- Последовательная связь предложений в тексте
- «Средства связи предложений в тексте»
- Цепная связь предложений в тексте
- Характерные признаки цепной связи
- Параллельная связь предложений в тексте
- Характерные признаки параллельной связи
- О способах связи предложений в тексте
- Цепная (последовательная) связь предложений в тексте
- Параллельная связь предложений в тексте
Последовательная связь предложений в тексте
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.
Возможные трудности
Добрые советы
Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?
Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.
Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.
Содержание первого предложения не должно противоречить содержанию последующего текста. Перечитайте внимательно текст и убедитесь, что между текстом в целом и выбранным вами предложением нет противоречий по смыслу.
Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?
Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.
Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.
Способы связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.
Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.
Последовательная (цепная) связь
Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.
Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.
Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.
Поясним сущность цепной связи схемой.
Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.
Собакевич неприветлив, жаден и груб.
Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.
Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.
Поясним сущность параллельной связи схемой.
В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.
Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста
Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь — это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.
Текст (лат. textum — ткань, сплетение, соединение) — это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).
Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:
1) содержание текста;
3) основная мысль текста;
4) раскрытие темы текста;
5) позиция автора текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме.
Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.
Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме.
Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.
Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.
Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора.
Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.
Источник
«Средства связи предложений в тексте»
Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.
Цепная связь предложений в тексте
Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:
Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).
Характерные признаки цепной связи
- Употребление местоимений.
- Употребление синонимов и повторов.
- Использование вводных слов.
- Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.
(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
- второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
- третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
- четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).
Вывод: связь между предложениями — цепная.
Параллельная связь предложений в тексте
Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:
В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).
Характерные признаки параллельной связи
- Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
- Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.
(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
- второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
- третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
- четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.
Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.
Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».
Источник
О способах связи предложений в тексте
Здравствуйте, читатели блога «Русское слово»!
Сегодня продолжим разговор о связной речи, начатый в этой статье, и поговорим о способах связи предложений в тексте, а также о том, как научиться использовать эти способы в речи.
Для начала хочу пояснить. Мы не дублируем и не создаём здесь учебник. И не открываем «Америку»! Наша цель – привлечь внимание к проблеме связности речи и подсказать пути решения.
Справедливо заметили читатели блога в комментариях к предыдущей записи по нашей теме, что связная речь начинает формироваться ещё в детстве. Но почему-то со временем приобретённые в детском саду и школе навыки связной речи теряются.
Уметь связно выразить свои мысли, бесспорно, нужно каждому человеку. Ведь мы очень хотим, чтобы нас понимали правильно , ведь так?!
Значит, надо учиться строить своё высказывание, строить текст. Кстати, вспомним, что такое ТЕКСТ (перейдите по ссылке).
Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – общее название для нескольких видов птиц из рода Ворон. А гадкая ворона подлетела и цапнула ожерелье! Вороны живут до 75 лет, хотя молва приписывает им до 300 лет. Ворона полетела в лес и остальные жемчужинки попа-адали в траву-у. На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.
Конечно, это не текст!
Предложения просто «выдернули» из разных источников (из басни, Википедии, рассказа) и поставили в один ряд. Без смысла! Без связи! Без цели! Казалось бы, отрывок повествует о вороне. Но это слово «ворона» — единственное, что объединяет эти предложения.
Предложения НЕ СЯЗАНЫ между собой ни по смыслу, ни грамматически, ни стилистически!
Здесь нет ни начала, ни конца. Полная бессмыслица!
Предложения в тексте должны развивать тему, они должны быть связаны между собой, объединены основной мыслью автора. Любой текст – это обязательно связная структура!
Существует два основных способа связи предложений в тексте.
Цепная (последовательная) связь предложений в тексте
Цепная связь предложений отражает последовательное развитие мысли. Соседние предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).
Предложения при цепной связи связаны – спаяны! – между собой так: второе предложение — с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.
Очень простой пример текста, в котором предложения связаны цепной связью:
Чтобы научиться так связывать предложения между собой, используйте повторяющиеся слова, местоимения, однокоренные сова, слова-синонимы, антонимы, союзы и союзные слова. Есть и другие средства связи, об этом позже…
Параллельная связь предложений в тексте
При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: второе, третье, четвёртое предложения связаны по смыслу с первым предложением.
При этом предложения одинаково относятся как друг к другу, так и к первому предложению.
Параллельная связь отражает перечисление, противопоставление или сопоставление. Каждое новое предложение не продолжает предыдущее, как при последовательной (цепной) связи, а раскрывает, детализирует одно общее – первое – предложение.
Предложения не сцепляются, а сопоставляются. Как правило, в них одинаковый порядок слов, похожи и члены предложения и т.д.
Пример текста, где предложения связаны параллельно:
Второе, третье и четвёртое предложения раскрывают смысл первого. Даже если поменять их местами, текст не разрушится. И при этом останется связным. Объединяет все четыре предложения контекстуальные синонимы: кабинет, класс, комната, здесь.
Цепная и параллельная связь предложений, бывает, используется в одном тексте. Классическим примером является лермонтовский «Парус»:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!…
Что ищет он
в стране далекой?
Что кинул он
в краю родном?…
Между первым и вторым предложением, а также между первым и третьим – цепная связь (парус – он), между вторым предложением и третьим – параллельная связь.
В построении текста очень важно правильно связывать предложения между собой. Связывать предложения между собой можно двумя способами. Это может быть цепная связь, параллельная или и та и другая одновременно.
Какими средствами воспользоваться для связи предложений в единый текст, поговорим в следующий раз. А на сегодня всё.
Остались вопросы? Задавайте их в комментариях.
Источник