Симультанный, сукцессивный факторы и фактор межполушарного взаимодействия.
Заканчивая описание нейропсихологических факторов, рассмотрим в сочетании еще три: симультанный, сукцессивный и межполушарного взаимодействия. По собственному опыту многие люди знают, что существует информация, которая доступна восприятию и переработке только в случае последовательного ее поступления (по частям). Наиболее понятным подтверждением этому является восприятие речи. Звуки речи, слова и фразы мы слышим по мере их поступления, шаг за шагом. То же самое относится и к самостоятельному высказыванию, которое развернуто во времени и реализуется в определенной последовательности. Двигательные навыки и другие действия, выполняемые в соответствии с программой (например, приготовление борща), также характеризуются поэтапным выполнением. Оценка приближающегося или удаляющегося звука связана с возможностью сопоставления громкости по мере ее постепенного увеличения или уменьшения. Узнавание удаленного объекта, движущегося навстречу, также происходит постепенно: движущееся пятно — животное — это собака или кошка – кошка — соседский кот Барсик. Иными словами, есть виды информации или условия восприятия и действий, требующие последовательной (сукцессивной) обработки.
В отличие от этого, существуют такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят, с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная. Узнавание знакомых или ожидаемых объектов, припоминание заученных в детстве результатов таблицы умножения и простых арифметических действий, узнавание времени на часах, ориентировка в знакомой местности (идти «на автопилоте») — все это осуществляется на основе фактора симультанности. Порой человек даже затрудняется ответить, на основании чего он делает целостное заключение о том или ином объекте. Так, например, мы узнаем знакомое и близкое лицо спустя много лет и несмотря на происшедшие в нем изменения. В таких случаях обычно люди говорят: «Ты совсем не изменился», хотя на самом деле наша память удерживает некий целостный образ, не зависящий от появившихся морщин, изменения цвета волос, прически и т.д.
Сукцессивность и симультанность отчетливо просматриваются в процессе мышления, которое может быть последовательным, рассуждающим (решение арифметической задачи) или целостным, интуитивным в случае получения ответа сразу, без промежуточных действий (понимание содержания сюжетной живописи с опорой на название картины).
Сукцессивность и симультанность связаны между собой, как связаны целые и составляющие его части, где части так сращиваются друг с другом, что уже не видны. Моделью, иллюстрирующей это положение, являются разрезные картинки. Кстати, разрезать (выделить части) можно ведь несколькими способами. Таким образом, часть определяется целым, а целое — частью, но при этом целое не является механическим результатом соединения частей, которые подчиняются законам структуры целого. Вместе с тем и часть не живет самостоятельной жизнью, без учета взаимосвязей, в которые она включена.
Восприятие речи происходит сукцессивно, но ее понимание основано на факторе симультанности. Известно, что понимание иностранной речи при не очень успешном владении ею облегчается знанием контекста, то есть знанием того, о чем пойдет разговор в целом.
Обращаясь к этим примерам, мы всего лишь хотели подчеркнуть, что сукцессивность и симультанность взаимосвязаны в эффективной психической деятельности, дополняя друг друга.
Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга, а фактор симультанности реализуется его правым полушарием. Связи между этими большими церебральными органами осуществляются благодаря специальным отделам мозга, важнейшим из которых является мозолистое тело. Именно оно обеспечивает межполушарное взаимодействие и взаимную дополнительность сукцессивных и симультанных стратегий психического отражения.
В онтогенезе сукцессивность, симультанность и межполушарное взаимодействие формируются постепенно, несинхронно и имеют большие индивидуальные различия, особенно заметные в случае дисгармоничного развития в сторону преобладания одного из этих факторов при недостаточной сформированности межполушарных связей как на морфологическом, так и на функциональном уровнях.
Читатель не может не согласиться, что усвоение почти всех учебных дисциплин, можно сказать, немыслимо без понимания соотношения в диадах «часть-целое», «целое-часть». Дети с недостаточной сформированностью фактора симультанности затрудняются, например, при восприятии условия арифметической задачи в целом, о чем свидетельствует часто встречающееся при его повторении «забывание» вопроса, придающего задаче завершенность. При чтении может иметь место пропуск слов, что препятствует пониманию текста и указывает на частичность, фрагментарность его восприятия. Аналогичные ошибки обнаруживаются в письме. Отсутствие видения целостной конструкции слова препятствует выделению в нем структурных элементов (корень, приставка и др.). Рисуя домик, ребенок сначала изображает его, отдельные детали и лишь потом доходит до общего контура, в котором детали не размещаются соразмерно, а располагаются как попало.
