- Русский язык задание 1. Выпишите только словосочетания: Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
- Конспект урока по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация» (11 класс)
- Презентация по русскому языку на тему: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетаниях» (11 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Русский язык задание
1. Выпишите только словосочетания:
Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.
2. Выберите словосочетания и распределите их по группам в зависимости от типа подчинительной связи. Объясните, почему остальные слова не являются словосочетаниями:
Довольно жарко, через час, разделив на группы, горячий кофе, выйти из дома, чёт или нечет, впереди лето, кресло-качалка, задание выполнено, каштановый цвет, ярко-жёлтый.
3. В чём особенность словосочетаний: хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать.
4. Составьте с этими словосочетаниями предложения и выделите в них грамматическую основу.
5. Замените словосочетание фигура птицы синонимичным словосочетанием со связью – согласование. Вставьте в предложение в изменённом виде.
Фигура птицы ( ) с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании могущества человека из приведённого ниже предложения:
В слове ораторы видели главное основание могущества человека.
7. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании редкая поездка из приведённого ниже предложения:
Редкая поездка по столице обходится без метро.
8. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь.
9. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Все лучшие качества связаны с верой и верностью.
10. Отметьте в словосочетаниях главное слово, определите, какой частью речи оно выражено. Укажите способ связи.
Свежий хлеб, искусство танца, синева неба, летняя ночь, читая газету, спокойно размышлять, на пушистых ветках, очень печально, мерцающие звёзды, осенняя сырость, второй полёт, моё предложение, лелеять мечту, бежать задыхаясь, быстро понимать, отошли молча, веры в победу, быстрее лани, склонный к преувеличениям, семь дней, вдалеке от дома.
Источник
Конспект урока по русскому языку на тему «Синтаксис и пунктуация» (11 класс)
Выбранный для просмотра документ синтаксис и пунктуация, обобщение.doc
Открытый урок в 11 классе по теме:
«Синтаксис и пунктуация» (обобщающее повторение)
Цели: повторить основные виды словосочетаний и предложений, закрепить умения учащихся определять грамматическую основу, виды сказуемых, разбор сложных во просов синтаксиса, отработка навыков постановки знаков препинания.
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Сложное предложение».
Определите цель нашего урока — привести в систему наши знания, сделать твердый шаг на пути познания русского языка.
Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания).
Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов)
С-2 — Задание: Выберите из данных примеров только словосочетания
Последний звонок, решать задачу , около дома, кто пришел, действовать решительно , шла пританцовывая, очень хорошо , читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.
— Почему некоторые примеры не являются словосочетаниями?
Около дома — это су ществительное с предлогом;
кто пришел — основа предложения, подлежащее и сказуемое;
летит и кружится — два независимых слова, соединенных сочинительной связью.
С 3,4 — Какие типы словосочетаний существуют? Какие виды связи словосочетаний?
С – 5 — Определите у словосочетаний тип связи.
Последний звонок, феноменальная сила, на том же месте — согласование;
решать задачу, стяжать славу — управление;
действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа — примыкание
— Какие грамматические значения могут иметь словосочетания (чем является зависимое слово)?
а) Определительное — солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф), наш класс — т.е. отвечает на вопросы какой? Чей?;
б) Обстоятельственное — жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое — признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как дол го? Почему? И другие вопросы обстоятельств);
в) Дополнительное — читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (глав ное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направ лено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей).
дополните по одному примеру каждый тип связи словосочетаний.
С – 6 — вернёмся к тем словам, которые не являются словосочетаниями. Составьте с этими словами и запишите предложения (по рядам).
С – 7: где предложение? А где словосочетание? По каким признакам определили? Чем предложение отличается от словосочетания?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова и служит для более точного названия предметов, действий и их признаков.
Предложение имеет грамматическую основу, оно служит для сообщения. Предложение, в отличие от словосочетания, характеризуется смысловой и интонационной законченностью
С – 8 — Задание. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу.
1. Девушка пришла усталая.
2. Брат высокого роста. (составное именное сказуемое выражено сочетанием прилагательного с существительным).
3. Сестра замужем, (выражено наречием).
4. Весь город собрался на центральной площади.
5. Я был бы рад помочь вам. (СГС)
5. Дворец казался островом печальным.
С – 9 — Назовите основные виды сказуемых?
С – 10 — Определите вид сказуемых. Кодированный диктант
1. Девушка пришла усталая.
2. Брат высокого роста.
3. Сестра замужем.
4. Весь город собрался на центральной площади.
5. Я был бы рад помочь вам.
