XII. 1. ВЫБОР СПОСОБА ПЛАВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМ
СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ
С точки зрения последовательности обучения различным способам плавания все системы обучения можно разделить на две основные группы, каждая из которых в свою очередь делится на две подгруппы:
1. Последовательное (поочередное) обучение различным способам
плавания.
А. Начало обучения с какого-либо спортивного способа плавания и после его усвоения обучение следующему способу. При этом обычно придерживаются такой последовательности:
а) кроль на груди, кроль, на спине, брасс, баттерфляй,
или:
б) кроль на спине, кроль на груди, баттерфляй, брасс, \
или:
в) брасс на груди, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (изу
чение спортивных способов плавания в такой последовательности,
начиная с брасса на груди, широко применялось в начале текущего сто
летия; в настоящее время используется редко — в тех случаях, когда
обучение проводится с целью подготовки занимающихся к решению
каких-либо прикладных задач или когда индивидуальные особенности
обучаемых дают основание предположить, что брасс на груди они
смогут освоить быстрее, чем какой-либо другой способ плавания).
Б. Начало обучения с одного из так называемых облегченных способов плавания: кроль на груди с продвижением рук вперед под водой; кроль на спине без вынимания рук из воды при выполнении подготовительных движений (движения руками могут выполняться или одновременно, или поочередно); на боку с движением верхней рукой вперед под водой; на боку с одновременным движением обеими руками и с выполнением ими подготовительных движений под водой и др,
После освоения облегченного способа плавания начинают обучение спортивным способам.
2. Параллельно-последовательное обучение различным способам
плавания.
А. Обучение, при котором определяется общая последовательность обучения спортивным способам плавания (например, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс), но непосредственное обучение этим способам проводится не поочередно, а параллельно — уже в комплекс упражнений для освоения с водой вводятся подготовительные упражнения, используемые при обучении плаванию способами кроль на груди и кроль на спине; затем упражнения для освоения в воде постепенно заменяются упражнениями, используемыми для изучения элементов техники плавания способами баттерфляй и брасс. Изучение этих способов начинается раньше, чем будут закреплены навыки в плавании способами кроль на груди и кроль на спине. При этой системе обучения могут быть использованы и облегченные способы плавания, но только как подготовительные упражнения для обучения плаванию спортивными способами. Закреплять навыки в плавании облегченными способами не следует.
Б. Одновременное обучение основным элементам техники плавания всеми спортивными способами: определяются основные положения тела и основные элементы техники дыхания и движений руками при плавании всеми способами. Упражнения, направленные на освоение положений тела и техники движений руками и дыхания, вводятся в программу занятий уже во второй половине этапа освоения в воде.
После того как обучаемые освоятся с водной средой, продолжаются упражнениям скольжении на груди и в движениях одними руками (всеми способами) и, кроме того, вводятся в программу занятий упражнения в плавании с движениями одними ногами. Когда техника движений ногами изучена, включаются упражнения в сочетании движений рук и ног.
Каждый из этих двух методов (последовательное и параллельно-последовательное обучение) и их разновидности имеют свои достоинства и недостатки.
Последовательное (поочередное) обучение, особенно при использовании облегченных способов плавания иди при обучении тому способу плавания, который в наибольшей степени отвечает индивидуальным особенностям занимающегося, позволяет обучить человека плаванию в наиболее короткий срок. Однако при таком методе у обучаемых: а) недостаточно развивается способность управлять своими движениями в воде, дифференцировать и чередовать напряжения и расслабления мышц и т. д.; б) при длительном повторении относительно однообразного комплекса упражнений, направленных на освоение одного способа плавания, некоторые неточности в структуре движений (излишние напряжения, неправильное выполнение отдельных элементов движений и другие недостатки) могут автоматизироваться и войти в прочный двигательный стереотип. В дальнейшем очень трудно устранить такие недостатки. Это особенно проявляется в тех случаях, когда обучение начинается с облегченных способов. Навык в плавании облегченным способом может препятствовать усвоению правильной техники плавания спортивными способами. Например, когда новичок, обученный плаванию кролем с продвижением рук вперед под водой («собачкой») обучается плаванию спортивным кролем, то у него, как правило, возникают такие трудно устранимые ошибки, как сгибание
163 7*
руки в локтевом суставе во второй половине гребка («смазывание» эт половины гребка) и приподнимание головы при повороте ее для вдох;
Параллельно-последовательное обучение обеспечивает более эфф тивное развитие способности управлять своими движениями в вод позволяет устранить недостатки в технике плавания новичка раныи чем они автоматизируются, создает предпосылки к хорошему овлад нию техникой плавания спортивными способами и успешному дальн шему совершенствованию стиля пловца. Однако при этом методе освоение новичков с водной средой и на обучение их плаванию затрач; вается несколько больше времени, чем при последовательно-поочередном методе, особенно если обучение начинается с облегченных способов.
В результате новичок при последовательном (поочередном) обучении быстрее может научиться удерживаться у поверхности воды и \ проплывать 25—50 м, но в дальнейшем тот, кто обучался по параллель-‘ но-последовательному методу, сможет превзойти его и по длине ‘ проплываемой дистанции, и по скорости плавания.
Выбор метода обучения определяется его целевой направленностью и сроками обучения (количеством уроков, за которые человека нужно научить плавать). Оба этих фактора обычно тесно связаны между собой.
Источник
Последовательность в обучении способам плавания Рекомендуется тем, кто совсем не умеет плавать, вначале овладеть техникой способа плавания брасс
Данный способ, уступая остальным способам плавания в скорости, занимает первое место по своей прикладности. Овладев способом брасс, можно при минимальных затратах сил долго плавать и держаться на воде, нырять, транспортировать в воде пострадавших людей, грузы, плавать при большой волне, в одежде. Брасс обеспечивает полный обзор на воде.
Как показала многолетняя практика, когда брасс разучивается первым, прикладные навыки формируются у большинства обучаемых. При этом у юных пловцов на начальном этапе обучения создается необходимая разносторонняя плавательная база.
При последовательности, когда брасс разучивается третьим или четвертым способом, он усваивается в курсе начального обучения очень немногими, ввиду чего обучаемые не имеют достаточной базы для разносторонней плавательной подготовки. Это объясняется следующим.
Формирование навыка в кроле и дельфине строится на очень близких двигательных структурах (особенно в движении ног), что облегчает их усвоение. В этих случаях имеет место положительный перенос навыка. При этом характерным является подошвенное сгибание стопы, т. е. положение оттянутого носка.
При обучении же брассу, где важнейшим элементом техники является движение ног, для правильного выполнения ими толчка требуется, наоборот, не подошвенное, а тыльное сгибание стопы, т. е. положение взятого на себя носка. Разучивание такого положения стопы на основе ранее приобретенных двигательных структур обычно затруднительно и требует полной их переделки. Здесь имеет место явление отрицательного переноса навыка, что мешает обучаемому освоить правильное положение ног брассом и приводит к длительным срокам обучения.
Обучение плаванию начиная с брасса, позволяет в процессе первоначального обучения сформировать прикладные навыки плавания и не вызывает затруднений в освоении всех остальных способов.
После освоения брасса предлагается разучивать упрощенный вариант способа дельфин, когда руки выполняют гребок в воде. Обучаемый, владея к этому времени навыком согласования движений рук с дыханием в способе брасс, легко осваивает технику волнообразного движения телом при плавании дельфином. В дальнейшем этот способ разучивается с проносом рук по воздуху.
Затем осваивается кроль на спине, в движении ног которого имеются двигательные структуры, сходные с движением ног в дельфине. Кроль на спине на этапе первоначального обучения не требует особенно четкого согласования движений рук с дыханием и поэтому не представляет большой сложности в «бучении.
На основе кроля на спине в дальнейшем разучивается кроль на груди, так как эти способы близки по структуре движений, особенно движений ног. К этому времени обучаемый имеет уже определенный двигательный багаж, который позволяет ему за короткое время освоить и этот способ.
С целью совершенствования в ранее изученных способах плавания в конце разучивания каждого из них, начиная с дельфина, на занятиях дается комплексное плавание.
Обучение каждому способу строится в такой последовательности: от ознакомления с отдельными элементами техники и их разучивания до разучивания техники всего способа в целом сразу же на первом занятии. Это позволяет, во-первых, ознакомить обучаемых с полной координацией движений и увидеть наиболее способных в двигательном отношении детей (предпосылка к ориентации для дальнейших занятий их плаванием), во-вторых, определить обучаемых, у которых двигательные способности к овладению навыками плавания очень слабые. Такой дифференцированный подход в обучении дает возможность руководителю занятиями лучше управлять учебным процессом, подбирать наиболее эффективные педагогические приемы, упражнения индивидуально для каждого обучаемого, что способствует успешному овладению навыками плавания. В дальнейшем на каждом занятии идет процесс совершенствования в выполнении элементов техники и способа в целом.
Последовательность в обучении элементам техники движений следующая: вначале разучиваются, как правило, движения ног и их согласование с дыханием, затем движения рук и их согласование с дыханием, и, наконец, согласование движений рук и ног с дыханием. Исключение составляет брасс, где обучение начинается сразу с согласования движений ног и рук, что вполне доступно в связи с возможностью раздельного разучивания такого согласования. После освоения техники брасса и кроля разучиваются варианты простейших поворотов, спадов в воду.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Обучение спортивным способам плавания
Обучение спортивным способам плавания
Общая схема изучения.техники спортивных способов плавания не отличается от описанной выше схемы, применяемой для обучения облегченным способам. В таком же порядке, как в облегченных способах, изучаются и отдельные элементы спортивных способов и их согласования.
Если приступить к изучению техники спортивных способов после овладения облегченными способами, то последовательность изучения каждого из них выглядит следующим образом: движения руками, дыхание, согласование движений руками с дыханием, движения ногами, согласование движений ногами с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, согласование движений руками и ногами с дыханием.
Изучение техники движений руками
При изучении движений на суше указываются направление движений, примерные углы сгибания рук в суставах, расположение основных гребущих звеньев, места наибольшего приложения усилий во время гребка, скорость движения руки во время рабочего и подготовительного движений, особенности выполнения подготовительного движения в зависимости от способа плавания. На суше следует выполнять такое количество имитационных упражнений, которое полностью раскрывает перед учащимися упомянутые выше положения.
Все эти положения в равной степени относятся к разделу изучения техники движений в воде в опорном положении (стоя на месте и продвигаясь вперед). При выполнении движений в опорных положениях дыхание должно быть сначала произвольным (подбородок у поверхности воды), а затем задержанным на вдохе (лицо опущено в воду). Это позволяет занимающимся сосредоточить внимание на особенностях движения.
В безопорном положении нужно выполнять большое количество упражнений, направленных на овладение формой (направление и амплитуда) и характером (усилие и скорость) каждого движения. Различные исходные положения помогают приобрести навыки для сохранения равновесия и устойчивости тела в за висимости от различных положений конечностей во время движения, способствуют правильному выполнению рабочих и подготовительных движений руками как по элементам, так и в полной координации.
Упражнения для изучения техники движений руками
При плавании кролем на груди. На суше. Стоя в положении наклона вперед, — имитационные движения руками кролем, дыхание произвольное. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, голова над водой, — движения руками кролем, дыхание произвольное. 2. То же, но подбородок касается воды. 3. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 4. Те же движения руками при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 5. Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
При плавании кролем на спине. На суше. 1. Стоя с поднятой вверх одной рукой, — круговые движения руками назад. 2. Имитационные движения руками кролем на спине, дыхание произвольное. В воде. В безопорном положении — движения руками кролем на спине.
При плавании брассом. На суше. Стоя в положении наклона вперед, имитационные движения руками брассом, дыхание произвольное. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды,- движения руками брассом, дыхание произвольное. 2. То же, на лицо опущено в воду, дыхание задержано. 3. Те же движения руками при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 4. Те же движения руками в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
При плавании дельфином. На суше. Стоя в положении наклона вперед, имитационные движения руками дельфином, В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды,- движения руками дельфином, дыхание произвольное. 2. То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 3. Те же движения в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
Изучение техники дыхания
Изучение техники дыхания начинается в опорном положении (стоя в положении наклона вперед). Если дыхание изучается в способе кроль на груди, то голова поворачивается в сторону настолько, чтобы рот вышел из воды, после чего выполняется вдох. При повороте голову не следует поднимать вверх, а лишь поворачивать вокруг горизонтальной оси. После вдоха принивается в исходное положение настолько, чтобы уровень воды был приблизительно на середине лба.
При изучении техники дыхания в способах брасс и баттерфляя голова поднимается вверх так, чтобы рот показался над водой. После вдоха голова опускается вниз, лицо погружается в воду. Дальнейшее изучение техники дыхания осуществляется в согласовании с движениями руками и ногами.
Упражнения для изучения техники дыхания
При плавании кролем на груди. В воде. Стоя в положении наклона вперед, лицо опущено в воду, — повернуть голову (вдох), опустить лицо в воду (выдох) и т. д.
При плавании брассом и дельфином. В воде. Стоя в положении наклона вперед, подбородок касается воды, вдох, опустив лицо в воду, — выдох и т. д.
Изучение согласования движений руками с дыханием
С целью ознакомления с этим согласованием выполняется целый ряд имитационных упражнений на суше. Затем упражнения выполняются в воде в опорных положениях, стоя на месте и продвигаясь в положении наклона вперед. Здесь главное внимание должно быть обращено на выполнение полного, активного и быстрого выдоха в воду и своевременного движения головы для вдоха (в зависимости от особенностей техники изучаемого способа плавания). Движения руками нужно выполнять медленно, чтобы занимающиеся успели сделать энергичный выдох и глубокий вдох. Указанные правила используются при изучении этого согласования в безопорном положении.
Упражнения для изучения согласования движений руками с дыханием.
При плавании кролем на груди. На суше. 1. Стоя в положении наклона вперед, — имитация согласования движений одной руки с дыханием. 2. То же, но двух рук с дыханием (вдох выполняется под указанную руку). В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед,- согласование движений одной руки с дыханием. 2. То же, но двух рук4с дыханием (вдох выполняется под указанную руку). 3. Те же согласования движений руками с дыханием при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 4. Те же согласования в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
При плавании кролем на спине. На суше. Имитация согласования движений руками с дыханием (вдох выполняется под указанную руку). В воде. В безопорном положении- согласование движений руками с дыханием: во время гребка одной рукой — вдох, другой — выдох.
При плавании брассом. На суше. Стоя в положении наклона вперед, — имитация согласования движений руками с дыханием. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, — согласование движений руками с дыханием. 2. То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 3. То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
При плавании дельфином. На суше. Стоя в положении наклона вперед, — имитация согласования движений руками с дыханием. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, — согласование движений руками с дыханием. 2. То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 3. То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
Изучение и совершенствование техники движений ногами
Движения ногами в кроле на груди и в кроле на спине как в облегченных, так и в спортивных способах плавания не имеют технических различий. При изучении движений ногами в способах брасс и дельфин допускаемые при облегченных способах плавания упрощения устраняются и движения приобретают форму и характер, которые отвечают технике этих спортивных способов плавания.
