Последовательный способ обработки информации называется вербальным

Информация, её свойства и виды

Информационный процесс — совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Можно выделить три основных типа информационных процессов: обработка, хранение и передача информации. Рассмотрим их подробнее.

Обработка информации — это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Из курса информатики основной школы вам известно, что существует два различных типа обработки информации:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:

• кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или последующей обработки;

• структурирование — организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;

• поиск и отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива и др.

При всём многообразии решаемых задач в процессе обработки информации всегда решается некоторая информационная задача, а именно: дан некоторый набор исходных данных — исходной информации, требуется получить некоторые результаты — итоговую информацию. Сам процесс перехода от исходных данных к результату и есть процесс обработки. Тот объект, который осуществляет обработку, может быть назван исполнителем обработки. Для успешного выполнения обработки информации исполнителю должен быть известен способ обработки, т. е. последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы достичь нужного результата. Описание такой последовательности принято называть алгоритмом обработки.

Общая схема процесса обработки информации представлена на рисунке 1.11.

Исполнителем обработки информации может быть человек или компьютер. При этом человек, как правило, является неформальным, творчески действующим исполнителем. Даже для решения самой простой математической задачи разные люди могут использовать разные способы!

Что касается компьютера, то он является формальным исполнителем, действия которого осуществляются автоматически, строго в соответствии с имеющимся алгоритмом обработки информации.

Рассмотрим отдельные процессы обработки информации более подробно.

Источник

Рабочая программа учебной дисциплины «психофизиология»

Сторінка 5/8
Дата конвертації 12.04.2016
Розмір 1.16 Mb.
Тема 8. Психофизиология речевых процессов

Тезаурусный контроль: анализатор, Вернике центр, афазия, контрлатеральный, латерализация функций, ансамбль нейронов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Какие физиологические механизмы лежат в основе артикуляции?
  • Чем различаются функции центра Брока и центра Вернике?
  • Чем объясняется эффект правого уха?
  • Какой компонент вызванных потенциалов отражает семантическое рассогласование?

Тематика рефератов:

  1. Этапы эволюции коммуникаций между животными.
  2. Учение о второй сигнальной системе и современное ее положение.
  3. Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи.
  4. Мозговые центры речи и нейропсихологические исследования.
  5. Роль межполушарной асимметрии в порождении речи.
  6. Современные модификации метода дихотического прослушивания.
  7. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе

Хрестоматийный материал к теме 8

  • Вартанян И.А Физиология сенсорных систем

Тестирование:

Верно ли утверждение, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к выпадению какой-либо одной речевой функции, а не к нарушению функции речи в целом?

  • нет
  • да

Верно ли утверждение, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контрлатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов?

  • да
  • нет

Верно ли утверждение, что в соответствии с концепцией прогрессивной латерализации специализация полушарий возникает на втором году индивидуального развития?

  • нет
  • да

Жесты-знаки, используемые человекообразными обезьянами:

  • представляют собой форму понятийной речи
  • выполняют только коммуникативную функцию
  • служат для складывания новых предложений

Невербальные коммуникативные сигналы составляют от общего объема сообщений в процессе общения около:

  • 20%
  • 40%
  • 60%
  • 80%

Согласно И.П. Павлову, слово понимается как:

  • сигнал сигналов
  • смысл сигналов
  • сигнал значений
  • смысл значений

К периферическим органам речи относятся:

  • эффекторные нервные пути
  • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука
  • генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны
  • резонаторная система

При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку, которые обозначаются как:

  • моторная афазия
  • сенсорная афазия
  • перцептивная афазия
  • системная афазия

Модель опознания букв и слов при чтении, в которой процесс опознания начинается, когда ряд букв поступает на «анализатор деталей», затем получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов, и при обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово, что в свою очередь активизирует опознание расположенных рядом слов:

  • разработана Сперри и Газзанигой
  • разработана Прибрамом и Галантером
  • разработана Миллером и Прибрамом
  • разработана Мейером и Шваневельдтом

Хотя у большей части правшей речевые функции локализованы в левом полушарии, тем не менее в правом полушарии находятся речевые центры у:

  • 5% правшей
  • 10% правшей
  • 15% правшей
  • 20% правшей

Речевые зоны находятся в левом полушарии у:

  • 40% левшей
  • 50% левшей
  • 60% левшей
  • 70% левшей

Метод, основанный на избирательном наркозе полушарий, когда в одну из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного (амитал-натрий), с током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него свое действие, называется:

  • метод Вуда
  • метод Вада
  • метод Моруцци
  • метод Мэгуна

Если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием — в правое; поскольку подавляющее большинство людей праворуки, то это явление носит название:

  • эффект левого уха
  • эффект правого уха
  • эффект левого полушария
  • эффект правого полушария

Известны несколько концепций, относящихся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе:

  • эквипотенциальности полушарий
  • эквипотенциальной латерализации
  • прогрессивного развития полушарий
  • прогрессивной латерализации

Пластичность нервных центров, ответственных за освоение речи, постепенно уменьшается и утрачивается к:

  • началу раннего детства
  • началу младшего школьного возраста
  • началу полового созревания
  • началу юношеского возраста

При сравнении временных параметров позднего компонента Р300 на словесные стимулы было установлено, что скорость обработки информации в правом полушарии:

  • выше, чем в левом
  • ниже, чем в левом
  • такая же, как и в левом

Отрицательный компонент N 400, или N 4, который рассматривается как показатель принятия лексического решения:

  • начинаясь после 100 мс, достигает максимума в 400 мс
  • начинаясь после 250 мс, достигает максимума в 300 мс
  • начинаясь после 250 мс, достигает максимума в 400 мс
  • начинаясь после 350 мс, достигает максимума в 600 мс

Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

Тезаурусный контроль: когерентность, активация, эндогенный, экзогенный, ассоциативные зоны коры, ацетилхолин, холинэргические нейроны.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Какие методы психофизиологии используются для изучения мышления?
  • Как отражается мыслительная деятельность в параметрах дистантной синхронизации и когерентности?
  • Как отражается в параметрах вызванных потенциалов принятие решения?
  • Что подразумевается под понятием «нейронная эффективность»?

Тематика рефератов:

  1. Электрофизиологические корреляты мышления.
  2. Психология и психофизиология принятия решений.
  3. Психофизиологические методы диагностики интеллекта и их ограничения.
  4. Роль межполушарной асимметрии в мыслительных процессах.

Хрестоматийный материал к теме 9

  • Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд

Тестирование:

Верно ли суждение, что индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму вызванные потенциалы, а с низким показателями интеллекта — низкоамплитудные вызванные потенциалы упрощенной формы?

  • да
  • нет

Верно ли суждение, что одаренность отрицательно связана с морфологическими особенностями мозга, в первую очередь с размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры?

  • да
  • нет

Верно ли суждение, что амплитуда компонента Р3 тем меньше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуемого ситуация эксперимента?

  • нет
  • да

Успешность выполнения вербальных заданий и тестов на зрительно-пространственные отношения оказывается положительно связанной с высокой активностью:

  • альфа-диапазона ЭЭГ левого полушария
  • бета-диапазона ЭЭГ левого полушария
  • альфа-диапазона ЭЭГ правого полушария
  • бета-диапазона ЭЭГ правого полушария

Последовательный способ обработки информации называется:

  • симультанным
  • логическим
  • сукцессивным
  • вербальным

Целостное схватывание при обработке информации называется:

  • симультанным
  • логическим
  • сукцессивным
  • вербальным

Колебания волны Р 300, или Р 3, как позднее позитивное колебание регистрируется:

  • в интервале 100-200 мс
  • в интервале 200-300 мс
  • в интервале 300-600 мс
  • в интервале 600-800 мс

Волна Р 3 рассматривается как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как:

  • ожидание
  • снятие неопределенности
  • принятие решения
  • оценка результативности

Латентный период Р 3:

  • прямо связан с информационной спецификой стимула и сложностью экспериментальной задачи
  • прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален сложности экспериментальной задачи
  • обратно пропорционален информационной специфике стимула и прямо пропорционален сложности экспериментальной задачи
  • обратно пропорционален информационной специфике стимула и сложности экспериментальной задачи

Рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов:

  • Ф.Гальтон
  • Р.Б.Кеттелл
  • Г.Айзенк

Показатель интеллекта связан с временем реакции в среднем на уровне:

  • -0,3
  • +0,3
  • -0,6
  • +0,6

Тема 10. Психофизиология двигательной активности

Тезаурусный контроль: локомоция, мотонейрон, артикуляция, активация, когерентность, Бродмана поля, хронометрия процессов переработки информации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Чем различаются статический и динамический образ тела?
  • Какие структуры мозга играют решающую роль в организации произвольного движения?
  • Как различаются функции пирамидной и экстрапирамидной систем?
  • Что дают для понимания мозговых механизмов организации движения потенциалы мозга, связанные с движением?

Тематика рефератов:

  1. Учение Н.А. Бернштейна о строении движения.
  2. Психофизиологические типологии движений.
  3. Движения руки человека и их нейрофизиологические механизмы.
  4. Произвольные движения и их нейрофизиологические механизмы.
  5. Исторические этапы исследований потенциалов мозга, связанных с движениями.
  6. Роль нейронной активности в построении движений.

Хрестоматийный материал к теме 10

  • Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений

Тестирование:

Существует два основных вида двигательных функций:

  • поддержание положения
  • движение
  • действие
  • локомоция

Верно ли суждение, что в колонках пирамидных нейронов моторной коры представлены не столько мышцы, сколько движения?

  • да
  • нет

Верно ли, что в начале обучения произвольным движениям усиливаются синхронные отношения ритмических составляющих ЭЭГ моторных зон с передними и задними ассоциативными областями?

  • да
  • нет

Верно ли суждение, что по мере овладения произвольным движением ослабляются связи моторных зон с нижнетеменными?

  • нет
  • да

Верно ли, что при точностных действиях, требующих тонкой пространственной ориентации и зрительного контроля (стрельба, фехтование, баскетбол), усиливаются взаимодействия между зрительными и моторными областями?

  • да
  • нет

Существует два основных вида двигательных функций:

  • поддержание положения
  • движение
  • действие
  • локомоция

Двигательные пути, идущие от головного мозга к спинному, делятся на две системы:

  • парамоторную
  • пирамидную
  • локомоторную
  • экстрапирамидную

Нейроны, выполняющие функции генератора шагания, обнаружены в:

  • коре головного мозга
  • спинном мозге
  • стволе мозга
  • мозжечке

Манипуляторные движения зависят от центральной программы, поэтому ведущую роль в их осуществлении играют:

  • гипоталамус
  • базальные ганглии
  • мозжечок
  • таламус
  • фронтальная кора

В моторной зоне коры у человека имеются так называемые гигантские пирамидные клетки:

  • Лурии
  • Пуркинье
  • Беца
  • Монакова

Тема 11. Сознание как психофизиологический феномен

Тезаурусный контроль: ретикулярная формация, лимбическая система, элетроэнцефалограмма, мозолистое тело, гиперсинхронизация, модулирующая система мозга.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  • Какие структурные образования мозга контролируют состояние сознания?
  • Почему фокус сознания ассоциируется со «светлым пятном»?
  • В чем состоит содержание сознания как психофизиологического феномена?
  • Какие условия способствуют осознанию слабого раздражителя?

Тематика рефератов:

  1. Исследования содержательных и формально-динамических аспектов сознания.
  2. Физиологические условия осознания раздражителей.
  3. Мозговые центры и сознание.
  4. Материалистические и идеалистические подходы к анализу проблемы соотношения мозга и сознания.
  5. Нарушения сознания и их психофизиологические исследования.
  6. Психофизиологические исследования измененных состояний сознания.
  7. Эмерджентная теория сознания и ее критика.

Хрестоматийный материал к теме 11

  • Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности

Тестирование:

Верно ли, что физиологическим условием проявления сознания служит состояние пассивного и активного бодрствования?

  • да
  • нет

Верно ли, что в состоянии медитации снижается способность к направленной регуляции вегетативных функций?

  • да
  • нет

Верно ли, что в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии происходит повышение творческой активности?

  • да
  • нет

Верно ли, что информация о внешнем раздражителе по специфическим сенсорным путям поступает в соответствующие проекционные зоны коры и перерабатывается там независимо от того, находится человек в сознании или без сознания?

  • да
  • нет

Верно ли, что наличие вызванного потенциала в проекционных зонах коры означает, что человек осознает, какой именно стимул ему предъявили?

  • нет
  • да

Главными условиями осознания стимула являются его:

  • модальность
  • включенность в ассоциативные связи
  • длительность предъявления
  • значение
  • интенсивность

Гипотеза о существовании центрэнцефалической системы, локализованной в подкорковых структурах, и прежде всего в ретикулярной формации, отвечающей за сознание, развивалась:

  • А.Р. Лурия
  • Х. Джаспером
  • У. Кенноном
  • У. Пенфилдом
  • Г. Мэгуном

Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова выдвигают гипотезу, согласно которой сознание обеспечивается особой временной организацией работы полушарий, когда:

  • правое левое адресуется к настоящему и прошлому опыту человека, а правое — к настоящему и будущему
  • правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому опыту человека, а левое — к настоящему и будущему
  • правое полушарие адресуется к пространственному опыту человека, а левое — к вербальному
  • правое полушарие адресуется к вербальному опыту человека, а левое — к пространственному

Промежуточное (рубежное) тестирование по 3 разделу

Восприятие отдельных признаков объектов внешнего мира осуществляют:

Источник

Читайте также:  Как самому сделать перосъемную машину для кур самый легкий способ
Оцените статью
Разные способы