9,1кДж теплоты. Вычислить удельную теплоёмкость алюминия.
В алюминиевый калориметр массой 140г налили воду массой 250г взятой при температуре 15 0 С и опустили металлический брусок массой 100г, нагретый до 100 0 С. В калориметре установилась температура 16 0 С. Найдите удельную теплоемкость бруска и, пользуясь таблицей, определите: какой это металл.
На что больше расходуется энергии: на нагревание воды или алюминиевой кастрюли, если их массы одинаковые.
Воду объемом 5л, имеющую температуру 10 0 С довели до кипения в алюминиевой посуде массой 800г. Какое количество теплоты было израсходовано для нагревания воды в посуде?
Практическая работа №2
Тема: «Расчет количества теплоты при агрегатных переходах».
Цель: Уметь применять расчетные формулы количества теплоты при переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое.
Твёрдое, жидкое и газообразное состояния называются агрегатными состояниями вещества. Переход из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением. Этот переход происходит при постоянной температуре, которая называется температурой плавления и дается в таблице. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется отвердеванием или кристаллизацией. Количество теплоты, необходимое для превращения твердого тела массой 1 кг в жидкость при постоянной температуре, называется удельной теплотой плавления и обозначается λ . Для превращения в жидкость твердого вещества при температуре плавления массой m требуется количество теплоты Q = λ m . Кипение – это процесс парообразования, происходящий по всему объёму жидкости при постоянной температуре, называемой температурой кипения. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. Количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 кг в пар при постоянной температуре, называется удельной теплотой парообразования и обозначается L . Для превращения в пар вещества массой m требуется количество теплоты Q = Lm .
Какое количество теплоты необходимо для того, чтобы расплавить кусок свинца массой 1кг при начальной температуре 27 0 С?
Сколько энергии было потрачено, чтобы воду, имеющую температуру 20 0 С, массой 0,75кг довести до кипения, а затем получить 250г пара?
Какое количество теплоты необходимо для превращения 2кг льда, взятого при температуре от 0 0 С в воду с температурой 20 0 С? (при необходимости использовать табличные данные).
Кусок алюминия и кусок свинца упали с одинаковой высоты. Какой из металлов при ударе будет иметь более высокую температуру? Во сколько раз? (считать, что вся механическая энергия тел при падении пошла на их нагревание).
Практическая работа №3
Тема: «Расчет силы тока и напряжения».
Цель: Уметь применять формулы силы тока и напряжения при решении задач.
Электрическим током называется направленное (упорядоченное) движение свободных заряженных частиц. Заряд электрона(элементарный заряд) равен 1,6*10 -19 Кл. Величина заряда всех частиц, проходящих через сечение проводника за 1 секунду называется силой тока. I = q / t . Напряжение – это работа, совершаемая электрическим полем, при перемещении заряда 1 Кл на данном участке цепи. U = A / q . Физическая величина, характеризующая свойство проводника препятствовать электрическому току в нём, называется сопротивлением. Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна сопротивлению проводника(закон Ома) I = U / R .
Сила тока равна 0,5 А. Сколько времени понадобиться для переноса заряда, равного 7,7Кл?
Вычислите количество электронов, прошедших через сечение металлического проводника за 1сек, при силе тока0,8мкА.
При напряжении на резисторе, равном 110В, сила тока в нем 4А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока в нем стала 8А?
При напряжении 0,2 В на концах проводника сила тока в цепи равна 50мА. Какая сила тока будет в цепи, если напряжение увеличить до 0,5В?
Тема: «Расчет электрических цепей».
Цель: Уметь находить неизвестный параметр при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять формулы нахождения общего сопротивления при данных соединениях.
Сила тока в последовательно соединённых проводниках одинакова: I = I 1 = I 2. Общее напряжение в последовательной цепи равно сумме напряжений на её отдельных участках: U = U 1 + U 2. Полное сопротивление последовательной цепи равно сумме сопротивлений её участков: R = R 1+ R 2.
Напряжение на всех параллельно соединенных проводниках одинаково: U = U 1 = U 2. Сила тока в цепи равна сумме сил токов на её отдельных участках: I = I 1 + I 2.Полное сопротивление параллельно соединенных проводников можно найти по формуле:
1/ R = 1/ R 1+ 1/ R 2. Для двух проводников эту формулу можно записать так:
Последовательно с нитью накала радиолампы сопротивлением 3,09Ом включен резистор, сопротивление которого 2,41Ом. Определите их общее сопротивление.
