- Портфолио студента: что это такое и как его сделать + образец оформления
- Портфолио студента: что это такое и зачем нужно
- Кому нужно портфолио студента
- Что портфолио даст студенту
- Что должно быть в портфолио
- Что включать в портфолио
- Виды портфолио студента
- Структура студенческого портфолио + образец
- «Рекомендации по оформлению портфолио студентов»
- Содержимое разработки
Портфолио студента: что это такое и как его сделать + образец оформления
- 12 января 2021 г.
- 11 минут
- 11 950
Портфолио студента – нечто вроде резюме: здесь указываются данные, которые могут повлиять на профессиональное будущее учащегося.
Этот документ напоминает творческую папку, о которой мы уже рассказывали на нашем телеграм-канале. Тут можно найти много и других полезных материалов, а в группе – полезную информацию о скидках и акциях.
А теперь давайте подробнее рассмотрим, что же такое портфолио, как его составить и оформить, чтобы оно приносило пользу студенту.
Портфолио студента: что это такое и зачем нужно
В Законе об образовании и ФГОС говорится, что портфолио – это папка личных достижений студента, которая помогает объективно оценить результаты учащегося в ходе учебной деятельности.
Еще одна функция студенческого портфолио – накопить профессиональный авторский материал для знакомства с будущим работодателем.
Этот своего рода презентационный портфель может быть в бумажном или электронном виде. И у того, и другого есть свои требования к содержанию и оформлению.
Цель портфолио студента – собрать в одном месте весь необходимый материал для максимально полного отображения личных качеств и достижений. Делать его можно и первокурсникам, и выпускникам. Документ позволит продемонстрировать преподавателям и будущим работодателям основные положительные качества, на основании чего можно принять объективное решение.
- повысить мотивацию и дать стимул для учебы;
- подготовить студента к реальной конкурентной среде;
- дать толчок к повышению квалификации;
- научить оценивать собственные профессиональные компетенции, прогресс и чужие навыки.
Кому нужно портфолио студента
Портфолио студента чаще всего необходимо для творческих специальностей: художников, архитекторов, дизайнеров и т.д. И вести его лучше с самого начала обучения. Так у вас будет шанс показать прогресс будущему работодателю и отследить собственные успехи.
Портфолио могут вести не только студенты, но и преподаватели: они включают в него успехи учащихся, количество наград и грамот своих подопечных
А вот секретарям, бухгалтерам и представителям других специальностей, связанных с соблюдением инструкций, заводить портфолио необязательно. Резюме будет вполне достаточно.
Что портфолио даст студенту
Портфолио студента — это автобиография, только не с личными, а с профессиональными данными: творческими наработками, научными достижениями за годы учебы.
Чем более подробным вы его сделаете, тем проще будет искать работу, а работодателям будет легче найти вас и выделить из толпы. И на собеседовании портфолио пригодится — когда есть наработки, чувствуешь себя гораздо увереннее.
А еще портфолио демонстрирует, что вы настроены серьезно, показывает вашу целеустремленность и сосредоточенность.
Недостоверная или умышленно неправдивая информация, внесенная в творческую папку, расценивается как подделка документов и может быть основанием для обращения в суд.
Что должно быть в портфолио
Перед тем как сделать портфолио студента колледжа или вуза, нужно знать, что должно быть в папке. Портфолио можно отнести к правовым документам, которые должны иметь особую структуру и оформление. И важно не пренебрегать этими правилами.
Вот основные требования к составлению портфолио:
- Все работы в папке должны быть представлены последовательно в хронологическом порядке.
- У каждого блока есть свое название. При необходимости каждый блок можно разбить на подразделы и рубрики, которые тоже нужно озаглавить.
Что включать в портфолио
В этом документе может быть следующее:
- фотоотчет о работе (если это скульптура, архитектура, дизайн помещений, модели одежды);
- подтверждение ученой степени;
- дипломы;
- видеосъемка процесса участия в проекте (самые важные моменты);
- отзывы о работе студента;
- письменные работы.
Виды портфолио студента
В зависимости от специализации существуют разные виды портфолио:
- Документальное. Сюда входят документы с доказательствами достижений студента: грамоты, награды, сертификаты и свидетельства, дипломы и пр.
- Показательное. Сюда входят лучшие показательные работы учащегося, которые помогут принять решение о будущем студента. Например, такое портфолио подходит для номинации на президентскую стипендию или участие в конференции.
- Коллекторное. Такое портфолио нужно исключительно самому студенту и является своеобразным архивом – сборником всего того, что может быть ему полезным во время учебы: ксерокопии статей, сборники и книги, лекции и конспекты, и многое другое.
- Процессуальное. Демонстрирует степень участия студента в разных проектах и мероприятиях: творческих, учебных, исследовательских, социальных. Документ включает подробное описание всех этапов работы учащегося, выводы по проведенным действиям.
- Оценочное. Создается для оценки знаний и способностей студента. Сюда входят контрольные и тесты, схемы и задачи, самостоятельные и лабораторные работы учащегося. Призвано подчеркивать квалификацию автора работ.
- Портфолио отзывов. Сюда студент собирает как собственные достижения, так и положительные отзывы преподавателей и руководителей в письменном виде.
- Портфолио достижений. Включает любые заслуги за весь срок обучения: проекты и грамоты, отзывы, фото, публикации и т.д.
- Электронное. Современный документ в виде сайта-визитки, информацию на котором можно постоянно пополнять и корректировать. В последнее время самый популярный способ демонстрации знаний и умений. Отличный способ продемонстрировать свои навыки студентам-дизайнерам, программистам, верстальщикам и т.д. О том, как создавать такой сайт-портфолио, подробно описано в документе.
Структура студенческого портфолио + образец
Папка достижений должна подчиняться строгой последовательности и может иметь следующую структуру:
- Титульный лист.
- Автобиография для портфолио студента.
- Успеваемость: средний балл (или отметки по всем дисциплинам, позиции в рейтинге вуза).
- Производственная практика, мастер-классы (вид профессиональной деятельности, название, место и время, род занятия).
- Научно-исследовательская работа (вид, название, место и время, примечание – наличие грамот, сертификатов).
- Общественная активность (название объединения, виды деятельности, дата, примечания).
- Дополнительное образование: вид, период получения, подтверждающие документы.
- Приложение: резюме, характеристика куратора для портфолио студента, рабочие материалы (тексты выступлений, докладов, публикаций и прочее).
- Студент (подпись, Ф. И. О.).
- Куратор (подпись, Ф. И. О.).
- Дата заполнения.
Далее информация о том, как оформить титульный лист портфолио студента и образец титульника:
- ФИО,
- год рождения, курс;
- наименование учебного учреждения, специальность;
- отчетный период;
- контакты (мобильный телефон, электронный адрес);
- фотография в верхнем правом углу листа.
Пример оформления титульного листа портфолио студента вуза (образец):
А еще приводим вам шаблон портфолио студента для заполнения и образец в ворде.
И если все еще плохо понятно, как это должно выглядеть на практике, вот образец заполненного портфолио студента в виде презентации.
Как видите, документ вовсе не обязательный для студента, но крайне полезный. Ведь в некоторых случаях он сможет повлиять на будущую профессиональную деятельность.
А если у вас большие сложности с оформлением или составлением, обращайтесь в сервис студенческой помощи. Они помогут и тогда, когда у вас завал в учебе, в то время как сами вы занимаетесь составлением портфолио.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Источник
«Рекомендации по оформлению портфолио студентов»
«Рекомендации по оформлению портфолио студентов»
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебно -методическое пособие
Цель и задачи портфолио……………..6
Структура портфолио студента………9
Требования к оформлению портфолио………………………………………….15
В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций. Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:
— целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;
— эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;
— комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;
Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей востребованности будущего специалиста на рынке труда.
В данном методическом пособии представлено краткое теоретическое обоснование значимости портфолио как контрольно-оценочного средства к традиционным на основе констатации цели, задач портфолио. Пособие содержит описание структуры портфолио студента по разделам, требования к оформлению. Методическое пособие позволяет преподавателям и студентам колледжа выдерживать единые требования по подготовке портфолио к защите на квалификационном экзамене.
Цель и задачи портфолио
Под определением понятия Портфолио в ГБПОУ КК ЕПК подразумевается:
— способ фиксирования, накопления и самооценки индивидуальных достижений студента в разнообразных видах деятельности: учебно-профессиональной, учебно — исследовательской, самообразовательной, творческой, социальной за период освоения им профессиональной образовательной программы;
— один из механизмов общественной презентации образовательных достижений студентов в процессе обучения и выпускников колледжа в процессе итоговой аттестации и организации поступления на работу в образовательное учреждение.
Цель портфолио: оценить собственные образовательные достижения и предъявить их преподавателю в форме общественной презентации.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
— развитие умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования;
— развитие умения принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
— развитие навыков самоанализа;
— развитие способности представлять собственные достижения образовательному сообществу и готовность их применять в практической деятельности;
— освоение выпускниками форм оценки профессиональных достижений.
Порядок работы с портфолио в ГБПОУ КК ЕПК
Предметное портфолио формируется студентом на разных этапах обучения в колледже:
— этап профессионального самоопределения (1 курс)
— этап профессионального становления (2-3 курс)
— этап профессиональной квалификации (4 курс)
(в зависимости от дисциплины и МДК)
Портфолио студента оформляется в виде канцелярской папки с файлами. Первая страница – титульный лист (макет титульного листа — Приложение 1.) и далее по разделам.
