Поведенческий договор как способ формирования поведения

Взрослый-ребенок: как организовать сотрудничество в школе и дома

Главная > Консультации > Психолог > Взрослый-ребенок: как организовать сотрудничество в школе и дома

Одна из досадных проблем, разрушающих доверительные отношения между детьми и взрослыми — неумение договариваться. Не хватает этого умения и детям, и взрослым — как родителям, так и педагогам. Привычка управлять детьми с позиции своего большего опыта и авторитета играет со взрослыми злую шутку — дети либо теряют инициативу, а вместе с ней и способность отвечать за свои поступки, либо сопротивляются давлению, что приводит к конфликтам, а иногда и формированию неприязненных взаимоотношений.

Хорошим средством научиться договариваться, сотрудничать, доверять друг другу может стать поведенческий договор — одна из педагогических и психологических методик.

Поведенческий договор — это документ (письменный текст), устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. То есть договор фактически определяет, как его участники будут вести себя по отношению друг к другу. Обратите внимание, речь идет именно о письменном документе, поскольку его возможности и эффект гораздо выше, чем эффект от простой устной договоренности. Даже если ребенок еще не умеет читать, договор можно составить в письменной форме, добавив к тексту соответствующие картинки.

Дело в том, что уже сам процесс заключения договора учит участников вести переговоры, решать проблемы, достигать компромиссов. Благодаря договору, дисциплинарные требования родителей и учителей становятся более понятными ребенку, он начинает видеть их смысл.

Чаще всего договор состоит из трех разделов — 1) описания задачи, которую необходимо выполнить, 2) описания поощрения (награды), которое будет предоставлено за выполнение задачи и 3) отчета о выполнении задачи.

Первый раздел — «Задача» — состоит из четырех частей:

  • «Кто» — обычно это ребенок, который будет выполнять задачу, а затем, получит поощрение за ее выполнение;
  • «Что» — описание самой задачи, которую ребенок должен выполнить или поведения, которое он должен продемонстрировать;
  • «Когда» — время или период времени, когда задача должна быть выполнена;
  • «Как» — конкретные подробности и особенности выполнения задачи. Иногда в эту часть включается описание подзадач или конкретных шагов, которые должны быть сделаны при выполнении задачи. Важно в этой части очень четко и однозначно описать, какое поведение и каким образом должно быть продемонстрировано, чтобы избежать неправильного понимания и соблазна каких-нибудь уловок. Если при выполнении задачи подразумеваются какие-нибудь исключения, их также записывают в этой части раздела.

Второй раздел — «Награда». Он, как и первый раздел, тоже состоит из четырех аналогичных частей:

  • «Кто» — обычно это родитель или учитель, который будет оценивать выполнение задания и предоставлять награду.
  • «Что» — собственно описание награды, которую получит ребенок.
  • «Когда» — время или период времени, когда награда может быть получена. Здесь важно отметить, что награда всегда может быть получена только после успешного выполнения задачи. Если награда такова, что ее не всегда можно получить сразу после выполнения задачи (например, если в качестве награды выбран поход в кино), в этом пункте нужно указать период времени, когда награда будет предоставлена.
  • «Как» — в этой части обычно указывается размер награды и, возможно, какие-то дополнительные бонусы (в том числе, выгоды, привилегии), которые родители или учитель готовы будут предоставить ребенку за успешное выполнение задачи.

Третий раздел — «Отчет о выполнении задачи». Это некоторое специальное место в договоре, где будут проставляться пометки о выполнении задания. В качестве пометок можно использовать галочки, звездочки, смайлики и т. п. Они будут поддерживать внимание ребенка к выполнению задачи, пока она не будет выполнена полностью. Обычно договор заключается на одну-две недели, и пометки ставятся в конце каждого дня.

В качестве примера договора между родителями и ребенком приведу поведенческий договор из книги Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард Прикладной анализ поведения Пер. с англ. — М: Практика, 2016.

Пол Альберто и Энн Траутман (Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. — М.: Оперант, 2015) рассматривают договоры между учителем и учеником и приводят основные свойства правильно составленного поведенческого контракта (договора):

1. «Контракт должен быть справедливым». То есть «вес» поощрения должен быть пропорционален требуемому от ребенка количеству усилий. Соотношение, оговоренное в контракте, должно быть справедливым как с точки зрения учителя, так и с точки зрения ученика. Требование правильно решить два примера из двадцати для того, чтобы получить тридцать минут свободного времени, также несправедливо, как и требование правильно решить двадцать примеров из двадцати для того, чтобы получить две минуты свободного времени.

Читайте также:  Какие есть способы шпор

2. «Условия контракта должны быть ясными». Неопределенность вызывает разногласия. Если учитель и ученик не могут договориться относительно содержания контракта, то учитель может счесть, что «игра не стоит свеч». Ученик может прийти к убеждению, что ни учитель, ни система доверия не заслуживают.