Пять параллельно соединенных проводников имеют сопротивление по 20 Ом каждое. Чему равна общая сила тока, если напряжение в цепи 2В?
При показании вольтметра V равном 4,5 В показания вольтметра V 1 равно1.5В. Какого показания амперметра, если сопротивление реостата составляет 20 Ом?
Кусок проволоки разрезали пополам, затем две части соединили в жгут, получив двужильный провод. Как при этом изменится сопротивление провода?
Практическая работа №5
Цель: Научиться использовать закономерности электромагнитных явлений при решении качественных и практических задач.
Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг движущихся электрических зарядов. Тела, состоящие из железа или железосодержащих сплавов и соединений, в магнитном поле приобретают и длительное время сохраняют намагниченность и называются постоянными магнитами. Вещества, которые усиливают магнитное поле, называются ферромагнетиками. Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия, называются полюсами магнита: северным и южным. Разноимёнными магнитными полюсами тела притягиваются, а одноимёнными — отталкиваются. Известно, что вокруг Земли существует магнитное поле, которое обнаруживается компасом. Основной частью компаса является свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка. Магнитное поле можно обнаружить по его действию на проводник с током или на магнитную стрелку.
Как с помощью компаса определить: есть ли ток в проводнике?
Если магнит подковообразный, то железный гвоздь одним концом притягивается к одному полюсу, а другим – к другому. Почему?
Будет ли отклоняться магнитная стрелка, если провод по которому идет ток, согнуть вдвое?
Почему магнитное действие катушки, по которой идет ток, усиливается, когда в нее вводят железный сердечник?
Можно ли на Луне ориентироваться с помощью магнитного компаса?
Практическая работа №6
Цель: Знать основные понятия и законы геометрической оптики, формулу тонкой линзы и уметь применять эти знания при решении различных задач.
Свет — это излучение, которое воспринимается органом зрения — глазом. В прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно. Луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. При падении на поверхность свет отражается, при этом выполняются законы отражения света: 1.Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр к отражающей поверхности, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.2.Угол падения равен углу отражения.
Изменение направления распространения света при переходе из одной среды в другую называется преломлением света, при этом выполняются законы преломления света: 1.Луч падения, луч преломления и перпендикуляр к границе раздела двух сред лежат в одной плоскости.2.Угол падения может быть больше или меньше угла преломления. Это объясняется различием оптической плотности данных двух сред. Отражение и преломление света используется в линзах для того, чтобы управлять световыми пучками. Различают следующие виды линз: выпуклые и вогнутые (по форме поверхностей), собирающие и рассеивающие (по характеру управления световыми лучами). Линзы могут давать увеличенные, равные и уменьшенные, действительные и мнимые, прямые и перевернутые изображения. Расстояние от оптического центра линзы до точки, в которой собираются лучи или их геометрические продолжения, называется фокусным расстоянием линзы F . Преломляющую способность линзы характеризует оптическая сила линзы D =1/ F . Расстояние от предмета до линзы, расстояние от линзы до изображения и фокусное расстояние связаны формулой, которую называют формулой тонкой линзы: 1/ d +1/ f =1/ F = D , где d — расстояние от предмета до линзы, f — расстояние от линзы до изображения. Увеличение линзы определяется соотношением: Г= f / d = H / h , где Г- увеличение линзы, H — размер изображения, h — размер предмета.
Сквозь чистое стекло, смоченное водой, хорошо видны окружающие предметы. Почему резко падает видимость, если подышать на стекло?
Угол между падающим и отраженным лучом составляет 60 0 . Под каким углом к зеркалу падает свет?
Оптическая сила линзы 5дптр. Вычислите ее фокусное расстояние. Какая это линза– рассеивающая или собирающая?
Световой луч падает на стеклянную треугольную призму. Начертите примерный ход этого луча в призме.
Найдите фокусное расстояние двояковыпуклой линзы, если действительное изображение предмета, помещенного в 15см от линзы, получается на расстоянии 30см от неё. Найдите увеличение линзы.
Источник