Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
статья ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psikhologo.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
В исследованиях детской игры, в психолого-педагогической литературе понятие «игра» определяется как деятельность, направленная на воспроизведение и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .
Отечественные и зарубежные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении. У ребенка дошкольного возраста появляется желание подражать взрослым, воспроизводить их действия, отношения, но поскольку участие в реальной жизни с настоящими предметами, орудиями труда невозможно, то ребенок в воображаемой, придуманной ситуации имитирует, воспроизводит поведение, отношения взрослых людей.
Ролевая игра возникает в результате определенных условий жизни ребенка в социуме. Окружающие его взрослые люди поддерживают распространение детской игры с помощью игрушек, правил, игровых технологий. Культура игры, ее своеобразие, особенности передаются детям от старшего поколения – от родителей, старших детей, сверстников.
К.Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира». По его мнению, игры отражают окружающую социальную действительность, а также среду, в которой растет ребенок.
По исследованиям Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтье, игра дошкольников развивается от предметной, копирующей действия взрослых, к ролевой игре, отражающей отношения между людьми, таким образом игра помогает ребенку усвоить новый социальный опыт. А. Н. Леонтьев отмечал, что игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».
Особое внимание исследователи своеобразия детской игры уделяли специфике игровой роли, которая определяет действия ребенка как к предмету, так и к другим людям – участникам общей игры. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин определяли игровую роль как «особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений».
Игра характеризуется как самостоятельная и свободная деятельность, которая начинается исключительно по личному желанию, инициативе ребенка, и отличается активностью, проявлением творчества. Также для детской игры характерна высокая эмоциональная насыщенность.
В игре прослеживается два вида отношений между участниками:
— игровые отношения, которые обусловлены содержанием и установленными правилами игры;
— реальные взаимоотношения, которые устанавливаются в ходе игры (сговор на начало игры, распределение ролей между участниками, решение конфликтов, обсуждение и установление игровых правил).
Игра дошкольников выполняет целый ряд функций, из которых наиболее значимой является социокультурная функция. Игра является необходимым и эффективным средством социализации ребенка, оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, характера; на усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений. При помощи игры усваиваются навыки социального поведения, новые ценности и правила в обществе.
Содержание игр у детей дошкольного возраста различно: профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, семейные отношения, бытовые ситуации, сказочные сюжеты и т.д.
Одной из важнейшей задач работы детского сада является эмоциональное благополучие ребенка, именно это является показателем результативности работы педагогов, правильной организации педагогического процесса. Для решения данной задачи взрослые должны обеспечить ребенку успех в наиболее значимой для данного возраста вида деятельности – в игре и в общении со сверстниками.
На особое воспитательное значение игры указывали Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова. Исследователь Т.А.Маркова относит к особенностям организации игровой деятельности детей следующее:
- Игра помогает в решении общевоспитательных задач, таких как формирование нравственных, общественных качеств;
- При правильном педагогическом руководстве детская игра будет носить свободный, развивающий характер;
- Детская игра проникает в различные виды детской деятельности (труд, повседневная бытовая и учебная деятельность).
Развивающее и воспитательное значение игр реализуется при условии организации ее как свободной самостоятельной деятельности детей, только при соблюдении этого условия игра оказывает свое формирующее воздействие на личность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра — как один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к ш.
Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра ,как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра в дошкольном детстве.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
: Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Семинар посвящен основному виду деятельности в раннем возрасте -игре.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой д.
Источник
Детская игра
Надежда Петрова
Детская игра
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различных позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий — это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра — это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой,следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые- это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Одно из направлений, представляющих целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте, согласно ФГОС ДО, связано с формированием и повышением речевой активности ребенка. Именно в дошкольном детстве, в процессе своего развития ребёнок:
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Проблема повышения речевой активности остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Существует много вариантов развития ребёнка и игра – это один из тех видов детской деятельности, которая позволяет взрослым обучать дошкольников различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Как известно, детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными. Внимание вызывается внешне привлекательным и предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес. Детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. Это игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации. Играя, ребёнок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Слово в игре помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёра, согласовывать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Дети третьего года жизни начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни.Они начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр». «Ты мама» и т. д. Так развивается сюжетно-ролевая игра. Эти игры значимы тем, что дают возможность пополнять и активизировать речь ребёнка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Ведущим видом деятельности детей от 3 до 7 лет является — игра.
Именно в этот период происходит примеривание роли на себя.
Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).
Педагог всегда должен помнить о том, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они лишь способны сосредоточиться на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» педагогу.Физиолог Сеченов говорил: » Ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку неинтересна».
А вот игра интересна ребенку практически всегда, она является формой общественной жизни ребенка. Дети объединяются в игры по желанию, действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы и познают мир.
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных, волевых качеств, творческих способностей. Дети должны уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, соблюдать условия игры и правила. Этому их должен научить педагог.
Задача педагога: создавать предметно – игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7- 8 ми годам) ребёнок проявляет инициативность и самостоятельнос ть в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребёнок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей.
Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. Особая притягательность игры даёт возможность воспитателям привлекать к ней детей и использовать её в разных целях. С одной стороны, игра раскрывает особенности социального и эмоционального опыта ребёнка,характеризует его интеллект и эмоционально-нравственные проявления,предоставляет возможность судить о его навыках общении. С другой стороны,сюжетно-ролевую игру можно использовать для формирования у ребёнка умственных представлений.
Обучая ребёнка игре, воспитатель делает доступным для него мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребёнку жизненные ситуации. Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционально-нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие. Обучая детей, воспитателю важно донести до ребёнка смысл игровой ситуации и, усложняя по необходимости сюжет, развивать их игровые умения.
Таким образом, для воспитания эмоциональных отношений со сверстниками необходимо учить ребёнка играть, т. е. отражать различные практические ситуации в условном плане и в них создавать условные эмоциональные отношения к персонажам.
целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:
Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы)
Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
Развитые творческие способности, развитая устная речь
Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Невозможно проследить к каком из видов деятельности и форм проведения НОД проявляется или прослеживается развитие этого или иного целевого ориентира дошкольника.
Прежде всего – это ведущий вид деятельности в ДОУ – ИГРА.
Авторская детская игра Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому профилактика детского дорожно –транспортного травматизма на сегодняшний день является одним.
Занимательная арт — игра: Детская энциклопедия! Цель: повышать осведомленность об окружающем мире, развивать умение классифицировать предметы и обобщать. Инструментарий: лист бумаги А4,.
Источник