- лекция 4. Восприятие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Тема 4
- ВОСПРИЯТИЕ
- Общая характеристика восприятия
- Восприятие как действие
- Виды восприятия
- Д3. Свойства восприятия
- Свойства восприятия информации человеком
- 1. Восприятие окружающего мира
- 2. Свойства восприятия
- 1. Свойство восприятия «Последовательность»
- 2. Свойство восприятия «Избирательность»
- 3. Свойство восприятия «Соотносительность»
- 4. Свойство восприятия «Константность»
- 5. Свойство восприятия «Целостность»
- 6. Свойство восприятия «Запоминаемость»
- 7. Свойство восприятия «Реакция на движение»
- 8. Свойство восприятия «Иллюзорность»
- 9. Свойство восприятие «Ассоциативность»
- 3. Характеристика хороших учебных материалов
лекция 4. Восприятие
общая характеристика восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_4._vospriyatie.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 4
ВОСПРИЯТИЕ
Общая характеристика восприятия
Восприятие как действие
Основные свойства восприятия
Общая характеристика восприятия
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.
Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.
Восприятие как действие
Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обсле-дование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.
Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис. 1).
Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета
Дают возможность сопоставить размеры нескольких объектов
Отвечают за построение перцептивного образа
Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета
Исправляют ошибки в образе
Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия
Рис. 1. Перцептивные действия
Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Виды восприятия
Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).
По форме психической активности
По форме
существования
материи
По ведущему анализатору
По степени организации
Преднаме рен ное
В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта
Восприятие человека человеком
Рис. 2. Классификация восприятия
Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.
Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений дейст-вительности, людей и самого себя.
Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (анали-тического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблюдателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.
Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.
Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.
Наблюдение является основным методом изучения обстановки и места происшествия. Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния обвиняемого или подозреваемого в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако необходимо для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.
Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Симультанное восприятие – одноактное.
Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.
Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3) [1] .
Восприятие формы, объемности и
величины предметов
и удаленности предметов
и воздушная
перспектива
Рис. 9.3. Восприятие пространства
По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет очень важное значение.
Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.
Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.
По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.
В профессиональной деятельности юриста важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, например, при допросе свидетеля необходимо уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимаемых предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Так, например, для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Кроме того, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.
Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).
Восприятие последовательности явлений
Восприятие длительности явлений
Восприятие темпа и ритма
Рис. 4. Восприятие времени
Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.
На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:
- перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
- объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
- упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.
Например, экспериментальным путем установлено, если на нас одновременно воздействует два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным стимулом». Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса. Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии, в ожидании неприятных событий.
Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо-циональной, психической напряженности, что искажает оценку продол-жительности события. Подобное искажение наблюдается при допросе обвиняемого, совершившего преступление в состоянии аффекта. В подобных случаях в ходе следственного эксперимента свидетелю, потерпевшему или обвиняемому предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Восприятие продолжительности времени меняется в зависимости от возраста. Для лиц преклонного возраста время течет гораздо быстрее, чем для ребенка. Это должен учитывать сле-дователь при допросе свидетелей, когда сталкивается с расхождением в их показаниях.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).
Источник
Д3. Свойства восприятия
Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:
- Функциональные возможности представления информации
- Психологические критерии восприятия информации человеком
- Эстетика визуальных форм представления информации.
Вид занятия | Усвоенная информация | |
После 3 часов | После 3 дней | |
Только рассказ | 70 % | 10 % |
Только показ | 72 % | 20 % |
Рассказ и показ | 85 % | 65 % |
По окончании урока вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
1. Восприятие окружающего мира
Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:
- глаза (орган зрения),
- уши (орган слуха),
- нос (орган обоняния),
- кожа (орган осязания),
- язык (орган вкуса).
Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:
- отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
- создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:
- отражение в сознании внешних предметов и явлений,
- «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.
Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:
Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «Восприятие ⇒ Запоминание ⇒ Вовлечение».
Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.
Главные причины, по которым зрительная информация так важна:
- зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
- зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
- зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).
Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.
Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.
Итак, перечислю по порядку свойства восприятия:
- Последовательность
- Избирательность
- Соотносительность
- Константность
- Целостность
- Иллюзорность
- Ассоциативность
- Запоминаемость
- Реакция на движение
2. Свойства восприятия
1. Свойство восприятия «Последовательность»
Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.
Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.
При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.
Пример:
Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы
- ЗГИ ( 1 ) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ ( 2 ).
- Начальники отделов ( 3 ) имеют различный «вес» на производстве,
- Группа контроллинга ( 4 ) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ ( 2 ), но выше других начальников.
- Связь между группой контроллинга ( 4 ) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил ( 5 ) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
- Элемент Контроль выполнения заданий ( 5 ) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
- Связи ( 6 ) между начальниками отделов ( 3 ) и группами ( 7 ) имеют различные «коленца»
- Группы ( 7 ) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.
А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.
При анализе этой структурной схемы следует:
- Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
- Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.
При оформлении структурный схемы следует:
- Делать скруглённые углы у фигур.
- Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
- Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.
Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.
Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»
Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.
2. Свойство восприятия «Избирательность»
Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.
Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту. А в таблице полезно сделать чередующие цветовые строки, разумеется, не злоупотребляя цветовым контрастом.
Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):
- Заголовки
- Подзаголовки
- Поясняющий текст.
Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:
3. Свойство восприятия «Соотносительность»
Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.
Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.
Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.
Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:
Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее
Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:
4. Свойство восприятия «Константность»
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:
- раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
- собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
- все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:
Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.
Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:
Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху
С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.
5. Свойство восприятия «Целостность»
Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.
Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:
Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.
Пример:
На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает
А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:
6. Свойство восприятия «Запоминаемость»
Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.
Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:
При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.
Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:
На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.
7. Свойство восприятия «Реакция на движение»
Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.
Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.
Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.
Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом
8. Свойство восприятия «Иллюзорность»
Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):
9. Свойство восприятие «Ассоциативность»
Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.
Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:
Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.
Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.
3. Характеристика хороших учебных материалов
Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:
Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.
Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:
- отвечать поставленным задачам занятия,
- позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
- отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
- учитывать особенности восприятия информации,
- быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).
Теперь вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
Источник