Методы постройки судов
При поточно-позиционном методе постройки судов блок-секция и секции, образующие судно, подают на стапель на тележках с опорными устройствами (кильблоками, клетками, упорами и др.). Тележки соединяют, а секции, которые на них установлены, причерчивают и сваривают по монтажным стыкам, Соединенные тележки передвигают вдоль пролетов стапельного цеха по потоку от одной позиции к другой. На каждой позиции специализированные бригады рабочих выполняют определенный, заранее намеченный объем работ по сборке и сварке, монтажу оборудования и другие работы.
На последней позиции конвейера постройка судна заканчивается. На соединенных тележках судно вывозят на спусковой стапель для спуска на воду. После спуска производят окончательную достройку, испытания и сдачу судна; объем достроечных работ бывает незначительным. Указанным способом строят небольшие однотипные суда большими сериями.
Поточно-бригадный метод организации работ применяют при постройке более крупных судов, вследствие трудности перемещения тяжеловесных секций с позиции на позицию; секции, составляющие судно, остаются неподвижными, а бригады рабочих переходят с одной секции на другую и выполняют на позициях определенную работу.
При конвейерном методе (рис. 104) конвейер связан с комплектовочным складом, на котором хранят запас деталей, узлов секций, механизмов, оборудования и др. Конвейер разделен на два участка: малый конвейер, на котором собирают блок-секции, и большой конвейер, на котором из блок-секций строят суда.
Судно разбито на пять блок-секций, причем каждую блок-секцию собирают на отдельной тележке на линиях малого конвейера в четыре позиции. На малом конвейере на двух первых позициях производят сборку и сварку блок-секций, а на двух последних позициях — монтажные, малярные и отделочные работы в отсеках и помещениях блок-секций.
Изготовленные блок-секции передвигают на тележках на большой конвейер с каждой четвертой позиции малого конвейера постепенно, т. е. вначале блок-секции: Л, Б, В, Г и Д.
Постройку судна из блок-секций на большом конвейере производят на пяти позициях следующим образом. На первых двух позициях выполняют стыкование и сварку блок-секций, формируя корпус судна, а на трех остальных — окончательные монтажные и достроечные работы. На малом и большом конвейерах секции и корпус судна передвигают с позиции на позицию через равное число дней.
Источник
Сборка и сварка корпуса судна на построечном месте
Методы постройки судов и способы формирования их корпусов
Общая технология и организация строительства судна определяются методом его постройки, способом формирования корпуса и методом организации производства (рис. 13.1). На отечественных судостроительных заводах применяют главным образом секционный и блочный методы постройки судов, а также их комбинацию (секционно-блочный). Секционный метод применяют при постройке крупных, средних и некоторых малых судов на наклонных и горизонтальных построечных местах, а блочный — при постройке большинства малых и некоторых типов средних, как правило, на горизонтальных построечных местах. Подетальный метод, который был единственным в эпоху клепаного судостроения, при переходе к сварке потерял свое значение. Сегодня он применяется в основном при постройке мелких судов, когда корпус формируется из деталей и узлов. В настоящее время получили развитие модульные принципы при проектировании и постройке судов.
При секционном методе корпус судна собирают из плоскостных и объемных секций. Замкнутые отсеки и помещения по мере их готовности испытывают на непроницаемость, после чего выполняют монтаж механизмов, трубопроводов, устройств, оборудования и др.
Секционный метод предполагает формирование корпуса судна пирамидальным или островным способами.
При пирамидальном способе, формирования корпус судна по длине делят на ряд частей (рис. 13.2). Эти части, в которые входят все основные конструкции — днище, борта, переборки, палубы, по форме напоминают пирамиду с уступами, образованными отдельными секциями.
1—V — последовательность сборки и сварки «пирамид».
При пирамидальном способе быстрее всего формируется поперечное сечение корпуса по высоте при несколько замедленном его формировании по длине. Сборку корпуса на построечном месте начинают с установки, сборки и сварки закладных днищевых секций первой пирамиды. Ее положение по длине корпуса выбирают с учетом конкретных условий и максимального сокращения продолжительности постройки судна при принятой организации производства. После закладной секции устанавливают последующие секции по длине и высоте, одновременно в нос и в корму. Далее устанавливают секции переборок, бортов, палуб и др.
Сборка и сварка корпуса в высоту позволяет быстро завершать работы по формированию помещений, испытать их на непроницаемость, раньше начать монтажные работы. В целях сокращения сварочных деформаций корпуса сборку и сварку секций выполняют в последовательности, обеспечивающей свободную усадку сварных соединений: поперечные соединения собирают на прихватках, а продольные — на гребенках; е первую очередь сваривают поперечные соединения; секции сваривают симметрично относительно ДП и закладных секций, причем в работе одновременно участвует максимально возможное число сварщиков, что способствует минимальному отставанию от сборочных работ. К сварке секций последующей пирамиды приступают после окончания большинства сборочно-сварочных работ в предыдущей пирамиде.
Несмотря на значительные преимущества, пирамидальный способ формирования корпуса имеет ряд недостатков: весьма ограниченный фронт работ в начале постройки судна на построечном месте; невозможность одновременно вести сборочно-сварочные работы более чем в двух районах, что при сборке корпуса большой длины ведет к увеличению цикла постройки.
При островном способе корпус судна разбивают по длине на несколько самостоятельных районов («островов»), формирование которых производят пирамидальным способом (рис. 13.3). Количество «островов» определяют исходя из конкретных особенностей судна, условий завода, принятых сроков постройки и т. п. В процессе формирования корпуса судна «острова» могут перемещаться по построечному месту или оставаться неподвижными. После окончания формирования «островов» включительно до верхней палубы по возможности большее число рабочих сваривает межостровные кольцевые монтажные стыки.
Островной способ обладает всеми преимуществами пирамидального и вместе с тем не имеет недостатков последнего, т. е. обеспечивает значительное расширение фронта сборочно-сварочных и монтажных работ, в результате чего сокращается цикл постройки судна. Благодаря этому островной способ получает все более широкое распространение на отечественных и зарубежных судостроительных заводах.
Островной способ позволяет рациональнее использовать построечное место тогда, когда его длина значительно превышает длину судна, но недостаточна для размещения двух судов. Свободную часть построечного места используют для постройки носового или кормового «острова» второго судна.
В судостроении в последние годы нашла признание разновидность островного способа формирования корпуса судна, когда корпус разделяется по длине на две части, каждая из которых собирается отдельно на одном или разных построечных местах и затем спускается на воду. Стыкуются обе части корпуса в доке либо на плаву. В последнем случае сборка и сварка монтажного стыка проводится с применением кессона или специального герметизирующего устройства. На рис. 13.4 показана одна из конструкций такого устройства. Оно представляет собой П-образную металлическую раму ящичного типа, состоящую из двух симметричных половин, соединенных между собой в ДП шарниром. Опорный контур устройства выполняется по форме обводов корпуса в районе монтажного стыка. Герметизирующее устройство устанавливается в районе монтажного стыка на всем протяжении его подводной части. Устройство плотно поджимают к наружной обшивке, после чего из корпуса судна в районе монтажного стыка и из герметизирующего устройства откачивают воду. Затем собирают стыкуемые кромки обшивки под сварку. Сварка в этом случае осуществляется с одной стороны — изнутри судна.
1, 2 — корпус, днищевая часть и башни; 3— осушительный насос; 4 — воздушный клапан; 5 — винтовой талреп; 6 — лебедка; 7 — твиндек; 8 — уплотнительный опорный контур; 9 — уплотнительные разъемы корпуса; 10 — ограничители раскрытия; 11 — кингстоны; 12 — шарнир; 13 — водосборный колодец; 14 — рабочая камера; 15 — воздухораспределительный коллектор.
