Поточный способ проведения общеразвивающих упражнений
Поточный способ проведения общеразвивающих упражнений заключается в том, что все упражнения, назначенные для проведения, выполняются непрерывно одно за другим в виде комплекса. В него включаются хорошо знакомые занимающимся и простые по технике исполнения упражнения. Каждое из них повторяется заданное преподавателем количество раз. При музыкальном сопровождении расчет количества повторений ведется на одну музыкальную фразу. Проводить комплекс этим способом можно при различном построении учащихся: в сомкнутом и разомкнутом строю, в шеренге, в кругу и т. д.
Этот способ проведения повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы в связи с необычностью условий получения представлений об упражнениях. Применяется он в основном с целью разминки и развития выносливости, т. е. для подготовки организма к высоким нагрузкам. При этом повышается плотность занятий.
Поточный способ проведения заключается в том, что весь комплекс выполняется непрерывно, без остановок. Этот способ проведения повышает плотность урока, активизирует деятельность ц н. с. в связи с необычностью условий получения представлений об упражнениях.
Поточный способ позволяет решить задачи подготовительной части урока в более короткий срок. Проводить общеразвивающие упражнения поточным способом можно при различном построении занимающихся: в сомкнутом строю, в шеренге, в кругу и т.п. Данный способ применяется, начиная с 7-8 классов с более подготовленными учащимися. Тем не менее, этим приемом можно пользоваться для проведения занятий с детьми младших классов. Прием напоминает игру. Дети охотно принимают ее, проявляют максимум внимания и стремление точно скопировать все действия учителя.
Упражнения должны быть простыми для выполнения, хорошо знакомыми занимающимся. Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо продумать логичность переходов от одного упражнения к другому, чтобы конечное положение одного упражнения являлось исходным положением для следующего.
При проведении общеразвивающих упражнений поточным способом первое упражнение объясняется полностью как при раздельном способе. Каждое последующее объясняется по признаку основного движения (наклон, выпад и т.д.). Для перехода от одного упражнения к другому подается команда в соответствии с ритмом предыдущего упражнения Методические указания подаются так, чтобы не нарушать ритма подсчета
(рис. 72, 73):
Рис. 72
Источник
Поточный способ
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ
Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока учащихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколько кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.
Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при проведении урока поточным способом. Способ представляет наи-
* Подробное описание см. в кн.: Мартовский А. Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
большие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения.
Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если упражнение выполняется лежа. Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».
Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого числа пауз между упражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ.
Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» — упражнение начинают выполнять последний раз — и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению по-
еле команды «МОЖНО», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения.
Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным способом является ритмическая гимнастика. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для проведения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 90 мин, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений:
3) танцевальные шаги;
2) типа ходьбы на месте;
4) общего воздействия;
6) для рук и плечевого пояса;
9) разновидности бега и прыжков.
Для составления таких комплексов можно использовать отдельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п.
Немаловажное значение при составлении комплекса ритмической гимнастики имеет подбор музыкального сопровождения. В зависимости от характера упражнения подбирается темп музыкального сопровождения, который подсчитывается на основе количества ритмических акцентов в минуту с помощью секундомера. Так, например, темп в 40-60 ритмических акцентов считается медленным, под такой темп выполняются дыхательные упражнения, на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; 60-90акцентов — умеренный темп, выполняются упражнения на растягивание, для мышц шеи, вводятся элементы психорегуляции; 90-120акцентов — средний темп, выполняются махи ногами, наклоны, выпады, упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы; 120-140акцентов — быстрый (бег, прыжки, махи, танцевальные движения); 140и больше — очень быстрый (бег, подскоки, танцевальные движения типа рок-н-ролла). После того как подобраны упражнения и составлен комплекс из музыкальных фрагментов с соответствующим темпом, записывается фонограмма для выполнения всего комплекса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Комплекс ОРУ поточным способом
1. И.п.- руки вперед.
1- встать на носки, руки вверх;
1- полуприсед и круг руками вперёд;
3- то же и круг руками назад;
3. И.п.- стойка ноги врозь.
1- присед с хлопком внизу;
3- то же, с хлопком над головой;
4. И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.
1- наклон туловища вправо, руки на пояс;
5. И.п.- стойка ноги врозь.
1- наклон головы вперед;
6. И.п.- стойка ноги врозь.
1- опуститься на левое колено;
2- стойка на коленях;
3-4- выстать с левой в и.п.
