Портфолио как способ мониторинга

Портфолио ученика как инструмент мониторинга
статья на тему

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

Термин «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь «прорекламировать» себя с помощью собранной информации.

Портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.

Скачать:

Вложение Размер
portfolio_uchenika_kak_instrument_monitoringa.docx 25.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шишловская ООШ»

Портфолио ученика как инструмент мониторинга

Учитель Смирнова О. В.

2015 – 2016 уч. год

Портфолио – модное слово, пришедшее не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере бизнеса. Но… время течет, все вокруг меняется. Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение. И вот уже сегодня все учителя, родители и ученики должны знать, что такое портфолио ученика.

Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

Термин «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь «прорекламировать» себя с помощью собранной информации.

Портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.

Портфель достижений ученика включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу. Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создаётся итоговая оценка выпускника начальной школы.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося.

Основной смысл портфолио – показать все, на что ученик способен. Если ваш ребенок творческая или спортивная личность, занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения.

«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

Основной целью внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект), а ее мотивацию (жизненные цели, побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Существуют три основных типа школьного портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов о достижениях ученика

«Портфолио документов» — портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов.
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений.

Данный вариант портфолио может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов». Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
На наш взгляд широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

Одной из основных задач составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.

Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное — это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.

Мы предлагаем рассмотреть примерную структуру портфолио.

1. Титульный лист (обложка документа). Содержит информацию об адресе и наименовании образовательного учреждения, ФИО ученика и классе. При желании на титульном листе можно поместить фотографию ученика.

2. Я о себе. ( Мои фотографии) На данной странице портфолио вы можете опубликовать как ваши семейные фотографии, так и фотографии самого учащегося — всё на ваше усмотрение.

3. Моя семья. Здесь указывается информация о составе семьи ученика. При желании вы можете указать (в общих чертах либо подробно) данные о месте работы и специальности того или иного члена семьи.

4. Что я умею и люблю делать. Этот раздел позволяет проиллюстрировать навыки и увлечения учащегося. В поле «Я умею делать» рекомендуется указать наиболее значимые, с вашей точки зрения, достижения ученика. Это не обязательно должно относиться к учебе. Например, если ваш ребенок научился плавать этим летом, то для первого или второго класса — это также является достижением. В поле «Я люблю делать» рекомендуется указать сведения об интересах и увлечениях учащегося. В процессе обучения эта информация может помочь педагогам развить имеющиеся у ребенка способности, а также найти среди одноклассников единомышленников и друзей.

5. Мой режим дня. Этот раздел портфолио дает учащемуся навыки планирования. Будет полезно, если поля этой формы ученик заполнит самостоятельно, а вы ему потом поможете свести информацию по времени тех или иных дел. Можно этот лист портфолио и повесить дома рядом с рабочим местом учащегося.

6. Мои достижения и планы. Информация в этом разделе позволяет педагогам сориентироваться в сильных сторонах учащегося, понять его стремление и желание получить дополнительные знания и навыки, а также увидеть помощь, в чем именно (с точки зрения ученика) требуется, либо же убедиться в том, что у учащегося уже существует некий план действий, последовательное выполнение которого позволит ему в конечном итоге достигнуть поставленной цели.

7. Моя занятость в кружках, секциях и клубах. Здесь необходимо указать информацию о названии кружка, секции или клуба, названии учреждения, в котором проводятся занятия и время, в течение которого ученик принимал или принимает участие в деятельности кружка или клуба. В случае занятий с репетитором, приходящим к вам домой — это также следует отразить в разделе. Информация позволит педагогу оценить факт того, что в развитии тех или иных навыков, либо умений, учащийся предпринимает более серьезные действия, позволяющие достичь больших результатов, нежели если бы то или иное занятие оставалось на уровне обычного увлечения.

8. Моё творчество (литературные работы). Данный раздел не является обязательным. В начальных классах уровень образования в области литературы, как правило, еще не на столько высок, чтобы учащийся уже обладал необходимыми навыками сочинять какие-либо стихи или рассказы, и в то же время, бывают исключения.