3. «Контракт должен быть честным». Честный контракт — это контракт, который (а) «выполняется сразу» и (б) «выполняется в соответствии с оговоренными в нем условиями». Честный контракт — это такой контракт, который свободно и подробно обсудили учитель и ученик. Учитель не должен навязывать контракт ученику.

4. «Контракт должен быть позитивным». Правильно: «Я буду… если вы будете…», неправильно: «Я не буду, если вы будете…», «Если вы не будете… я буду…», «Если вы не будете… я не буду…».

5. «Заключение и исполнение контрактов должно носить систематический характер». Как и любой другой подход к поощрению, заключение и исполнение контрактов должно осуществляться последовательно и систематически; в противном случае система договоров превращается в «угадайку»: «Интересно, в этот раз он говорит серьезно?»

Авторы приводят примерный шаблон договора между учителем и учеником.

Обсуждая поведенческие договоры, нужно отметить, что они будут иметь смысл, если взрослые смогут оставаться последовательными и не поддаваться на искушения внести в них односторонние изменения. Например, мальчик Марк из первого договора в один из дней выполнил условие и подготовился к школе, но нагрубил маме. Мама рассердилась и решила не разрешать в ближайшую пятницу другу Марка остаться ночевать у них дома. Так поступать недопустимо! Если в договоре ничего не было сказано про грубость, то и учитывать ее нельзя. В то же время, мама может как-то иначе отреагировать на нежелательное поведение сына, не затрагивая условий договора.

Конечно, невозможно предусмотреть все обстоятельства, которые могут сложиться во время действия договора и помешать его выполнению. В случае, если случается что-то, из-за чего выполнить договор становится невозможно, участники договора собираются и с помощью переговоров договариваются об изменении записанных в контракте условий либо по взаимному соглашению на какое-то время приостанавливают его действие.

Итак, поведенческий договор — удобный инструмент для организации сотрудничества детей со взрослыми в школе и дома. После некоторой тренировки, он может стать хорошим средством для профилактики конфликтов и даже для исправления взаимоотношений, если они по каким-то причинам испортились.

Подробнее о поведенческих договорах можно прочесть в книгах, которые я упоминал в статье, а также в книге Дардиг Д., Хьюард У. Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей. — М.: Практика, 2016.

Источник

Аутизм | Инклюзия

Юлия Эрц TM От теории к практике

Поведенческие контракты могут помочь учащимся в поддержании желательного поведения.

Поведенческие контракты, которые оговаривают последствия желательного альтернативного поведения, а также поощрения, действительно могут помочь учащимся в достижении успеха, в устранении проблематичного поведения и в построении позитивных взаимоотношений с учителями. Контракты могут прекратить бесконечные состязания в остроумии, в которые учащиеся часто втягивают своих преподавателей. Контракты также могут сконцентрировать внимание учащихся и учителей на хорошем поведении, а не на проблемах.

Поведенческий контракт может стать положительным вмешательством, позволяющим избежать необходимости составления Плана Поведенческого Вмешательства. Если поведение ребенка заслуживает особой отметки в ИПО, правила требуют проведения функционального анализа поведения и написания плана вмешательства. Если же другое вмешательство может предотвратить выход поведения из-под контроля, то можно сэкономить большое количество времени и усилий, а также избежать созыва дополнительного собрания команды специалистов ИПО.

Что такое Поведенческий Контракт?

Поведенческий контракт – это соглашение между учащимся, его родителями и учителем. В нем разъясняется, какое поведение ожидается от учащегося, какое поведение считается неприемлемым, преимущества улучшения поведения (или поощрения за это), а также последствия его неулучшения. Данный контракт должен разрабатываться с участием родителей и ребенка, и он окажется наиболее эффективным, если желательное поведение будут поощрять родители, а не учителя. Ведение отчетности также является важной составляющей поведенческого контракта.

Компоненты поведенческого контракта включают в себя:

