Посредничество как способ урегулирования конфликта основные принципы деятельности посредника

Содержание
  1. Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров
  2. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:
  3. Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:
  4. Основные особенности медиативных процедур
  5. ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
  6. Добровольность:
  7. Равноправие сторон:
  8. Нейтральность, беспристрастность медиатора:
  9. Конфиденциальность:
  10. СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:
  11. В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).
  12. Способы разрешения конфликтных ситуаций
  13. Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?
  14. Стратегии поведения в конфликте
  15. Конкуренция: акула. Как хищник при нападении
  16. Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь
  17. Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все
  18. Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!
  19. Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию

Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:

• Актуальные вопросы становления и развития медиации в России
• Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Процедура медиации в военном суде
• Анализ наличия в России условий для развития медиации
• В поисках российской модели судебной медиации
• Взаимодействие негосударственных и государственных организаций по развитию медиации в регионе
• Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации
• Воспитание свободой. В регионе внедряют ювенальную юстицию и школьную медиацию
• Зарубежный опыт реализации процедур медиации в уголовно-правовой сфере
• Значение медиации в условиях осуществления судебно-правовой политики
• Институт медиации — альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов
• Институт медиации в Республике Казахстан: проблемы теории и практики
• Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по Спортивному кодексу Франции
• Институт медиации в условиях инновационного развития российского общества
• Интеграция медиации в мировое судопроизводство: проблемы и перспективы
• Использование медиации для разрешения споров в банковской сфере
• К вопросу о коммерческой медиации в России
• К вопросу о проведении процедуры медиации с участием нотариуса
• К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации
• Коммерческие суды Российской империи — центры медиации и права при разрешении торговых споров
• Криминология и медиация
• Медиация — важный элемент правовой культуры российского бизнеса
• Медиация — вперед?!
• Медиация — инвестиция в будущее
• Медиация — шаг вперед к гражданскому обществу
• Медиация (посредничество) по уголовным делам
• Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран
• Медиация в обычном праве народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.): особенности и значение
• Медиация в России
• Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество
• Медиация в системе способов защиты трудовых прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности
• Медиация в сфере недвижимости
• Медиация в уголовном процессе
• Медиация в уголовном процессе США
• Медиация в условиях современной России: проблемы и перспективы
• Медиация и арбитражный процесс
• Медиация и качество правосудия
• Медиация и коррупция
• Медиация как альтернатива и дополнение судопроизводству
• Медиация как альтернативный способ разрешения споров
• Медиация как отдельный способ урегулирования правовых конфликтов в частноправовой сфере
• Медиация как современный способ урегулирования споров и ее соотнесение с судебным разбирательством
• Медиация как способ защиты прав предпринимателей (лекция в рамках курса «Предпринимательское право»)
• Медиация как способ проведения переговоров в конструктивном духе
• Медиация как способ разрешения корпоративных конфликтов: правовой аспект
• Медиация как способ разрешения трудовых конфликтов с участием спортсменов и тренеров
• Медиация как способ разрешения международных коммерческих споров
• Медиация как средство защиты чести, достоинства и деловой репутации
• Медиация как средство поддержки судей
• Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров
• Медиация. Попытка N 4
• Медиация: российский вариант
• Некоторые проблемы закона о медиации в России
• О возможности применения института медиации в исполнительном производстве в условиях гражданского общества
• Организация медиации как элемента государственной политики в сфере защиты прав и интересов (на основе российского исторического и современного зарубежного опыта)
• Особенности и проблемы реализации принципов медиации в России
• Перспективы медиации в российском уголовном процессе: зарубежный опыт примирительных процедур
• Перспективы развития института медиации по уголовным делам
• Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации
• Понятие медиации в уголовном процессе Российской Федерации
• Правовая квалификация отношений медиации
• Правовые аспекты соглашений, заключаемых при проведении медиации
• Правосудие и об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
• Препятствия развития медиации
• Применение медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.
• Применение норм о медиации в гражданском судопроизводстве
• Применение процедуры медиации в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии
• Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности
• Проблемы влияния процедуры медиации на рассмотрение дела в суде
• Проблемы использования адвокатом переговоров и медиации как внесудебных средств разрешения спора
• Проблемы нормативной регламентации посредничества (медиации) в России
• Проблемы применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
• Продвижение медиации в России: общий обзор процесса. Общественный Круглый стол в Российской академии правосудия
• Процедура медиации — новая альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника
• Процедура медиации при разрешении внешнеэкономических споров
• Пути совершенствования медиации в России
• Роль института медиации в ускорении уголовного судопроизводства
• Российская процедура медиации: концепция развития
• Содействие примирению сторон в арбитражном процессе: правовая связь с процедурой медиации
• Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта
• Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии
• Три подхода к пониманию медиации
• Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента «Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство» (Загайнова С.К.)
• Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы
• Эффективность медиации во внешнеторговых спорах
Читайте также:  Каким способом можно прогнозировать примерную величину шага для достижения заданной точности

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Основные особенности медиативных процедур

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Добровольность:

в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Читайте также:  Как научится выполнять измерения способом рядов

Равноправие сторон:

ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора:

медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность:

все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:

— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.

Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).

В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.

В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.

В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).

Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.

Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.

Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Источник

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

1. Установление контакта → 2. Ориентация в ситуации → 3. Обсуждение проблемы → 4. Принятие решения → 5. Выход из контакта. Открытый спор возникает при переходе от пункта 3 к пункту 4 — как правило, из-за того, что стороны не владеют психологическими техниками: не слушают друг друга и не умеют убеждать.

Читайте также:  Как называется приведенный способ передвижения открытая петля змейка зигзаг противоход

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

«Чтобы выйти из контакта, необходимо разрешить проблему: устранить ситуацию и исчерпать инцидент. Иначе выход не произойдет. Важно понимать, что сам инцидент — это своеобразная верхушка сорняка. Если ее сорвать и не устранить корень, все только усугубится».

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

Бывают еще противостояния групп (руководство и подчиненные, «лентяи» и «трудяги», консерваторы и изобретатели и т.д.) — это межгрупповой тип, самый разрушительный и интенсивный. Случаются и внутриличностные разногласия — например, из-за того, что уже собраны чемоданы для долгожданного семейного отпуска, но дела вдруг требуют присутствия на работе.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении

«+» возможность абсолютной победы, эффективность в экстремальных условиях

«-» возможность жесткого проигрыша, недолговечность результатов

Когда стратегия оправдана:

  • опасная обстановка;
  • «нечего терять»;
  • ресурсы (власть) гарантируют победу;
  • ставки крайне высоки;
  • нужно продвинуть непопулярное, но верное решение;
  • необходимо произвести впечатление на сторонних наблюдателей.

Тактические действия: контроль противника и его источников информации, постоянное давление всеми доступными средствами, обман, хитрость, провокации, нежелание вступать в диалог.

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь

«+» демонстрация запущенности проблемы, компенсаторные факторы (сочувствие, помощь со стороны), экономия сил.

«-» демонстрация своей пассивно-страдальческой установки, усугубление положения из-за неразрешенного противоречия, распространение влияния ссоры на разные области жизни (вплоть до появления психосоматических заболеваний).

Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее спокойствие и стабильность;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • есть угроза более серьезного разногласия;
  • понимание своей неправоты;
  • безнадежность проблемы;
  • незначительность проблемы;
  • победа требует слишком больших затрат.

Тактические действия: демонстративный уход, отказ от силовых приемов, отказ от сбора фактов, отрицание остроты конфликта, медлительность в принятии решений.

Каким личностям свойственна: застенчивым, слишком восприимчивым к критике, склонным к позиции «авось обойдется», не умеющим управлять беседой.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все

«+» возможность справедливого исхода и равнозначного разделения благ

«-» зависимость от чужих уступок, растрата сил на ведение переговоров, возможность стать жертвой обмана в процессе торга, недолговечность решения проблемы.

Когда стратегия оправдана:

  • обе стороны убедительны;
  • дефицит времени;
  • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
  • ресурсы оппонентов равны;
  • нужно временное решение;
  • победа не имеет принципиального значения;
  • лучше получить что-то, чем все потерять.

Тактические действия: торг, обман, лесть, требование равного дележа.

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!

«+» в некоторых случаях проблема решается сама собой благодаря дружеским отношениям.

«-» жертвование личными целями, доведение до ситуации самосохранения, неразрешенность проблемы.

Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • нужно выиграть время;
  • уступить — значит одержать моральную победу.

Тактические действия: соглашательство, демонстрация непритязательности, потакание, лесть.

Каким личностям свойственна: бесхребетным, угодливым, «мечта манипулятора».

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию

«+» проработка проблемы, возможность конструктивного разрешения конфликта

«-» затрата сил и времени для волевых решений и мудрого управления ситуацией (не воспользоваться слабостями «Черепахи» и «Плюшевого мишки», противопоставить поведению «Акулы» мирные средства)

Когда стратегия оправдана:

  • взаимовыгодное решение крайне важно;
  • длительные близкие отношения с другой стороной;
  • достаточно времени для проработки проблемы;
  • ресурсы оппонентов равны.

Тактические действия: сбор информации о проблеме и противнике, тщательный подсчет ресурсов, открытый диалог, критика «по делу», проявление своих талантов для оказания влияния, принятие разумных идей оппонента.

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Источник

Оцените статью
Разные способы