- Конспект урока «Практикум по словообразованию». план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- практическая работа по теме «Словообразование» учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Практическая работа по теме «Основные способы образования слов в русском языке»(презентация)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока «Практикум по словообразованию».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока +презентация по теме «Практикум по словообразованию». Материал на повторение и закрепление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Практикум по словообразованию» | 15.11 КБ |
Презентация к уроку | 533.55 КБ |
Таблица «Основные способы словообразования» | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13 ноября 2017 года
Тема: «Практикум по словообразованию»
Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.
— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.
II Словарная работа
Запись числа и темы
Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а ), коллекция, багряный, бордовый.
III Актуализация знаний
— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?
1) Сон, сонный, сны;
2) Бумага, бумаге, бумагой;
3) Заяц, зайчиха, зайчонок;
4) Скрепка, крепить, крепим.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как образуются формы слова?
— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).
— Как называется наука, которая изучает части слова?
— Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .
— Назовите способы словообразования.
IV Работа по теме урока
Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.
Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.
Задание 2. Определите способ словообразования
Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.
V Подведение итогов
— Расскажите об этапах словообразовательного разбора.
— Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?
Комментированное выставление оценок
Домашнее задание. Выполнить карточку.
Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ словообразования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практикум по словообразованию
Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.
Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….
Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………
Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………
Предварительный просмотр:
Основные способы образования слов в русском языке
Приставка всегда присоединяется к целому слову:
Суффикс присоединяется к основе слова:
Только имена существительные:
- Сложение:
А) основа + основа;
Б) основа + основа + суффикс;
Г) сложение сокращенных основ.
Водопад – вода, падать,
темно-синий – темный, синий;
Сенокосилка – сено, косить,
белоснежный – белый, снег;
Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.
- Переход из одной части речи в другую
(Новый) знакомый – знакомый (врач)
Мойдодыр – мой до дыр,
Вечнозеленый – вечно зеленый
Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.
Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.
Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).
Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .
Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.
Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.
Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.
Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока.
Цели урока:познавательные :· формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Орфография.Культура речи» предлагаю для учителей русского языка.
Мои наработки на тему:- «Словообразование наречий».
Источник
практическая работа по теме «Словообразование»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Практический материал для урока повторения по теме «Словообразование» в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_slovoobrazovanie.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
по русскому языку
по теме «Словообразование»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Энтузиастская ООШ»
Шефер Татьяна Васильевна
1 этап. Способы образования слов.
– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.
– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
1 – приставочный способ
2 – суффиксальный способ
3 – приставочно-суффиксальный способ
4 – сложение (основ или целых слов)
5 – сложение сокращенных основ
6 – переход одной части речи в другую
2 этап. Корни с чередующимися гласными
– Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.
– Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
1. Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
2. Все двери зап..рались на замок.
3. Ярко зарделась з..ря.
4. Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
5. Река протекала в густых зар..слях.
6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
7. Софья накл..нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.
8. Он знал эту отр..сль производства.
9. Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
3 этап. Гласные в приставках пре- и при-.
– Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.
– Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.
– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.
– Вставьте пропущенные буквы:
4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.
– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.
– Вставьте пропущенные буквы:
4 этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.
– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.
– Вставьте пропущенные буквы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД.
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети.
Источник
Практическая работа по теме «Основные способы образования слов в русском языке»(презентация)
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Выполните самостоятельно практическую работу: внимательно ознакомьтесь с теорией по данной теме и заполните примерами каждый из способов образования слов в русском языке.
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава — образование слов различными способами от иных слов или основ. Слово, от которого образованно другое слово, называется производящим, а образованное от него слово — производным: При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные способы словообразования Суффиксальный — суффикс присоединяется к основе производящего слова: Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова: Бессуффиксный — этим способом образуются имена существительные: от прилагательных, в которых отбрасывается окончание, либо окончание и суффикс
от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания: В процессе образования слов может происходить: • чередование звуков • усечение конечных суффиксов или их частей одновременно чередование и усечение
Слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них Сложением целых слов Сложением основы слова с целым словом Слиянием (сращением) нескольких слов. Слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание: Переходом одной части речи в другую: .
А так можно порассуждать: Чтобы определить, от какого слова и с помощью какой морфемы образовалось производное слово, рассуждают следующим образом: • зеленеть — это значит становиться зелёным. Следовательно, словозеленеть образовано от слова зелёный, точнее, от его основы зелен-, к которой присоединился суффикс -е-. Способ образования — суффиксальный: зелёный – зеленеть; • заозёрный — такой, который находится за озером. Следовательно, слово заозёрный образовалось от слова озеро, точнее, от его основы озер-,к которой одновременно присоединились приставка и суффикс. Способ образования — приставочно-суффиксальный: озеро – заозёрный.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-113844
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник