- Пожарные рукава: типы, классификации, применение, ТТХ
- Всасывающие
- Напорно-всасывающие
- Напорные
- Классификация
- по видам
- по материалам изготовления
- Эксплуатация
- Тактико-технические характеристики
- Обозначения на пожарных рукавах
- Предупреждение свищей в рукавных линиях
- Эксплуатация напорных пожарных рукавов.
- Применение в работе при тушении пожара.
- Отмачивание (оттаивание) и мойка.
- Внешний осмотр, испытание, сушка, скатка, перекатка.
- Хранение.
Пожарные рукава: типы, классификации, применение, ТТХ
Подача различного вида огнетушащего состава аварийно-спасательными подразделениями МЧС была бы просто невозможно без пожарных рукавов. Пожарные рукава это неотъемлемый элемент пожарно-технического оснащения любого подразделения.
Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.
С помощью пожарных рукавов пожарные могут транспортировать воду, пенный раствор, порошок в любую необходимую точку чрезвычайной ситуации и пожара.
По своей сути пожарные рукава это тот же трубопровод (сухотруб) с присоединенными пожарными головками, только гибкий, по этому эму также свойственны потери напора (который обязательно необходимо учитывать) и другие законы применимые в гидравлике. Но сейчас не об этом.
На сегодняшний день в странах СНГ присутствует три вида пожарных рукавов, а именно (подробнее по клику):
- всасывающие;
- напорно всасывающие;
- напорные.
Виды рукавов пожарных
Всасывающие
Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов.
Предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирование ее для пожаротушения.
Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из:
- внутренней резиновой камеры;
- двух текстильных слоев;
- проволочной спирали;
- промежуточного резинового слоя и внешнего текстильного слоя.
Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4 м.
Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.
Напорно-всасывающие
Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водоисточников, пожарных гидрантов и другим систем противопожарного водоснабжения с помощью пожарного насоса и транспортирования для нужд пожаротушения.
Так как для забора воды в полости рукава необходимо создать вакуум, насосом АЦ, основной конструктивной особенностью данного типа пожарных рукавов является наличие металлического каркаса из стальной проволоки покрытой грубым текстильным кожухом.
Напорно-всасывающие рукава производятся диаметром от 50 до 200 мм. Рукава меньшего диаметра
Так как рукава имеют жесткую конструкцию и достаточно большой диаметр для более качественного их соединения между собой и патрубком автомобиля необходимо использовать ключи типа К-80, К-150, где значение соответствует диаметру условного прохода рукава.в основном используются для перекачки специальных жидкостей, таких как пенообразователь, масла и т.п.
Напорные
Название «напорные пожарные рукава» говорит само за себя (так в принципе и со всеми другими рукавами), то есть это рукава, по которым непосредственно подают огнетушащий состав к пожарному стволу (под давлением порядка 2-8 атмосфер) и далее на тушение через пожарный ствол.
Другими словами определение звучит так – предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения.
Напорные пожарные рукава это наиболее распространенный вид пожарных рукавов, так как такими рукавами в обязательном порядке укомплектовываются пожарные автоцистерны, пожарные поезда и корабли, пожарные кран-комплекты и они нашли свое широкое применение и в других сферах деятельности человека.
Как было сказано напорные пожарные рукава располагаются в АЦ предварительно смотанные в одинарную или же двойную скатку, есть варианты хранения на специальной катушке.
Классификация
по видам
Классификация рукавов пожарных общая
по материалам изготовления
Типы напорных рукавов
Как и все техническое оборудование, и аварийно-спасательный инструмент напорные пожарные рукава должны соответствовать ГОСТу.
Согласно нормативным документам напорные пожарные рукава должны классифицироваться по:
Стойкости к внешним воздействиям:
- износостойкие (И);
- маслостойкие (М);
- термостойкие (Т).
Климатическому исполнению для эксплуатации в районах с:
- тропическим;
- умеренным (-40˚С до + 45˚С);
- холодным климатом (-50˚С до + 45˚С).
Эксплуатация
Включает в себя следующие мероприятия:
- постановка на вооружение пожарных частей и комплектации пожарных кранов;
- применение в работе при тушении пожаров;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- хранение.
Схема эксплуатации рукавов пожарных
Дополнительный материал:
Тактико-технические характеристики
Рукава пожарные – предназначены для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Рукава пожарные делятся на три следующих вида:
- напорные, 20 м (Диаметр: 51, 66, 77, 89, 150 мм);
- всасывающие, 4 м – для забора воды из откр. водоисточника (диаметр: 125 мм);
- напорно-всасывающие, 4 м – для забора воды из ПГ (диаметр: 77 мм).
Из таблицы вы узнаете справочные данные: пропускную способность, емкость и объем рукава, сопротивление, потери напора, рабочее и испытательное давление, массу (вес), расходы и скорость движения воды.
Таблица по рукавам пожарным ТТХ
Таким образом, и техническое исполнения рукавов будет разное. Напорные рукава 70-80 годов XX ст изготавливались из льна, что конечно очень было неудобно, так как их обязательно было необходимо просушивать, они очень тяжело ремонтировались и были достаточно тяжелыми и не компактными.
На сегодняшний день напорные рукава изготовляют из многослойных синтетических материалов (лавсан, капрон) с прорезиненной подложкой, также с внешней стороны рукава покрывают специальными износостойкими полимерными покрытиями.
На основных пожарных автомобилях в основном используют рукава диаметром 38,55,66,77,89,150 мм.
Стандартная длинна напорного рукава составляет 20 м.
В напорных пожарных рукавах одним из наиболее важных параметров является пропускная способность рукава, которая будет зависеть от диаметра в первую очередь, а также объем самого рукава.
Вопрос: сколько литров воды в рукаве смотри таблицу:
Объем одного пожарного рукава
Вопрос: какая пропускная способность рукавов смотри таблицу
Пропускная способность пожарного рукава
Учитывать пропускную способность рукава очень важно, при организации пожаротушения, так как от этого будет зависеть необходимая интенсивность подачи огнетушащих средств в очаг возгорания.
Обозначения на пожарных рукавах
На рукава, поступившие в пожарную часть, наносят дополнительную маркировку их принадлежности к пожарной части. На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе – порядковый номер рукава.
Рукава «Универсал» – рекомендуются к применению для внутренних пожарных кранов и переносных мотопомп.
Рукава пожарные напорные «Стандарт» – предназначены для передвижной пожарной техники с целью подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением. Рукава пожарные Стандарт отличаются от рукавов пожарных Универсал своей морозостойкостью до -55°С.
Рукава «Технолен», применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа, морозостойкие , износостойкие, ремонтопригодные с резиновой внутренней камерой.
Рукава латексированные (рукав латексный) с внутренним гидроизоляционным слоем, произведенным из натурального латекса, применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа.
Пожарные напорные рукава прорезиненные «Армтекс» (двухстороннее полимерное покрытие) предназначаются для передвижной пожарной техники и мотопомп, с рабочем давлением до 1,6 МПа, подача воды и водных растворов пенообразователей с водородным показателем рН=7-10. под давлением в на расстояние в интервале рабочих температур от минус 400С и в районах с умеренным климатом (исполнение У). Повышенная износостойкость, устойчивость к агрессивным средам (масло, бензин).
Сравнительная характеристика поставляемых на вооружение пожарных напорных рукавов
Предупреждение свищей в рукавных линиях
Для временного устранения течи, в местах повреждения напорных пожарных рукавов, во время тушения пожара, необходимо оборудовать рукава находящиеся в боевом расчёте двумя манжетами длинной 25-30 см. (отрезки рукава того же диаметра).
Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.
При расчете напора принимаются следующие потери: по 1-й атм. на разветвления; по 1 атм. на 10 м по высоте (жилой дом – 3 этажа); по 1 атм. на 100 м по горизонтали.
Дополнительный материал
Источники:
- ГОСТ 5398-76 Рукава резиновые напорно-всасывающие с текстильным каркасом неармированные.
- ГОСТ Р 51049-2008 Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний.
- ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные.
- ГОСТ Р 53277-2009 Оборудование по обслуживанию пожарных рукавов.
- Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. – М.; 2007.
- М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004.
- Youtube канал: Пожарная техника.
Источник
Эксплуатация напорных пожарных рукавов.
Применение в работе при тушении пожара.
Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Во избежание интенсивного износа напорных рукавов, необходимо строго выполнять требования по их размещению и креплению в отсеках пожарного автомобиля.
Напорные рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В РАСЧЁТ НА ПОЖАРНУЮ МАШИНУ НЕИСПРАВНЫЕ И ГРЯЗНЫЕ НАПОРНЫЕ РУКАВА.
При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов. Стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по возможности на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками.
При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).
Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном линии по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета не менее одной задержки на напорный рукав (рисунок .8).
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СБРАСЫВАТЬ НА РУКАВНЫЕ ЛИНИИ ЧАСТИ РАЗБИРАЕМЫХ КОНСТРУКЦИЙ, А ТАКЖЕ СБРАСЫВАТЬ НАПОРНЫЕ РУКАВА С КРЫШ И ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ ЗДАНИЙ. Рукава должны переноситься пожарными и спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов, подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ ДАВЛЕНИЕ В НАСОСЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКО ПЕРЕКРЫВАТЬ ПОЖАРНЫЙ СТВОЛ.
При возникновении течи в напорном рукаве, ока должна быть немедленно 3 с: ранена путем установки рукавных зажимов, В зависимости от размера повреждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:
А) ленточный зажим (рисунок 9) для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;
б) корсетный зажим (рисунок 10) для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.
В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 25 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок одевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения.
Рукавные колена, задержки, зажимы, мостики и другие приспособления относятся к пожарно-технической продукции и должны изготавливаться по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
При использовании напорных рукавов на пожарах» в книге службы отражается их диаметр и номера, в случае выхода напорных рукавов из строя или получения повреждения, дополнительно указывается характер повреждения. Дата и характер повреждения в четырехдневный срок заносится ответственным за эксплуатацию рукавов в формуляр напорного рукава.
После окончания тушения пожара при сборке напорных рукавов, зажимы снимают, а место течи отмечают.
При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:
-при работе, забирать юлу для подачи в напорные рукава, из открытых водоисточников на больших глубинах, где ее температура несколько выше, чем у поверхности;
-подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать да повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
-во избежание замерзания воды, в напорном рукаве необходимо убедиться в устойчивой работе центробежного насоса, сливая воду черта второй напорный патрубок, к которому не присоединена напорная линия. Через 15-20 с нужно увеличить число оборотов вала насоса и плавно подавать воду в магистральную линию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижка) второго патрубка;
-во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20 °С и ниже, к разветвлению присоединяется максимум рабочих линий» увеличиваете» скорость подачи воды, при этом не прекращается полностью подача воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы бывает нужно на непродолжительное время перекрыть пожарные стволы, то часть воды сбрасывается через свободный патрубок разветвления;
-после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из напорных рукавов. Вмерзшие в лед напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой.
Перед складированием напорных рукавов, места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов, сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.
При тушении пожаров в условиях низких температур необходимо использовать рекомендации заводов-изготовителей напорных рукавов.
По истечению срока службы, указанного в формуляре, напорные рукава должны быть замены новыми. В случае, если после окончания срока службы напорные рукава сохранили свои качества и не подверглись старению (определяется при внешнем осмотре), они допускаются к эксплуатации, только после испытания на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.
Отмачивание (оттаивание) и мойка.
Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении напорные рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой (рисунок 5). Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмачивания загрязненных напорных рукавов.
После оттаивания или отмачивания напорные рукава подаются на мойку. Загрязненные напорные рукава очищаются от грязи при помощи специальных рукавомоечных машин, а при их отсутствии щетками с использованием воды.
Внешний осмотр, испытание, сушка, скатка, перекатка.
Внешний осмотр напорных рукавов, находящихся в эксплуатации, проводят после каждого применения, но не реже одного раза в месяц, а при хранении на складе и рукавных базах не реже одного раза в год.
Рукава подвергают осмотру на наличие маркировки, возможных внешних повреждений или дефектов.
Наружную поверхность напорного рукава, включая пожарные соединительные головки и места их соединения с напорным рукавом, проверяют внешним осмотром на изменение цвета, наличие пятен, порезы, проколы, смятие, трещины и т.д.
По результатам осмотра, принимают решение об их испытании или ремонте.
Испытания напорных рукавов, находящихся в эксплуатации проводятся после каждого применения, но не реже одного раза в 6 месяцев. Напорные рукава испытывают на герметичность под давлением.
После ремонта или по истечении гарантийного срока хранения, указанного в эксплуатационной документации, их испытывают на герметичность под давлением, указанным в таблице 3 приложения № 3.
Напорные рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняют водой под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см2) и выдерживают в течение 5 минут. Данные напорные рукава под испытательным давлением после намокания льняных нитей каркаса не должны иметь свищей, кроме пылевидных.
Напорные рукава допускается испытывать в виде линии до пяти штук, одного условного прохода.
При гидравлическом испытании напорный рукав или линия из напорных рукавов присоединяется к насосу с манометром. На другой конец напорного рукава или линии присоединяется перекрывной пожарный ствол или трехходовое разветвление. В соединениях между испытываемыми рукавами и применяемой арматурой должна быть обеспечена герметичность. После удаления воздуха и заполнения линии водой, постепенно поднимают давление воды в напорном рукаве до испытательного. Под этим давлением держат линию в течение времени необходимого для осмотра напорного рукава (линии из напорных рукавов) по всей длине и соединений в месте навязки их на пожарные соединительные головки. Появление свищей и капель воды не допускается (исключение составляют перколированные напорные рукава).
Результаты испытания заносятся в формуляр напорного рукава.
Сушить, напорные рукава можно в башенных, камерных и других сушилках, Башенная сушилка (рисунок 11) должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха.
- лебедка;
- короб для отвода воздуха;
- шибер;
- трос;
- верхняя решетка;
- ролик да» подвески;
- напорный рукав;
- сушильная камера;
- жалюзи;
- короб для подвода воздуха;
- шибер;
- калорифер;
- водосток.
Развешивать напорные рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты. Плотность заполнения должна быть от 10 до 15 напорных рукавов на 1 м2. Подъем их производится лебедкой.
В камерных сушилках напорные рукава сушат свернутыми в свободную скатку с зазорами от 20 до 25 мм между витками.
При отсутствии рукавных сушилок напорные рукава следует сушить:
-вне помещения при температуре воздуха плюс 20 ‘С и выше при относительной влажности не выше 80 %. Их развешивают или раскладывают на решетчатый наклонный стеллаж. При этом они должны быть защищены от прямого действия солнечных лучей и осадков;
-в помещении с достаточно нагретым воздухом или с теплоизлучающими приборами напорные рукава располагаются так же, как и в сушилках или на решетчатых стеллажах, на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающих приборов. В обоих случаях продолжительность сушки не должна превышать 24 часов.
Сушить напорные рукава следует согласно инструкции по эксплуатации для каждого типа напорного рукава.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ СУШИТЬ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ОТОПИТЕЛЬНЫХ БАТАРЕЯХ И КОТЛАХ.
Не допускается подвешивать их для сушки на металлических неокрашенных предметах.
Скатка и перекатка.
После сушки напорные рукава скатывают в одинарную или двойную скатку. Для скатывания может быть использовано специальное приспособление.
Периодичность перекатки напорных рукавов должна соответствовать эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.
Хранение.
Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хранение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.
Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным проходам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопительных приборов.
Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в последнем случае стекла окон нужно зашторивать.
Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки напорных рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с напорными рукавами не допускается.
Напорные рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей.
Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.
ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодическом осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплутационной документации на конкретный напорный рукав.
Источник