- Слово «повсюду» как пишется, слитно или раздельно?
- Часть речи слова «повсюду»
- Правописание слова «повсюду»
- Алгоритм определения способа образования слова. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Слово «повсюду» как пишется, слитно или раздельно?
Слово «повсюду» пишется слитно с приставкой по-.
Чтобы определить, как пишется слово «повсюду» или «по всюду», слитно или раздельно, определим часть речи и как оно образовано.В русском языке очень продуктивен способ образования новых слов с помощью приставки, причем, что интересно, при таком словообразовании часть речи производного слова остаётся той же, например:
Точно так же с помощью приставок образуются наречия:
Часть речи слова «повсюду»
Он рыскал повсюду и мало спал в логовище, которое стало теперь унылым и безрадостным (Джек Лондон. Белый Клык).
Анализируемое слово зависит от глагола, поясняет его и обозначает признак действия, отвечая на обстоятельственный вопрос: рыскал где?
Все выявленные грамматические признаки слова «повсюду» дадут нам понять, что оно является наречием, которое синонимично словам этой же части речи:
Правописание слова «повсюду»
Оно образовано от слова той же части речи с помощью приставки, поэтому согласно изложенному выше правилу орфографии наречие «повсюду» пишется слитно.
Ревностная ночная работа кипела повсюду — шла большая игра, танцевался трудный танец вокруг костров (Антуан де Сент-Экзюпери. Записные книжки хорошего человека).
Он готов был безоговорочно следовать за мной повсюду (Жюль Верн. Капитан Немо).
Хочется обратить внимание, что слитное или раздельное правописание наречий напрямую зависит от того, от слова какой части речи оно образовано.
Научимся отличать слитное написание рассматриваемого слова от наречий, образованных от существительных в падежной форме с предлогом, например:
- поступать по совести;
- отвечать по памяти;
- делать по привычке;
- позвать по имени;
- рассказать по секрету;
- рассчитать по минимуму.
Эти наречия, образно говоря, еще «помнят» падежную форму существительного, поэтому между предлогом и словом можно вставить синтаксический вопрос или прилагательное (местоимение), например:
Большинство же наречий пишется с приставкой по- слитно, например:
Источник
Алгоритм определения способа образования слова.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс) на тему
Материалы, необходимые для изучения раздела «Словообразование» в 6-11 классах.Незаменим при комплексном повторении и подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_opredeleniya_sposoba_obrazovaniya_slova.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм определения способа образования слова
1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.
2. Определите , с помощью чего и каким способом образовано слово.
Описание и примеры
К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи ( друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы:
Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи.
Дельфин-дельфин ий, уверенный-уверенн ость, прополоть — пропол к а
Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Под бород ок , по -русс ки , раз мечтать ся .
Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь)
5. Сложение(неморфемный способ)
В таких словах должно быть не менее двух корней.
6. Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ)
Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи.
Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом .
Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные .Определим исходные слова и способ образования.
Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом
(от основы отсекается суффикс А).
Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.
Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.
Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».
Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.
Определения способа образования слова
Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.
1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?
Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом ?
Под елочкой такое не хочется петь . Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую ,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
Задание 1 . Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Источник
«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»
слов в русском языке
(продукт проектной деятельности учащихся
11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Руководитель — учитель русского языка и литературы Керефова Аксана Барасбиевна
При выборе производящего слова
(при имеющемся производном)
При определении способа словообразования
Неправильное восстановление словообразовательной цепочки
Что нужно знать?
В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным -существительное женского рода:
В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлеченное действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное производным:
Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
писать→ за писать→запис ыва ть
Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорош о
Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ пра дедушка
Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.
В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:
существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:
Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий, сем-и-летний).
Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.
Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),
из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),
из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).
Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.
Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.
Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:
-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например: близорук ость/
лес н ой, здоров енн ый.
Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:
-выбери слова с приставкой и суффиксом;
-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Схема словообразовательного разбора:
определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
определить способ образования исследуемого слова.
Пример словообразовательного разбора :
имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»
слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 326 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506039
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник