Познание как способ существования человека

Содержание
  1. Философия: конспект лекций
  2. Оглавление
  3. 2. Познание как способ бытия человека в мире. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие
  4. Что такое познание — все виды, формы; методы, уровни научного и рационального познания
  5. Познание — это больше чем наука или философия
  6. Первые упоминания и основное значение
  7. 5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение
  8. Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
  9. Чувственное познание
  10. Рациональное познание
  11. Основные виды познания мира
  12. Познание научной формы
  13. Познание с точки зрения философии
  14. Творчество как художественное познание
  15. Религиозная форма познания
  16. Повседневное познание окружающего мира
  17. Мифология как форма познания
  18. Самопознание внутреннего и внешнего мира
  19. Какие бывают методы познания
  20. Что такое теоретическое познание
  21. Что значит эмпирическое познание
  22. Выводы после сказанного

Философия: конспект лекций

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 6. Познание

Основные точки зрения на процесс познания

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире. Знание — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание обусловлено общественно-исторической практикой. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание — это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII–XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.

Кроме того, общая теория познания (гносеология вообще) не может ориентироваться только на естественно-научную модель познавательной деятельности и не должна «оставлять за бортом» огромный массив «инонаучного» (С. С. Аверинцев), а обязана быть теорией всего знания в его единстве, взаимодействии и развитии, не выставляя напоказ науку, но и не игнорируя магию, мистику, эзотерику, астрологию и т. п.

Теория познания, или наука гносеология — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Источник

2. Познание как способ бытия человека в мире. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие

Для человека свойственно познавать окружающий мир. Человеческий разум постоянно старается ответить на вопрос: «Как устроен мир?» В философии существуют разные ответы на вопрос о познаваемости мира. Оптимистическая позиция – познать можно все. Скептики считают, что познать можно не все, нельзя все узнать. Агностики считают, что мир вообще непознаваем. Мы будем исходить из первой позиции – мир познаваем.

Что такое познание вообще? Очень часто студенты считают, что познание связано исключительно с организованным учебным процессом. Это не так. Познание – это вообще любой процесс, в ходе которого формируются образы или представления об окружающем мире. Познание представляет собой социальный процесс целенаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают чувственные и мысленные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания.

Этот процесс может происходить в любой форме. Подумайте, вовлечен ли в процесс познания крепостной крестьянин середины XIX в., который никогда не учился, никогда в жизни не сидел за партой, который не умеет ни читать, ни писать? Конечно, вовлечен! Ведь он знает об окружающем мире достаточно много: он знает, что, после того как закончится зима, настанет весна, а потом и лето, он знает о том, как правильно посеять урожай, он знает систему социальных связей, пусть даже в несколько утрированной форме, в частности, он знает, что где-то есть царь-батюшка, а рядом живет помещик. И процесс этого познания у него шел всю жизнь.

В структуре познания всегда выделяют объект и субъект познания, цель и результат познания, средства познания. Объектом познания может быть любая реальность: окружающая природа, жизнь животных, литература, политическая жизнь. Без объекта нет познания. Субъект познания – это целесообразно действующий агент (человек, коллектив, общество, человечество) познания, носитель познавательных способностей. В качестве средств познания могут выступать язык, категориальный аппарат, средства – телескоп, компьютер и др. Результат познания – это знания.

Теперь стоит выделить ступени в процессе познания.

1. Чувственное познание, то есть познание средствами органов чувств. У человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Именно они дают нам информацию об окружающем мире. И здесь это познание осуществляется по нескольким ступеням.

Первая ступень – ощущение. То есть это отражение отдельных свойств предмета, при этом необязательно в сознании складывается полная, комплексная информация об этом предмете. Например, если человека подвести с закрытыми глазами к столу и предложить положить на него руку. Первое, что мы ощутим – гладкую поверхность и ее температуру (то есть поверхность холодная, ниже температуры человеческого тела). Какую-то еще информацию мы не получим. Мы только знаем, что поверхность плоская в данном месте, она гладкая и прохладная. Мы даже не можем сказать, что ЭТО! Аналогичный будет результат, если мы с завязанными глазами дотронемся до яблока. Мы получим очень немного информации: что-то гладкое и твердое.

Для того чтобы получить полную информацию, нужно перейти на следующую ступень – восприятие.

Восприятие как раз предполагает, что формируется целостный образ предмета. Это происходит, когда человек получает целый ряд ощущений, и это дает полную информацию. Например, мы можем не просто дотронуться до стола, мы можем его как следует пощупать. И на ощупь мы можем определить его контур и формы. Потом можно открыть глаза, посмотреть на предмет, втянуть носом воздух и постараться уловить запах, который исходит от предмета. Также мы можем задействовать все органы чувств, чтобы понять, что такое яблоко: посмотрим, пощупаем, понюхаем, откусим кусочек и пожуем. В результате мы поймем, что такое яблоко – это фрукт круглой формы, желтого, зеленого или красного цвета (возможно их сочетание), достаточно плотный (а возможно, даже твердый), кисло-сладкий на вкус, с нежным ароматом. Для лучшего понимания, что такое восприятие, представьте, что вы обследуете не яблоко, а какой-то неизвестный для вас фрукт, например лайм, свити или дуриан.

Следующая ступень – представление. Представление – это образ предмета, который в данный момент не наблюдается, но закрепляется в памяти. Например, если хоть раз попробовали лайм и дуриан, то мы можем рассказать другим, что это такое, как этот фрукт выглядит, пахнет, каков он на вкус. Роль представления очень велика. Состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить в своем сознании наглядный образ явления или предмета, в том, чтобы сохранить его в жизни, и естественно, каждый раз ему не нужно познавать то, что он уже знает. Если вы хоть раз попробовали дуриан, то на предложение друзей сделать это еще раз вы уже осознано можете ответить, хотите вы этого или нет, т. к. знаете, что это.

Читайте также:  Укажите основные способы защиты населения от чс при его наступлении

Чувственное познание осуществляется с помощью органов чувств. Без него мы не можем обойтись, но насколько оно является достоверным? Если разобраться с этим вопросом, то, конечно, выяснится, что степень достоверности чувственного познания относительна. Во-первых, существует такое понятие, как порог ощущений. Существуют общие пороги ощущений. Например, интервал звук, сила звука, который человек слышит. Или же условия, в которых он видит.

Нужно сказать, что в этом плане человек очень несовершенен. Человек гораздо хуже животных слышит, видит, нюхает. И по сей день человек использует животных для своей пользы, чтобы как-то компенсировать свои ограниченные возможности. Например, хороший нюх собак используется в служебно-розыскной деятельности. Собаки ищут наркотики, оружие, пропавших людей.

В Одесском музее милиции экспонируется чучело служебной овчарки. Благодаря ей было задержано много преступников. С ней имела место одна история: собака со своим проводником следовала по улицам города. На пути им встретилась компания цыганок, у одной из них на руках был маленький ребенок. Собака облаяла ее, и милиционер стал проверять документы у цыганок. Выяснилось, что час назад ребенок был украден, причем родная мать еще об этом даже не успела заявить. Как собака смогла понять, что малыш не цыганский? Очень просто: она уловила, что от цыганки и малыша исходит разный запах.

Также человек гораздо хуже видит и слышит. Слух животного, кошек и собак, гораздо острее, и поэтому бывали случаи, когда на службе оказывались даже коты. Так, в годы Великой Отечественной войны в одной части на довольствие поставили кота за то, что он предупреждал о надвигающемся налете вражеской авиации. Предупреждал по-своему, по-кошачьи: мяукал, прятался. Кот, обладая очень тонким слухом, запомнил, что, прежде чем начинается бомбежка (ситуация дискомфортна не только для людей, но и для животных), этому предшествует какой-то звук, который люди пока еще не слышат. Самолеты – немецкие и советские – звучали по-разному, и кот запомнил звук, издаваемый фашистскими бомбардировщиками. Аналогичный эпизод рассказывали автору в Одессе. Перед сдачей Одессы матросы передвигаются по городу на трамвае. Сидит вагоновожатая, и рядом на панели управления – здоровый рыжий кот. И вдруг кот начинает орать. Вагоновожатая останавливает трамвай и говорит: «Все в укрытие! Сейчас будет бомбежка!» Не все поверили, но те, кто поверил и спрятался, остались живы. Когда бомбежка закончилась, матросы поняли, кто им жизнь спас, и спросили, почему животное такое сообразительное, и хозяйка объяснила: она жила с ним в доме, началась бомбежка, дом был разрушен вообще. И кот запомнил тот звук, после которого он лишился своего дома. И он стал прятаться, кричать, когда снова слышал подобный звук.

Также бесспорно и очевидно, что существует индивидуальный порог ощущений. Есть общий, определенно установленный природой, и в то же время он колеблется между индивидуальными особенностями людей. Одни обладают зорким зрением, другие нет. Одни обладают тонким слухом, другие также нет. Для человека свойственна функция компенсации. Если человек имеет проблемы с одним чувством, то очень часто ему это компенсируют. Например, у незрячих улучшается слух.

Также если мы говорим об ощущениях, то мы здесь выделяем такое свойство, как адаптация. Адаптация – привыкание, ослабление того или иного чувства. Самый простой пример: когда мы входим в темную комнату, мы первое время ничего не видим. Потом мы начинаем привыкать, и через несколько минут наши глаза уже видят. Еще один пример: летом мы хотим искупаться, входим в воду, а она, как правило, ниже температуры тела, сначала нам кажется холодной, а потом мы привыкаем, и вода уже не кажется холодной. То же самое происходит с запахом. К запаху человек адаптируется лучше всего. Девушки порой выливают на себя полпузырька духов, а потом говорят, что духи плохие, т. к. запах неустойчивый. На самом деле они просто адаптировались и перестали его замечать, зато замечают все, кому довелось с этой барышней работать в одном кабинете. Сама барышня может понять свою ошибку на следующий день, когда берет в руки вещь и чувствует тот самый «неустойчивый» запах.

Без чувственного познания мы не можем узнать окружающий мир, но оно не является абсолютно достоверно. И самое главное, оно не объясняет причинно-следственной связи. Поэтому для человека обязателен второй уровень – это рациональное познание. Рациональное познание, то есть логическое познание. Здесь выделяют следующие ступени:

1. Понятие, то есть какое-то обобщенное представление. Понятие может быть как обыденное, так и научное. И как раз понятия позволяют нам между собой договариваться: что мы имеем в виду. Если кто-то из нас забудет ручку и скажет: «У меня нет ручки!», то остальные сразу поймут, что нужна не какая-то конкретная ручка, а просто предмет для письма. Если кто-то из нас говорит: «Пошли на дискотеку!», то остальные понимают, что имеется в виду – место, где можно отдохнуть, и в какой форме это сделать. И отличают дискотеку от библиотеки. Это является кирпичиком теоретического сознания.

2. Связанные между собой, несколько понятий образуют суждение, посредством которого устанавливается или отражается взаимосвязь каких-либо вещей или процессов. Например, самый простой пример суждения: «человек есть разумное существо», «для написания текста нужна ручка». Или примером суждения может служить известное средневековое выражение: «Студент по своей природе туп, ленив и развратен».

