Портфолио как способа оценки образовательных результатов

Портфолио, как способ оценивания образовательных результатов школьников
статья на тему

Статья об актуальной проблеме оценивания учебных достижений обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
portfolio_kak_sposob_otsenivaniya.docx 48.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Балтийский берег»

Портфолио, как способ оценивания

образовательных результатов школьников

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Возникает противоречие между этими требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова и существующей системой оценивания школьников. Пятибальная отметочная система (а фактически трехбалльная), так как при оценивании работ педагог пользуется отметками 5, 4, 3,) не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности. Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно оценить реальные достижения каждого учащегося. По отметке сложно судить о действительном уровне знаний, трудно простроить дальнейшую программу действий (над чем поработать, что улучшить). Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко она является орудием психологического давления, направленная на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие — к ухудшению физического здоровья школьника. Вот почему становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика.

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. «Портфолио» позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Актуальность использования данной технологии состоит в том, что, материал «Портфолио» собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Он является одной из форм оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, технология «Портфолио» соответствует целям, задачам и идеологии компетентностно — ориентированного обучения.

Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках учебной и воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить об учебных, творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию.

1.1. Краткая история идеи «Портфолио»

«Портфолио» – слово было известно ещё в эпоху Ренессанса. Им называли альбом с фотографиями. В педагогику этот термин пришёл из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». В конце 80-х – начале 90-х в США возникла идея применения «портфолио» в школе.

Существует огромное разнообразие определений «портфолио». К. Варвус описывает « портфолио» как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых».

Д. Майер считает, что «портфолио» – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания « портфолио» и свидетельства о рефлексии учащегося».

Фрай определял «портфолио» как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста».

В зарубежной педагогике сегодня широко принято такое определение: «Портфолио» – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как происходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

В педагогической литературе портфолио характеризуется как «коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

« Портфолио» в российской школе рассматривается как совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени».

Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Использование « портфолио» в начальной школе обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознаёт значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе «Портфолио «позволяет нейтрализовать травмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе. «Для того, чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» (Л.Н. Толстой).

В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. Возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся. Вот почему в последнее время появилось «портфолио», ведь оно является альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен».

В учебной деятельности младшему школьнику необходимо умение ставить цели и контролировать своё поведение, управлять собой. А чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Для того, чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с « портфолио» должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». Педагогическая философия портфолио» предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.

Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

– обеспечение мотивации успеха, в том числе в учебной деятельности;

– максимальное раскрытие способностей ребёнка, создание условий для его самореализации во внешкольной жизни;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

– формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры;

– совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода;

– развитие умения обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт.

Ключевые принципы организации портфолио:

Виды и структура портфолио

ФГОС начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «…достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании…» В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

— результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений ,продвижение в достижении планируемых результатов ;

-результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний ,необходимых для обучения на следующей ступени образования».

Это положения стандарта указывают на необходимость присутствия в составе портфолио материалов, отражающих две группы результатов:

  • промежуточных, представляющих достижения обучающегося при завершении темы, курса и зафиксированных в виде предметных или метапредметных знаний;
  • итоговых, представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующие лучшие достижения в области предметных и метапредметных результатов.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Достижением личностного характера является результат деятельности обучающегося, имеющий положительную динамику и социально-одобряемый характер; при этом обучающийся испытывает эмоциональную удовлетворенность (чувства приподнятости, радости, успешности и т.д.).

Достижения обучающегося в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста –это и есть образовательные результаты.

Форма оценки личностных достижений и образовательных результатов равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».

  • Портфолио документации
  • Портфолио процесса
  • Портфолио показательное (презентационное)
  • Портфолио рабочее (работ)
  • Портфолио оценочное
  • Портфолио тематическое, проблемное

Существуют три типа портфолио:

«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» — портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Сложность формализации и учета собранной информации.

На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

Для начальной школы наиболее приемлема простая классификация видов Портфолио:

  • Портфолио ученика (личные достижения ученика);
  • Портфолио класса (достижение всего класса, а также место и роль каждого учащегося в классном сообществе).

Вариант I портфолио ученика 1 класса по стандартам второго поколения начальной школы имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (оформляется педагогом)

2. Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

3. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.)

4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)

5. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)

6. Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:

1. О сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.

2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Возможный вариант I структуры « портфолио».

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится. потому что. «. Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете — надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ «

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ «

В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Вариант III Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:

1) Личные данные:

а) титульный лист;

в) рассказ о себе;

г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы.

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;

б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;

в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;

д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;

е) поставленные цели.

В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:

в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;

г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;

д) заполненные бланки:

«Исследовательские, творческие работы»;

«Посещение дополнительное образование»;

«Индивидуальные (элективные) курсы».

е) список прочтенной литературы;

з) информация о награждениях.

В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

4) Отзывы и пожелания:

а) отзывы за проделанную работу;

б) рекомендации в письменном виде;

в) ободрительные письма;

г) цели на начало учебного года;

д) итоги учебного года.

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.

Тип портфолио может определятся и временем, отводимым на его создание:

Тип портфолио определяется способом обработки и презентации информации:

  • портфолио в бумажном варианте;
  • электронный вариант (на персональном или школьном сайте и т.д.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциал у портфолио значительный.

1.Новикова, Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» [Текст]: федеральные рекомендации и местный опыт / Новикова, Т.// Директор школы. — 2006. — № 7. — С. 13 — 24.

2.Новикова, Т. Г. «Портфолио» — новый и эффективный инструмент оценивания [Текст]/ Новикова Т., Пинская Т., Прутченков А.// Директор школы. — 2008. — № 2. — С. 32-35.

3.Новикова, Т. Г. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы [Текст] /Новикова Т., Пинская М., Прутченков А.// Народное образование. — 2007. — №2. — С. 175 — 183.

4.Сметанникова, Н. Н. «Портфель» как технология аутентичного оценивания [Текст]/ Сметанникова Н. Н.// Школьные технологии. — 2006. — №6. — С. 160 — 168.

5.Иванов А.В.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Просвещение,2011.

6.Буданова О.В. Портфолио и внеурочная деятельность в начальной школе//Завуч начальной школы- №6 -2011 –с 3-11.

7. Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст]/ Голуб, Г. Б., Чуракова О. В.// Школьные технологии. — 2005. — №1. — С. 181 — 195 ; 2005. — №2. — C. 189 — 201 .

Источник

Читайте также:  Способы колки грецкого ореха
Оцените статью
Разные способы