При блочном методе изготовленные заранее блоки, начиная с базового, подаются на построечное место (рис. 13.5). В качестве базового принимается блок, начало формирования судна с которого обеспечивает минимальную продолжительность его постройки. В большинстве случаев в качестве базового принимают блок машинного отделения. Сваривают монтажный стык блоков только после окончания всех сборочных работ по данному стыку.
Блочный метод обеспечивает широкий фронт работ с наименьшим временем нахождения судна на построечном месте и дает минимальные общие сварочные деформации.
Неразрывно с технологией связана организация производства. В настоящее время в судостроении применяют три следующих метода организации производства при постройке судов: позиционный, поточно-бригадный и поточно-позиционный.
Позиционный метод организации производства — индивидуальная постройка судов последовательными этапами в соответствии с технологическим графиком, содержащим номенклатуру и объем работ по каждому этапу. Бригады, выполнившие работы данного этапа, переходят к выполнению работ, предусмотренных на последующем этапе, на том же судне.
Поточно-бригадный метод организации производства — серийная постройка судов специализированными рабочими бригадами, которые последовательно и ритмично переходят с одного судна на другое, выполняя закрепленные за ними одноименные на каждом судне работы. Каждое судно остается на своем построечном месте до спусковой готовности.
Поточно-позиционный метод организации производства — серийная постройка судов на поточной линии с передвижением судна с одной позиции построечного места на другое, через одинаковые отрезки времени, равные такту выпуска судов с этой линии. Специализированные бригады закреплены за каждой позицией.
В современных условиях наиболее рациональным методом организации серийной постройки большинства судов является поточно-позиционный, позволяющий организовать ритмичное производство как на самих поточных линиях постройки судов, так и в заготовительных цехах завода, максимально механизировать работы на специализированных позициях и участках.
Источник
Поточно-позиционный метод строительства судов
Поточно-позиционный метод строительства судов широко известен в мире и применяется на верфях судостроительных предприятий многих государств.
На ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском» поточно-позиционный метод введен в полном объеме. Это означает, что при поточно-позиционном методе строительства судов сетевым графиком обеспечивается организация строительства, в т.ч. поставка, изготовление и доставка в цеха, а из цехов на позиции строительства материальных ресурсов, деталей, узлов, блоков, комплектующего оснащения, предусмотренного технологией строительства судов и сроком передачи заказчику.
На заводе существует четыре потока.
Один из потоков, например, предусматривает:
- раскрой и порезку металла
- складывание секций, полуобъемов, блоков
- формирование корпуса, надстройки, проведение окрашивания, изоляции, монтаж механизмов и оснащения, монтаж кабеля, трубопроводов под спуск судна
- промежуточная позиция спуска судов на воду
- достройка и испытание систем и механизмов судна.
Поточно-позиционным методом строительства судов при содействии сетевого графика обеспечивается гибкое технологическое и производственное руководство строительством судов, которое дало возможность достичь ритма 14 дней, то есть каждые 14 дней проводился спуск и соответственно сдача траулера заказчику.
Этому также оказывали содействие введенные на заводе методы испытаний судов, которые полностью имитируют условия ходовых и морских испытаний соответствующими оснащенными полигонами.
На протяжении более 30 лет серийные суда проходят эти испытания на акватории завода. Этот метод дал возможность в условиях завода более качественно проводить инструментальную проверку и настройку судебных систем агрегатов и механизмов.
После проведения испытаний судна передаются заказчику с подписанием Приемочного акта в г. Киеве.
Сейчас завод «Ленинская кузница» имеет определенные планы на будущее. Один из проектов — изготовление на основе корпуса для танкера-химвоза контейнеровозов-балкеров, которые могут быть использованы для перевозки разных видов груза.
Источник
Позиционный способ постройки судна
Методы постройки судов определяются технологией, принятой на каждом судостроительном предприятии.
Секционный метод заключается в том, что весь корпус судна разбивается на отдельные секции: палубы, борта, днище, переборки, платформы, надстройки и т. д.