3. Связанные между собой, несколько суждений образуют умозаключение. Например, если мы брали в качестве суждения «человек – существо разумное», то примером умозаключения может быть следующее: «человек – существо разумное, следовательно, ему свойственно мыслить», «ручка нужна для письма, следовательно, у каждого студента должна быть ручка». Если брать это средневековое выражение относительно студента, то может получиться такое суждение: «Студент туп, ленив и развратен, и следовательно, его нужно чаще наказывать».

Одно без другого невозможно. Теоретическое мышление невозможно без чувственного. И в то же время чувственное мышление невозможно без теоретического. Чувственное познание невозможно без теоретического. Они взаимосвязаны между собой.

Источник

Что такое познание — все виды, формы; методы, уровни научного и рационального познания

На данный момент в нашей жизни есть обширный спектр научных течений, которые стараются понять и определить, что такое познание. Его бегло рассматривают в социологии, в отрасли науковедения, в когнитивной психологии. Но, информации настолько мало, что становится трудно найти точное определение и понимание такого интересного учения. Познание — это некий алгоритм, по которому мы получаем интересующие […]

Главная страница » БЛОГ » Что такое познание — все виды, формы; методы, уровни научного и рационального познания

На данный момент в нашей жизни есть обширный спектр научных течений, которые стараются понять и определить, что такое познание. Его бегло рассматривают в социологии, в отрасли науковедения, в когнитивной психологии. Но, информации настолько мало, что становится трудно найти точное определение и понимание такого интересного учения.

Познание — это обучающий процесс, в который входит обучение и анализ окружающего мира. Основная задача заключается в том, чтобы понять все, что окружает нас. Первое определение данного процесса, озвучил Платон

Познание — это некий алгоритм, по которому мы получаем интересующие нас знания.

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Читайте также:  Способ образования озерных котловин

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет

Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления

Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.

Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.

Чувственное познание

Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.

С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?

Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения

Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:

  1. ощущение – это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
  2. восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
  3. представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.

Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию

Рациональное познание

Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:

  1. понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
  2. суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
  3. умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.

До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.

Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.

Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания

Основные виды познания мира

На сегодняшний день, люди разделяют 7 основных видов познания:

  1. научное;
  2. философское;
  3. творческое;
  4. религиозное;
  5. повседневное;
  6. мифологическое;
  7. самопознание.

Давайте более детально рассмотрим каждый вид познания.

Читайте также:  Самые эффективные способы снятия стресса

Познание научной формы

Научное познание – это рациональная форма познавательного процесса, которая основывается на логических умозаключениях. Наблюдение причинно-следственной связи. Научная форма познания начинается с того, что люди с ученой степенью, предполагают что-то, после чего эта информация подтверждается или опровергается на основании предварительного исследования. Рациональность научной формы познания основано на объективности и здравом смысле.

Познание с точки зрения философии

Философское познание мира сосредоточено в первую очередь, на поиск смыслы в жизни человека. Применяя различные критерии, такие как добро или зло. Философия – это наука, в которой постоянно пытаются найти ответы на главные вопросы нашей жизни. Например, кто такие люди и для чего они живут, с какой целью и как появился мир и подобные вопросы, на которые нельзя найти рационального или научного ответа.

Умение познавать мир путем изобразительного искусства или в художественной литературе. Творчество — это тоже один из способов передачи информации и познания. Поэтому сегодня так ценят творчество человека и набирает большую популярность среди людей которые занимаются саморазвитием

Творчество как художественное познание

Художественная форма и познание в виде творчества позволяет отражать действительность через графические изображения или при помощи букв и символов. Такая форма познавательного процесса, ограничивается только воображением творца. Это продукт мыслительного процесса, который основывается на воображении творящего.

Религиозная форма познания

Религиозное познание – в первую очередь, побуждает человека, страшиться перед Господом Богом (создателем мира всего), и в то же время находиться в гармонии с Всевышним.

Религия направлена на обучение отношений между человеческими помыслами или деяниями и осуждающими законами Бога. Стоит предположить, что такого рода познание, имеет большие сходства с мифологической формой познавательности.

