Познавательные универсальные учебные действия как способ

Статья на тему : «Познавательные УУД»

Автор: Поелуева Марина Ивановна

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия : (слайд)

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (слайд)

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно — графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действи (слайд)

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы (слайд)

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий. (слайд-таблица)

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

классифицировать объекты (объединять в группы по

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

обсуждать проблемные вопросы,

составлять план простого эксперимента;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

исследовать собственные нестандартные способы решения;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Постановка решение проблем. (слайд)

Работа по ФГОСАм предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа. Уроки должны выстраиваться по модели проблемно – диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.

Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: (слайд)

1. Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.

2. Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.

3. Научиться сознательно формулировать проблемы.

Достижение ожидаемого результата — умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. Проблема — это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: Слайд

«найди отличия» (можно задать их количество);

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения : (слайд)

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;

учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

уметь устанавливать причинно-следственные связи;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения учебных задач;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.

Читайте также:  Школы человеческих отношений способы управления

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.

1.Корректурная проба .
Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.
Пример. Вычеркните буквы А, М.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР

2.Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА

3.Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.

4.Игра Разведчики. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос.
Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

5.Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
— чтение за диктором ( нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
— игра Прятки .

Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

Примерные задания для формирования познавательных УУД по чтению. (слайд)

1. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?

сеинен вючтет ошела шпирнив дорира

2. По началу произведения определи его жанр.

3.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст

4. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

1. »Аленький цветочек» а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. »Снежная королева» б) Дал слово – крепись.

  1. »Три толстяка» в) Друг познается в беде.

5. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ?

а) глядел из печки огонек

б) лес точно терем расписной

в) буре плач его подобен

г) белоснежная лебедушка

д) уж небо осенью дышало

6.Игра «Дежурная буква».

Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:

А) Фамилия писателя.

Б) Герой любого рассказа.

В) Название любого произведения.

7. Игра «Литературные мнеия».

Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.

8.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?

Мочалка, семихвостая плеть, блюдце, воздушные шарики, перчатки.

Примерные виды заданий по русскому языку для формирования познавательных УУД. (Слайд)

1. Подберите синонимы к данным именам существительным.

2.Поставьте правильно ударение в словах.

3.Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

4.В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.

5.Хитрые вопросы — шутки.
Как большой дом превратить в маленький?

6.Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.

7. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре буквы?
Какого рода это слово? К какому склонению оно относится ?

8. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.

9. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

10.Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

1) ____________ матери лучше ____________ греет.

Источник

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Энциклопедия Нестеровых

Универсальные учебные действия

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Огромную роль в учебном процессе играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Однако обсуждение понятие и роли формирования УУД немыслимы без выявления значения термина «универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [23].

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [32].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что:

  1. они носят надпредметный, метапредметный характер;
  2. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
  3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  4. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: – учебные мотивы, – учебную цель, – учебную задачу, – учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [29].

В настоящее время существует несколько классификаций универсальных учебных действий. Однако, ключевой является классификация представленная на рисунке ниже.

Группы универсальных учебных действий в современной педагогике

Читайте также:  Таблетки фезам способы применения

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  1. действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  2. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор».

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач[6].

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования».

Крайне важны в современных условиях коммуникативные универсальные учебные действия. Они базируются на коммуникативную компетентность. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Знаково-символические универсальные учебные действия направлены на обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала. Отдельно следует выделить тот факт, что они представляют действия моделирования и выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений и формирования обобщенных знаний. В ряде работ по проблеме формирования УУД знаково-символические универсальные учебные действия относятся к числу познавательных УУД, но регулярно можно встретить и работы где знаково-символические универсальные учебные действия рассматриваются как отдельная категория.

Функции универсальных учебных действий

Далее в статье рассмотрены подробно только познавательные учебные действия, так как они являются очень важными в рамках обучения русскому языку и литературе.

Познавательные универсальные учебные действия

В современной педагогической науке под познавательными универсальными учебными действиями подразумевается педагогически обоснованная система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают в себя следующее:

  1. общеучебные,
  2. логические действия,
  3. действия постановки и решения проблем.

Отдельно рассмотрим каждую категорию. Итак, общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. структурирование знаний;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение;
  9. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  10. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [29].

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Этапы формирования познавательных учебных действий

Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит в несколько этапов. Данные этапы соответствуют научно обоснованным этапам формирования универсальных учебных действий в целом. Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

Выделены шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи.

Необходимость материального представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает. Ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.

Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования [12].

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Виды универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

различать методы познания окружающего мира по его целям;

выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

обсуждать проблемные вопросы,

составлять план простого эксперимента;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

выявлять известное и неизвестное;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира, с учетом их специфики;

исследовать собственные нестандартные способы решения;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Значимость развития познавательных универсальных учебных действий

Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Теоретико-методологической и научно-методической основой Программы развития УУД является культурно-исторический системно – деятельностный подход.

Сформированность универсальных учебных действий выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребёнка от начального образования и успешности его обучения в основной школе. Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ. Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий

  • логические операции;
  • определение количества слов в предложении;
  • учет позиции собеседника;
  • умение договариваться, аргументировать;
  • взаимный контроль, взаимопроверка.

1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Гриф УМО. – М.: Академия, 2010. – 447 c.

2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.

3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. – Гриф УМО. – СПб.: Питер, 2009. – 444 с.

4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.

5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

6. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.

7. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М.: Академия, 2001. – 307с.

8. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.

9. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1996. – 462 с.

10. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 343 с.

11. Волков, А. Е. Модель «Российское образование – 2020» / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. – 2008. № 1. – С. 32-64.

12. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2008. – 248 с.

13. Дейкина, А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 2002. – №3. -с. 105.

14. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.

15. Ефремов, О. Ю. Педагогика/ О. Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2010. – 351 с.

16. Загвязинский, В. И. Педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – М.: Академия, 2011.

17. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. – Пилотный выпуск. – С. 4-6

18. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 569 с.

19. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

20. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 10.

21. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. – Гриф УМО. – М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. – 240 с.

22. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. – /www. standart. edu. ru/.

23.Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 – Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. – Гриф УМО. – М.: КноРус, 2010. – 740 с.

24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 180 с.

25. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 362 с.

26. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3-6.

27. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. -С. 16-24.

28. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. – № 1. – С.14.

29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 5-е изд., стер.; Гриф МО. – М.: Академия, 2008. – 462 с.

30. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с.

31. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.

32. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / под ред. М. Т. Баранова. – Гриф МО. – М.: Академия, 2001. – 362 с.

Источник

Читайте также:  Народные способы сбить температуру у взрослого
Оцените статью
Разные способы