Движения ногами в кроле на груди и кроле на спине можно сразу выполнять в безопорном положении на задержанном дыхании. В брассе и дельфине изучение движений ногами должно осуществляться вначале в опорном, а затем в безопорном положениях.
Упражнения для изучения и совершенствования техники движений ногами
При плавании кролем на груди. На суше. Лежа на скамейке, — имитационные движения ногами кролем, дыхание произвольное. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, — движения ногами кролем на груди, дыхание произвольное. 2. То же прямыми руками. 3. То же левой (правой) рукой. 4. Те же движения ногами, но лицо опущено в воду, дыхание задержано. 5. Плавание в безопорном положении с помощью идних ног кролем на груди с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, одна впереди, другая прижата), лицо опущено в воду, Г дыхание задержано. 6. Плавание с опорой о доску, дыхание — произвольное.
При плавании кролем на спине. На суше. Сидя в положе. нии упора сзади,- имитационные движения ногами кролем на спине, дыхание произвольное. В воде. 1. Удерживаясь руками за желоб или опираясь о дно,-движения ногами кролем на спине, дыхание произвольное. 2. Плавание в безопорном положении с помощью одних ног кролем на спине с различными положениями рук (руки прижать к туловищу, одна вытянута за головой, другая прижата к туловищу, обе вытянуты за головой), дыхание произвольное.
При плавании брассом. На суше. 1. Сидя в положении упора сзади, — имитационные движения ногами брассом, дыхание произвольное. 2. Те же движения, лежа на скамейке. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно,- движения ногами, брассом, дыхание произвольное.
2. То же прямыми руками.
3. Те же движения, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.
4. Удерживаясь руками за опору в положении на спине или опираясь о дно, движения ногами брассом, дыхание произвольное.
5. Плавание в безопорном положении с помощью одних ног брассом с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, лицо опущено в воду), дыхание задержано.
6. Те же движения на спине, дыхание произвольное.
7. Плавание с опорой о доску, дыхание произвольное.
При плавании дельфином. На суше. 1. Стоя на правой ноге, имитационные движения левой ногой дельфином. 2. То же правой ногой. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, подбородок у воды, — движения ногами дельфином, дыхание произвольное.
2. То же, но прямыми руками.
3. То же, но левой (правой) рукой.
4. Те же движения ног, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.
5. Удерживаясь руками за опору или опираясь о дно в положении тела на спине, — движения ногами дельфином, дыхание произвольное.
6. Те же движения ногами в положении тела на левом (правом) боку.
7. Плавание на груди (на боку) в безопорном положении с помощью одних ног дельфином с различными положениями рук, дыхание задержано.
8. То же на спине, дыхание произвольное.
9. Плавание с опорой о доску, дыхание произвольное.
Изучение согласования движений ногами с дыханием
Изучение этого согласования начинается в опорном положении. Здесь следует научить занимающихся выполнению полного и энергичного выдоха в воду без задержки дыхания после вдоха и выдоха, т. е. учить его непрерывному дыханию. В целях создания облегченных условий для формирования этого согласования надо на первых порах движения ногами выполнять с небольшой амплитудой (укорочено) без излишнего напряжения. По мере усвоения согласования движений ногами с непрерывным дыханием следует изменять как амплитуду, так и темп движений. Далее следует усложнение условий выполнения упражнений (уменьшение опоры и безопорное плавание).
Упражнения для изучения согласования движений ногами с дыханием
При плавании кролем на груди. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, — согласование движений ногами с дыханием. 2. То же прямыми руками. 3. То же левой (правой) рукой. 4. То же в безопорном плавании с разным положением рук (руки впереди, одна впереди, другая прижата к туловищу, обе прижаты к туловищу); то же с опорой о доску.
