- Портфолио как способ оценивания общих и профессиональных компетенций студентов
- Портфолио студента, как способ оценки сформированности профессиональных компетенций.
- Статья «Портфолио обучающихся – как средство формирования профессиональных компетенций в рамках обучения по общеобразовательным дисциплинам
- Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Портфолио как способ оценивания общих и профессиональных компетенций студентов
Портфолио как способ оценивания общих и профессиональных компетенций студентов
Одним из решений проблемы мониторинга сформированности общих компетенций у студентов на мой взгляд является портфолио.
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию.
Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования студента, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
При формировании портфолио решаются следующие задачи:
-отслеживание персональных достижений студента в соответствии с поэтапными требованиями образовательных программ;
-оценивание сформированности общих компетенций;
-оценивание сформированности профессиональных компетенций;
-оценивание освоения видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС специальности;
-формирование и совершенствование мотивации у студентов техникума к профессиональным и образовательным достижениям.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, педагогической практике и др., и является важнейшим элементом практко-ориентированного подхода к профессиональному образованию, инструментом оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности или профессиональному модулю.
Сбор материалов портфолио осуществляется студентом в период его освоения образовательной программы по специальности в соответствии с рекомендациями, разработанными методической службой и преподавателями колледжа. Цель портфолио – анализ и презентация значимых профессиональных достижений студента, свидетельствующих о его освоении видов профессиональной деятельности.
Таким образом, при формировании портфолио студент осуществляет разностороннюю деятельность по фиксированию, накоплению и самооценке своих достижений. Эта деятельность способствует формированию ОК.
Классный руководитель направляет всю работу студента по ведению портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения портфолио, совместно с ним отслеживает и оценивает динамику индивидуального развития и профессионального роста, поддерживает образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность, выполняет роль посредника между студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществляет контроль за выполнением соответствующих разделов Портфолио, помогает сделать электронные копии приказов, распоряжений администрации и внешних организаций.
Таким образом, применение технологии портфолио как механизма формирования общих и профессиональных компетенций у студентов и как инструмента мониторинга сформированности ОК – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.
Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / Новокузнецк: изд-во ДПО ИПК, 2005. – 73с.
Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: Academia ; АПКиПРО, 2003.
Новые подходы к оцениванию достижений учащихся / Сборник методических материалов. – Под ред. Н.В.Муха – Томск, ОГУ РЦРО, 2005.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.
Источник
Портфолио студента, как способ оценки сформированности профессиональных компетенций.
Портфолио студента, как способ оценки сформированности профессиональных компетенций
преподаватель ЧПК №2
Одна из ведущих тенденций современного профессионального образования – внедрение и освоение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностом подходе и ориентированных на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, практического опыта и личностных качеств, которые позволяют выпускнику успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики. В связи с этим появляется необходимость в компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и контрольно-оценочной составляющей, т.е. соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требования ФГОС профессионального образования.
Совершенно очевидно, что в связи с этим должны быть модернизированы (переформатированы) имеющиеся в образовательных учреждениях оценочные средства с целью их компетентностной «настройки», а также разработаны принципиально новые компететностно-ориентированные средства и технологии оценки качества профессионального образования.
Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации ФГОС нового поколения является, по всей видимости, сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной профессиональной школы. В том числе при реализации ГОС предшествующих поколений, и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. При этом постепенно традиционные средства обучения и контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в практике образовательных учреждений.
В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой арсенал оценочных технологий, которые можно отнести к компетентносто-ориентированным. Одной из таких технологий оценивания является технология «Портфолио». Под этим термином понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Связанные с применением технологии «Портфолио» изменения в содержании и организации процесса обучения представляют большие возможности для активизации и индивидуального развития студента, повышения уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.
Различные авторы характеризуют портфолио обучающихся как:
Коллекцию работ обучающегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
Выставку учебных достижений обучающегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определенный период обучения;
форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учебных результатов обучающегося;
антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку.
Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки – разделы, внутри них выделяются рубриками. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются для каждого конкретного случая.
В зависимости от цели, портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления
( с названием разделов, наименованиями материалов и т.п.)