7. И.п.- стойка на коленях.
1- правую в сторону на носок, руки вперед;
8. И.п.- упор стоя на коленях.
9. И.п.- упор стоя на коленях.
1- скруглить спину;
3- прогнуть спину;
10. И.п.- сед упор сзади.
3- то же, что на счет 1;
11. И.п.- сед ноги врозь, упор сзади.
1-3- пружинистый наклон вперед;
12. И.п.- лёжа на животе, согнув руки.
1- выпрямляя руки, упор лежа;
13. И.п.- лежа на животе, согнув руки.
1 — мах правой вперёд, руки в стороны;
3 – 4 – то же с левой.
15. И.п. руки в стороны
1 – прыжком стойка ноги врозь с хлопком над головой;
Характеристика ОРУ игровым способом
Игровой способ проведения ОРУ – проведение простых подвижных игр, эстафет, с применением ОРУ с предметами и без. Для проведения ОРУ этим способом необходимо четко объяснять и само упражнение и правила игры или эстафеты.
Подбирая игры-упражнения, учитель должен исходить из планируемых задач, характера учебного материала и возраста занимающихся. В зависимости от этого форма, содержание и правила проведения упражнений могут и должны меняться. Учителю необходимо постоянно вносить элементы новизны, современности, создавать необычные условия и ситуации с учетом интересов и возможностей смены мест занимающихся. Кроме того, нужно учитывать их возраст и двигательный опыт. Проводя ОРУ игровым способом, необходимо изменять:
· расстояние между командами;
· исходные положения (о. с., упор присев, сед и т.д.);
· способы передвижения (шагом, бег7ом, подскоки);
· сигналы (слуховые, зрительные, тактильные);
· частоту их подачи:
· объем и интенсивность нагрузки;
· размеры и вес снарядов или инвентарь (гимнастические палки, скакалки, мячи, скамейки и т.д.).
Общеразвивающие упражнения, проводимые в форме соревнований, могут быть личной и коллективной направленности. Все соревнования индивидуального характера могут стать коллективными (командными), если определить колонну, шеренгу или ряд, которые быстрее и точнее выполнили индивидуальные виды соревнований.
Проведение упражнений – игр следует строить на фоне положительных эмоций учащихся. Для этого учитель отмечает хорошее, старательное выполнение упражнений. Необходимо замечать и отмечать даже самые незначительные успехи отстающих по физкультуре детей, не обращать особого внимания на их медлительность, неловкость, вызывать к ним благожелательное отношение со стороны других ребят. Нельзя допускать передразниваний неловких, слабых учеников. Создание микроклимата благожелательности на уроке физической культуры к ослабленным учащимся всегда вызывает у них желание преодолеть свое отставание, содействует внедрению физической культуры в повседневную жизнь ребят, выполнению предусмотренных физкультурно-оздоровительных мероприятий дома.
Игровой способ проведения ОРУ при творческом подходе может с успехом использоваться во всех классах.
Комплекс ОРУ в игровой форме для детей младшего школьного возраста
Источник
Поточный способ
Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» — упражнение начинают выполнять последний раз — и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению по-
еле команды «МОЖНО», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения.
Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным способом является ритмическая гимнастика. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для проведения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 90 мин, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений:
3) танцевальные шаги;
2) типа ходьбы на месте;
для рук и плечевого пояса;
разновидности бега и прыжков.
Для составления таких комплексов можно использовать отдельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п.
Немаловажное значение при составлении комплекса ритмической гимнастики имеет подбор музыкального сопровождения. В зависимости от характера упражнения подбирается темп музыкального сопровождения, который подсчитывается на основе количества ритмических акцентов в минуту с помощью секундомера. Так, например, темп в 40-60 ритмических акцентов считается медленным, под такой темп выполняются дыхательные упражнения, на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; 60-90 акцентов — умеренный темп, выполняются упражнения на растягивание, для мышц шеи, вводятся элементы психорегуляции; 90-120 акцентов — средний темп, выполняются махи ногами, наклоны, выпады, упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы; 120-140 акцентов — быстрый (бег, прыжки, махи, танцевальные движения); 140 и больше — очень быстрый (бег, подскоки, танцевальные движения типа рок-н-ролла). После того как подобраны упражнения и составлен комплекс из музыкальных фрагментов с соответствующим темпом, записывается фонограмма для выполнения всего комплекса.
Источник