При плавании кролем на спине. В воде. 1. Удерживаясь за опору или опираясь о дно, — согласование движений ногами с дыханием (на два счета вдох, на четыре — выдох). 2. То же в безопорном плавании с различными положениями рук (руки прижаты к туловищу, одна вытянута за головой, другая прижата, обе вытянуты за головой). При плавании брассом. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь о дно, — согласование движений ногами с дыханием. 2. То же в безопорном плавании с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу). 3. То же с опорой о доску.
При плавании дельфином. В воде. 1. Удерживаясь согнутыми руками за опору или опираясь ими о дно, — согласование движений ногами с дыханием. 2. То же прямыми руками. 3. То же левой (правой) рукой. 4. То же в безопорном плавании с разным положением рук (руки впереди, одна впереди, другая прижата к туловищу, обе прижаты к туловищу). 5. То же при плавании с опорой руками о доску.
Изучение согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании
Как и в облегченных способах плавания, согласование изучается лишь в воде. На суше проводится лишь общее ознакомление с формой движений.
В зависимости от техники изучаемого способа и правил соревнований необходимо научить занимающихся последовательности выполнения движений в различных способах плавания. В кроле на груди и кроле на спине первыми начинают активные движения ноги, тело должно принять устойчивое горизонтальное положение у поверхности воды и только после этого следует начинать движения руками. Все остальные замечания изложены в разделе изучения облегченных способов плавания.
Упражнения для изучения согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании
При плавании кролем на груди. На суше. 1. Согласование движений руками и ногами при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами. 2. То же при ходьбе вперед. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами, свободная рука вытянута вперед (прижата к туловищу), лицо опушено в воду, дыхание задержано. 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища). 3. Плавание кролем на груди при задержанном дыхании.
При плавании кролем на спине. На суше. Согласование движений руками и ногами при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами, дыхание произвольное. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами, свободная рука прижата к туловищу (вытянута за головой), дыхание произвольное. 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (за головой или у туловища). 3. Плавание кролем на спине с произвольным дыханием.
При плавании брассом. На суше. Стоя в полный рост или в положении наклона вперед, — «согласование движений руками с движением одной ноги, дыхание произвольное. В воде. В безопорном положении согласование движений руками и ногами, лицо опущено в воду, дыхание задержано. При плавании дельфином. На суше. Согласование движений руками с движением одной ноги, дыхание произвольное^. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений одной руки с движениями ногами при различном положении свободной руки (рука впереди или прижата к туловищу), дыхание задержано. 2. Плавание дельфином при задержанном дыхании.
Изучение согласования движений руками и ногами с дыханием
Все замечания по этому разделу изложены в разделе методики обучения облегченным способам плавания (см. стр. ПО).
Упражнения для изучения согласования движений руками, ногами с дыханием
При плавании кролем на груди. На суше. Согласование движений руками и ногами с дыханием при ходьбе на месте мелкими быстрыми шагами и при ходьбе вперед. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу). 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками с задержкой их в исходном положении (впереди или у туловища). 3. Плавание кролем на груди в полной координации в медленном темпе на короткие отрезки и небольшие дистанции.
При плавании кролем на спине. На суше. Согласование движений руками и ногами с дыханием при ходьбе на месте мелкими шагами. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений левой (правой) руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука прижата к туловищу (вытянута за головой). 2. Согласование движений ногами с поочередным выполнением гребков руками и задержкой их в исходном положении (у туловища или за головой). 3. Плавание в медленном темпе кролем на спине в полной координации на короткие отрезки и небольшие дистанции.
При плавании брассом. На суше. Согласование движений руками с дыханием и движением одной ноги. В воде. Проплывание коротких отрезков и небольших дистанций брассом в полной координации.
При плавании дельфином. На суше. Согласование движений руками с дыханием и движением одной ноги. В воде. В безопорном положении: 1. Согласование движений одной руки с движениями ногами и дыханием, свободная рука впереди (прижата к туловищу). 2. Плавание дельфином на короткие отрезки и небольшие дистанции в двух ударной координации.
Источник