Повторить способы словообразования 6 класс

Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Способы словообразования, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt 707 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».

Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод

ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую

ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова

Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное

Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть

Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и — основа производящего слова ТЬ подносить поднос

Сложение: а) слов б) основ : — с помощью соединительных гласных — без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод — Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) — Стен газета — МГУ — Универсам г) Белый-белый

Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.

Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.

Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) Мне нравится

Источник

Конспект урока «Повторение и обобщение по теме «Словообразование» (6 класс)

Тема: «Повторение и обобщение по теме «Словообразование»

Вид : урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип : урок с использованием активных форм работ.

Тема урока : Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Словообразование».

1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного словообразовательного анализа слова.
Необходимо:
• обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
• обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
• выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.
3. Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

— предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;

-познавательные УУД : формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;

личностные УУД : устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,

коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;

-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.

1) Оборудование: карточки «Запиши правильный ответ», лист-опросник

2) Учащиеся: готовят домашнее задание, повторяют правила по разделу “Словообразование”.

Мы с вами умеем трудиться, мы целеустремленны и собранны, мы умеем преодолевать трудности.

2. Мотивация учебной деятельности.

Слова учителя. Завтра мы пишем контрольную работу по изученному материалу, чтобы успешно выполнить задания, что нужно для этого?

-Вспомнить и повторить все, что изучили по теме «Морфемика и словообразование»» (Вспомнить, повторить правила написания корней и приставок с чередующимися гласными, повторить и отработать навыки морфемного анализа слова.)

. Значит, тема урока «Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». (слайд 1)

Открыли тетради. Записали число и тему урока.

3.Работа с терминами. (слайд 2)

-Что изучает морфемика?

-Назовите известные вам морфемы.

-Морфема –наименьшая значимая часть слова

-Приставка, корень, суффикс, окончание –это морфемы.

-Как найти окончание в слове?

-Какие из них служат для образования новых слов, а какие для образования форм слова?

-Что такое словообразование?

-Назовите основные способы образования слов в русском языке?

4.Задание (слайд 3)

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание; корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание.

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

1.прудом, шар, висит.

2.легли, длинные, солнца, красный.

1.Учащиеся должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

2.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р. стительный, заг. реть, зар. сли, р. сток, уг. рныйгаз, сл. жить, разл. жить, сл. гаемое, уб. рать.

Проверка (слайд 5)

1.Отпереть –отпирать, загорать –загар, положение –полагать, коснуться –касаться, отрасти –отрос, зажигать –зажечь, зори –заря

2.Растительный, загореть, заросли, росток, угарный газ, сложить, разложить, слагаемое, убирать

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

7. Опрос по карточкам.

– Из каких частей состоит слово? Давайте проверим, как вы это знаете. Ответьте на опросы в карточках.

Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”.

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

Какое окончание в слове “договорилась”?

Какой корень в слове “досрочный”?

Какое окончание в слове “видел”?

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?

Какой корень в слове “маленький”?

Слово белизна образовано _______________ способом

Каким способом образовано слово “героизм”?

Являются ли однокоренными в современном языке слова “автор” и “авторитет”?

Верно ли, что в слове “преуспеть” одна приставка – ПРЕ — ?

– Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ваши оценки. Учитель читает правильные ответы.

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

8.Самостоятельная работа (карточки)

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

У ног моих т..нулась р..внина а дальше стеной возвышался мрач..ный лес. Я осм..трелся кругом и спустился с х..лма. Высокая трава на дне д..лины б..лела ровной скат..ртью. Ни..кие кусты широко т..нулись передо мной а за ними далеко в..днелось пустынное поле. Как добрат..ся домой?

– Ребята, чем мы сегодня занимались?

– Что изучает словообразование?

Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

– Вам понравился урок?

-Мое восприятие темы урока (нужное подчеркнуть):

-усвоил почти все;

-усвоил частично, нуждаюсь в помощи;

-Как работал на уроке? (нужное подчеркнуть):

-Оцени свои знания по 10-ти бальной системе:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

.Контрольные вопросы и задания на стр. 119, подготовиться к контрольному диктанту

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Основные способы образования слов в русском языке

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Источник

Читайте также:  Способ открыть замок спичками
Оцените статью
Разные способы