- Формируемые способы деятельности
- Просмотр содержимого документа «Таблица к заданию 2.2 Формируемые способы деятельности»
- ФГОС: стремимся к внедрению стандартов. Таблица «Формируемые способы деятельности»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Статья на тему : «Познавательные УУД»
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) на разных этапах урока: организационный момент, проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового материала, контроль знаний, рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Таблица к заданию 2.2 Формируемые способы деятельности»
Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
Виртуальная образовательная платформа Моего университета — www.moi-uni.ru
Дидактическая структура урока
Формируемые способы деятельности
1 Развитие учебно-познавателного интереса к учебному материалу и способам решения новой частной задачи
2. Установка на здоровый образ жизни
3. Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
1 Развитие целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
1 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
2 Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2 Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Проверка домашнего задания
1Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
2 Создание ориентации на образец «хорошего ученика»
1 Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
1 Умение формулировать собственное мнение и позицию
2 Учет разных мнений и стремлений к координации различных позиций в сотрудничестве
1 Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной формах
Изучение и закрепление нового материала
1 Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2 Развитие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
1.Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную
2 Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
3 . Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения
1 Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
3 Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
1 Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы
2 Основы смыслового чтения текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.
3 Установление причинно-следственных связей
4 Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
5 Установление аналогий
6. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
1 Создание ориентации на образец «хорошего ученика»
2 Развитие мотивации
1 Адекватная оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
2 Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
1 Умение задавать вопросы
2 Умение контролировать действия партнёра
1 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
2 Подведение под понятие на основе распознавания объектов
3 Обобщение материала
1Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
2 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
1 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
2 Адекватное восприятие и понимание оценки учителя
3. Принятие и сохранение учебной задачи
1 Умение использовать речь для регуляции своего действия
1 Р ефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
______________________________________________________________
Полное или частичное воспроизведение материала допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП «Мой университет»
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет», 2013
Источник
ФГОС: стремимся к внедрению стандартов. Таблица «Формируемые способы деятельности»
Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
Виртуальная образовательная платформа Моего университета — www.moi-uni.ru
Дидактическая структура урока
Формируемые способы деятельности
1 Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
2 Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на образец «хорошего ученика»
1 постановка учебной задачи
2 составление плана и последовательности
3 уровня усвоения
1 определение цели, функций участников
2. определение способов взаимодействия
1 Понимание причин успеха в учебной деятельности
2.Учебная задача, цель способы взаимодействия
Проверка домашнего задания
1 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
1 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
2 планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
1 умение добывать недостающую информацию
2 умение слушать
3умение вступать в диало
О бобщение –генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Изучение нового материала
1 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
1 прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения материала
2 постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
1 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 участвовать в коллективном обсуждении проблем
3 участвовать в коллективном обсуждении проблем
4 владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1 П оиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2 Р ассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
3/А нализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
4 П роизвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
Закрепление нового материала
1 Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
1 оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что предстоит усвоить
2 осознание качества и уровня усвоения
3 элементы волевой саморегуляции как способности
к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
1 поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
2 постановка вопросов
3 принятие решения и его реализация
1 П одведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
2 У становление аналогий
1 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
2 Установка на здоровый образ жизни
1 внесение необходимых дополнений
и коррективов в план и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его продукта
2 осознание качества и уровня усвоения
2 строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3 контроль, коррекция, оценка действий
партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-
1 А нализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
2 С равнение, сериация и классификация по заданным критериям ;
______________________________________________________________
Полное или частичное воспроизведение материала допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП «Мой университет»
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет», 2013
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-160210
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Статья на тему : «Познавательные УУД»
Автор: Поелуева Марина Ивановна
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия : (слайд)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (слайд)
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно — графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действи (слайд)
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы (слайд)
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий. (слайд-таблица)
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
обсуждать проблемные вопросы,
составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами
окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Постановка решение проблем. (слайд)
Работа по ФГОСАм предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа. Уроки должны выстраиваться по модели проблемно – диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: (слайд)
1. Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.
2. Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.
3. Научиться сознательно формулировать проблемы.
Достижение ожидаемого результата — умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. Проблема — это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: Слайд
«найди отличия» (можно задать их количество);
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения : (слайд)
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.
1.Корректурная проба .
Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.
Пример. Вычеркните буквы А, М.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР
2.Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА
3.Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
4.Игра Разведчики. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос.
Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.
5.Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
— чтение за диктором ( нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
— игра Прятки .
Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
Примерные задания для формирования познавательных УУД по чтению. (слайд)
1. Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
2. По началу произведения определи его жанр.
3.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст
4. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1. »Аленький цветочек» а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. »Снежная королева» б) Дал слово – крепись.
- »Три толстяка» в) Друг познается в беде.
5. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ?
а) глядел из печки огонек
б) лес точно терем расписной
в) буре плач его подобен
г) белоснежная лебедушка
д) уж небо осенью дышало
6.Игра «Дежурная буква».
Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:
А) Фамилия писателя.
Б) Герой любого рассказа.
В) Название любого произведения.
7. Игра «Литературные мнеия».
Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.
8.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?
Мочалка, семихвостая плеть, блюдце, воздушные шарики, перчатки.
Примерные виды заданий по русскому языку для формирования познавательных УУД. (Слайд)
1. Подберите синонимы к данным именам существительным.
2.Поставьте правильно ударение в словах.
3.Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
4.В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.
5.Хитрые вопросы — шутки.
Как большой дом превратить в маленький?
6.Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
7. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре буквы?
Какого рода это слово? К какому склонению оно относится ?
8. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.
9. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
10.Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.
1) ____________ матери лучше ____________ греет.
Источник