В отличие от этого, при несформированности фактора сукцессивности и возникают затруднения в выделении части из целого, анализ последнего. Дробление условия арифметической задачи на значимые для составления программы решения звенья, отдельное понимание представленных в условии задачи соотношений, выделение вопроса из целостного каркаса задачи опираются на сукцессивные процессы.
Составление плана изложения или сочинения, предполагающее наличие представлений о целом в последовательности начала, середины и конца, также может быть затруднено. При запоминании текстов ребенок может воспроизвести общий смысл, но не справляется с припоминанием деталей, в том числе и существенных. В графических видах деятельности при рисовании целого пропускаются его детали. Решение сложных примеров, включающих в себя ряд последовательных действий, также может быть затруднено в связи с несформированностью операций разделения целого на части.
Описанные явления, характерные для недостаточного развития каждого из рассматриваемых факторов, могут наблюдаться в разных сочетаниях при несформированности межполушарного взаимодействия. В этом случае не происходит обмена информацией между полушариями мозга, а сукцессивность и симультанность существуют как два отдельных процесса. В зависимости от целого ряда внешних и внутренних условий деятельности и индивидуального опыта ребенка одни виды активности реализуются только при последовательной переработке информации, другие — при целостной.
Заключая описание основных нейропсихологических факторов, лежащих в основе психической деятельности и особенно значимых для ее формирования в детском возрасте, необходимо отметить следующее. Названные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющих психических процессов. Нейропсихология — наука достаточно молодая, и многое в ней находится в стадии разработки. Вместе с тем названные здесь факторы действительно являются основными, поскольку на основании оценки их состояния можно осуществлять диагностику развития познавательных процессов. В этом читатель сможет убедиться, познакомившись с соответствующими главами данной книги. Уделив столь большое место описанию факторов мы хотели привлечь внимание читателя к тому, что в познавательной сфере ребенка целесообразно рассматривать различные процессы на основе их общих составляющих. Традиционное для психологии выделение таких психических функций, как восприятие, память, речь, внимание, мышление и движение при этом не исключается. Данные нейропсихологии, однако, показывают, что эти процессы имеют сложное внутреннее строение, свою динамику развития и, главное, связаны между собой в объединяющих их общих звеньях. для понимания логики развития ребенка и возможных трудностей в обучении, на наш взгляд, более эффективной и прогностически ценной является диагностика не отдельных психических процессов, а тех «сквозных» компонентов, которые создают базис для их содружественного развития.
Выявление недостаточно сформированного фактора в качестве слабого звена, которое обнаруживает себя в дефицитарности, как правило, не одного, а нескольких психических процессов (нейропсихологический синдром), позволяет определить «мишень» психолого-педагогической коррекционной помощи ребенку с трудностями в обучении. Важно, что в этом случае коррекционному воздействию подлежит комплекс психических функций, что соответствует представлениям о системном строении психики.
Преимущества нейропсихологической диагностики состоят еще и в том, что путем анализа уровня сформированности основных факторов можно выявить не только слабые, но и сильные, нормально развитые базисные составляющие психики. Именно они могут и должны учитываться в прогнозе о зоне ближайшего развития ребенка. Кроме того, именно на их полноценное функционирование следует опираться при построении программ коррекционной работы с ребенком.
Наконец, нейропсихологический синдромный факторный подход позволяет рассматривать онтогенез с учетом закономерностей становления и развития психики и мозга в их единстве.
Источник
Симультивный, сукцессивный и фактор межполушарного взаимодействия
Сукцессивный фактор обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательной (Сукцессивной) обработки. В отличие от этого, существует такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная. олег дерипаска биография
Сукцессивность и симультность отчетливо просматриваются в процессе мышления, которое может быть последовательным, рассуждающим или целостным, интуитивным в случае получения ответа сразу без промежуточных действий. Данные факторы, связанные между собой. Как целые и составляющие его части, где части сращиваются друг с другом, что уже не видны. Моделью иллюстрирующей это положение, являются разрезные картинки. Таким образом, часть определяется целым, а целое – частью, но при этом целое не является механическим результатом соединения частей, которые подчиняются законам структуры целого. Восприятие речи происходит сукцессивно, но ее понимание основано на факторе симультивности. Известно, что понимание иностранной речи при не очень успешном владении ею облегчается знанием контекста, то есть знанием того, о чем пойдет разговор в целом.
Фактор сукцессивности обеспечивается работой структур, объединенных в левое полушарие мозга, а фактор симультности в правым. Связи между этими большими церебральными органами осуществляется благодаря специальным отделом мозга, важнейшим из которых является мозолистое тело. Именно оно обеспечивает межполушарное взаимодействие и взаимную дополнительность сукцессивных и симультанных стратегий психического отражения.
В онтогенезе данные факторы формируются постепенно, не синхронно и имеют большие индивидуальные различия. Особенно заметные в случае дисгармоничного развития в сторону преобладания одного из этих факторов при недостаточной сформированности межполушарных связей, как на морфологическом, так и на функциональных уровнях.
Особенности делового общения за рубежом
В последние годы в современной России этике делового и международного сотрудничества стало уделяться больше внимания. Это связано с тем, что Россия перестала быть закрытым государством в широком смысле этого слова, т.е. международные отно .
Сознание
Индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека, в первую очередь в ЦНС и головном мозге. Проблема заключается в том, чтобы установить, какие именно материальные процессы, .
Невроз страха и тревожного ожидания
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы п .
Источник
Рабочая программа учебной дисциплины «психофизиология»
Сторінка | 5/8 |
Дата конвертації | 12.04.2016 |
Розмір | 1.16 Mb. |
Тема 8. Психофизиология речевых процессов |
Тезаурусный контроль: анализатор, Вернике центр, афазия, контрлатеральный, латерализация функций, ансамбль нейронов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Какие физиологические механизмы лежат в основе артикуляции?
- Чем различаются функции центра Брока и центра Вернике?
- Чем объясняется эффект правого уха?
- Какой компонент вызванных потенциалов отражает семантическое рассогласование?
Тематика рефератов:
- Этапы эволюции коммуникаций между животными.
- Учение о второй сигнальной системе и современное ее положение.
- Современное состояние вопроса в механизмах внутренней речи.
- Мозговые центры речи и нейропсихологические исследования.
- Роль межполушарной асимметрии в порождении речи.
- Современные модификации метода дихотического прослушивания.
- Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
Хрестоматийный материал к теме 8
- Вартанян И.А Физиология сенсорных систем
Тестирование:
Верно ли утверждение, что локальные поражения левого полушария различной природы у правшей приводят, как правило, к выпадению какой-либо одной речевой функции, а не к нарушению функции речи в целом?
- нет
- да
Верно ли утверждение, что в условиях конкуренции между правым и левым слуховыми каналами наблюдается преимущество уха, контрлатерального полушарию, доминирующему в обработке предъявляемых сигналов?
- да
- нет
Верно ли утверждение, что в соответствии с концепцией прогрессивной латерализации специализация полушарий возникает на втором году индивидуального развития?
- нет
- да
Жесты-знаки, используемые человекообразными обезьянами:
- представляют собой форму понятийной речи
- выполняют только коммуникативную функцию
- служат для складывания новых предложений
Невербальные коммуникативные сигналы составляют от общего объема сообщений в процессе общения около:
- 20%
- 40%
- 60%
- 80%
Согласно И.П. Павлову, слово понимается как:
- сигнал сигналов
- смысл сигналов
- сигнал значений
- смысл значений
К периферическим органам речи относятся:
- эффекторные нервные пути
- энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука
- генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны
- резонаторная система
При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку, которые обозначаются как:
- моторная афазия
- сенсорная афазия
- перцептивная афазия
- системная афазия
Модель опознания букв и слов при чтении, в которой процесс опознания начинается, когда ряд букв поступает на «анализатор деталей», затем получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов, и при обнаружении этими детекторами достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово, что в свою очередь активизирует опознание расположенных рядом слов:
- разработана Сперри и Газзанигой
- разработана Прибрамом и Галантером
- разработана Миллером и Прибрамом
- разработана Мейером и Шваневельдтом
Хотя у большей части правшей речевые функции локализованы в левом полушарии, тем не менее в правом полушарии находятся речевые центры у:
- 5% правшей
- 10% правшей
- 15% правшей
- 20% правшей
Речевые зоны находятся в левом полушарии у:
- 40% левшей
- 50% левшей
- 60% левшей
- 70% левшей
Метод, основанный на избирательном наркозе полушарий, когда в одну из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного (амитал-натрий), с током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него свое действие, называется:
- метод Вуда
- метод Вада
- метод Моруцци
- метод Мэгуна
Если одновременно подавать слуховые сигналы в левое и правое ухо, то люди с доминирующим по речи правым полушарием будут лучше воспринимать сигналы, подаваемые в левое ухо, а люди с доминирующим по речи левым полушарием — в правое; поскольку подавляющее большинство людей праворуки, то это явление носит название:
- эффект левого уха
- эффект правого уха
- эффект левого полушария
- эффект правого полушария
Известны несколько концепций, относящихся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе:
- эквипотенциальности полушарий
- эквипотенциальной латерализации
- прогрессивного развития полушарий
- прогрессивной латерализации
Пластичность нервных центров, ответственных за освоение речи, постепенно уменьшается и утрачивается к:
- началу раннего детства
- началу младшего школьного возраста
- началу полового созревания
- началу юношеского возраста
При сравнении временных параметров позднего компонента Р300 на словесные стимулы было установлено, что скорость обработки информации в правом полушарии:
- выше, чем в левом
- ниже, чем в левом
- такая же, как и в левом
Отрицательный компонент N 400, или N 4, который рассматривается как показатель принятия лексического решения:
- начинаясь после 100 мс, достигает максимума в 400 мс
- начинаясь после 250 мс, достигает максимума в 300 мс
- начинаясь после 250 мс, достигает максимума в 400 мс
- начинаясь после 350 мс, достигает максимума в 600 мс
Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности
Тезаурусный контроль: когерентность, активация, эндогенный, экзогенный, ассоциативные зоны коры, ацетилхолин, холинэргические нейроны.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Какие методы психофизиологии используются для изучения мышления?
- Как отражается мыслительная деятельность в параметрах дистантной синхронизации и когерентности?
- Как отражается в параметрах вызванных потенциалов принятие решения?
- Что подразумевается под понятием «нейронная эффективность»?
Тематика рефератов:
- Электрофизиологические корреляты мышления.
- Психология и психофизиология принятия решений.
- Психофизиологические методы диагностики интеллекта и их ограничения.
- Роль межполушарной асимметрии в мыслительных процессах.
Хрестоматийный материал к теме 9
- Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд
Тестирование:
Верно ли суждение, что индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму вызванные потенциалы, а с низким показателями интеллекта — низкоамплитудные вызванные потенциалы упрощенной формы?
- да
- нет
Верно ли суждение, что одаренность отрицательно связана с морфологическими особенностями мозга, в первую очередь с размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры?
- да
- нет
Верно ли суждение, что амплитуда компонента Р3 тем меньше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуемого ситуация эксперимента?
- нет
- да
Успешность выполнения вербальных заданий и тестов на зрительно-пространственные отношения оказывается положительно связанной с высокой активностью:
- альфа-диапазона ЭЭГ левого полушария
- бета-диапазона ЭЭГ левого полушария
- альфа-диапазона ЭЭГ правого полушария
- бета-диапазона ЭЭГ правого полушария
Последовательный способ обработки информации называется:
- симультанным
- логическим
- сукцессивным
- вербальным
Целостное схватывание при обработке информации называется:
- симультанным
- логическим
- сукцессивным
- вербальным
Колебания волны Р 300, или Р 3, как позднее позитивное колебание регистрируется:
- в интервале 100-200 мс
- в интервале 200-300 мс
- в интервале 300-600 мс
- в интервале 600-800 мс
Волна Р 3 рассматривается как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как:
- ожидание
- снятие неопределенности
- принятие решения
- оценка результативности
Латентный период Р 3:
- прямо связан с информационной спецификой стимула и сложностью экспериментальной задачи
- прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален сложности экспериментальной задачи
- обратно пропорционален информационной специфике стимула и прямо пропорционален сложности экспериментальной задачи
- обратно пропорционален информационной специфике стимула и сложности экспериментальной задачи
Рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов:
- Ф.Гальтон
- Р.Б.Кеттелл
- Г.Айзенк
Показатель интеллекта связан с временем реакции в среднем на уровне:
- -0,3
- +0,3
- -0,6
- +0,6
Тема 10. Психофизиология двигательной активности
Тезаурусный контроль: локомоция, мотонейрон, артикуляция, активация, когерентность, Бродмана поля, хронометрия процессов переработки информации.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Чем различаются статический и динамический образ тела?
- Какие структуры мозга играют решающую роль в организации произвольного движения?
- Как различаются функции пирамидной и экстрапирамидной систем?
- Что дают для понимания мозговых механизмов организации движения потенциалы мозга, связанные с движением?
Тематика рефератов:
- Учение Н.А. Бернштейна о строении движения.
- Психофизиологические типологии движений.
- Движения руки человека и их нейрофизиологические механизмы.
- Произвольные движения и их нейрофизиологические механизмы.
- Исторические этапы исследований потенциалов мозга, связанных с движениями.
- Роль нейронной активности в построении движений.
Хрестоматийный материал к теме 10
- Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений
Тестирование:
Существует два основных вида двигательных функций:
- поддержание положения
- движение
- действие
- локомоция
Верно ли суждение, что в колонках пирамидных нейронов моторной коры представлены не столько мышцы, сколько движения?
- да
- нет
Верно ли, что в начале обучения произвольным движениям усиливаются синхронные отношения ритмических составляющих ЭЭГ моторных зон с передними и задними ассоциативными областями?
- да
- нет
Верно ли суждение, что по мере овладения произвольным движением ослабляются связи моторных зон с нижнетеменными?
- нет
- да
Верно ли, что при точностных действиях, требующих тонкой пространственной ориентации и зрительного контроля (стрельба, фехтование, баскетбол), усиливаются взаимодействия между зрительными и моторными областями?
- да
- нет
Существует два основных вида двигательных функций:
- поддержание положения
- движение
- действие
- локомоция
Двигательные пути, идущие от головного мозга к спинному, делятся на две системы:
- парамоторную
- пирамидную
- локомоторную
- экстрапирамидную
Нейроны, выполняющие функции генератора шагания, обнаружены в:
- коре головного мозга
- спинном мозге
- стволе мозга
- мозжечке
Манипуляторные движения зависят от центральной программы, поэтому ведущую роль в их осуществлении играют:
- гипоталамус
- базальные ганглии
- мозжечок
- таламус
- фронтальная кора
В моторной зоне коры у человека имеются так называемые гигантские пирамидные клетки:
- Лурии
- Пуркинье
- Беца
- Монакова
Тема 11. Сознание как психофизиологический феномен
Тезаурусный контроль: ретикулярная формация, лимбическая система, элетроэнцефалограмма, мозолистое тело, гиперсинхронизация, модулирующая система мозга.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Какие структурные образования мозга контролируют состояние сознания?
- Почему фокус сознания ассоциируется со «светлым пятном»?
- В чем состоит содержание сознания как психофизиологического феномена?
- Какие условия способствуют осознанию слабого раздражителя?
Тематика рефератов:
- Исследования содержательных и формально-динамических аспектов сознания.
- Физиологические условия осознания раздражителей.
- Мозговые центры и сознание.
- Материалистические и идеалистические подходы к анализу проблемы соотношения мозга и сознания.
- Нарушения сознания и их психофизиологические исследования.
- Психофизиологические исследования измененных состояний сознания.
- Эмерджентная теория сознания и ее критика.
Хрестоматийный материал к теме 11
- Иваницкий А.М. и др. Информационные процессы мозга и психической деятельности
Тестирование:
Верно ли, что физиологическим условием проявления сознания служит состояние пассивного и активного бодрствования?
- да
- нет
Верно ли, что в состоянии медитации снижается способность к направленной регуляции вегетативных функций?
- да
- нет
Верно ли, что в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии происходит повышение творческой активности?
- да
- нет
Верно ли, что информация о внешнем раздражителе по специфическим сенсорным путям поступает в соответствующие проекционные зоны коры и перерабатывается там независимо от того, находится человек в сознании или без сознания?
- да
- нет
Верно ли, что наличие вызванного потенциала в проекционных зонах коры означает, что человек осознает, какой именно стимул ему предъявили?
- нет
- да
Главными условиями осознания стимула являются его:
- модальность
- включенность в ассоциативные связи
- длительность предъявления
- значение
- интенсивность
Гипотеза о существовании центрэнцефалической системы, локализованной в подкорковых структурах, и прежде всего в ретикулярной формации, отвечающей за сознание, развивалась:
- А.Р. Лурия
- Х. Джаспером
- У. Кенноном
- У. Пенфилдом
- Г. Мэгуном
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова выдвигают гипотезу, согласно которой сознание обеспечивается особой временной организацией работы полушарий, когда:
- правое левое адресуется к настоящему и прошлому опыту человека, а правое — к настоящему и будущему
- правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому опыту человека, а левое — к настоящему и будущему
- правое полушарие адресуется к пространственному опыту человека, а левое — к вербальному
- правое полушарие адресуется к вербальному опыту человека, а левое — к пространственному
Промежуточное (рубежное) тестирование по 3 разделу
Восприятие отдельных признаков объектов внешнего мира осуществляют:
Источник