Портфолио как способ наиболее полной реализации основных стратегий внутриклассного оценивания

Использование портфолио как метода оценивания

Использование портфолио как метода оценивания

Цели и сущность портфолио.

Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оце нивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.

Портфолио позволяет решить две задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутыйим в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить до стижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика

Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Портфолио можно оценивать

неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педаго гов, родителей и соучеников.

Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.

Примерная структура портфолио

Портфель достижений ученика(Оценочное портфолио)

сопровождается фотографией и содержит основную

информацию о владельце:

полное название ОУ и класс;

личную подпись ученика.

Самоанализ и взгляд в будущее (сопроводительное письмо)

сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;

содержит сведения об учащемся, владельце Портфолио. Данный раздел включает в себя: личные данные учащегося, ведущего Портфолио; автобиографию обучающегося; результаты психологической диагностики обучающегося, информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания; результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося. результаты проведенного обучающимся самоанализа;

включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются: перечень представленных в Портфолио официальных документов; все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности; табели успеваемости; грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.: сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования; благодарственные письма. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио». Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачѐтную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

и другие документы подтверждающие достижения ученика

работы самого учащегося — как классные самостоятельные, так и домашние,

представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др

Читайте также:  Способы финансирования капитального ремонта мкд

«Портфолио работ» может включать в себя:

перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ;

результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;

доклады и рефераты обучающегося;

проектные работы обучающегося;

исследовательские работы обучающегося;

описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся;

результаты технического творчества обучающегося;

описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;

статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;

работы по искусству;

сведения о посещении обучающемся театров, концертов, выставок, экскурсий;

аудио и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, шольной конференции,

результаты работы обучающегося по социальному проектированию;

результаты проведенных обучающимся социальных и профессиональных проб;

сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных

таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения Портфолио;

сведения об общественной деятельности учащегося;

индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки обучающегося, в котором указываются курсы по выбору, выбранные обучающимся;

индивидуальный учебный план обучающегося на старшей ступени обучения;

«Зачетный лист» — документ, подтверждающий прохождение обучающимся курсов по выбору, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, заверенный директором школы;

Зачетные книжки обучающегося;

«Зачетный лист», заверенный директором школы, подтверждающий изучение обучающимся предметов на расширенном, углубленном, профильном уровне с целью пропедевтики;

сведения о посещении обучающимся факультативных занятий;

сведения об изучении обучающимся информационных технологий;

сведения о книгах, статьях, журналах, прочитанных обучающимся;

сведения о газетах, журналах, читаемых и выписываемых в семье обучающегося;

сведения о просмотренных обучающимся мультфильмах, фильмах, познавательных

содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами, родителями, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя: перечень представленных отзывов и рекомендаций; заключение о качестве выполненной работы; рецензии; резюме с оценкой собственных достижений; рекомендательные письма; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; благодарственные письма из различных органов и организаций

Портфолио отзывов включает в себя:

содержит памятки, инструкции, полезную информацию, конспекты занятий, лекций и т.п.

Источник

Портфолио как одна из методик формирующего оценивания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Портфолио как одна из методик формирующего оценивания.

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутеничного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, со­поставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пе­ресматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его образовательной деятельности. (М.А. Пинская) Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. (Пидкасистый)

cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; основной смысл портфолио: «Показать все, на что ты способен»

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

— Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях. — Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни. — Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. — Формирование установки на творческую деятельность , развитие мотивации дальнейшего творческого роста. — Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность; Целеполагания – поддерживает учебные цели; Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей; Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ; Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Читайте также:  Время следует считать действительным не как объекта как способ

— направлено на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); — учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; — позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Ученик: формирует навык самоконтроля и самооценки; — видит своё продвижение. Учитель: наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию; — делает отметку содержательной и для ученика и для родителей; — делает оценку работы оптимистичной.

Портфолио документов Портфолио процесса или оценочный Покзательный портфолио Потрфолио подготовленности

Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы. Можно организовать портфолио, ориентированный на основные компетенции или учебные умения, например такие, как анализ и критическое мышление, коммуникативные навыки при оценке материалов, относящихся к различным предметам и областям. В этом случае в нём будут представлены проектные и исследовательские работы, отчёты о практиках, социальных проектах.

Достоинства: Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Недостатки: Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Достоинства: Качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения; представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки. Недостатки: Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетель- ствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Титульный лист, Первый раздел «Официальные документы« Раздел второй «Творческие работы и социальная практика», Раздел третий «Отзывы и рекомендации», Раздел четвертый «Общая информация», сводная итоговая ведомость.

Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.

Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов

Читайте также:  Способы взимания налогов это

Главная составляющая раздела — зачетная книжка. В зачетную книжку вносится информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат. Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) — указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.

Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку «найти себя», грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Содержит информацию о школьнике. 1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт. 2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий. 3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное — не забывать давать ответ на вопрос: «Что я собираюсь для этого сделать?», анализируя очередной пункт жизненных планов.

При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю.

М.А. Пинская выделяет следующие виды и формы оценивания. Неформально — экспертная оценка. Формально — по критериям. Данная процедура делится на две части: оценивание пись- менной работы как компонента портфолио и устной презентации проекта. Так, каждый из письменных компонентов оценивается по четырехбалльной шкале (от 1 до 4 баллов) по следующим критериям: наличие собственной позиции (точки зрения); установление внутренних взаимосвязей; степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений; способ подачи материала (язык, стиль и др.); y соответствие правилам оформления работы.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 341 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-260430

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы