Посредничество как способ разрешения международных споров

Медиация — посредничество, как способ урегулирования споров

Медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиатор — специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона. В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции. Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон и помогает сторонам найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта.

Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:

— в будущем стороны могут иметь тесные деловые или личные отношения;
— стороны не заинтересованы в публичном разбирательстве, так как для них очень важна конфиденциальность;
— судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано;
— спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
— спор затрагивает чувствительные для бизнеса вопросы;
— стороны по каким-либо причинам не желают, чтобы их спор рассматривал суд (сроки рассмотрения дела чрезмерно велики, затраты на разбирательство могут свести на нет победу в процессе, результат разбирательства непредсказуем), судебное разбирательство этого дела для сторон бесперспективно.

Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Медиация не может быть применена в криминальных конфликтах или в тех случаях, когда какая-либо из сторон страдает душевной болезнью, не может отвечать за свои поступки, то есть недееспособна. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

Медиация — публикации и мнения об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника:

• Актуальные вопросы становления и развития медиации в России
• Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации). Процедура медиации в военном суде
• Анализ наличия в России условий для развития медиации
• В поисках российской модели судебной медиации
• Взаимодействие негосударственных и государственных организаций по развитию медиации в регионе
• Возможность внесудебного урегулирования споров между медицинскими организациями и пациентами посредством медиации
• Воспитание свободой. В регионе внедряют ювенальную юстицию и школьную медиацию
• Зарубежный опыт реализации процедур медиации в уголовно-правовой сфере
• Значение медиации в условиях осуществления судебно-правовой политики
• Институт медиации — альтернативный способ разрешения корпоративных конфликтов
• Институт медиации в Республике Казахстан: проблемы теории и практики
• Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по Спортивному кодексу Франции
• Институт медиации в условиях инновационного развития российского общества
• Интеграция медиации в мировое судопроизводство: проблемы и перспективы
• Использование медиации для разрешения споров в банковской сфере
• К вопросу о коммерческой медиации в России
• К вопросу о проведении процедуры медиации с участием нотариуса
• К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации
• Коммерческие суды Российской империи — центры медиации и права при разрешении торговых споров
• Криминология и медиация
• Медиация — важный элемент правовой культуры российского бизнеса
• Медиация — вперед?!
• Медиация — инвестиция в будущее
• Медиация — шаг вперед к гражданскому обществу
• Медиация (посредничество) по уголовным делам
• Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран
• Медиация в обычном праве народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.): особенности и значение
• Медиация в России
• Медиация в России как альтернативный способ разрешения споров и элемент интеграции в Европейское сообщество
• Медиация в системе способов защиты трудовых прав в процессе осуществления предпринимательской деятельности
• Медиация в сфере недвижимости
• Медиация в уголовном процессе
• Медиация в уголовном процессе США
• Медиация в условиях современной России: проблемы и перспективы
• Медиация и арбитражный процесс
• Медиация и качество правосудия
• Медиация и коррупция
• Медиация как альтернатива и дополнение судопроизводству
• Медиация как альтернативный способ разрешения споров
• Медиация как отдельный способ урегулирования правовых конфликтов в частноправовой сфере
• Медиация как современный способ урегулирования споров и ее соотнесение с судебным разбирательством
• Медиация как способ защиты прав предпринимателей (лекция в рамках курса «Предпринимательское право»)
• Медиация как способ проведения переговоров в конструктивном духе
• Медиация как способ разрешения корпоративных конфликтов: правовой аспект
• Медиация как способ разрешения трудовых конфликтов с участием спортсменов и тренеров
• Медиация как способ разрешения международных коммерческих споров
• Медиация как средство защиты чести, достоинства и деловой репутации
• Медиация как средство поддержки судей
• Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров
• Медиация. Попытка N 4
• Медиация: российский вариант
• Некоторые проблемы закона о медиации в России
• О возможности применения института медиации в исполнительном производстве в условиях гражданского общества
• Организация медиации как элемента государственной политики в сфере защиты прав и интересов (на основе российского исторического и современного зарубежного опыта)
• Особенности и проблемы реализации принципов медиации в России
• Перспективы медиации в российском уголовном процессе: зарубежный опыт примирительных процедур
• Перспективы развития института медиации по уголовным делам
• Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации
• Понятие медиации в уголовном процессе Российской Федерации
• Правовая квалификация отношений медиации
• Правовые аспекты соглашений, заключаемых при проведении медиации
• Правосудие и об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
• Препятствия развития медиации
• Применение медиации при разрешении споров о детях, в том числе в рамках реализации положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.
• Применение норм о медиации в гражданском судопроизводстве
• Применение процедуры медиации в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии
• Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности
• Проблемы влияния процедуры медиации на рассмотрение дела в суде
• Проблемы использования адвокатом переговоров и медиации как внесудебных средств разрешения спора
• Проблемы нормативной регламентации посредничества (медиации) в России
• Проблемы применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»
• Продвижение медиации в России: общий обзор процесса. Общественный Круглый стол в Российской академии правосудия
• Процедура медиации — новая альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника
• Процедура медиации при разрешении внешнеэкономических споров
• Пути совершенствования медиации в России
• Роль института медиации в ускорении уголовного судопроизводства
• Российская процедура медиации: концепция развития
• Содействие примирению сторон в арбитражном процессе: правовая связь с процедурой медиации
• Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта
• Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии
• Три подхода к пониманию медиации
• Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента «Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство» (Загайнова С.К.)
• Формирование института медиации в современной России: проблемы и перспективы
• Эффективность медиации во внешнеторговых спорах
Читайте также:  Способ замеса пшеничного теста

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия, сблизить свои позиции; в некоторых случаях — помочь найти варианты условий, на которых может быть урегулирован спор.

Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача — обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

В общении между собой стороны нередко проявляют максимальную сдержанность из опасения, что другая сторона воспользуется полученной информацией для приобретения переговорного преимущества. Именно для этого и нужен медиатор, который в конфликте не участвует. Он владеет более полной информацией, чем каждая из сторон в отдельности, и, таким образом, видит всю картину спора, что позволяет ему играть роль штурмана, вести стороны по процессу выработки решения и, в конце концов, направлять к совместно принимаемому ими соглашению.

Медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

Основные особенности медиативных процедур

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:

Добровольность:

в отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон:

ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора:

медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность:

все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

СПЕЦИФИКА МЕДИАЦИИ:

— свобода выбора;
— опора на справедливость;
— участие в выработке и принятии решения;
— согласие сторон с принятым решением;
— возможность выхода из процесса;
— время и стоимость рассмотрения;
— конфиденциальность;
— гибкость процесса;
— отсутствие коррупционной составляющей.

Вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда).

В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и сути конфликта не принимает.

Читайте также:  Бычки грибы соленые рецепт пошаговый горячим способом

В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. В процессе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятое ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это, если удовлетворены решением.

В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними).

Медиация изначально нацелена на поиск согласия. В ходе нее спорщики перестают искать правого и виноватого, а с помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который обе стороны сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем непосредственно на юридические законы, прецеденты или правила.

Риски при медиации минимальны, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между сторонами конфликта и медиатором, а последний будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона не может в любой момент прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна.

Процесс медиации относительно непродолжителен в сравнении с длительностью судебного разбирательства. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же, медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.

Источник

Посредничество (медиация)

Посредничество (медиация) — это метод мирного разрешения международных споров, в котором третья нейтральная сторона – посредник (медиатор) принимает непосредственное участие в согласовании позиций сторон и выработке взаимоприемлемого решения. Посредничество наряду с переговорами, добрыми услугами, обследованием и примирением относится к «согласительным» или «дипломатическим» средствам мирного разрешения международных споров.

Спорящие государства могут по обоюдному согласию обращаться с просьбой о посредничестве к третьей стороне после безуспешности прямых переговоров или при невозможности их организации. Если посредничество предлагается непричастными к спору лицами, то их участие в разбирательстве должно быть одобрено обеими спорящими сторонами.

Задача посредника не ограничивается помощью участникам спора в установлении прямого контакта друг с другом, ознакомлении их с позициями друг друга и претензиями друг к другу. Облегчая диалог между сторонами, выясняя их истинные цели, ища точки соприкосновения интересов, поддерживая доверие, рассеивая опасения и представляя широкий диапазон возможных решений, посредник может сыграть жизненно важную роль в достижении согласия между спорящими государствами.

Посредничество как средство урегулирования международных споров предусмотрено в различных многосторонних документах, таких как Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (Гаагские конвенции); Межамериканский договор о добрых услугах и посредничестве 1936 года; Устав Организации Объединенных Наций 1945 года; Американский договор о разрешении споров (Боготский пакт) 1948 года; Договор об Антарктике 1959 года; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года; а также Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года.

