- Урок 4. Повторение
- Повторение пройденного
- Виды и методы повторения
- Многократное повторение
- Распределенное во времени повторение
- Программа повторения по методике Эббингауза
- Примечание
- Когда повторять информацию?
- Проверьте свои знания
- Интервальные повторения — лучший способ для запоминания информации
- Суть интервальных повторений
- История развития метода и кривая Эббингауза
- Виды и промежутки повторений
- Какой тип повторения выбрать?
- Система Лейтнера и карточки для повторений
- Описание метода
- Как правильно повторять?
- Плюсы и минусы
- Программы и сервисы, основанные на интервальном повторении
- Рекомендации по обучению в программе ANKI
- Видео: метод интервальных повторений
Урок 4. Повторение
Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании.
В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.
Оглавление:
Повторение пройденного
Знаменитая интернациональная пословица гласит: «Повторение – мать учения» (Repetitio est mater studiorum). Повторение – это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.
Как должен происходить процесс повторения? Все зависит от типа запоминаемой информации. Ведь повторять можно всё что угодно: слова и буквы, числа и цифры, учебный или развлекательный материал, иностранные языки. Если вы учите такую информацию, как цифры или стихи, то повторять нужно дословно и последовательно. Но если вы запоминаете содержание учебника или художественной книги, то важно понимать, что каждый раз вы будете воспроизводить изучаемый материал по-разному.
Для того чтобы выучить материал, нужно использовать специальные техники и приемы повторения, способствующие повышению эффективности запоминания информации. Среди таких приемов можно выделить активное повторение и пересказ.
Активное повторение. Чтобы максимально надолго закрепить в своей памяти какую-либо информацию, необходимо сделать процесс повторения активным, осознанным, другими словами, повторение должно сопровождаться осмыслением изученного материала. Для того чтобы активизировать этот процесс, ставьте перед собой дополнительные цели и задачи: ответить на вопросы (которые не просто так часто размещают в конце глав учебников), найти или придумать примеры из жизни, соответствующие запоминаемым фактам и т.п. Следует отметить, что при активном повторении в работу включается внимание и ассоциативная память, в результате, процесс запоминания становится качественнее и эффективнее.
Пересказ является самым распространенным способом повторения в тех случаях, когда информация запоминается не дословно. Пересказ также является элементом активного повторения. Во время пересказа у нас активизируется речевое мышление. Речевое воспроизведение помогает нам не только хорошо запомнить информацию, но и отложить у себя в голове способ ее воспроизведения.
Если же вам нужно запомнить большой объем информации, и при этом воспроизвести ее точно (наизусть), последовательное повторение всего материала будет неэффективным. Для того чтобы добиться хороших результатов, вам нужно:
- Во-первых, разбить весь материал на несколько меньших частей и запомнить получившуюся структуру, например при помощи метода Римской комнаты из предыдущего урока.
- Во-вторых, нужно учить и, главное, повторять каждую часть отдельно. Между повторениями различных частей можно делать небольшие паузы. И если вам удалось выучить все части, только тогда следует прибегнуть к непрерывному повторению всего материала в нужной последовательности.
И наконец, чтобы повторение стало максимально эффективным, старайтесь воспроизводить весь выученный материал по памяти. Прибегать к помощи первоисточника лучше только в самых крайних случаях, когда процесс повторения тормозится какой-то одной неважной деталью. И даже в этом случае попробуйте отметить на листе бумаги то, что вы забыли, и вернуться к этому после, попытавшись вспомнить еще раз самостоятельно. Такой процесс активизирует вашу память и ассоциативные связи вашего разума.
Виды и методы повторения
Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.
Многократное повторение
На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.
Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.
Распределенное во времени повторение
Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.
Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:
- Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
- Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
- Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
- Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
- Реминисценция – это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.
Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.
Программа повторения по методике Эббингауза
Как уже было сказано, информация запоминается и забывается человеком неравномерно. Большая часть выученного материала обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение необходимо делать сразу после запоминания. Однако существуют наблюдения, которые показывают, как ведет себя наша память и на более длительном временном промежутке.
Общепринятым исследованием о процессе человеческого забывания считается работа Германа Эббингауза, написанная им в конце XIX века. Путем многочисленных экспериментов ученый открыл так называемую «кривую забывания», которая показывает, как долго живет в голове человека единожды выученная информация.
Примечание
Впервые открыл кривую забывания еще в XIX веке Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог-экспериментатор. Он занимался изучением закономерностей запоминания, которые описал в своем основном труде «О памяти».
Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).
В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, состоят в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала в определенном режиме.
Когда повторять информацию?
Особенность памяти человека такова, что созданные взаимосвязи и ассоциативные ряды разрушаются примерно через час после изучения при условии, что они не были закреплены повторением. Поэтому, как уже было отмечено, первое повторение должно идти сразу после изучения материала.
Что касается остальных повторений, то существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала, по мнению современных специалистов.
1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, то лучше повторять материал следующим образом:
- первое повторение — сразу по окончании чтения;
- второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
- третье повторение — через 8 часов после второго;
- четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время ничем не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие этапы повторения информации:
- первое повторение — сразу по окончании чтения;
- второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
- третье повторение — через 1 день после второго;
- четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
- пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.
