- Нетрадиционные формы постановки звуков статья по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Нетрадиционные способы постановки «Р» методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Нетрадиционные средства и приемы в работе логопеда для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Нетрадиционные формы постановки звуков
статья по логопедии
При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:
1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения
3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)
4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)
С – для постановки свистящих звуков.
Ф – для воспитания воздушной струи.
Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.
5.Работа над мелкой мускулатурой рук.
Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netr._formy_postanovki_zvukov.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
на тему:”Нетрадиционные формы постановки звуков”
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 38 компенсирующего вида
Куприянова Оксана Викторовна
При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:
1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения
3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)
4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)
С – для постановки свистящих звуков.
Ф – для воспитания воздушной струи.
Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.
5.Работа над мелкой мускулатурой рук.
Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.
С – используются следующие приёмы постановки.
1.”Кушай свой язык”
а)держа кончик языка за нижними зубами жевать боковые края (2-3 занятия)
б)”жуя” язык произносить звук -и- (2-3 занятия)
в)выполняя вышеуказанное, попросить подуть длительно на кончик языка.
Произносится звук -С-. А через 1-2 недели оторваться от жевания языка.
2.Механический путь:взять марлевую салфетку (платок), вытянуть кончик языка и приложить его к нижней губе, держа его в таком положении попросить ребёнка подуть. И в таком положении отрабатывать звуки в слогах. СА-СЫ и в этом положении начать автоматизацию. Слоговой период очень длительный.
3. Постановка -С- с использованием соломинки. Пластмассовая соломинка лежит на середине языка, высунутого. Она задвинута на 2-2,5 см. за зубы вдоль языка между резцами. Ребёнок учится дуть на руку или пух через соломинку, придерживая её сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта и ребёнок самостоятельно воспроизводит зубное -С-
а)Ставить также от -С- с жеванием, но с механической помощью (поднять кончик языка вверх шпателем)
б)-Ш- при наличии проторного -Р- наиболее проста постановка -Ш- от его шёпотного произношения при сближенных зубах и округлённых губах.
-Ч- Аффрикат -Ч- ставят от -Т`- или от слияния -Т`- и -Щ-. Введение в слоги начинают с закрытых.
в)”Отрабатывать блинчики” — поднять кончик языка к верхней губе и отрабатывать воздушную струю. Открыть рот и язык занести за верхние зубы.
Важное упражнение “Катушка” или “Киска сердится”. Отрабатывать на “катушке” слоги СА-СЫ (в течение 1-го месяца) и с этими же слогами слова, предложения. На “катушке” хорошо использовать пение СА, СЫ на разных мотивах песен ( в течение 1-2 месяцев). Потом со слогами СО, СУ.
1.Отработать широкий язык “блинчик”, потом поднять кончик языка к верхним зубам и произносить -А- (как межзубно), получается АЛА-АЛА. Постепенно перевести за зубы.
2.Логопед сидит на маленьком стульчике, ребёнок перед ним стоит в знаке вопроса (наклонившись). Логопед давит пальцами ребёнку под яблоки, а ребёнок кончик языка держит между зубами (1-2 недели). Можно имитировать рёв медведя (аыл, аыл) потом кончик убрать вверх и начать автоматизацию звуков.
Постановка звука от -З-, -Ш-, -Д- и межзубного дрожания языка. Язык положить на верхнюю губу и выдыхать (ПРР) кончик языка дрожит.
Горловое – 1.Чёткость отработки упражнения “Барабанщик” (1-2 занятия) Д-Д медленно.
2.Пальчик “Солдатик”. Темп убыстрять и доводить д-д-д-д-, до автоматизма.
3.Делать пальчиком движения под языком “змейкой”.
4.На 3-ем занятии брать произношение ДЗЫНЬ.
1.Чтобы снять ТР – утрированное нужно попросить ребёнка произнести ласково, нежно слова (РАМА) или (РАН) одноударно.
2.Если есть -Рь-, а нет -Р- то перейти от -Рь- произнеся раскатисто слова: рррррис, Ирррина.
Источник
Нетрадиционные способы постановки «Р»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье представлены игровые упражнения для тренировки подъема языка, а так же для развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные способы постановки звука [Р]
Игры-упражнения для вызывания звука [р].
Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
Упражнение «Веселый дождик»
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок –т-д,т-д… (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д…. (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д… (дождик пошел сильнее).
Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.
Упражнение «Песня Крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.
Способы постановки звука [Р]:
1 способ постановки звука [Р]:
Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.
Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.
2 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.
Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.
3 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] на вдохе.
Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)
4 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] из межзубного положения.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.
5 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».
Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).
6 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р]от звука [З].
Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!
7 способ постановки звука [Р]:
Постановка звука [Р] от звука [Ж].
Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р].
После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.
Источник
Нетрадиционные средства и приемы в работе логопеда для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Жанна Нарышева
Нетрадиционные средства и приемы в работе логопеда для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
В последнее время педагоги все чаще говорят о том, что дети все неохотнее занимаются в детском саду. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Сегодня я хотела бы рассказать о нетрадиционных способах автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков после постановки или коррекции звука.
Закрепление правильного звукопроизношения – процесс долгий. Поэтому необходимо вести работу длительно и кропотливо.
Автоматизация поставленного звукадолжна проводиться в строгой последовательности: 1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) 2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3. автоматизация звука в предложениях; 4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; 5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6. автоматизация звука в разговорной речи.
Важно помнить, что автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Для того, чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь его, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использовать в работе различные игры.
Автоматизировать звук можно как традиционными способами, так и инновационными. Использование нетрадиционных способов закрепления звука позволяет заинтересовать ребёнка и поддерживать заинтересованность на протяжении всего занятия.
С целью коррекции дефектов речи у детей целесообразно использовать в работе различные игры.
Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете.
Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Ребенок называет слова и строит башню, педагог тоже может принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор, пока башня не будет разрушена.
«Украшаем шапку». На шаблоны шапок ребенку предлагается подобрать «узор» – картинку, в названии которой есть тот звук, который автоматизируете.
Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой. Ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребёнок отвечает: «я вижу…» Можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.
Речь развивается под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук, поэтому эффективно в логопедической работе использовать игры и упражнения, позволяющие автоматизировать звук комплексно с развитием мелкой моторики.
«Узелки» Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком,который автоматизируете. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.
«Цепочка» Цветные скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. На каждую скрепку ребенок проговаривает слово или слог на заданный звук.
Упражнение «Звуковые дорожки». Ребёнку предлагается выкладывать камушки, шишки, крышечки по нарисованной дорожке, произнося чётко речевой материал. Аналогично проводится закрепление звука в речи, выкладывая мелкими предметами узор.
Использование массажёров Суджок. Катая шарики по руке по кругу по часовой стрелке и против неё, скользящими движениями, а также надевая колечко на каждый палец, ребенку предлагается проговаривать слоги, слова или заученный ранее стихотворный текст, насыщенный автоматизируемым звуком.
Можно использовать упражнения по выработке мускульной памяти:
1. отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации,
2. вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;
3. нажимание кнопки пульверизатора;
4. выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
5. игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т. д.
6. игры с прищепками
Все вышеперечисленные методы и приемы способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям,но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Подводя итоги, можно сказать, что ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять, а играть с ним. Если играть с ребенком каждый день, то речь будет чистой и правильной. Желаю Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!
«Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.
Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.
Игровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука — это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.
Нетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возраста Цель: изобразить салют над столицей, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи:* Закрепить технику работы тычком по трафарету;.
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.
Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.
Загадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.
Источник