6. Дворец казался островом печальным.
7. Мы должны сдавать экзамены в июне.
8. Мы одержали победу.
9. Он скоро начнет учить физику.
С – 11- По составу эти предложения какие? Чем различаются простое и сложное предложения?
Простое предложение имеет одну грамматическую основу. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
С – 12 — Анализ текста
Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния?
Почему данное высказывание можно назвать текстом?
( Можно, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено).
— Какова тема данного высказывания?
Тема истинного патриотизма.
— Кто такой патриот современной России?
Кто любит свою Родину не на словах, а на деле.
— Определите главную мысль высказывания?
Бескорыстная любовь к Родине.
— Гордитесь ли вы своей страной?
Мы любим свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но мы хотим, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было населения, зла. Мы гордимся своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
Дайте характеристику каждому предложению.
найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Объясните постановку знаков препинания.
С – 13 — Найдите предложения с пунктуационными ошибками (распечатка).
1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора, — все напоминает детство.
2.«Холодновато у вас»,-сказал приезжий и, присев на стул, еще сильнее закутался в медвежью доху.
З. Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать ее с душой, вы сами получите большое удовольствие. (на стыке двух союзов запятая ставится, если за придаточным предложением не следует вторая часть сложного предложения—то, так, но. Придаточное условие с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения ).
4. Ветер утих, однако шторм продолжался. (Это ССП с противительным союзом. Союз заменяется союзом но.)
5. Казалось, мы предусмотрели все.
6. Будет солнце — пойдем гулять. (если первое простое предложение обозначает условие. В начале предложения можно употребить союз если. Если будет солнце, пойдем гулять).
7. Пурга, я уверен, скоро кончится, (вводное предложение выделяется запятыми).
Домашнее задание: повторить члены предложения, однородные члены предложения, обособ ленные члены предложения, виды сложных предложений, прямая и косвенная речь (приме ры желательно подобрать из литературных произведений).
Источник
Презентация по русскому языку на тему: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетаниях» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании
Орфоэпическая разминка Баловать, асимметрия, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, втридорога, газопровод, диспансер, договор, дремота, духовник, жалюзи, завидно, закупорить, знамение.
Проверь себя БаловАть, асимметрИя, бомбардировАть, вероисповЕдание, ветеринАрия, втрИдорога, газопровОд, диспансЕр, договОр, дремОта, духовнИк, жалюзИ, завИдно, закУпорить, знАмение.
Синтаксический разбор предложения. (Не) занятый делом человек н…когда (не) может насл…дит…ся полным счастьем на лице бе…дельника вы всегда найдёте отп…чаток (не) довольства и апатии. (Г. Гейне)
Проверь себя Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем, на лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток недовольства и апатии. (Г. Гейне)
Не являются словосочетаниями: 1. сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.; 2. сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.; 3. подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. составные словоформы: более светлый, будет ходить.
Синтаксический разбор предложения. Сильный ветер вн…запно загудел в выш…не деревья забуш…вали крупные капли дождя застучали зашлеп…ли по листьям св…ркнула молния и гроза разр…зилась.
Проверь себя Сильный ветер внезапно загудел , в вышине деревья забушевали, крупные капли дождя застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
Способы подчинительной связи между словами
Проверь себя Прекрасный, искусный, добросовестный, лестный, властвовать, ровесник, искусственный, контрастный, бестактный, лестница, солнце, здравствуйте, сверстник, президентский, чувствовать, хлёсткий, участвовать, поздний, прелестный, несносный.
СОГЛАСОВАНИЕ Главное слово: существительное Зависимое слово :прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.
ПРИМЫКАНИЕ Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово:любое неизменяемое знаменательное слово (на¬речие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяе¬мое прилагательное). Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.
Закрепление : 1. Отметьте слова, которые не являются словосочетаниями. 2.В словосочетаниях укажите способ связи слов. А) природа проснулась Б) нахожу в природе В) птицы и звери Г) шел вдоль ручья Д) в течение часа Е) запутался в рукаве Ж) спустя рукава
Проверь себя: Ответ: А,В,Д,Ж не являются словосочетанием. Б, Г и Е — управление.
2. Выпишите только словосочетания, определите тип связи. Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лежа, бороться и искать.
Проверь себя Последний звонок, бегущая строка- согласование; Решать задачу, подключение к сети- управление; Действовать решительно, очень хорошо, читать лежа – примыкание; Около дома( сущ. с предлогом), Кто следующий, скоро зима ( предложения с грам. основой), Бороться и искать (однородные члены)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-260597
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник