- курсовая работа Портфолио как способ организации самостоятельной работы обучающихся
- Гуманизация образования – одно из ведущих направлений работы современной школы. Портфолио учащегося как лучший способ организации системы накопительной оценки. Основные направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения.
- Подобные документы
- Организация самостоятельной работы первоклассников с помощью ведения портфолио
курсовая работа Портфолио как способ организации самостоятельной работы обучающихся
Гуманизация образования – одно из ведущих направлений работы современной школы. Портфолио учащегося как лучший способ организации системы накопительной оценки. Основные направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения.
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.10.2014 |
Размер файла | 54,8 K |
Подобные документы
Оценивание образовательных достижений школьников. Понятие оценивания в образовании. Подходы к оцениванию в разных системах образования. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся и диагностики. Понятие и виды портфолио в образовании.
реферат [42,7 K], добавлен 12.01.2009
Роль оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом процессе. Портфолио как современный способ организации оценивания и самооценивания на уроках технологии; электронное портфолио учащихся.
дипломная работа [79,9 K], добавлен 21.01.2016
Портфолио как одно из средств накопительной оценки. Работа учителя с учащимися по составлению портфолио. Психологические аспекты тестирования. Преимущества Единого государственного экзамена перед другими формами контроля. Классификация видов тестов.
реферат [27,1 K], добавлен 07.10.2013
Характеристика рефлексивной деятельности учителя. Специфика современной системы образования. Понятие и роль портфолио учителя. Возможности построения портфолио учителя в структуре рефлексивной деятельности. Педагогическая компетентность и профессионализм.
курсовая работа [40,4 K], добавлен 10.04.2011
Электронное портфолио как инновационное средство образования студентов. Исследование особенностей применения компьютерной техники в создании электронного портфолио. Использование электронного портфолио в зарубежных и российских высших учебных заведениях.
курсовая работа [2,5 M], добавлен 06.06.2014
Портфолио как один из наиболее современных методов профессионального развития. Типы портфолио: документов, работ, отзывов и комплексное. Некоторые советы педагогам. Оценка эффективности педагогической деятельности. Культура организаторской деятельности.
презентация [106,3 K], добавлен 11.01.2013
Сущность и структурные компоненты понятия «портфолио», его структура и содержание, а также предъявляемые требования среди младших школьников. Его роль как средства достижения результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
дипломная работа [386,4 K], добавлен 17.02.2015
Источник
Организация самостоятельной работы первоклассников с помощью ведения портфолио
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Владимирский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Организация самостоятельной работы первоклассников с помощью ведения портфолио
Студентка 4 курса отделения
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Павлова Татьяна Николаевна
Кириллова Наталья Николаевна
Преподаватель Владимирского педагогического колледжа
Глава 1. Организация самостоятельной деятельности обучающегося начальной школы
1.1.Самостоятельная работа и ее виды……………………………………7
1.2.Самостоятельная работа обучающегося, как один из факторов достижения метапредметных результатов обучения…………………14
Глава 2. Организация работы с портфолио в начальной школе
2.2. Анализ портфолио первоклассников в современных УМК……….25
2.3. Общая схема работы с портфолио ………………………………….28
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость изучения данной темы, так как в соответствии с ФГОС — портфолио ученика начальной школы — обязательный конечный результат обучения, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы.
За это время ученику придется неоднократно задавать себе вопрос: «Что я учу?» (и параллельно отвечать на более важный вопрос: «Зачем я учу?»), а учителю задумываться над тем, КАК он учит, чтобы совместными усилиями улучшать образовательные результаты. Работа над портфолио – это, прежде всего, возможность ведения диалога ученика (членов его семьи) и учителя по поводу планируемых и достигнутых результатов обучения.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки «достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
— результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования» [1].
Эти положения стандарта указывают необходимость присутствия в составе портфолио материалов (работ, документов, записей и пр.), отражающих две группы результатов:
— промежуточных, представляющих достижения обучающегося при завершении темы, курса и зафиксированных в виде предметных или метапредметных знаний либо навыков, конкретного результата;
— итоговых, представляющих лучшие работы за весь курс начальной школы и демонстрирующих лучшие достижения в области как предметных, так и метапредметных результатов.
Необходимость отражать продвижение в достижении планируемых результатов предполагает наличие в составе портфолио материалов, демонстрирующих динамику формирования у ребенка не только отдельных знаний, но умений и навыков организовать свою самостоятельную работу.
Структура и наполнение портфеля достижений должны позволять обучающимся, учителям, родителям, и внешним экспертам сделать выводы о:
— сформированности у обучающегося метапредметных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— сформированности у школьника основ умения учиться, наличие способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;
— индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно — смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.
Объект нашего исследования является: самостоятельная работа первоклассников.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы первоклассников с помощью ведения портфолио
Цель: разработать образец портфолио первоклассника, способствующий развитию навыков его самостоятельной работы.
Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Проанализировать существующие портфолио учащихся начальной школы на предмет выделения в них аспекта организации самостоятельной работы.
4. Составить образец портфолио способствующий развитию самостоятельности у первоклассников.
Глава 1. Организация самостоятельной деятельности обучающегося начальной школы
Самостоятельная работа и ее виды
Одним из самых доступных и проверенных практических путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности [13, с.315].
Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т. е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний [16, с.238].
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
— в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
— формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственно продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
— вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку своих умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
— является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Исследования ученых – педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям [14, с.340]:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
3. Репродуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способность к индуктивным и дедуктивным выводам.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке [7, с.202].
Естественно, что программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке [3, с.23].
Рассмотрим основные требования к организации самостоятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже.
Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы [14, с.341].
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления [16, с.242]. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду [3, с.24].
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.
В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно – вариативные и творческие работы [16, с.240]. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.
Самостоятельные работы реконструктивно – вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания [2, с.53]. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников [19, с.108]. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи ученик, уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными [4, с.28].
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания. Закрепляет для них навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности [19, с.109].
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ. Используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них:
1.Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно – популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решения; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3.Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4.Различные проверочные и самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
5.Подготовка докладов и рефератов.
6.Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8.Техническое моделирование и конструирование.
Большая часть самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя [3, с.25].
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурное указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способов действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы [16, с.241].
Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из самых главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.
Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактический задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основной материал должен быть изучен на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально — ценные качества.
Домашняя работа с портфолио отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителем, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество [4, с.29].
Самостоятельная работа обучающегося, как один из факторов достижения метапредметных результатов обучения
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет следующий перечень метапредметных результатов, которые могут быть оценены с помощью портфолио:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково – символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио -видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признаться возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [1].
Глава 2. Организация работы с портфолио в начальной школе
2.1. Портфолио и его виды
«Портфолио» — иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского — «портфель», «папка», «папка с документами», с английского «портфель для документов». В русском языке слово «портфолио» может употребляться как в мужском, так и в среднем роде — кому как больше нравится [20, с.124].
Портфолио выпускника начальной школы – это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы [9, с.23 ].
Портфолио (портфель достижений) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Портфолио применяется в системе итоговой оценки достижений обучающихся за курс начальной школы при переходе на следующую ступень образования. Существенным преимуществом портфолио по сравнению с другими формами оценивания является то, что предметом оценки и последующего совершенствования являются не только предметы (академические) достижения обучающегося, но и личностные метапредметные результаты [18, с.37].
В современной системе образования портфолио понимают как:
1) сборник материалов, самостоятельно отобранных ребенком для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, индивидуальности, преимуществ перед одноклассниками, которые являются основой для дополнительной (альтернативной) системы оценивания достигнутых результатов;
2) процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора работ и формирования самого сборника;
3) новую систему обратной связи, во взаимодействии учителя и ученика, ориентированную на более полное понимание ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки в итоге улучшения учебы.
В первом случае портфолио позволяет учитывать достижения учащегося, выделенные им самим, перемещая акцент с ошибок и неудач в сферу его успехов. Это позволяет учитывать у школьников более высокую учебную мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный прогресс в различных областях: учёбе, творчестве, спорте. Таким образом, работа с портфолио поощряет активность и самостоятельность обучающихся, расширяет их возможности в процессе их обучения и самообучения. Кроме лучших работ, демонстрирующих итог, максимальное достижение, в портфолио могут быть представлены подборки материалов, свидетельствующие о динамике о достижении определённой учебной или внеучебной цели. Материалы показывают направление и объем работ, выполненных ребенком ради достижения определенных достижений, что позволяет лучше понять его интересы, зону ближайшего развития его возможностей.
Портфолио как процесс, стоящий вокруг сбора материалов, дает возможность использовать индивидуальные методы обучения. По сути, в этом случае портфолио является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя. Портфолио показывает, насколько успешно достигнута учащимся учебная цель, что позволяет учителю оценить эффективность используемых для её достижения методик [8, с.13].
Исходя из целей создания портфолио необходимо, чтобы:
— в портфолио накапливалась систематизированная информация о том, какого уровня на данный момент достиг ребенок в изучении основных учебных предметов, какова его социальная активность, каковы особенности личностного развития;
— портфолио содержал необходимую информацию, достаточную для обоснованного выбора индивидуальных методик обучения и постановки перед школьником новых учебных целей на следующей ступени образования;
— портфолио содержал разнообразные свидетельства (видео — и аудиозаписи, тексты, предметы, фотографии и пр.) достижения учащихся предметных, метапредметных и личных результатов, обозначенных стандартом для данного периода обучения, оценка которых была бы возможна по указанным ФГОС критериям;
— портфолио мог быть использован при проведении независимой внешней оценки для аттестации учителя.
Портфолио работ — собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ребенком факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Также могут быть представлены творческие, проективные и исследовательские работы, материалы, свидетельствующие о достижениях в спорте и творчестве [6, с.5].
Совокупность работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
— по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному
— чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные авторские работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии;
— по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини- исследований, записи решения учебно — практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов ( демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии;
— по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини — исследований и мини- проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;
— по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото — и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний — описаний, материалы самоанализа и рефлексии;
— по технологии – фото — и видеоизображения продуктов исполнительной деятельности, аудиозаписи монологических высказываний — описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
— по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.
Основной проблемой при формировании портфеля работ является поиск оптимального соотношения между количеством и качеством работ. Первое должно обеспечить представительность и информативность портфолио, второе – демонстрацию лучших достижений [10, с.45].
Портфолио документов – собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих образовательные достижения ребёнка: дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства, удостоверения. Эти материалы в большой степени характеризуют достижения учащихся в рамках внеучебной(школьной и внеурочной) и досуговой деятельности (например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, специализированных курсах). Основное требование, предъявляемой к этим материалам, — возможность соотнести уровень достижений с планируемыми результатами освоения примерной образовательной программы начального общего образования [15, с.94].
Портфолио отзывов включает систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения ребенком предметными знаниями и навыками, универсальными учебными действиями, метапредметными навыками (оценочные листы, материалы и листы наблюдений). Портфолио отзывов может быть представлен в виде текстовых заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Главное – он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности [5, с.32].
Традиционно портфолио представляет собой реальную папку (портфель, кейс), где собраны все материалы, систематизированные по разделам и отражающие переодичность наполнения. Но в последнее время все большую популярность приобретает электронный портфолио. В международной практике он называется eFolio . Сегодня электронный портфолио может создаваться в нескольких видах, например на флеш — карте или перезаписываемом диске, где хранятся копии (отсканированные) материалов на бумажных носителях, дополненные цифровыми фото-, видео- и аудиоматериалами, оригинальными работами, созданными работами, созданными в цифровом формате. Электронный портфолио является самым простым и доступным для обучающегося способом осовременить свой портфель достижений и одновременно продемонстрировать владение ИКТ – технологиями [8, с.13].
Уникальность портфолио для каждого образовательного учреждения и для каждого периода обучения.
Уникальность портфолио в каждой школе обусловлена двумя факторами: возможностями самой школы, каждого отдельного учителя, наличием у школы и учителей собственных задач и целей для использования портфолио за пределами целей, с одной стороны, и задачами, продиктованы стандартом,- с другой [11, с.112].
Поскольку портфолио используется для оценки готовности обучающегося перейти на следующую ступень обучения, каждому образовательному учреждению необходимо разработать согласованную и принятую всеми субъектами образования программу взаимодействия разных ступеней обучения в отношении использования портфолио. Речь идет прежде всего о согласовании:
— структуры портфолио, что позволит иметь четкие цели при его подготовке и понятную процедуру изучения его материалов;
— критериев оценки разных частей портфеля достижений, что, с одной стороны, позволит дать объективное заключение о готовом портфолио, а с другой — будет способствовать рефлексии обучающегося на этапе подготовки, развитию способностей анализировать и делать выводы.
Разработка школой собственных критериев оценки портфолио является одним из требований, сформулированных в примерной образовательной программе для начальной школы: «Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы, и вклад каждой работы в накопительную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем примерительно к особенностям образовательной программы и контингента детей. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения».
Возможность обращения учителя к технологии портфолио зависит от владения им одной или несколькими методиками использования портфолио в своей работе. Во многом это связанно со склонностью учителя использовать данную технологию в своей работе, а также от продолжительности и результативности опыта использования портфеля достижений в педагогической практике [10, с.46].
Особую уникальность портфолио придаст наличие у школы и учителя собственных задач по его использованию, например в системе формирующего оценивания, для развития и совершенствования проектной деятельности обучающихся в начальной школе, изменения целей и смыслов взаимодействия с родителями.
Особые задачи учителя в использовании портфеля достижений обычно связаны с реализацией собственной концепции педагогического дизайна. В данном случае под педагогическим дизайном понимается вся совокупность методов преподавания, контроля и оценивания, стилей общения с обучающимися и их родителями, различных форм работы. Практика работы с портфолио может обусловить серьезные изменения педагогического дизайна учителя. Необходимо отобрать методы, содержащие повторяющиеся требования, выполнение которых позволит отобразить в портфолио прогресс знаний, способностей, навыков. Планирование урока и всей деятельности предполагает наличие резервов времени для групповой и индивидуальной рефлексии и целеполагания, современного обсуждения критериев и результатов учебной деятельности, отображаемых в портфолио. В урочную деятельность вводятся также новые организационные моменты для создания аудио — и видеозаписей, фотографирования моментов деятельности, впоследствии посещаемых в портфолио [12, с.23].
Портфолио в начальной школе имеет свои уникальные особенности и задачи для каждого периода обучения. Поэтому брошюры «Мой портфолио» содержит все необходимые материалы для организации направляемой учителем деятельности обучающихся в работе с портфолио на разных этапах обучения [10, с.47].
2.2. Анализ портфолио первоклассников в современных УМК
Формирование портфеля достижений младших школьников предполагает в различных УМК несколько этапов. В основном это:
Первый этап: создание портфолио дошкольника при поступлении ребенка в школу.
Второй этап : формирование портфолио первоклассника.
Третий, четвертый, пятый этапы : работа соответственно над портфолио второклассника, третьеклассника и ученика четвертого класса.
Финальный, шестой этап: подготовка портфолио выпускника начальной школы.
Для каждого этапа разработана своя брошюра-организатор. Пособие для первого класса дополнительно охватывает дошкольный период и удобно совмещает портфолио дошкольника с портфолио первоклассника. Пособие для четвертого класса содержит дополнительные материалы для подготовки и оформления итогового портфолио [5, с.33].
Портфолио дошкольника позволяет учителю (школе) получить данные о стартовых возможностях дошкольника в тех направлениях и видах деятельности, которые актуальны и полезны для освоения основной образовательной программы и использования возможности развития, предоставляемых образовательной школы. Это поможет не только очертить зону ближайшего развития будущего первоклассника, но и спланировать действия направленные на учет индивидуальных способностей ребенка. Работа учителя с портфолио дошкольника необходима для целенаправленного создания ситуации для оценки будущем первоклассником своих возможностей, имеющихся достижений, а также самоопределения с ближайшими учебными целями.
Самооценка и целеполагание с использованием портфолио создают благоприятные условия для первых попыток будущего школьника систематизировать свои учебные цели на ближайшую перспективу, выбрать из них наиболее приоритетные, обсудить со взрослыми и будущем учителем, как лучше всего достичь намеченных целей и что считать главным признаком их достижений [15, с.95].
Таким образом, портфолио школьника является основанием для развития самостоятельности и инициативы детей как в отношении определения целей обучения, так и тех как в отношении определения целей обучения, так и в отношении организации собственной деятельности, направленной на их достижение.
Остановимся более подробно на портфолио первоклассника.
Портфолио первоклассника служит для решения следующих задач:
— помочь адаптации обучающегося к требованиям и условиям обучения;
— сформировать у ребенка навык систематической оценки своей учебной и внеурочной деятельности;
— приучить к регулярной работе с элементами портфолио;
— способствовать получению опыта устного и письменного анализа свое деятельности.
В первом классе у обучающихся начинают формироваться и развиваться (в том числе и средствами портфолио) навыки учебной самостоятельности, позволяющие достичь итоговых результатов начального образования. В этот период учителю целесообразно сосредоточить внимание на организации регулярной работы обучающихся с заданиями брошюры и поддержании у них мотивации к наполнению у них мотиваций к наполнению портфолио различными материалами.
Мы проанализировали различные варианты портфолио для учащихся начальной школы. Авторами данных портфолио являлись Ольга Владимировна Осетинская, Татьяна Леонидовна Мишакина, Андрей Владимирович Иванов. Все изученные материалы показали, что на начальном этапе создания портфолио в брошюрах – организаторах содержится много заданий типа: «составить небольшой рассказ о семье», «Описать занятия в спортивной секции, музыкальной школе или в других учебных заведениях дополнительного образования», «Составить небольшой рассказ из удачно написанных контрольных работ, интересных проектов, отзывов о прочитанных книгах», «Отчет об участии в мероприятиях, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Желательно включить фотографии и краткие сообщения на тему».
Но первоклассник еще не владеет в достаточной мере навыками письма и счета.
Таким образом, оформить портфолио ребенку первокласснику самостоятельно без значительной поддержки не только учителя, но и родителей не представляется возможным.
Итоговый портфолио требует от обучающегося умений формировать и презентовать портфолио. В результате работы над итоговым портфолио ребенок должен выделить свои наиболее значимые успехи и выигрышные виды деятельности, сформировать представления о тех стартовых позициях, которые позволят ему успешно действовать на следующей ступени обучения, а также самоопределиться относительно направления своего дальнейшего образования [6, с.7].
2.3. Общая схема работы с портфолио
Исходя из анализа вышеперечисленных пособий, мы пришли к выводу, что все они имеют общую схему работы.
Они содержат формы, которые позволяют учителю:
— познакомить обучающихся с основными целями и методами работы с портфолио;
— предложить обучающимся готовые формы для работы с технологией портфолио;
— обучить школьников различным приемам самоанализа, самооценки и самоконтроля;
— использовать содержание брошюр (в том числе индивидуальные результаты выполнения заданий) для организации совместных с обучающимися обсуждений, рефлексии, целеполагания, планирования учебной и внеурочной деятельности, ее оценок;
— приучить школьников к систематической работе по самоанализу и формированию портфолио;
— поддерживать на регулярной основе деятельность обучающихся по наполнению портфолио, периодической переоценке собранных материалов, использованию накопительных материалов для самоанализа и самооценки с целью улучшения учебных достижений;
— использовать портфолио в качестве стимула и средства мотивации осознанной учебной деятельности;
— дополнять и изменять собственные методы и педагогический дизайн;
— учитывать индивидуальные подходы в обучении;
— повышать объективность оценки учебных достижений и стремиться к лучшему результату вместе с обучающимся [17, с.42].
Исходя из вышеизложенного, на основании изученных материалов мы составили свою памятку по работе с портфолио:
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.
1.4. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цели и задачи.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
— поощрять его активность и самостоятельность;
— формировать навыки учебной деятельности;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
3. Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
Памятка для педагога по ведению портфолио
1. Стараться не привлекать родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
3. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой.
4. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
5. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
6. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
7. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
8. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Каждый человек интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь ее, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижения учащегося – является средством мотивации личного развития. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. В начальной школе такая форма оценивания учеников, как портфолио, должна носить, прежде всего, обучающий характер, быть инструментом, с помощью которого формируется контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Важно с первых лет пребывания ученика в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится человеку на протяжении всей жизни.
Исследования показали, что человек, выполняющий какую — либо деятельность, испытывает потребность в том, чтобы результаты труда оценивались. Естественно, что больше всего он нуждается в одобрении, положительной оценке, отрицательная оценка его огорчает (когда его труд игнорируется, не замечается) действует угнетающе и парализует желание работать. Мы считаем, что оформление портфолио – это не только один из способов одобрения разноплановой деятельности младших школьников, но и способ организации его самостоятельной работы.
Мы считаем, что выполнили задачи, поставленные нами перед началом исследования: проанализировали психолого – педагогическую литературу по теме исследования, изучили требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, проанализировали существующие портфолио учащихся начальной школы на предмет выделения в них аспекта организации самостоятельной работы. И, как итог мы составили образец портфолио способствующий развитию самостоятельности у первоклассников.
Первоклассник должен пробовать себя в различных видах деятельности, выбирать то, что ему больше нравится, в чем он наиболее успешен. Формируя копилку своих успехов, он наблюдает за своим ростом, продвижением вперед, у него формируется сознательное отношение к результатам труда, развиваются навыки самостоятельной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М- во образовании и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
Буряк, В.К., Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк. – М.: 2009. – 53 с.
Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. — М.: 1961. – 23-25 с.
Жарова, А.В., Учить самостоятельности [Текст] / А.В. Жаринова. – М.: 2007. – 28-29 с.
Загвоздкин, В.К., Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] / В.К. Гвоздикин // Школьные технологии. — 2004. № 3.С. 32-33.
Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / А.В. Иванов.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 5- 7 с.
Коротаева, Е.В., Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности [Текст] / Е.В. Коротаева. – Екатеренбург.: Изд- во УрГПУ, 2011. – 202 с.
Мишакина, Т.Л., Портфолио учащегося начальной школы. М.: 2010.
Моисеева, Г.Ю., Портфолио ученика начальной школы: [Текст] / Г.Ю. Моисеева // Начальная школа. – 2012. № 8. С. 23.
Новикова, Т.Г., Папка индивидуальных достижений — «портфолио» [Текст] / Т.Г. Новикова // Директор школы. — 2004. № 7. С. 45.
Новикова, Т.Г., Прутченков, А.С., Пинская, М.А., Федотова, Е.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров [Текст] / Т.Г. Новикова. — М.: издательский центр «Академия», 2001. –112 с.
Осетинская, О.В., Я – первоклассник: портфолио учащегося [Текст] / О.В. Осетинская. –изд. 2-е. – Волгоград, 2013. – 23с.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И.Пидкасистый. — М.: Просвещение, 2012. – 315 с.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [текст] / М.: Педагогическое общество России, 2008.- 340-341 с.
Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем [Текст] / Г.К. Селевко // «Школьные технологии». 1996. №6. С. 94-95.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст] / В.А.Сластенин.- М.: 2012.- 238-242с.
Федотова, Е.Е., Новикова, Т.Г., Прутченков, А.С. Зарубежный опыт использования портфолио [Текст] / Е.Е. Федотова // Методист. 2005. №5. С. 42.
Шалыгина, И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки [Текст] / И.В. Шалыгина // Естествознание в школе. 2004. №2. С. 37.
Шамова, Т.И., Формирование самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / Т.И. Шамова. – М.: 2005. – 108-109 с.
Юдина, И.Г., Портфолио [Текст] / И.Г. Юдина // Учитель. — 2007. № 4. С.124.
Памятка по оформлению ПОРТФОЛИО ученика начальной школы
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности- учебной, творческой, спортивной и др.
1.4. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
2. Цели и задачи.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
— создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
— поощрять его активность и самостоятельность;
— формировать навыки учебной деятельности;
— содействовать индивидуализации образования ученика;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
3. Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
Памятка для педагога по ведению портфолио
1. Стараться не привлекать родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
3. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой.
4. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
5. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
6. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
7. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
8. В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Источник