Цели и функции посредничества

Цель посредничества, как и других мирных средств разрешения споров, состоит в урегулировании разногласий на взаимоприемлемой для сторон основе. При этом, как показывает практика, задачей посредничества является не столько окончательное разрешение всех спорных вопросов (это обычно достигается в процессе дальнейших прямых переговоров между сторонами), сколько общее примирение спорящих, поиск разумного компромисса и обсуждение ключевых моментов будущего соглашения. Поэтому основными формами содействия третьих государств при посредничестве должны быть их предложения, советы, рекомендации, а не обязательные для сторон решения. Ст. 6 Гаагских конвенций специально предусматривает, что «добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих Сторон или по почину непричастных к столкновению Держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

Посредничество как согласительная процедура может применяться для уменьшения политической напряженности, возникшей в ходе международного спора, т. е. посредничество может выполнять превентивную функцию. В ст. 8 Гаагских конвенций подтверждается, что посредничество может быть начато «с целью предупредить нарушение мирных отношений».

Процедура посредничества также используется в качестве метода урегулирования, когда разногласия между странами уже переросли в спор. В такой ситуации акцент делается на функции примирения взаимных претензий и достижения приемлемого для обеих сторон решения. Например, ст. 4 Гаагских конвенций предусматривает, что «задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

Неформальность, с которой посредник должен выполнять свою функцию, подчеркивается в ст. XII Боготского пакта, в которой отмечается: «функции посредника или посредников состоят в том, чтобы помочь сторонам в разрешении споров самым простым и прямым способом, избегая формальностей и стремясь найти приемлемое решение».

Положительными результатами посредничества можно считать:

  • достижение компромисса, т. е. взаимных уступок наряду со взаимным признанием претензий спорящих государств;
  • отказ одной из спорящих сторон от своих притязаний;
  • признание одной стороной претензий другой стороны;
  • достижение изменений, достаточных для дальнейшего самостоятельного ведения переговоров;
  • согласие сторон на применение иных средств мирного разрешение спора (создание согласительной комиссии, проведение арбитражного или судебного разбирательства, обращение к ООН или к региональным организациям).

Для посредников, если не согласовано иное, как правило, не возникает никаких юридических обязательств из решений, принятых в результате процедуры посредничества. Тем не менее, бывают случаи, когда посредники берут на себя обязательство по оказания дальнейшей помощи, в том числе финансовой, для реализации достигнутых соглашений или обеспечения такой реализации.

Посредник

В роли посредника могут выступать международные организации, государства или частные лица. Генеральный секретарь ООН и его региональные коллеги, например, часто оказываются вовлечены в осуществление посредничества и оказание добрых услуг, так как целью деятельности ООН и ряда региональных организаций является предотвращение и разрешение конфликтов, возникающих на международной арене.

Читайте также:  Способы обеззараживания рыбы при описторхозе

Неправительственные международные организации также в определенных случаях могут выступать в роли посредников. В частности, Международный Комитет Красного Креста активно участвует в вооруженных конфликтах, когда речь идет об оказании гуманитарной помощи и защите прав лиц, вовлеченных в вооруженный конфликт.

Поскольку посредничество является очень гибким методом, для своего успеха оно требует определенных дипломатических способностей посредника, который, прежде всего, должен:

  • быть экспертом, обладающим специальными познаниями по предмету переговоров;
  • пользоваться авторитетом и доверием пригласивших его сторон;
  • сохранять полную независимость и беспристрастность на протяжении всего процесса.

Посредник может быть привлечен к переговорам как на их начальной стадии, так и на завершающей. На начальной стадии переговоров задачей посредника является ослабление жесткости первоначальных позиций, уменьшение возможного недоверия и враждебности участников переговоров. На завершающей стадии, если стороны, не в состоянии сами решить проблему, содействие посредника может способствовать преодолению разногласий и выходу из тупика.

Процедура посредничества

Процедура посредничества может применяться либо по инициативе третьей стороны, чье предложение о посредничестве принимается сторонами спора, либо по инициативе одной или обоих сторон спора, соглашающихся на услуги посредника. Применение процедуры посредничества может быть согласовано в отдельном специальном соглашении либо предусматриваться положениями действующего договора или резолюцией международного органа.

