Последовательный способ связи предложений примеры

Последовательное подчинение придаточных в сложноподчиненном предложении

Последовательное под­чи­не­ние — это под­чи­не­ние, при кото­ром каж­дое после­ду­ю­щее при­да­точ­ное пред­ло­же­ние зави­сит от предыдущего.

Несколько при­да­точ­ных частей могут быть свя­за­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и меж­ду собой после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем. Укажем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложное предложение с последовательным подчинением

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два и более зави­си­мых пред­ло­же­ния могут иметь после­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние по отно­ше­нию друг к дру­гу. Последовательное под­чи­не­ние име­ет «гово­ря­щее» назва­ние. Оно про­ис­хо­дит после­до­ва­тель­но от глав­но­го пред­ло­же­ния к пер­во­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, затем от пер­во­го ко вто­ро­му, от вто­ро­го к тре­тье­му и т. д.

Непосредственно глав­но­му пред­ло­же­нию под­чи­ня­ет­ся толь­ко пер­вое при­да­точ­ное, а все после­ду­ю­щие посте­пен­но и после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся по оче­ре­ди друг к дру­гу. Образно гово­ря, это постро­е­ние слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния похо­же на желез­но­до­рож­ный состав, где к теп­ло­во­зу при­со­еди­ня­ет­ся толь­ко пер­вый вагон, а все осталь­ные цеп­ля­ют­ся друг за дру­га по порядку.

Например:

Помню (1), как пошли мы с лес­ни­ком в дуб­ра­ву (2), где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и каба­ны (3) (В. Песков).

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние состо­ит из трех про­стых: пер­вое пред­ло­же­ние глав­ное, вто­рое и тре­тье — при­да­точ­ные. Первое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние непо­сред­ствен­но соеди­не­но с помо­щью сою­за «как» с глав­ным и пояс­ня­ет в нем ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом «пом­ню»:

пом­ню (что?) как пошли мы с лес­ни­ком в дубраву.

Второе при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся союз­ным сло­вом «где» к пер­во­му при­да­точ­но­му и пояс­ня­ет в нем обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с пред­ло­гом «в дуб­ра­ву»:

в дуб­ра­ву (какую?) где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и кабаны.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем выгля­дит так:

Понаблюдаем, как при­со­еди­ня­ют­ся друг к дру­гу при­да­точ­ные пред­ло­же­ния в слож­ном пред­ло­же­нии с после­до­ва­тель­ным подчинением:

Я знал, что мне нуж­но пото­ро­пить­ся, посколь­ку поезд отправ­ля­ет­ся через полчаса.

Она мне не раз гово­ри­ла, как бы ей хоте­лось вер­нуть­ся сюда ещё раз, что­бы вспом­нить счаст­ли­вые дни сво­ей юности.

Мы шли по еле замет­ной тро­пин­ке, что неожи­дан­но свер­ну­ла к реч­ке, у бере­га кото­рой плес­ка­лись утки.

Некоторые счи­та­ют, что доста­точ­но толь­ко как сле­ду­ет попро­сить, что­бы их жела­ние исполнилось.

Запятые в предложении с последовательным подчинением

При после­до­ва­тель­ном под­чи­не­нии при­да­точ­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ет­ся от глав­но­го пред­ло­же­ния и друг от дру­га запятой.

В саду зацве­ли ябло­ни, кото­рые похо­жи на бело­снеж­ные обла­ка, что как буд­то спу­сти­лись с небес.

Следует иметь в виду, что в слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем одно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может ока­зать­ся внут­ри дру­го­го напо­до­бие «мат­рёш­ки», при­чём под­чи­ни­тель­ные сою­зы или союз и союз­ное сло­во ока­жут­ся рядом, например:

Я думал о том (1), что (2), если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радо­сти (3), он их вовсе не полу­ча­ет (2).

Рядом нахо­дят­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы «что» и «если», кото­рые отно­сят­ся к раз­ным при­да­точ­ным предложениям:

  • что он их вовсе не получает;
  • если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радости.

Между сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая, если изъ­я­тие вто­ро­го под­чи­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния не тре­бу­ет пере­строй­ки все­го слож­но­го пред­ло­же­ния, а это про­ис­хо­дит при отсут­ствии вто­рой части состав­но­го сою­за — то, так, но.

Запятая на сты­ке двух под­чи­ни­тель­ных сою­зов (сою­за и союз­но­го сло­ва) не ста­вит­ся в том слу­чае, если вто­рое пред­ло­же­ние нель­зя изъ­ять без изме­не­ния все­го слож­но­го пред­лож­но­го. В этом слу­чае далее име­ет­ся вто­рая часть состав­но­го сою­за — то, так, но.

Примеры предложений из художественной литературы

Эдип знал, что_ если он не раз­га­да­ет голо­во­лом­ки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она одна­жды не вый­дет на рабо­ту, то к обе­ду сле­ду­ет ожи­дать конец све­та (Т. Устинова).

Подъехав к месту сра­же­ния, я понял, что, если про­явить упор­ство, побе­да будет за нами.

Воздух был необык­но­вен­но све­тел, про­зра­чен и нежен, так что, когда Анна Акимовна погля­де­ла в окно, ей преж­де все­го захо­те­лось вздох­нуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

Снег падал мед­лен­но и важ­но, и хло­пья его были такие боль­шие, что каза­лось, буд­то с неба сле­та­ют на город лег­кие белые цве­ты (К. Паустовский).

Я был слаб, что­бы рабо­тать, поэто­му писал кни­ги и пьесы…(Б. Шоу).

Ветки их так часто пере­пле­лись, что каза­лось, буд­то огнен­ные цве­ты шипов­ни­ка и белые, пах­ну­щие мин­да­лем цве­ты боярыш­ни­ка каким-то чудес­ным обра­зом рас­пу­сти­лись на одном кусте (К. Паустовский).

В то лето, когда побы­вал Сёмка в горо­де, он стал при­гля­ды­вать­ся к цер­ков­ке, кото­рая сто­я­ла в деревне Талица, что в трех вер­стах езды от Чебровки (В. Шукшин).

Многие дума­ют, буд­то пой­ди толь­ко в лес, где мно­го мед­ве­дей, так они набро­сят­ся и съе­дят тебя (М. Пришвин).

Допустим, мы заин­те­ре­со­ва­ны, что­бы в лесу води­лось поболь­ше ряб­чи­ков, жизнь кото­рых свя­за­на с хвой­ны­ми дере­вья­ми (В. Солоухин).

Источник

Читайте также:  Способы привлечения финансовых ресурсов для предприятия

7.7. Тексты с различными видами связи

Текст и его основные признаки

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

  1. тексты с цепными связями;
  2. тексты с параллельными связями;
  3. тексты с присоединительными связями.

Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:

  • местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
  • лексические и синтаксические повторы;
  • синонимические замены.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.

Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.

Читайте также:  Как снизить давление домашним способом

Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:

  • параллелизм их структуры;
  • единство форм выражения сказуемых.

Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.

Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.

Читайте также:  Способ для ускорения родов

Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).

Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».

Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.

Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.

Источник

Оцените статью
Разные способы