Раздел 1. Общая сведения — Автобиография (приложение 2). Оцениваются умения анализировать события собственной жизни и делать логически обоснованные выводы. — Резюме (приложение 3). Деловая информация о студенте (возможности и имеющийся опыт). Оценивается умение презентовать свои возможности.
Раздел 2. Образовательный маршрут студента. Образовательный маршрут студента – это теоретическая модель последовательной взаимосвязи и взаимообусловленности этапов получения образования, как при обучении в образовательном учреждении, так и на протяжении всей жизни. Образовательный маршрут включает — цель освоения образовательной программы на каждый учебный год и конкретизирующие их задачи (по различным видам учебно-профессиональной и социальной деятельности и развитию профессионально-личностного потенциала);
— уровни образовательных достижений студента на каждый учебный год в соответствии с образовательным маршрутом по данной специальности и индивидуальными особенностями и потребностями;
— механизм достижения результатов; — способы и критерии самооценки достигнутых результатов.
Раздел 3. Результаты освоения образовательного маршрута
Название учебной дисциплины, МДК,
учебной и производственной практики
Форма итоговой аттестации
(экзамен/ экзамен квалификационный, д/з)
Раздел 4. Портфолио документов и отзывов – портфолио сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов, а также характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, родителями, работниками системы образования и др. Примерный перечень документов в «портфолио документов»:
— сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п. (подлинник или копия);
— грамоты, благодарности (подлинник или копия);
— документы об участии в грантах (подлинник или копия);
— сертификаты о прохождении тестирования (подлинник или копия);
— приказы о поощрении (копия).
Раздел 5. Методическая копилка (размещается в отдельной папке) конспекты уроков, внеклассных занятий по предмету;
конспекты воспитательных мероприятий;
рабочие программы учебных курсов;
программы деятельности по различным направлениям (н-р, «Персональная программа профессиональной деятельности на период производственной преддипломной практики»)
— аналитические материалы по итогам практики;
Раздел 6. Рефлексия Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития студента, помогает отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане.
Дневник профессионально-личностного становления студента, результаты психолого-педагогического тестирования (рекомендации по ведению дневника профессионально-личностного роста в Приложении 4).
Требования к оформлению портфолио
Рекомендуется оформление портфолио на листах формата А 4. Для удобства расположения информации необходимо приобрести папку соответствующего формата.
При оформлении портфолио следует придерживаться следующих правил:
— систематичность и регулярность самомониторинга;
— структуризация материалов, логичность и лаконичность всех разделов;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— целостность, тематическая завершѐнность представленных материалов;
— наглядность и обоснованность всех положений портфолио.
Требования к оформлению текста портфолио:
— шрифт – Times New Roman;
— межстрочный интервал – 1,5;
— поля: левое – 3 см; верхнее, нижнее и правое – 2 см;
— выравнивание – по ширине.
Студент должен концептуально осмысливать собственную деятельность в области профессионального образования. А для этого необходимо проанализировать свою деятельность, собственные успехи, объективно оценить возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Образец оформления титульного листа и содержания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
по УД ОП.01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна
Раздел 1. Общие сведения
Раздел 2. Образовательный маршрут студента
Раздел 3. Результаты освоения образовательного маршрута
Раздел 4. Портфолио документов и отзывов
Раздел 5. Методическая копилка
Раздел 6. Рефлексия
Основные правила написания автобиографии
Следует сразу сказать, что никаких особых требований к написанию автобиографий не предусматривается. Следовательно, составлять автобиографию необходимо руководствуясь общими требованиями к написанию деловых писем.
1. Ваша автобиография не должна быть очень объемной. Постарайтесь быть лаконичными. Максимальный объем написанного не должен составлять более 1-2 листов текста. Как показывает практика, длинные «сочинения» не помогут вам раскрыться в глазах читающего — они скорее произведут обратный эффект.
2. Написанное не должно содержать ошибок, общая форма изложения — деловой стиль. При рассмотрении вашей автобиографии, читающий будет уделять внимание не столько написанному, сколько тому, в какой форме это сделано. По этой причине грамотная речь позволит набрать вам «дополнительные баллы».
3. Все события, описанные вами, должны быть изложены в хронологическом порядке, логично и последовательно. То есть нельзя сразу после рассказа о школе перейти к трудовой деятельности, пропустив иные учебные заведения, или вначале рассказать о месте работы, а потом упомянуть о полученном образовании.
4. Информация о вас, изложенная в автобиографии, должна быть подлинной. Включение ошибочных или недостоверных сведений может помешать получить желаемую работу (или добиться иной цели) и создать не самую хорошую деловую репутацию.
5. Заполняйте автобиографию шрифтом Times New Roman, 14 кеглем. На первой строке страницы напишите «Автобиография» и выровняйте это слово по центру. Затем спуститесь на следующую строку, сделайте выравнивание по ширине и наберите свои фамилию, имя и отчество в родительном падеже. Поставьте точку.
6. Сделайте один отступ (два раза нажав Enter) и начните автобиографию стандартной фразой «Я, Иванов Иван Иванович, родился…». Укажите в предложении полную дату своего рождения, а также населенный пункт.
7. Затем расскажите, в какой школе вы учились. Необходимо указать годы обучения и результат – если вы окончили школу с медалью, обязательно напишите об этом.
8. В этой же части автобиографии напишите о достижениях за время школьной жизни – можно учитывать и школьную, и внешкольную деятельность. Перечислите дипломы и грамоты, полученные в различных конкурсах и олимпиадах, аттестат музыкальной школы или победы в спортивных соревнованиях.
9. Логически перейдите к месту получения дальнейшего образования. Назовите образовательную организацию, в которую вы поступили, специальность и годы обучения. Для студента наиболее важным является отражение активной жизненной позиции, легкой обучаемости, а также хорошего уровня теоретической подготовки. Если студент помимо учебы занимается спортом, представляет свой вуз на соревнованиях, то эту ин- формацию также следует включить в биографию.
10. Напишите о составе своей семьи – сначала назовите родителей и их профессии, затем укажите свое семейное положение, имя, дату рождения и профессию супруга, имя и дату рождения детей (если есть).
11. На новой строке поставьте дату составления автобиографии и свою подпись.
Примерная форма написания резюме
Написание резюме — первый шаг при устройстве на работу. Резюме — это краткая профессиональная самоаттестация претендента на какую-либо должность (в объеме 1-1,5 страницы). Этим резюме отличается от более обстоятельной автобиографии. Структура резюме следующая: — Заголовок резюме — это фамилия, имя и отчество претендента. — Общая информация: адрес, телефон, е-mail. Можно указать дату и место рождения, семейное положение (но, в отличие от автобиографии, не обязательно).
Цель — интересующая вакансия. Важный момент: никогда не указывайте сразу несколько устраивающих вас вариантов, особенно если они не из смежных областей. Для каждой интересующей вас должности составьте отдельное резюме!
— Образование: основное образование по той специальности, которая позволяет претендовать на должность, указанную в разделе «цель»; дополнительное образование (повышение квалификации, курсы, тренинги и т. п.) имеет смысл указывать только в том случае, если оно соответствует цели.
— Опыт. Обычно описывается в обратном хронологическом порядке (сначала последнее место учебы). Указывается период учебы, название, сфера деятельности организации, затем следуют.
— Дополнительные сведения: личные качества, особенно ценные для выполнения работы. В этом разделе следует указать степень владения компьютером и иностранным языком.
— Уровень профессиональных притязаний: Ваши планы на продолжение образования, освоение смежных специальностей.
Дата ________ Подпись _________
Рекомендации по ведению дневника профессионально-личностного роста
Дневник профессионально-личностного роста студента педагогического колледжа – это форма фиксации результатов рефлексии студентами своего профессионально-личностного становления в процессе обучения в педагогическом колледже на основе реализации образовательного маршрута. В дневнике может быть проанализировано профессионально-личностное развитие по различным направлениям, например, таким как: этические и социальные вопросы – студенты могут продемонстрировать способности видеть многообразие перспектив, взвешивать и использовать доказательства, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем разнообразными способами; искусство и эстетика – дается оценка знаний и понимания эстетической области через изучение или критику художественной работы, личности артиста или художника или области артистического выражения и т.п.; средства массовой информации – студенты должны продемонстрировать понимание содержания деятельности различных средств массовой информации, их влияния на людей и образ мышления через проект или другие виды деятельности: написание эссе, презентацию газеты, телепередачи и др. иностранный язык и/или билингвальная подготовка – студенты могут продемонстрировать компетентность в работе на иностранном языке (говорящий, слушающий, читающий, пишущий). Кроме того, могут описать собственный опыт билингвального общения и уметь обсуждать социальные и культурные проблемы, связанные с необходимостью использования языков; литература – студенты могут представить результаты чтения литературы, коммуникативные и рефлексивные навыки, позволяющие анализировать идеи и мысли авторов; физическая подготовка – студенты могут проанализировать индивидуальные достижения в спорте. Целью оценивания данной компетентности является формирование здорового образа жизни, развитие чувства независимости, взаимозависимости, личной ответственности, принадлежности к спортивному сообществ.
Оформление наградных материалов
Место издания, год
Подтверждение (скриншот Интер- нет-страницы или сертификата)
Источник