Соглашаясь на применение посредничества спорящие государства, прежде всего, берут на себя обязательство по разрешению спора именно мирным путем, что означает готовность идти на уступки. Также стороны становятся обязанными предоставить посреднику всю необходимую информацию относительно существа спора.

Поскольку многие крупные международные споры сопряжены с высокой политической напряженностью, приоритетом посреднической деятельности является предотвращение дальнейшего обострения ситуации. С этой целью посреднику необходимо предпринять меры, способствующие скорейшему восстановлению контакта между сторонами, хотя бы на неофициальном уровне. Если стороны еще не готовы к прямому диалогу, посредник может выступить в роли «связующего звена» для обмена мнениями и суждениями. Эта стадия очень похожа на добрые услуги, но предполагает более широкое участие посредника.

На основе предоставленной информации и собственного изучения предмета спора посредник выясняет фактические позиции, точки зрения, интересы и опасения участников спора. Как бы просто ни выглядела эта функция, порой она является самой сложной, поскольку требует глубокого понимания сути спора и истинных целей каждой из сторон.

Посредник выясняет ключевые вопросы, вызывающие основные разногласия сторон, которые даже сами участники спора не всегда могут полностью осознавать. В ходе детального обсуждения с каждой из сторон спора устанавливаются основные параметры соглашения, позволяющие каждому участнику спора решить свои базовые проблемы и в то же время оставляющие место для компромисса по вопросам, имеющим принципиальное значение для его оппонента. Эта функция посредничества приближает его к примирению.

По мере продвижения процесса посредничества более целесообразным вариантом может статься переход к прямым переговорам между сторонами, по крайней мере, в отношении отдельных вопросов. В подобных обстоятельствах задачей посредника является лишь создание благоприятных условий для ведения переговоров, но непосредственного участия он в них не принимает, вступая в обсуждение только для внесения предложений, необходимых для полного и окончательного урегулирования всех пунктов соглашения.

Практика применения посредничества

В средневековой Европе Папа и Император наделялись особыми полномочиями заботиться о сохранении мира между христианскими народами, быть посредниками ex officio при всяких международных столкновениях. Вмешательство Папы, реже Императора, в международные столкновения с целью их мирного разрешения воспринималось европейскими народами как должное и само собой разумеющееся. Известными случаями разрешения межгосударственных споров путем посредничества Папы или его представителя являются мир между Францией и Англией (1360 г.), мир между Карлом VII Французским и герцогом Филиппом Бургундским (1435 г.).

В XIX веке посредничество широко использовалось в самых разных ситуациях, особенно в отношении предотвращения военных конфликтов или толкования договоров. Успешные посредничества были проведены, например, Великобританией в 1825 году в конфликте между Бразилией и Португалией, Францией в 1849 году между Великобританией и Грецией, Великобританией в 1830 году между Францией и США.

В XX веке посредничество продолжило успешно развиваться, все больше смыкаясь с работой международных организаций.

Современными примерами применения посредничества является посредничество СССР в урегулировании кашмирского конфликта между Индией и Пакистаном (1966 г.); Алжира в урегулировании территориальных споров между Ираном и Ираком (1975 г.), Алжира в разрешении кризиса между Ираном и США, связанного с захватом американского посольства (1980 г.).

Посредничество России в конфликте между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха способствовало заключению 5 мая 1994 г. протокола о прекращении огня, положившего конец активным боевым действиям в регионе. Впоследствии при участии ОБСЕ была образована Минская группа посредников под председательством России, Франции и США, разработавшая основные (Мадридские) принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Урегулирование кризиса в Южной Осетии в 2008 г., вызванного военными действиями Грузии, было осуществлено при посредничестве президента Франции Н. Саркози, который внес решающий личный вклад в разрешение данного конфликта, несмотря на то, что действовал от имени Европейского союза. Окончательный вариант мирного плана был подписан Южной Осетией, Абхазией, Грузией и Россией 16 августа 2008 г.

В целом, современная межгосударственная практика свидетельствует о жизнеспособности международно-правового института посредничества. Посредничество с успехом применялось и применяется для мирного урегулирования межгосударственных и внутригосударственных конфликтов на всех их этапах: до их перерастания в вооруженный конфликт, после вспышки насилия и в ходе осуществления мирных соглашений.

Источник

Оцените статью
Разные способы