9.На странице Мои рисунки , при желании, вы можете вклеить рисунок/рисунки, выполненные учеником, либо распечатать лист этого раздела (лучше в нескольких экземплярах) и попросить вашего ребенка нарисовать что-нибудь.

10. Мои успехи в учебе. Данный раздел позволяет отслеживать успехи учащегося в рамках школьной программы. На нашем ресурсе у вас есть возможность вносить и хранить данные об успехах ученика по тому или иному предмету в течение четырех лет (с первого по четвертый класс). Рекомендуется актуализировать информацию по итогам завершения каждой учебной четверти и учебного года.

11. Показатели моей техники чтения. В данном разделе отмечаются достижения учащегося в скорости чтения.

12. Сведения об участии ученика в конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях заполняются при наличии таковых.

Данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс преодолеть адаптационный период, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объём информации о каждом из них и определить их дальнейшее развитие.

Портфолио позволяет выявленные сильные стороны ученика, учитывать при выборе новых тем проектов, так же обращает внимание на слабые стороны ученика, над которыми нужно работать.

Давайте вместе поддерживать “дух творчества” в наших детях!

  1. Мишакина И.Л. Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика / И.Л.Мишакина //Управление начальной школой. – 2009.- №1.- с.61- 67.
  2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»/ Т.Г.Новикова // Директор школы . -2004.- №7
  3. Новикова Т.Г. Портфолио в российской школе/Т.Г. Новикова, А.С.Прутченков , М.И. Пинская // Народное образование.- 2005.- №1
  4. Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. И.Г.Юдина. Волгоград, 2008.
  5. Сафина Р.Т. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях безотметочного обучения /Р.Т. Сафина// Завуч начальной школы .- 2007.-№6. — с. 53-54
  6. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников/Е.В. Сергеева //Начальная школа плюс до и после. 2006. — № 6. – с.28-29.
  7. Чошанов М.А. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся / М.А.Чошанов // Директор школы .- 2000.-№1.- с. 75-82

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию «Портфолио ученика»

Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников.

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль.

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач.

Формирование портфолио ученика как инструмент оценки результата

Выступление на пед.совете.

Портфолио ученика 4класса на муниципальный конкурс «Ученик года — 2017»

Портфолио содержит достижения победителя муниципального конкрса «Ученик года — 2017!» Айнулиной Амелии.

Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия детей в нестандартной ситуации учения

Презентация была составлена к выступлению на совмесном педагогическом совете в рамках реализации программы «Взаимодействие детского сада и школы».

1.Портфолио достижений.Общие сведения. Мониторинги.

Общие сведения о педагоге. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.

Источник

Портфолио как форма мониторинга развития школьника

как форма мониторинга

Оглавление

Пояснительная записка

Портфолио. Общие положения

Цели портфолио в начальной школе

Структура комплексного портфолио

Оформление и учёт портфолио

1.Пояснительная записка

В Послании Президента Законодательному собранию указано, что школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.

Одной из задач Концепции школы, в которой я работаю, является дифференциация и адаптация системы школьного образования по отношению к учащемуся, обеспечение максимально благоприятных условий для социализации каждого учащегося, реализации его творческого потенциала. Таким образом, мы стремимся подготовиться к решению проблемы прикладной и практической ориентации образования.

Выделим некоторые направления разрабатываемой национальной образовательной стратегии. При этом обозначим основные формы, методы, приемы, средства реализации взаимоотношения учителя и ученика.

Первое направление таково: уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности. Сейчас говорится о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Этими тремя блоками можно обозначить задачи любого педагога.

здоровье нравственность способности

Именно эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Я, решая свои задачи, обращаюсь за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму. В решении этих задач мне помогает создание портфолио ученика.

Портфолио. Общие положения

Портфолио создаётся учащимся школы на добровольной основе. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются и накапливаются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Создаваемые в начальной школе портфолио получаются оригинальными и отражают личность каждого младшего школьника. Процесс этот не только увлекательный, но и ценный с практической точки зрения. Портфолио – это собрание личностных достижений ученика, которое демонстрирует его усилия и прогресс. Являются гордостью каждого ученика. При переходе в пятый класс портфолио поможет учителям старших классов составить более полный портрет учеников, которые приходят к ним из младшей школы. Поступая в среднюю школу, ребенок уходит от учителя, который хорошо знал его способности, особенности и интересы, и попадает к новым учителям. Портфолио во многом облегчает это знакомство и помогает учащимся в адаптации к средней школе.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определённый период обучения;

коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;

систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

отражение достижений ученика в разнообразных видах деятельности, показ всего, на что он способен;

раскрытие и развитие индивидуальных способностей ребенка;

повышение самооценки, уверенности в своих возможностях;

развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Чтобы эти задачи решались более продуктивно, необходимо в начальной школе обратить особое внимание на портфолио творческих работ, а не учебных достижений учащихся. Основной смысл «портфолио» – показать все, на что способен ученик.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

поддерживает и стимулирует учебную мотивацию школьников;

поощряет их активность и самостоятельность;

расширяет возможности обучения и самообучения;

развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

формирует умение учиться, т.е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

содействует индивидуализации образования школьников;

закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

3. Структура комплексного портфолио

Портфолио представляет собой индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной и др.) за определённый период времени. В настоящее время нам предлагают разнообразие видов портфолио. Я предлагаю каждому ученику выбрать для себя тот вариант, который ему ближе. Ведь это его портфолио и даже в оформлении можно будет увидеть значимость тех или иных разделов, отношение и заинтересованность каждого учащегося.

Титульный лист портфолио.

В этом разделе указаны фамилия, имя, отчество ребенка, контактная информация, фотография. Важно, чтобы фотографию ребенок выбрал себе сам, активно участвуя в создании портфолио.

Ребята рассказывают о своем городе, семье, друзьях, увлечениях, о том, что вызывает особый интерес. Можно поместить маршрутный лист «Дорога из школы домой»

В этом разделе помещаются наиболее удачные контрольные работы, рефераты, сочинения. Можно поместить графики повышения техники чтения.

Участие в различных праздниках, конкурсах, проектах, желательно с использованием фотографий.

Ребята помещают в этот раздел наиболее удачные и понравившиеся работы, рисунки, которые они выполнили на уроках или во внеурочное время. В данном разделе учащийся может также разместить описания или фотографии собственных изделий, моделей, поделок, картин, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.д.

Здесь можно разместить грамоты, дипломы, которыми были награждены дети. Главное, чтобы этот раздел не включал в себя только достижения в учебе. Есть ребята, которые проявили себя в спорте, общественной жизни, художественной деятельности.

4. Оформление и учёт портфолио .

Наиболее удачная форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4, которые в случае необходимости могут быть удалены или заменены на новые. «Портфолио» ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время, рекомендованные для включения в портфолио учителями, родителями и т.д. и отобранные самим учеником.

Период, за который представлены в портфолио документы и материалы, официально не определяется. Каждый ученик этот вопрос решает индивидуально.

Важно помнить при составлении портфолио в начальной школе, что в первом классе, естественно не обойтись без помощи родителей. Но позже работа родителей должна свестись к минимуму. Если ребята заинтересованы в результате, неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. При оформлении портфолио ребята анализируют свои успехи и неудачи, стараются принимать активное участие в школьных мероприятиях.

В работе над портфолио многие авторы считают самым важным взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится инструментом повышения качества процессов учения.

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс. Ученик с родителями работает над оформлением своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.

Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению, а также оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам. Это может быть на родительском собрании, где ученик демонстрирует свое портфолио. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить на творческих отчетах при переходе в следующий класс.

Можно сформировать классное портфолио. Классное портфолио

— это показ коллективных достижений учеников класса. Грамоты, дипломы, фотоальбом класса, выставка коллективных поделок и лучших индивидуальных работ, классная видеотека с записью мероприятий, праздников, экскурсий – все это можно поместить в классное портфолио. Работа классного руководителя фиксируется на электронном носителе, составляя базу данных классного коллектива, которая постоянно обновляется, корректируется, дополняется.

В данный момент я работаю над созданием вариантов электронного вида портфолио класса и каждого ученика.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ».
Таким образом, опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:

в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;

портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;

создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;

процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Источник

Читайте также:  Морфологические способы словообразования существительных
Оцените статью
Разные способы