Практическая работа по теме способы словообразования 6 класс

практическая работа по теме «Словообразование»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Практический материал для урока повторения по теме «Словообразование» в 6 классе

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskaya_rabota_slovoobrazovanie.docx 19.28 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

по теме «Словообразование»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Энтузиастская ООШ»

Шефер Татьяна Васильевна

1 этап. Способы образования слов.

– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.

– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:

1 – приставочный способ

2 – суффиксальный способ

3 – приставочно-суффиксальный способ

4 – сложение (основ или целых слов)

5 – сложение сокращенных основ

6 – переход одной части речи в другую

2 этап. Корни с чередующимися гласными

– Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.

– Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.

1. Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

2. Все двери зап..рались на замок.

3. Ярко зарделась з..ря.

4. Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.

5. Река протекала в густых зар..слях.

6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.

7. Софья накл..нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.

8. Он знал эту отр..сль производства.

9. Девочка соб..рала сучья и обжигала их.

10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.

3 этап. Гласные в приставках пре- и при-.

– Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

– Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

– Вставьте пропущенные буквы:

4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

– Вставьте пропущенные буквы:

4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.

– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.

– Вставьте пропущенные буквы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД.

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети.

Источник

Конспект урока «Практикум по словообразованию».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока +презентация по теме «Практикум по словообразованию». Материал на повторение и закрепление

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока «Практикум по словообразованию» 15.11 КБ
Презентация к уроку 533.55 КБ
Таблица «Основные способы словообразования» 14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13 ноября 2017 года

Тема: «Практикум по словообразованию»

Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарная работа

Запись числа и темы

Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а ), коллекция, багряный, бордовый.

III Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

1) Сон, сонный, сны;

2) Бумага, бумаге, бумагой;

3) Заяц, зайчиха, зайчонок;

4) Скрепка, крепить, крепим.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как образуются формы слова?

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).

— Как называется наука, которая изучает части слова?

— Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .

— Назовите способы словообразования.

IV Работа по теме урока

Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.

Задание 2. Определите способ словообразования

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.

V Подведение итогов

— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку.

Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ словообразования.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Практикум по словообразованию

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….

Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………

Предварительный просмотр:

Основные способы образования слов в русском языке

Приставка всегда присоединяется к целому слову:

Суффикс присоединяется к основе слова:

Только имена существительные:

  1. Сложение:

А) основа + основа;

Б) основа + основа + суффикс;

Г) сложение сокращенных основ.

Водопад – вода, падать,

темно-синий – темный, синий;

Сенокосилка – сено, косить,

белоснежный – белый, снег;

Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.

  1. Переход из одной части речи в другую

(Новый) знакомый – знакомый (врач)

Мойдодыр – мой до дыр,

Вечнозеленый – вечно зеленый

Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.

Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.

Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).

Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .

Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.

Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.

Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.

Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока.

Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Орфография.Культура речи» предлагаю для учителей русского языка.

Мои наработки на тему:- «Словообразование наречий».

Источник

Практикум по определению способа образования слов

Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о способах образования слов,
  • закрепить навыки определения способов словообразования,
  • знать основные способы образования слов в русском языке,
  • уметь определять способ образования слов.

1. Организационный момент.

Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?

Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

Учитель: — Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

— Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Пеший, ходить – пешеход,

Вода, проводить — … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).

Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)

Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!

2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8)

Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

— У кого дерево получилось самым ветвистым?

— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)

Учитель: — Какие затруднения вызвало выполнение этого задания?

Учитель: — 1. Как образуются новые слова в русском языке?

2. Назовите способы образования слов.

3. С какой целью мы изучаем способы образования слов?

4. Образуйте новые слова с помощью разных способов:

— приставочного от слова РАСЧЕТ,

— суффиксального от слова АВГУСТ,

— приставочно-суффиксального от слова ПЕНЬ.

Источник

Читайте также:  Способ выращивания вешенок домашних условиях
Оцените статью
Разные способы
Морфологические Неморфологические
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение основ и слов Переход одной части речи в другую