Все явления, которые до сих пор не имеют объяснений, считаются божьим помыслом, направленным на человека, с целью наказать или отблагодарить за преданность и веру.

Предлагаю вашему вниманию, прочесть пару статей: что такое вера? и что значит духовность?

Повседневное познание окружающего мира

Повседневная форма познания – это сбор и обработка информации, которую мы получаем, проживая каждый новый день. Часто люди называют это жизненным опытом. Когда после пережитых событий мы обдумываем произошедшие события.

Вследствие такой деятельности, мы начинаем понимать и различать вред и пользу происходящих событий в нашей повседневной обыденности. Накапливаемый опыт, должен быть направлен на улучшение показателей уровня жизни и все-целое облегчение существования на земле.

Такая форма познания считается рациональной, и доступна человеку с самого его рождения, до самого конца жизни. Все правильные решения и ошибки накапливаются на протяжении всего промежутка жизни каждого человека. По мере поступления такой информации мы приобретаем некий опыт, который в дальнейшем можем использовать на благо, или во вред человечества.

Мифология как форма познания

Мифологическое познание – это первобытное представление нашего мира, когда человечество только начинало постигать всю информацию, которая нас окружает. В те времена, если погибал человек при неизвестных обстоятельствах, то этому событию приписывали причастие неведомых существ.

По мнению наших предков, всеми процессами на земле управляли отдельные существа или боги. Все погодные явления или климатические изменения считались тогда проявлением божественной силы.

На сегодняшний день, еще существует данная форма познавательного мышления. Такой формой познания владею те люди, которые не вникают в научные исследования. Или те, чья психика нарушена, и они не желают нести ответственность за собственные деяния. Это могут быть: как душевно нездоровые люди, так и индивиды, которые притворяются таковыми, чтобы уйти от ответственности в совершенных преступлениях или ошибках.

Самопознание внутреннего и внешнего мира

Самопознание – это форма изучения внутреннего или внешнего состояния. Люди пытаются изучить свои мыслительные процессы, поступки, которые совершаются осознанно на основании этих мыслей, рефлексы и реакции организма на внешние раздражители. Познавая мир, таким образом, человек становиться самостоятельной личностью, что позволяет быть отличным от других индивидов живущих на планете.

Какие бывают методы познания

Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.

Чтобы познавать мир, людям приходится находить все новые и новые способы получения информации. Для этого создают целые научные проекты, которые направлены на развитие познавательной деятельности. Уровень роста познания каждый день приобретает невероятные результаты. Ученые обладают такими знаниями, которые не способен принять и понять простой обыватель

Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.

Что такое теоретическое познание

Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:

  • анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
  • формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
  • синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
  • общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
  • дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
  • моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
  • классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
  • абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
  • конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
  • идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
  • аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;

Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.

Что значит эмпирическое познание

Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:

  1. сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
  2. наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
  3. измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
  4. эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.

Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.

Стоит понять, что ваша главная задача, постоянно развиваться, делать так, чтобы каждый день вам удавалось сделать больше. Просто познавайте этот мир, анализируйте каждое свое действие и делайте вывод. Таким образом вы узнаете что делаете не так или что нужно еще сделать, чтобы научиться быстро и качественно развиваться. В этом и есть вся суть познания

Выводы после сказанного

Теперь мы знаем, что такое познание. Прочитав эту информацию, вы использовали один из методов теоретического и практического познания. Итак, познание – это многогранная методика изучения всего, что нас окружает. Сюда относятся все процессы и явления, происходящие во внешнем мире, а также внутри нас.

Получение информации путем теоретического и эмпирического познания – это и есть основная задача данного учения. Сбор познавательной информации, которая в дальнейшем будет направлена на развитие и улучшение нашего мира, накапливается ежедневно. Пока существует человечество, будет и востребована форма научного познания окружающего мира.

Источник

Оцените статью
Разные способы