Конечно же, временные рамки зависят, и от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15 минут после первого, третье – через 8 часов (в день запоминания), четвертое – на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 1 час, третье – через 3 часа, следующие повторения следует делать через 8 часов и в течение следующего дня с перерывами в 3-4 часа.
Также стоит отметить, что вам не следует пугаться большого числа повторений, которые вам предлагается сделать. Повторять по памяти часто оказывается намного проще и интереснее, чем просто повторное чтение изучаемого материала. Тем более, мысленно повторять информацию можно в любом удобном месте и в любое удобное для вас время: за приемом пищи, во время поездки в общественном транспорте или за рулем автомобиля. При мысленных повторениях вы можете учить информацию в буквальном смысле целый день с минимальными перерывами.
Итак, четвертое правило запоминания:
Чтобы надолго запомнить материал, повторите его несколько раз в описанном выше режиме.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник
Интервальные повторения — лучший способ для запоминания информации
Каждый раз, изучая интересующий нас материал, мы сталкиваемся с необходимостью в его повторении, что требуется для лучшего усвоения и запоминания.
Бывает, что спустя определенное время, в нашей памяти не остается и следа от нужной информации. После таких ситуаций встает вопрос о способе, который позволит работать с большими объемами данных, сохраняя их на длительный срок.
К счастью, существует множество различных методик, способных повысить эффективность обучения. Среди них можно выделить интервальные повторения. Рассмотрим, какую роль этот метод играет в процессе восприятия информации.
Суть интервальных повторений
Суть заключается в том, что информацию, которую мы запоминаем, необходимо со временем повторять ни каждый день, ни через год, а через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы. Они рассчитываются индивидуально и напрямую зависят от функционирования мозга.
Пример.
Запомнили 20 стран и их столицы. Как повторять? Вот вариант:
- Первый повтор через 1 час.
- Второй — через 8 часов.
- Следующий — через сутки.
- Трое суток.
- Неделю.
- 3 недели.
- 3 месяца.
- Полгода.
- Через год.
По такому принципу построены одни из самых эффективных методик обучения. В основе их создания лежат исследования немецкого ученого Германа Эббингауза, который представил “Кривую забывания”, отражающую способности мозга к запоминанию.
История развития метода и кривая Эббингауза
К каким же выводам в своей работе пришел Герман Эббингауз?
В своих наблюдениях в 1885 году ученым было установлено, что любое заучивание материала запоминается лучше, если его закреплять повторением. В противном случае, часть информации будет теряться.
Наглядным примером этого является проведенный им опыт по заучиванию бессмысленных слогов. По результатам эксперимента выявлено следующее:
- после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро;
- в течение первого часа после обучения забывается до 60% всей полученной информации;
- спустя 10 часов — в памяти остается 35% от изученного;
- далее, процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается около 20% от первоначального объема данных;
- 20% остается и через месяц.
Данные показатели и есть “Кривая забывания”.
Она отражает естественную необходимость нашего мозга в повторном обращении к информации по определенным промежуткам времени.
При этом видов повторений существует достаточно много. Каждое предполагает свою частоту и эффективность. О том как не запутаться и правильно определить что подходит вам, написано ниже.
Виды и промежутки повторений
Повторение информации можно разделить на несколько групп:
- Зависимость по времени:
- Ультракраткосрочное — это когда необходимо быстро повторить и скоро воспроизвести. Например, через один час. Используется для запоминания массивов информации на соревнованиях, для тренировки, отработки навыка запоминания.
- Краткосрочное — это повторение на дистанции от нескольких дней до недели. Обычный период составляет от 3 до 5 дней.
- Долгосрочное — если информация востребована нами на долгий срок, то повторять ее нужно в промежутки от недели и выше. Это позволит помнить ее от нескольких недель и до нескольких лет.
- По типу носителя:
- Повторение по памяти — это когда вы удерживаете информацию у себя в голове и при повторении используете то, что запомнили в свою память. Оно бывает:
- По локациям — это когда запоминание новой информации происходит путем ее преобразования через ассоциации в визуальные образы и присоединения на старые, хорошо знакомые элементы, некоторые ячейки в нашей памяти, которыми и являются локации.
- По карточкам — это когда бумажные карточки являются стимулом для вспоминания другой части информации. Используются, например, при запоминании иностранных слов.
- В программах — это тоже своего рода карточки, но программы находятся либо на телефонах, либо на компьютерах. Здесь информация — это своего рода крючок, который позволят вытащить нужную информацию из памяти.
- Повторение по носителю — это когда вы прочитали книгу, а затем заново ее читаете и повторяете. Больше является бесполезным, поскольку здесь идет обычное повторное воспроизведение информации.
- Повторение по памяти — это когда вы удерживаете информацию у себя в голове и при повторении используете то, что запомнили в свою память. Оно бывает:
- По эффективности:
- Обычное повторение. Это повторение каждый день по несколько раз или через день. Другими словами, многократное повторение.
- Интервальное повторение. Это повторение через увеличивающиеся с каждым разом промежутки времени. Оно может быть:
- в ручном режиме — это когда вы знаете определенные интервалы повторений, определенные лично для себя;
- автоматизированное — это когда интервалы повторений для вас задаются извне (какие-либо программы или системы напоминания).
Какой тип повторения выбрать?
Выбирая тип повторений, отталкивайтесь от сроков и объема информации, целей ее запоминания.
Либо нам нужно знать всю структуру запоминаемой информации, либо требуется скоростное (стимульное) запоминание. Например, иностранные слова, страны и столицы, термины. Разные цели — разные подходы.
С одной стороны, можно повторять информацию каждый день. Однако этот подход не такой эффективный, потому что вы затрачиваете много времени.
Мнемотехника позволит сразу работать и запоминать большой объем информации, а интервальные повторения помогут этот объем перенести в долговременную память.
Его можно использовать, когда вы знаете интервалы лично для себя и стремитесь в них попадать. Как правило, это происходит следующим образом:
- сразу же после запоминания;
- далее, в течение дня;
- потом на следующий день;
- затем в течение 3 дней;
- в течение 5-7 дней;
- 10-14 дней;
- 3-4 недель;
- 2-3 месяцев;
- каждые 6-12 месяцев.
При этом каждый промежуток отсчитывается от предыдущего шага. Используя такую систему, можно изучать любые доступные вам знания гораздо быстрее.
Расскажем, как это работает на примере самых популярных систем обучения.
Система Лейтнера и карточки для повторений
Метод Лейтнера является одним из ярких примеров применения интервальных повторений с помощью бумажных карточек. Его используют при изучении иностранных слов, которые повторяют в разные промежутки, в зависимости от результата воспроизведения по памяти.
Описание метода
Необходимо создать сами карточки. На одной их стороне записать слово, а на другой — значение по-русски и все это запомнить.
Затем для них создать несколько коробочек. Примерно 3 штуки. Можно и больше, но чтобы не превышало 7. Коробки нумеруем и раскладываем в них карточки следующим образом:
- В первую кладем новые или очень сложные карточки, которые с трудом даются для запоминания.
- Во второй будут находятся карточки, с которыми вы уже работали из 1 коробки, и они, на ваш взгляд, хорошо отложились в памяти.
- В третью коробку вы перекладываете карточки из 2 коробки, в которых на 100 процентов уверены, что запомнили.
Как правильно повторять?
Повторение здесь идет следующим образом:
- каждый день из коробки № 1;
- из коробки № 2 — через день;
- раз в 3 дня из коробки № 3.
При этом, если вы вспоминали карточки из третьей коробки и что-то не так назвали, то их необходимо переложить во вторую. Такие же действия проделываем со второй коробкой. Если что-то не можете вспомнить, то перекладываете в первую.
Карточки тем самым повторяются с разными промежутками. И в каждой коробке лежат определенного уровня сложности.
Плюсы и минусы
Преимуществом этой системы является то, что пока мы делаем карточку, уже запоминаем написание слова и его перевод. Это происходит благодаря задействованию моторики и зрительных центров головного мозга.
Однако есть и минусы. Карточки занимают много места. Если их числится несколько сотен штук, то будет неудобно носить с собой. При этом карточки желательно иметь всегда под рукой, чтобы была возможность повторять.
А представьте, если вы будете запоминать большие объемы информации в разных изучаемых сферах?
Программы и сервисы, основанные на интервальном повторении
Самыми популярными вариантами таких программ являются следующие:
У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Каждая использует свой алгоритм, позволяющий быстро осваивать любые знания. В целом — это те же карточки, но только в электронном варианте. С одной стороны — вопрос. С другой — ответ.
Если исходить из практики применения, то лучше остановиться на ANKI. Поскольку она имеет больше преимуществ по внутреннему содержанию:
- Можно установить как на компьютере, так и на мобильном телефоне.
- При создании карточки есть возможность вставлять картинки или звуки, использовать разные варианты и типы колод.
- Программа самостоятельно просчитывает алгоритм повторения и ведет статистику. По желанию настройку промежутков можно осуществить вручную.
- Для этой программы имеются уже готовые базы с карточками, которые можно подгружать из интернета.
Внешний вид программы Anki
Рекомендации по обучению в программе ANKI
- Сразу заносите в базу информацию (создавайте карточки).
- Занимайтесь каждый день. Это позволит не сбить режим повторения.
- Старайтесь учиться в контексте. Для этого создавайте карточки на отдельные элементы.
- В ситуации, когда что-то путаете, проводите уроки из ошибок в виде отдельных колод.
- Редактируйте неактуальные карточки.
Вот такие шаги как: установить программу, изучить информацию, добавить слова, регулярно заниматься — помогут вам облегчить процесс обучения и сделают его наиболее интересным и эффективным.
Видео: метод интервальных повторений
Успехов в изучении!
Не забудьте поделиться своими результатами в части применения метода интервальных повторений в комментариях.
Источник