Практическая работа по теме деятельность как способ существования людей 10 класс

разработка урока-практикума «Деятельность», 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Разработка урока-практикума «Деятельность, как способ существования человека», для обучающихся 10 класса

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok.docx 32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет “Обществознание”

Тема: «Деятельность, как способ существования людей»

Возраст учащихся: 10 класс.

Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ

Педагогические техники: ПОПС – формула.

Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:

  • Мотивационный блок;
  • Информационный блок;
  • Аналитический блок;
  • Рефлексивный блок.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, медаиэкран
  • раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
  • презентация, содержащая следующие слайды:

В. Определения понятия деятельность, главные моменты

Г. Структура деятельности

Д. Виды деятельности человека

Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока

При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”

— учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.

1. Содержательная часть

Сделать хотел грозу

Сделать хотел утюг

Слон получился вдруг

Крылья как у пчелы

С желтою полосой

Вместо ушей цветы

Вместо хвоста нога

Ночью мне снится сон

Плачут коза и слон

Я не хотел бы вновь

Плачут и говорят

Встретиться с той козой

Что с нами сделал ты?

Прочитать слова известной песни:

Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)

2. Организационная часть

Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:

— уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;

— поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.

3. Проблемная часть

Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):

— Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).

— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

— деятельность – активные действия;

— у деятельности есть цель;

— она направлена на результат.

Субъектом деятельности будет тот кто осуществляет деятельность

Объектом, на что направлена деятельность

Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Цель — “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека- предвосхищенный образ результата

Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).- с помощью чего будет осущ-ся деятельность

Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)-цепочка действий данной деятельности

Результат – реализованная цель (слайд).

Существуют различные виды деятельности ОЧЕНЬ МНОГО и основные духовная – изменения сознание людей и практическая -преобразование объектов, творческая создание неповторимого, познавательная – приобретение и закрепление знаний и способностей человека.

Если рассматривать в разрезе развития личности то это следующая структура игра, учение , труд и общение . Игра –важен не результат деятельности а сам процесс деятельности, учение-деятельность направленная на приобретение знаний и способностей, труд-деятельность направленная на получение практического результата

Для деятельности человека присущи такие черты как сознательность, продуктивность, преобразование, общественность. Начнем с первого -деятельность носит сознательный характер- человек сознательно выдвигает цели и предвидит результат, продуктивный характер- деятельность направлена на получение результата, продукта, с целью удовлетворения насущных потребностей нужд человека для поддержания организма и развития личности (биологические- потребность в том что необходимо для жизни и существования, социальные- потребность в трудовой деятельности, созидании, творчестве, идеальные- все что необходимо для духовного развития человека), преобразующий характер- человек в ходе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя, общественный характер- человек в процессе деятельности вступает во взаимоотношения с другими людьми.

Ваша задача, проанализировав основные виды деятельности на информационных листах кратким описанием сути основных видов деятельности человека, заполнив таблицу доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.

В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.

Подведение содержательных итогов занятия.

Подведение общих итогов.

Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.

Возвращение к ожидаемым результатам

Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.

Рефлексия и оценивание.

— Определить виды деятельности на уроке

— Значимость и полезность занятия

— Интересное, необычное на уроке

— Оценивание (если необходимо)

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Эта деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.

Во-вторых, данная деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта данной деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках

В-третьих, материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в этой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.

В-четвертых, данная деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.

В-пятых, эта деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.

Данная деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса –деятельности людей. Процесс приобретения знаний, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Цель данной деятельности – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты этой деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс приобретения знаний (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.

В процессе данной деятельности природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.

Наука предполагает разные определения этой деятельности. Приведем два из них:

— Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

— Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Эта деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.

Данная деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе этой деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.

Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).

Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.

Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является данная деятельностью.

Эта– деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко данная деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле эта деятельность является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.

Важное место в этой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий

Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к этой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт данной деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)

Источник

Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме «Деятельность — способ существования людей» обществознание 10 класс.

Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме «Деятельность — способ существования людей» обществознание 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме «Деятельность — способ существования людей» обществознание 10 класс.»

Проверка домашнего задания.

1. Деятельность как способ существования людей.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

г) методы и средства

3. Потребности деятельности:

4. Виды деятельности

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

Проверочная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей»

Подготовила учитель обществознания Молокоедова О. Н.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

  • 2. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти».
  • 1) субъ­ект 2) цель 3) сред­ства 4) ин­ди­вид 5) объ­ект 6) ре­зуль­тат
  • 3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
  • объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, структура деятельности, цели деятельности, субъекты деятельности.

4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

6. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2)Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

7. Одиннадцатиклассник Юрий го­то­вит­ся к ЕГЭ по рус­ско­му языку. Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке воз­мож­ные цели этой де­я­тель­но­сти Юрия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) чте­ние учебников, спра­воч­ной литературы

2) по­ступ­ле­ние в вуз

3) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла

4) про­ве­де­ние экзамена

5) кон­суль­та­ции педагогов

6) по­лу­че­ние ат­те­ста­та о сред­нем общем образовании

8. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Компонентами струк­ту­ры любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная де­я­тель­ность в от­ли­чие от ком­му­ни­ка­тив­ной пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и терминов.

3) Культура яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти человека.

4) Деятельность че­ло­ве­ка в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных носит осо­знан­ный це­ле­на­прав­лен­ный характер.

5) Трудовая де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся ве­ду­щей на про­тя­же­нии всей жизни человека.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Список терминов: 1) Потребность 2) деятельность 3) причина 4) социальный 5) естественный 6) подлинный 7) социализация 8) личность

10. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми деятельности, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных потребностей

Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и умений, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния личности

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те деятельности, а в ее процессе

Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та деятельности.

11. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

12. Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы.

2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание.

3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер.

5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

13. Учёные опросили 30-летних граждан страны Z. Им задавали вопросы: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) Трудовая мотивация каждого десятого работника связана с интересом к порученному делу.

2) Достижение материального благополучия является наиболее популярным мотивом трудовой активности.

3) Больше работников думают о реализации своих способностей, чем о карьере.

4) Меньшую долю работников мотивирует социальная полезность их деятельности, чем возможность путешествовать, общаться c разными людьми.

5) Меньше всего опрошенных рассматривают карьерный рост в качестве трудовой мотивации.

Подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека»

Ответы: 1. Преобразующий, 2. 4, 3. структура деятельности, 4. 34, 5. 21122, 6. 145, 7. 236, 8. 34, 9. 431628, 10. 11323. 11. 235, 12. 346 13. 123

Источник

Читайте также:  Эффективные способы для улучшения памяти
Оцените статью
Разные способы