Портфолио обучающегося является одним из способов формирования компетенций, в том числе и профессиональных компетентностей, которые включают сложные умения, связанные с саморегуляцией и самооценкой обучающегося, поэтому идеи технологии «Портфолио» находят свое отражение в педагогическом процессе учреждений профессионального образования.
Виды портфолио, которые характеризует Н.М. Савина:
Источник
Статья «Портфолио обучающихся – как средство формирования профессиональных компетенций в рамках обучения по общеобразовательным дисциплинам
Портфолио обучающихся – как средство формирования
в рамках обучения по общеобразовательным дисциплинам
В последние два года в условиях работы над внедрением новых профессиональных образовательных стандартов остро обозначились проблемы качества образования.
Общеобразовательная подготовка в учреждениях профессионального образования играет значительную роль в учебном процессе как основа овладения любыми, в том числе и профессиональными компетенциями.
В настоящее время технология «Портфолио» при оценке качества образования приобретает большую популярность. Интересным представляется использование «Портфолио» именно в рамках контрольно-оценочной системы.
В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях обучающихся. Причем в этом случае акцент должен переместиться с оценки на самооценку. Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, позволяет ему осознать свои сильные и слабые стороны построить, естественно, при помощи преподавателя, индивидуальную траекторию развития.
Предоставленная обучающемуся ответственность и самостоятельность должны обеспечивать развитие таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе оценивания и являются фундаментом формирования профессиональных компетенций. Развитие этих компетенций происходит в процессе самостоятельной работы и формирует личное отношение к полученным результатам деятельности.
Таким образом, первым шагом формирования портфолио является наличие системы самостоятельной работы и технологии ее оценивания по всем учебным дисциплинам.
Источник
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему
Доклад на методическое объединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad2komokova_.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская, экспериментальная деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».
Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.
Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;
Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.
Основание для назначения стимулирующих выплат
Основание для назначения денежного вознаграждения
Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе».
В этом разделе фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению аттестуемого.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
В этот раздел помещаются :
- материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
- результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- наличия медалистов;
- поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
В этот раздел входят:
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
- материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
- материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- методические технологии обучения детей с проблемами развития;
- материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
- отчетные материалы по:
- участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- участию в методических и предметных неделях;
- организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
- проведению научных исследований;
- разработке авторских программ;
- написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
- подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
- программы кружков и факультативов;
- другие документы.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
- наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
- наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- аудио и видеопособия;
- наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- измерители качества обученности учащихся;
- другие документы по желанию учителя.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
6. Выполнение функции классного руговодителя.
- Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
- Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
- Достижения классного коллектива
- Личный план профессионального самообразования
- Отзыв педагогического коллектива о работе учителя
1. Подготовка портфолио
При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
- цели и задачи своего профессионального роста,
- умения, которые ему необходимо приобрести,
- тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:
- профессиональными стандартами преподавания предмета
- успеваемостью учеников
- стратегическим планом школы
3. Оценка портфолио
При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели :
- Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
- Достижения учащихся – как правило
- Общие результаты школы при аттестации – возможно
Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.
В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:
- педагогическая концепция;
- награды и сертификаты;
- тренинги и курсы;
- публикации;
- авторские либо коллективные программы;
- проекты и исследования;
- планы уроков;
- примеры заданий;
- достижения учеников;
- отзывы и оценки учеников, коллег, администрации
Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.
Критерии оценки составляющих портфолио учителя:
- позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
- позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
- позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
4. Представление информации в портфолио
Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:
- Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
- Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
- Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
- Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Примерный перечень документов для включения в портфолио:
- Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
- Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
- Авторская дидактическая система.
- Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
- Программа экспериментальной работы.
- План реализации эксперимента (по годам или этапам).
- Краткое описание используемых методов исследования.
- Методические разработки тем.
- Планы уроков (выборочно)
- Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
- Тематика творческих работ для выбора учащихся
- Тематика проектов
- Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
- Инновационные проекты (с указанием соавторов)
- Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
- Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
- Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
- Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
- Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
- Творческие отчёты. Доклады. Статьи
- Рекомендации учащимся и родителям
- Анкеты и их анализ
- Аннотированный список прочитанной литературы
- План самообразования
- Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы
Источник