  • Участников: К ним относятся один из родителей, учитель и учащийся. Если оба родителя принимают участие в процессе, это только плюс. Это, несомненно, является признаком того, что они будут поддерживать усилия других участников вмешательства. Если же ребенок учится в средней школе, и в реализации плана помимо педагога специального образования задействованы и другие учителя, им также необходимо подписать поведенческий контракт. И, наконец, учащимся следует предоставлять полную информацию в отношении условий соглашения, особенно по части поощрений и наград. Что является достойным вознаграждением за доказательство того, что они действительно способны улучшить свое поведение в школе?
  • Поведение: Негативное описание поведения («прекратить толкаться», «перестать говорить вне своей очереди», «не употреблять нецензурную лексику») сосредоточит внимание всех сторон на том поведении, которое вы хотите погасить. Необходимо убедиться в том, что вы описываете альтернативное поведение, то есть поведение, которое вы хотите наблюдать у ребенка ВМЕСТО нежелательного. Вы стремитесь к тому, чтобы наградить учащегося за поведение, которое вы хотите видеть, а не к тому, чтобы наказать его за то поведение, от которого вы хотите избавиться. Исследования пришли к основательному выводу о том, что наказание не работает: оно временно устраняет поведение, но в ту ж самую минуту, как человек, реализующий наказание уходит, это поведение появляется снова. Важно, чтобы альтернативное поведение выполняло ту же функцию, что и поведение, которое вы хотите устранить. Поднятие руки не заменяет выкрикивание с места, если функцией поведения выкрикивания является привлечение внимания со стороны сверстников. Необходимо подобрать такое поведение, которое также предоставляет соответствующее внимание.
  • Сбор данных: Как будет фиксироваться и записываться проявление желательного или нежелательного поведения? Можно ввести протокол самомониторинга учащихся, или же практику заполнения учителями чеклиста или формы для записи данных. Зачастую это можно упростить до обыкновенного листка бумаги для напоминаний, прикрепленного к столу, на котором учитель будет рисовать звездочку или галочку за проявление желательного поведения.
  • Награду: Необходимо убедиться в том, что вы оговорили не только поощрение, но и условия (порог) для получения этого поощрения. Сколько эпизодов нежелательного поведения допускаются для получения учащимся награды? Что, если учащийся оступится и сорвется? Получит ли он какие-либо преимущества за успех, который этому предшествовал?
  • Последствия: Если поведение, принятое в качестве целевого, является проблематичным и потенциально может препятствовать успеху не только конкретного учащегося, но всего класса, у него должны быть определенные последствия. Также последствия следует вводить, когда достигается определенный оговоренный порог. В большинстве случаев успешное проявление альтернативного поведения, которое должно сопровождаться похвалой и положительным акцентированием внимания, не нужно особым образом организовывать. Тем не менее, если поведение нарушает дисциплину в классе и учебный процесс, а также ставит под угрозу безопасность других детей, последствия должны быть подобраны таким образом, чтобы вернуть в класс покой и обеспечить безопасность для всех детей. Это может включать удаление ребенка из кабинета или же перемещение его в «уголок тишины».
  • Подписи: Получите подписи у всех участников поведенческого контракта. Отнеситесь к этому с полной серьезностью и убедитесь в том, что у вас под рукой всегда будет находиться копия контракта, чтобы иметь возможность сослаться на него, когда вы захотите мотивировать или перенаправить учащегося.
Читайте также:  Лучший способ утеплить деревянные окна

Реализация контракта

Перед тем, как начать исполнение поведенческого контракта, убедитесь в том, что все детали должным образом подготовлены. Как будет происходить процесс информирования родителей? Как часто? Ежедневно? Еженедельно? Каким образом родителям будут сообщать о неудачных днях? Как вы сможете убедиться в том, что они действительно ознакомились с такими сообщениями? Какие последствия будет иметь невозвращение формы отчетности?
Празднуйте успех! Убедитесь в том, что учащийся знает, что вы удовлетворены и довольны его успехом в исполнении условий поведенческого контракта. Часто случается так, что первое время все идет очень хорошо, но спустя несколько дней происходит первый «срыв». Успех подпитывает почву для дальнейшего успеха. Потому убедитесь в том, что вы сообщаете учащимся о том, как вы счастливы, когда им удается достигать поставленных целей.

Источник

Поведенческие контракты могут помочь учащимся в поддержании желательного поведения

Поведенческие контракты, которые оговаривают последствия желательного альтернативного поведения, а также поощрения, действительно могут помочь учащимся в достижении успеха, в устранении проблематичного поведения и в построении позитивных взаимоотношений с учителями.

Контракты могут прекратить бесконечные состязания в остроумии, в которые учащиеся часто втягивают своих преподавателей. Контракты также могут сконцентрировать внимание учащихся и учителей на хорошем поведении, а не на проблемах.

Поведенческий контракт может стать положительным вмешательством, позволяющим избежать необходимости составления Плана Поведенческого Вмешательства. Если поведение ребенка заслуживает особой отметки в ИПО, правила требуют проведения функционального анализа поведения и написания плана вмешательства.

Если же другое вмешательство может предотвратить выход поведения из-под контроля, то можно сэкономить большое количество времени и усилий, а также избежать созыва дополнительного собрания команды специалистов ИПО.

Что такое поведенческий контракт?

