«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Ирина Трещёва
«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Всем добрый день!
Всем здравствуйте, друзья!
Приветствую вас всех сегодня я!
Я – воспитатель, этим я горжусь!
Профессии своей нисколько не стыжусь.
Чем замечательна профессия моя?
А тем, что в мире детства существую я.
В том мире, где царит всегда добро,
Где рядом друг и где всегда тепло,
Где в 40 чувствуешь себя ты лет на 5,
Где хочется смеяться и играть,
Где жизни, как сказка, тайнами полна,
Дорога солнышком всегда озарена.
А как попасть в том мир? – вы спросите меня.
Секретов, не тая, мой путь в мир детства представляю я.
Появившись на свет, маленький человек начинает свой длинный путь размером в целую жизнь. С первых минут он выполняет разные действия, чтобы познать мир, в котором живёт. Кто же поможет ему действовать так, что бы открыть всё необычное, понять все непонятное, объяснить всё необъяснимое? Только те, кто живёт его проблемами и заботами. Это мы –взрослые: родители, педагоги, воспитатели. А как помочь ему действовать так, чтобы не разрушить, а создать, не просто пользоваться, а использовать, не только брать, но и отдавать? – спросите вы.Мой ответ прост: «Не преподноси ребёнку истину, а научи его, её находить».
А для этого: посмотрите на мир глазами ребёнка, научитесь не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. Ведь мир для малыша – это и паучок на ветке, и капелька на травинке, это цветочек аленький, это мама, это дом, это он. Увидев однажды мир глазами своего сына, я так удивилась увиденному, что решила продолжать иди по миру с таким взглядом, что теперь иду с моим воспитанником рука об руку и помогаю ему шагать увереннее, тверже по дороге в страну под названием «Жизнь». И каждый наш с ним шаг проходит по ступенькам «Научи», потом «Давай вместе», а затем «Твори».
Как начать такой сложный путь – путь формирования действий по познанию мира? Я, как педагог современный, знаю, что любое важное дело, надо начинать с изучения нормативно- правовых документов. И поэтому я выстраиваю педагогический путь на основе ФГОС, с учетом его требований, стремлюсь к потому, чтобы мои воспитанники были
• способны к волевым усилиям,
• проявляли любознательность, инициативность;
• умели самостоятельно принимать решения, опираясь на свои знания и умения.
А формирование познавательных действий детей старшего дошкольного в различных видах детской деятельности и стало приоритетным направлением в моей педагогической практике. Любая практика должна опираться на теорию. И здесь важно помнить, что как у любого действия, у действия познавательногоесть свои компоненты:
1. Мотивационный. В основе любой деятельности ребёнка лежат потребности, на их основе у него появляется интерес, любознательность, активность.
2. Ребёнок поставил цель и иногда, чтобы её добиться ему приходиться подчинять этой цели своё поведение, управлять им, поэтому следующий компонент – эмоционально – волевой.
3. Любое познание начинается с представления образа, который потом уточняется, дополняется, исправляется ребёнком. Поэтому третий компонент познавательного действия когнитивный.
4. Если ребёнок увидит, поймет, как выполняется действие, то будет искать новые пути его выполнения, проявляя при этом своё творчество и воображение. Поэтому следующий компонент – предметно – практический.
Все компоненты действия тесно связаны друг с другом, интегрированы. Но их можно легко заменить детскими вопросами «Что это?» + «Какое это?» + «Зачем это?» + «Для чего это?» = «Знание», «Опыт» = ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. А развитие познавательной деятельности, а значит и формирование познавательных действий, основная задача реализации ООП с учетом ФГОС. Педагог, это, прежде всего практик, поэтому теоретические знания применяет на практике.
А в практике получается, что познавательная деятельностьинтегрируется со всеми Образовательными областями ООП: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно – эстетическое развитие» и «Физическое развитие».
Познавательная деятельность проявляется в разных формах: стихийная, специально – организованная воспитателем, а так же совместная деятельность ребёнка с взрослым на основе партнерства. Эти формы находят своё отражение во всех видах детской деятельности. И чтобы действовать вместе с ребёнком по пути познания мира, надо научиться разговаривать на его языке – языке игры. Ведь играя, ребёнок «проживает» и «примеряет на себя» опыт взрослой жизни, уточняет, закрепляет и систематизирует представления о ней. И для того, чтобы ему было интереснее и комфортнее, я создаю необходимые условия, например Центр ролевых игр мальчиков и девочек. Здесь и «Супермаркет желаний» целый день работает, и «Улица Мечты» создаётся, где используя свои дизайнерские способности, ребёнок развивает своё воображение, применяя разные материалы, подготовленного мною Строительного центра – «Города Мастеров». А для отработки самостоятельных действий на дороге и дома можно в моём центре безопасности «Красный, жёлтый, зелёный». Ребёнок всегда хочет поделиться своими мыслями и чувствами, с теми, кто его понимает. У нас в группе есть традиция «Посидим – поговорим». А чтобы общение было интересным, увлекательным и познавательным надо, чтобы мысли и слова твои были понятны собеседнику. А где черпать красивые мысли и слова, интересные факты как не в Центре книг «У кота Читая», где на полках и художественную и научную литературу найти можно.
Открыть внутренний мир, душу ребёнка мне помогает театр. Мои юные актёры с удовольствием принимают участие в праздниках, театральных играх, в хореографической деятельности.
Я и сама очень люблю театр и принимаю активное участие в спектаклях.
Особый вид детской деятельности – исследовательский. Исследуя разные предметы и материалы в групповой лаборатории «Любознайка», ребёнок находиться в активном поиске путей решения проблем. Например, возник интерес к тому, как люди раньше жили, так я в гости сотрудников «Археологического музея», «Краеведческого музея» и музея «ЮЗР» пригласила. А иногда этот поиск ребёнка заканчивается не просто проведением опыта, а превращается в целый проект. И в таких сложных делах у меня есть помощники, соратники и соавторы – родители моих воспитанников. Так с их помощью наши почемучки узнали много нового о домашних любимцах. Сделали страницы «Азбуки наших имён», смоделировали герб и флаг каждой семьи. А сколько декораций и костюмов к разным сказкам изготовили, так сразу и не сосчитаешь.
Но как можно раскрыть тайны мира, если не иметь контакт с самой природой? Каждый день, проходя с малышом по знакомым тропинкам «Матушки Природы», осваивая и изучая её владения на территории детского сада,стараюсь найти для него что-то новое: то родственников нашего дерева, то грибы, то камни, то мхи.
(Слайд 49). Любимое место в этих сказочных владениях — клумба, где хозяйничает Домовёнок Кузя. С его помощью преподношу я ребёнку разные сюрпризы: то учу по цветам время определять, то расскажу, какие цветы рано цветут, а какие свою красоту на потом берегут, какие воду и тень любят, а какие солнышку головки подставляют. (Слайд 50). А про жизнь лесных обитателей расскажу я ему в лесном уголке.
(Слайд 51). Придём мы на огород, там Марфуша ждёт, она мне и про овощи поможет рассказать и зелень показать, узнать, когда рожь колоситься, и как горох в суп приходит.
(Слайд 52). А как устанем, сядем с ними у пруда, расскажу я, что значит стоялая вода, как утки плывут, какие предметы в воде не тонут, а потом беседу начну, что нового узнал, что ещё хочет узнать. Так день и проходит, новый настаёт, и нераскрытая тайна там обязательно ждёт. А каждую раскрытую с помощью наших действий тайну мы с ним в творение превращаем. И результаты такого творчества – это дипломы I-ой степени в конкурсе детских рисунков «Планета детства», «Золотой ларец», грамота за I-ое место в вокальном конкурсе «Звонкий голосок», грамота об участии в интеллектуальной викторине для дошкольников «Росток». Это и победа в конкурсе ДОУ на лучшую зимнюю сказку. Успехи детей, воспитанников, приносят счастье и радость педагогу. Я стала победителем конкурса профессионального мастерства среди педагогов города Курска, приняла участие в семинарах и методических объединениях города с опытом своей работы. По результатам мониторинга, уровень подготовки к школе детей моей группы составляет 65 %. Но главный результат поверьте,
Счастливые, успешные, мои родные дети.
Они, моя любовь, моя отрада,
А большего мне в жизни и не надо.
Их смех, горящие глаза и добрый взгляд,
О многом, вы, поверьте, говорят.
Ну, если на слово не верите, друзья,
В наш детский сад вас приглашаю я.
Источник
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС
Автор: ОСТРАУСКАС МАРИНА ВИКТОРОВНА
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:
— развитие любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.
Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета. Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
· когнитивный , направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;
· деятельностный , отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;
· эмоционально-чувственный , определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.
Компоненты познавательного развития реализуются:
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:
для младшей группы предлагается система упражнений на сенсорное развитие детей.
для средней группы разрабатывается система познавательных задач к каждой теме календарно-тематического планирования.
для старших групп предлагается система заданий и упражнений на анализ, синтез, исключение лишнего, группировку предметов по родовидовому признаку. Такая работа способствует формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
Примерами познавательных задач могут быть следующие:
Неживая природа : почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.
Живая природа : могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В качестве примеров предлагаем следующие эксперименты.
1. «Есть ли у воды вкус?» Дайте детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавлено.)
2. «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воду, подогреваем на пламени. Воды на тарелке не стало. (Вода испарится из тарелки, превратится в пар. При нагревании жидкость превращается в пар.)
3. «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладём таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относитсяпроектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:
· Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования);
· Творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения);
· Игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети
· Информационно – практико — ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).
В последнее время в дошкольном образовании широко используетсяисследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:
– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
– предлагает возможные решения;
– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
– делает выводы в соответствии с результатами проверки;
– применяет выводы к новым данным;
Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей — наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации. Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на ФГОС, организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность). Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Источник