Познания как способ духовного освоения мира

Познание как форма духовного освоения человеком мира. Структура познания: чувственное и рациональное.

Познание является высшей формой отражения объективной действительности. Однако считать его формой только духовного освоения действительности можно только при определенных теоретических предположений, то есть абстрагирования процесса познания от практики (производственной и социально-исторической).

Познание как совокупное знание и методы его получения — это продукт, результат человеческой деятельности в целом. Практика также диктует цели познания, его возможные пределы, определяет предметную зону и является критерием истины. Таким образом, это духовная составляющая преобразовательной деятельности человека.

Становление познания как формы духовного освоения действительности происходит с формированием и развитием специализированного духовного производства, когда познавательная деятельность превращается в относительно самостоятельный и отдельный вид деятельности, оторванный от практики (материального производства).

Познание как форма духовного освоения действительности ориентированное на овладение миром и человеческим бытием в нем через получение субъективно истинного знания, через отражение структуры и закономерностей реальности в сознании человека.

Сознание, создавая идеальный образ, чувственное и мысленное отражение действительности, в своем существовании и развития относительно самостоятельная. Удваивая мир духовно, она дает возможность осуществлять практическую деятельность начала в идеальном плане, а затем в сфере материальных объектов.

Сущность познания как духовного освоения действительности раскрывают прежде всего такие свойства сознания.

1. Сознание как отражение действительности (субъективный образ объективного мира).

2. Относительная самостоятельность, активность и творческий характер сознания.

3. Сознания присуща способность определения целей. На основе сознания человек определяет свои потребности, возможности, оформляет их как цели, ищет пути и контролирует реализацию достижения этих целей.

Познание как духовное освоение действительности характеризуется тем, что способ человеческого существования — деятельность, то есть не приспособление к внешней среде, а активная, целенаправленная его изменение, преобразование. Чтобы нормально существовать, действовать, человек сначала должен получить точный образ объективной реальности. Она имеет познать ее, овладеть своим духом.

И чем сложнее становится жизнедеятельность людей, масштабность воздействия на природу, повышения социальной организации, тем большей активизации и развития познавательной деятельности это требует.

Высшей формой духовного освоения действительности становится наука

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1885 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Философия как форма духовного освоения мира

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия – это особая форма общественного сознания, стремящаяся к познанию основ человеческого бытия и фундаментальных принципов мироздания и на этой основе вырабатывающая систему знаний и отношений человека к миру, к обществу, к природе.

Философия как особый тип мировоззрения

Человек с давних пор стремился проникнуть в сущность нашего мира, реализации этого желания способствовало отделение умственного труда от физического, а также накопление знаний об окружающем мире. Так зародился совершенно новый вид мировоззрения, который называется философским. В отличие от религиозного и мифологического мировоззрения философское мировоззрение основывается на абстрактно-понятийном аппарате, а не на чувствах и образах. Через занятие философией человек выделил сложную структуру общества, разделили мир на природный и социальный.

Накопление научных знаний способствует расцвету философии. Но научное знание тоже не всесильно, если человек пытается понять смысл своей жизни, свое предназначение, он будет обращаться не к научным трудам, а к философии. Философия дает возможность осознать себя в человеческом обществе, в историческом процессе, открывает духовные глубины в бесконечном потоке бытия.

В философском мировоззрении можно выделить несколько характерных черт:

  • основано на знании, а не на вере и чувствах;
  • рефлексивность;
  • опора на понятии и категории;
  • логичность;
  • теоретический характер;
  • неисчерпаемо по своей сути;
  • внутренняя стройность и единство.

Философия на протяжении своего развития прошла несколько стадий:

  • космоцентризм – философское направление, присущее античному миру, в котором человек воспринимается как часть мира, мир как часть космоса.
  • теоцентризм – философская концепция, которая в основу мира помещает понимание бога как абсолютного бытия, источника всего сущего на земле.
  • антропоцентризм – философское представление, которое ставит в центре всей вселенной человека, человек является центром и высшей целью мироздания.

Готовые работы на аналогичную тему

Философское мировоззрение отличает неисчерпаемый характер, т.е. человеческий разум всегда найдет себе предмет для рефлексии. На основе философии разрабатываются различные методы научного познания, в философии вырабатываются понятия, переходящие затем в другие науки. Философия является отражением своего времени, она содержит те идеалы, надежды и моральные установки, которые присущи людям той или иной эпохи.

Специфика философского знания

Философия предложила людям другой способ самоопределения – не через традиции и веру, а через силу своего собственного ума. Однако в учениях Древнего Востока философия выступала системой, которая играла не только мировоззренческую роль, но и форму религии, а также регулятора общественного поведения. Как указывает В.С. Степин, на Востоке философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию. В связи с этим до 18 века было принято считать, что философия развивалась только в рамках Европы.

Первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор. Он считал, что любовь к мудрости есть проявление божественных сил, человек должен стремиться к обретению мудрости. Именно с его времени тех, кто отличался любознательностью и стремился совершенствовать свои знания, и прозвали философами. При этом под мудростью понималось не просто обладание знаниями, полученными при помощи жизненного опыта, но и использование своего ума, своего опыта и знаний для вскрытия причин бытия мира и самого человека.

Философскому знанию присущ постоянный поиск, ему чужды один раз и навсегда обозначенные границы, завершенные истины, утвержденные шаблоны. Философия начинается с сомнения, живет вопросами. Особенностью философии является то, что она ставит вечные вопросы, которые всегда будут актуальны: вопросы человеческого бытия, жизни и смерти, разделенность мира на дух и материю, имеет ли вселенная единство и цель и т.д.

Философию превращает в науку следование идеалам строгости, систематичности, доказательности. Однако философия отличается от науки. Если философия рассматривает мир за пределами человеческого опыта, то наука ориентирована на поиск объективного знания на основе эксперимента. Наука исключает из сферы своего предмета то, что имеет сверхчувственную природу. Философия, однако, не стремится к эмпирической доказанности, она ищет нечто устойчивое, неизменное в чувственно воспринимаемом мире, тем самым реализуя экзистенциальную тягу человека к вечности.

Структура философского знания

В начале своего существования философия не имела своей четкой структуры. Аристотель, обратившись к данной проблеме, называл поиск сущего «первой философией», после она стала называться метафизикой. Также Аристотель выделял логику, политику, этику, физику.

Уже Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее выделял несколько разделов философии:

  • учение о познании (каноника);
  • учение о природе (физика);
  • этика.

Предложенная еще в период античности структура философского знания сохраняет свою актуальность и в наши дни. Отдельно выделяется онтология как учение о бытии. Онтология стремится познать принципы бытия, выявить его категории, сущности. Другой раздел философии – гносеология, которая исследует предпосылки, возможности и природу познания, а также занимается вопросами истины. Учение о человеке и его бытии в мире представлено как философская антропология, развитием человеческого общества занимается социальная философия. Также принято выделять учение о ценностях (аксиологию), философию истории (развитие исторического процесса, человек в истории), философию науки (развитие науки как системы знаний и сфера человеческой деятельности).

Моралью и нравственностью в философии занимается этика, изучением прекрасного и сферой эстетического занимается эстетика. Предметом философии религии является сам феномен религии, его развитие, а также та роль, которую вера играет в жизни людей.

До сих пор общепризнанного деления философского знания не существует. Как правило, в учебных изданиях выделяется онтология, аксилогия, гносеолгия, логика, иногда добавляются новые дисциплины, например, социальная философия или философская антропология.

Источник

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

План.

Понятие о познании.

2. Проблема познаваемости мира в философии:

3) Гносеологический оптимизм

3. Цели познания:

1) постижение истины;

2) практическая польза.

Структура процесса познания.

5. Формы чувственного познания:

6. формы рационального познания:

7. Вопрос о месте чувственного и рационального познания:

8. Виды познания:

9. Пути познания:

Ненаучный (мифологический, жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл, художественно-образный)

Научный.

Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

Знание как результат познания

Вопрос 1. Понятие о познании.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

Гносеология – учение о познании. В процессе познания используются различные познавательные способности человека . Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.

Субъект познания – познающий человек.

Объект познания – то или кто познается. Субъект и объект познания могут совпадать (при социальном познании, н-р).

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Вопрос 2. Проблема познаваемости мира в философии:

Философы по-разному отвечали на вопрос, познаваем ли мир.

1) Агностицизм отрицает полностью или частично познаваемость мира, т.к. познание не дает достоверных сведений о мире.

2) Скептицизм – не отрицая возможности познания мира, сомневается в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

3) Гносеологический оптимизм – утверждает то, что мир познаваем и достоверные сведения о мире можно получить.

Основные вопросы теории познания:

1. Познаваем ли мир? Да-гностики, нет-агностики, неизвестно – скептики. Большинство ученых считают, что мир познаваем. Ограниченность нашего знания обусловлена недостаточностью методов получения информации. Если будет изобретен новый метод – то наше познание увеличится (центр Вселенной – черная дыра). Скептики считают, что мир, который мы видим в реальности, может отражаться в нашем сознании, а может и нет, многие явления и объекты окружающего мира мы не можем наблюдать (например, силовое поле; цвет, температура разные). Гностик уверен в том, что его органы чувств дают верную информацию. Скептики – нет (И.Кант: информация, исходящая от органов чувств, ложна. Мир не такой, каким он кажется. «вещь в себе» — то, что есть в самом деле. Вещь для нас – то, что кажется (истинная сущность скрыта).

2. Происхождение мира, Вселенной (онтология): религия – божественное творение; наука – теория большого взрыва.

3. Происхождение человека. Теории: теологическая, научная (теория эволюции), космическая.

Диалектика – принцип познания. Практика – главный способ познания.

Познание – один из видов деятельности. Его структура – такая же, как в деятельности. Разница между сознанием и познанием: сознание не требует активности человека, а познание – вид деятельности. Активность требуется.

Вопрос 3. Цели познания:

1) постижение истины;

2) практическая польза.

Вопрос 4. Структура процесса познания.

Чувственное и рациональное познание.

В чувственном познании участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.

Понятие – мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол,стул – мебель; классификация).

Научный.

Дополнение к Лекции

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

1) неожиданность решения поставленной задачи;

2) неосознанность путей и средств ее разрешения;

3) непосредственный характер постижения истины.

Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Истина и ее критерии

План

Формы практики:

материальное производство (труд),

социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт, н-р, реформы, революции, войны и т.д.)

Виды практики:

1) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

2) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформа социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки…);

3) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…);

4) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи) и т.д.

Мышление

План.

Формы мышления

Понятийные и категориальные

Наглядно-образные

Деятельностно-орудийные

Художественные

8. Операции (Приемы) мышления:

1) Анализ, синтез;

2) Индукция, дедукция,

Формы мышления (вопрос 7)

Вопрос 7. Формы мышления

Исследователи выделяют следующие формы мышления:

1) понятийные и категориальные (уровень теоретического осмысления действительности, логических умозаключений и абстрактных понятий); здесь действует понятие, суждение, умозаключение.

2) наглядно-образные (формы мышления, оперирующие предметной сферой);

3) деятельностно-орудийные (практическая направленность, решение конкретных задач с помощью соответствующих действий);

План.

Групповое

Классовое

Общечеловеческое

В узком смысле идеология – это система теоретических взглядов большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. (см. идеология консерваторов, либералов, коммунистов, социалистов, радикалов и т.д.).

Соотношение между общественной психологией и идеологией рассматривается как соотношение между чувственным и рациональным уровнем общественного сознания.

Сознание.

1. Проблема сознания в философии:

1) Идеалисты

2) Материалисты

Происхождение сознания

3. Сущность сознания и отличие его от психики животных:

Искаженность

7) Индивидуальный характер

8) Способность к рефлексии

5. Структура сознания:

1) восприятие органами чувств;

2) логико-понятийные способности и знания,

3) эмоциональные компоненты

4) ценностно-смысловые компоненты.

6. Уровни сознания:

5) Обыденно-практический

Идеолого-теоретический

7. Формы сознания:

1) Индивидуальное (в основе – личные идеи, ценности)

2) Общественное (см. лекцию 18 Ч.) (в основе – традиции, менталитет)

8. Сознание как система:

1) Сознание и самосознание.

2) Сознание и бессознательное.

3) Сознание и мышление. Обрабатывает информацию о чувственных образах и создает понятийные обобщения.

4) Сознание и память.

5) Сознание и язык.

ДОПОЛНЕНИЕ.

Первым структуру сознания исследовал Зигмунд Фрейд. Он выделил:

1. Подсознательное или ОНО – это биологические потребности+вытесненные желания. Является строительным материалом для личности.

2. ЭГО-СОЗНАНИЕ или Я – внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.

3. СУПЕРЭГО-СВЕРХСОЗНАНИЕ или СВЕРХ-Я – нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.

Либидо – сексуальный или половой инстинкт.

Сублимация – переключение либидо на другую деятельность.

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

План.

Понятие о познании.

2. Проблема познаваемости мира в философии:

Источник

Читайте также:  Santa maria marinade allround способ применения
Оцените статью
Разные способы