Детали корпусных конструкций, заготовленные в корпусообрабатывающем цехе, подаются на участок сборки и сварки, где из них собирают отдельные секции. При сборке и сварке секций их насыщают оборудованием и деталями крепления. Затраты труда при постройке судна таким способом резко уменьшаются. Готовые корпусные секции поступают на стапельные построечные места, где из них формируют корпус судна, выполняют монтажные и сварочные работы.
После изготовления таким методом целого отсека или замкнутого помещения и испытания их на непроницаемость на стапельном месте продолжают монтаж насыщения корпуса (машин, механизмов, устройств, систем).
При блочном методе, который представляет собой развитие секционного метода, судно разбивается на крупные объемные части – блоки, изготовляемые в сборочно-сварочном цехе из отдельных секций, и подают на стапельное место в готовом виде – как бы часть судна, со всех сторон ограниченную конструкциями, образующими замкнутые отсеки или помещения. В готовом блоке выполняют и весь монтаж насыщения. Готовность отдельных блоков, подаваемых на стапель, доходит до 90%.
Такой метод постройки судна сокращает время, необходимое для формирования корпуса на стапельном месте, увеличивает пропускную способность стапелей. Кроме того, изготовление корпусных конструкций, образующих блоки судна в цеховых условиях,- в закрытом помещении, при максимальной механизации работ, улучшают качество работ, облегчают труд рабочих и резко увеличивают производительность труда.
Размеры блоков секций зависят от производственных условий на предприятии и от того, какой транспорт обеспечивает подачу блоков секции на стапельное место. На крупных, хорошо оснащенных заводах вес подаваемых на стапель блоков доходит до 600-700 т (при работе двух кранов грузоподъемностью до 350 т, обеспечивающих подачу блока спаренным способом, или же при сборке судна на горизонтальном построечном месте).
Рис. 81. Схема формирования корпуса на стапельном месте различными способами; а – пирамидальным; б – островным; в – блочным (римскими цифрами показаны номера блоков).
При блочном методе на стапеле выполняют только работы по монтажу забойных участков, различных конструкций, электромонтажные и прочие подгоночные работы.
Выставленные на стапельном месте элементы корпуса для уменьшения общих сварочных деформаций в большинстве случаев формируют тремя способами: пирамидальным, островным и блочным (рис. 81). Эти способы позволяют вести сборку и сварку корпуса широким фронтом, значительно сокращая время постройки судна.
При пирамидально м способе корпус собирают из секций и формирование корпуса начинают либо со средней части судна, либо с кормы. Выставленные первоначальные секции образуют подобие ступенчатой пирамиды, откуда этот способ и получил название.
Островной способ формирования корпуса заключается в одновременной закладке по длине судна нескольких секций, которые в дальнейшем смыкаются забойнымии секциями. Этот способ сокращает срок постройки судна благодаря расширению фронта работ.
Блочный способ применяется при формировании корпуса на стапеле из предварительно собранных и сваренных блоков секций или блоков. Использование этого способа рационально при серийной постройке судов среднего и малого водоизмещения. При блочном способе формирование корпуса начинают с установки базового блока, после чего производят стыкование с ним соседних блоков, одновременно по обеим стенкам.
Известны два метода организации постройки судна: поточнопозиционный и поточно-бригадный.
При поточно-позиционном методе постройка, сборка и монтаж блоков судна производятся на отдельных позициях на специальных тележках, которые передвигаются на новые позиции. При таком методе специализированные бригады рабочих закрепляются за определенными позициями работ, бригады имеют постоянные рабочие места и выполняют однородную работу.
Поточно-позиционный метод широко применяется при серийной постройке малых и средних судов.
Поточно-бригадный метод заключается в том, что специализированные бригады рабочих после выполнения определенного объема работ переходят с одного судна на другое. При этом методе у бригады нет постоянных рабочих мест, что приводит к непроизводительным потерям времени. Этот метод применяется при серийной постройке больших морских судов, когда их передвижение с позиции на позицию нерентабельно.
Источник