Поведенческий контракт — это соглашение между учащимся, его родителями и учителем. В нем разъясняется, какое поведение ожидается от учащегося, какое поведение считается неприемлемым, преимущества улучшения поведения (или поощрения за это), а также последствия его неулучшения.

Читайте также:  Процесс гаструляции способы гаструляции

Данный контракт должен разрабатываться с участием родителей и ребенка, и он окажется наиболее эффективным, если желательное поведение будут поощрять родители, а не учителя. Ведение отчетности также является важной составляющей поведенческого контракта.

Компоненты поведенческого контракта включают

  • Участников: К ним относятся один из родителей, учитель и учащийся. Если оба родителя принимают участие в процессе, это только плюс. Это, несомненно, является признаком того, что они будут поддерживать усилия других участников вмешательства. Если же ребенок учится в средней школе, и в реализации плана помимо педагога специального образования задействованы и другие учителя, им также необходимо подписать поведенческий контракт. И, наконец, учащимся следует предоставлять полную информацию в отношении условий соглашения, особенно по части поощрений и наград. Что является достойным вознаграждением за доказательство того, что они действительно способны улучшить свое поведение в школе?
  • Поведение: Негативное описание поведения («прекратить толкаться», «перестать говорить вне своей очереди», «не употреблять нецензурную лексику») сосредоточит внимание всех сторон на том поведении, которое вы хотите погасить. Необходимо убедиться в том, что вы описываете альтернативное поведение, то есть поведение, которое вы хотите наблюдать у ребенка ВМЕСТО нежелательного. Вы стремитесь к тому, чтобы наградить учащегося за поведение, которое вы хотите видеть, а не к тому, чтобы наказать его за то поведение, от которого вы хотите избавиться.

Исследования пришли к основательному выводу о том, что наказание не работает: оно временно устраняет поведение, но в ту ж самую минуту, как человек, реализующий наказание уходит, это поведение появляется снова. Важно, чтобы альтернативное поведение выполняло ту же функцию, что и поведение, которое вы хотите устранить. Поднятие руки не заменяет выкрикивание с места, если функцией поведения выкрикивания является привлечение внимания со стороны сверстников. Необходимо подобрать такое поведение, которое также предоставляет соответствующее внимание.

  • Сбор данных: Как будет фиксироваться и записываться проявление желательного или нежелательного поведения? Можно ввести протокол самомониторинга учащихся, или же практику заполнения учителями чеклиста или формы для записи данных. Зачастую это можно упростить до обыкновенного листка бумаги для напоминаний, прикрепленного к столу, на котором учитель будет рисовать звездочку или галочку за проявление желательного поведения.
  • Награду: Необходимо убедиться в том, что вы оговорили не только поощрение, но и условия (порог) для получения этого поощрения. Сколько эпизодов нежелательного поведения допускаются для получения учащимся награды? Что, если учащийся оступится и сорвется? Получит ли он какие-либо преимущества за успех, который этому предшествовал?
  • Последствия: Если поведение, принятое в качестве целевого, является проблематичным и потенциально может препятствовать успеху не только конкретного учащегося, но всего класса, у него должны быть определенные последствия. Также последствия следует вводить, когда достигается определенный оговоренный порог. В большинстве случаев успешное проявление альтернативного поведения, которое должно сопровождаться похвалой и положительным акцентированием внимания, не нужно особым образом организовывать.

    Тем не менее, если поведение нарушает дисциплину в классе и учебный процесс, а также ставит под угрозу безопасность других детей, последствия должны быть подобраны таким образом, чтобы вернуть в класс покой и обеспечить безопасность для всех детей. Это может включать удаление ребенка из кабинета или же перемещение его в «уголок тишины».

  • Подписи: Получите подписи у всех участников поведенческого контракта. Отнеситесь к этому с полной серьезностью и убедитесь в том, что у вас под рукой всегда будет находиться копия контракта, чтобы иметь возможность сослаться на него, когда вы захотите мотивировать или перенаправить учащегося.
  • Реализация контракта

    Перед тем, как начать исполнение поведенческого контракта, убедитесь в том, что все детали должным образом подготовлены. Как будет происходить процесс информирования родителей? Как часто? Ежедневно? Еженедельно? Каким образом родителям будут сообщать о неудачных днях? Как вы сможете убедиться в том, что они действительно ознакомились с такими сообщениями? Какие последствия будет иметь невозвращение формы отчетности? Празднуйте успех! Убедитесь в том, что учащийся знает, что вы удовлетворены и довольны его успехом в исполнении условий поведенческого контракта.

    Часто случается так, что первое время все идет очень хорошо, но спустя несколько дней происходит первый «срыв». Успех подпитывает почву для дальнейшего успеха. Потому убедитесь в том, что вы сообщаете учащимся о том, как вы счастливы, когда им удается достигать поставленных целей.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы