- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Основные понятия
- Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Типы подчинительной связи
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Трудные случаи
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Система заданий по теме «Словосочетание»
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Основные понятия
- Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Главные члены предложения.
- Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
- Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
- Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
- Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Типы подчинительной связи
Согласование
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:
- серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
- серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
- для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.
Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.
Управление
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:
- услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
- услышу (я) друга (Вин. п);
- услышите (вы) друга (Вин. п);
- услышат (они) друга (Вин. п);
- услышал бы (условное) друга (Вин. п);
- услышьте (повелительное) друга (Вин. п).
Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.
Примыкание
Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.
- прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
- стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
- ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
- любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
- распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
- её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
Трудные случаи
Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:
- Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
- Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
- Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
- Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
- Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
- Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.
Источник
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Источник
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Источник
Система заданий по теме «Словосочетание»
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»
1. Ответьте на вопросы:
1)Что называется словосочетанием?
2)Какие выды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?
2. Запишите предложения и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.
И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые. (А.Пушкин.)
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н.Толстой.)
4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях:
вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.
5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1)Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области(В.Бианки)
2)Большие паруса только сильный ветер может надуть.(Пословица)
3)Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И.Тургенев)
4)Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю.Яковлев)
5)Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М.Лермонтов)
6)А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В.Солоухин)
7)Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А.Пушкин)
8)Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет.
9)Нам с братом в гостинецпривезли с рынка шоколадных конфет.
6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А.Куприн)
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»2в
1. Ответьте на вопросы:
1)Что называется предложением?
2)Какие виды предложений по цели высказывания, наличию второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?
2. Запишите предложения и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.
Разве вы поможете себе этим? (В.Гаршин)
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и донивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф.Тютчев.)
4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях:
поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1)Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области(В.Бианки)
2)Большие паруса только сильный ветер может надуть.(Пословица)
3)Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И.Тургенев)
4)Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю.Яковлев)
5)Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М.Лермонтов)
6)А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В.Солоухин)
7)Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А.Пушкин)
8)Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет.
9)Нам с братом в гостинецпривезли с рынка шоколадных конфет.
6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В.Бианки.)
Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»2в
1. Ответьте на вопросы:
1)Что называется предложением?
2)Какие виды предложений по цели высказывания, наличию второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?
2. Запишите предложения и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.
Разве вы поможете себе этим? (В.Гаршин)
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и донивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф.Тютчев.)
4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях:
поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1)Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области(В.Бианки)
2)Большие паруса только сильный ветер может надуть.(Пословица)
3)Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И.Тургенев)
4)Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю.Яковлев)
5)Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М.Лермонтов)
6)А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В.Солоухин)
7)Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А.Пушкин)
8)Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет.
9)Нам с братом в гостинецпривезли с рынка шоколадных конфет.
6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В.Бианки.)
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи
Окончание-«+», интонация — «-«; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком»вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание»0»
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь:
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованием: да-«+», нет-«-«.
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание-«0».
8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи
Окончание-«+», интонация — «-«; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком»вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание»0»
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь:
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованием: да-«+», нет-«-«.
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание-«0».
8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи
Окончание-«+», интонация — «-«; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком»вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание»0»
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь:
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованием: да-«+», нет-«-«.
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание-«0».
8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи
Окончание-«+», интонация — «-«; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком»вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание»0»
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь:
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованием: да-«+», нет-«-«.
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание-«0».
8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи
Окончание-«+», интонация — «-«; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком»вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание»0»
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» связь:
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованием: да-«+», нет-«-«.
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
управление-«+», согласование-«-«, примыкание-«0».
8. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи:
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
сияют звезды, музыка утра, лесная музыка.
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
сияют звезды, музыка утра, лесная музыка.
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
сияют звезды, музыка утра, лесная музыка.
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
сияют звезды, музыка утра, лесная музыка.
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
сияют звезды, музыка утра, лесная музыка.
Задание: распределите словосочетания по видам связи, указав способ подчинительной связи; выпишите отдельно выражение, которое не является словосочетанием .
Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки, проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Задание: подберите и запишите синонимичные словосочетания к следующим словосочетаниям:
Источник