Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций

Портфолио как способ оценивания общих и профессиональных компетенций студентов

Портфолио как способ оценивания общих и профессиональных компетенций студентов

Одним из решений проблемы мониторинга сформированности общих компетенций у студентов на мой взгляд является портфолио.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода к образованию.

Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования студента, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

При формировании портфолио решаются следующие задачи:

-отслеживание персональных достижений студента в соответствии с поэтапными требованиями образовательных программ;

-оценивание сформированности общих компетенций;

-оценивание сформированности профессиональных компетенций;

-оценивание освоения видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС специальности;

-формирование и совершенствование мотивации у студентов техникума к профессиональным и образовательным достижениям.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, педагогической практике и др., и является важнейшим элементом практко-ориентированного подхода к профессиональному образованию, инструментом оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности или профессиональному модулю.

Сбор материалов портфолио осуществляется студентом в период его освоения образовательной программы по специальности в соответствии с рекомендациями, разработанными методической службой и преподавателями колледжа. Цель портфолио – анализ и презентация значимых профессиональных достижений студента, свидетельствующих о его освоении видов профессиональной деятельности.

Таким образом, при формировании портфолио студент осуществляет разностороннюю деятельность по фиксированию, накоплению и самооценке своих достижений. Эта деятельность способствует формированию ОК.

Классный руководитель направляет всю работу студента по ведению портфолио, консультирует, помогает, дает советы, объясняет правила ведения и заполнения портфолио, совместно с ним отслеживает и оценивает динамику индивидуального развития и профессионального роста, поддерживает образовательную, профессиональную, творческую активность и самостоятельность, выполняет роль посредника между студентом, преподавателями, обеспечивает их постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществляет контроль за выполнением соответствующих разделов Портфолио, помогает сделать электронные копии приказов, распоряжений администрации и внешних организаций.

Таким образом, применение технологии портфолио как механизма формирования общих и профессиональных компетенций у студентов и как инструмента мониторинга сформированности ОК – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / Новокузнецк: изд-во ДПО ИПК, 2005. – 73с.

Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: Academia ; АПКиПРО, 2003.

Новые подходы к оцениванию достижений учащихся / Сборник методических материалов. – Под ред. Н.В.Муха – Томск, ОГУ РЦРО, 2005.

Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

Источник

Портфолио студента, как способ оценки сформированности профессиональных компетенций.

Портфолио студента, как способ оценки сформированности профессиональных компетенций

преподаватель ЧПК №2

Одна из ведущих тенденций современного профессионального образования – внедрение и освоение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностом подходе и ориентированных на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, практического опыта и личностных качеств, которые позволяют выпускнику успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики. В связи с этим появляется необходимость в компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и контрольно-оценочной составляющей, т.е. соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требования ФГОС профессионального образования.

Совершенно очевидно, что в связи с этим должны быть модернизированы (переформатированы) имеющиеся в образовательных учреждениях оценочные средства с целью их компетентностной «настройки», а также разработаны принципиально новые компететностно-ориентированные средства и технологии оценки качества профессионального образования.

Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации ФГОС нового поколения является, по всей видимости, сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной профессиональной школы. В том числе при реализации ГОС предшествующих поколений, и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. При этом постепенно традиционные средства обучения и контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в практике образовательных учреждений.

Читайте также:  Суп пюре способы приготовления

В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой арсенал оценочных технологий, которые можно отнести к компетентносто-ориентированным. Одной из таких технологий оценивания является технология «Портфолио». Под этим термином понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Связанные с применением технологии «Портфолио» изменения в содержании и организации процесса обучения представляют большие возможности для активизации и индивидуального развития студента, повышения уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.

Различные авторы характеризуют портфолио обучающихся как:

Коллекцию работ обучающегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

Выставку учебных достижений обучающегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определенный период обучения;

форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учебных результатов обучающегося;

антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку.

Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки – разделы, внутри них выделяются рубриками. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются для каждого конкретного случая.

В зависимости от цели, портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления

( с названием разделов, наименованиями материалов и т.п.)

Портфолио обучающегося является одним из способов формирования компетенций, в том числе и профессиональных компетентностей, которые включают сложные умения, связанные с саморегуляцией и самооценкой обучающегося, поэтому идеи технологии «Портфолио» находят свое отражение в педагогическом процессе учреждений профессионального образования.

Виды портфолио, которые характеризует Н.М. Савина:

Источник

Статья «Портфолио обучающихся – как средство формирования профессиональных компетенций в рамках обучения по общеобразовательным дисциплинам

Портфолио обучающихся – как средство формирования

в рамках обучения по общеобразовательным дисциплинам

В последние два года в условиях работы над внедрением новых профессиональных образовательных стандартов остро обозначились проблемы качества образования.

Общеобразовательная подготовка в учреждениях профессионального образования играет значительную роль в учебном процессе как основа овладения любыми, в том числе и профессиональными компетенциями.

В настоящее время технология «Портфолио» при оценке качества образования приобретает большую популярность. Интересным представляется использование «Портфолио» именно в рамках контрольно-оценочной системы.

В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях обучающихся. Причем в этом случае акцент должен переместиться с оценки на самооценку. Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, позволяет ему осознать свои сильные и слабые стороны построить, естественно, при помощи преподавателя, индивидуальную траекторию развития.

Предоставленная обучающемуся ответственность и самостоятельность должны обеспечивать развитие таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе оценивания и являются фундаментом формирования профессиональных компетенций. Развитие этих компетенций происходит в процессе самостоятельной работы и формирует личное отношение к полученным результатам деятельности.

Таким образом, первым шагом формирования портфолио является наличие системы самостоятельной работы и технологии ее оценивания по всем учебным дисциплинам.

Источник

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
материал на тему

Доклад на методическое объединение

Скачать:

Вложение Размер
doklad2komokova_.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».

Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.

Основание для назначения стимулирующих выплат

Основание для назначения денежного вознаграждения

Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения.

Раздел 1. «Общие сведения об учителе».

В этом разделе фиксируются:

  1. фамилия, имя, отчество, год рождения;
  2. образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению аттестуемого.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»

В этот раздел помещаются :

  1. материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  2. сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
  1. контрольных срезов знаний;
  2. участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
  3. результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  4. наличия медалистов;
  5. поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

В этот раздел входят:

  1. материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
  2. материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
  3. материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  5. методические технологии обучения детей с проблемами развития;
  6. материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
  7. отчетные материалы по:
  1. участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  2. участию в методических и предметных неделях;
  3. организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
  4. проведению научных исследований;
  5. разработке авторских программ;
  6. написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации;
  7. подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

В этот раздел входят:

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  4. программы кружков и факультативов;
  5. другие документы.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  1. наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  3. наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  4. наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  5. аудио и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  7. измерители качества обученности учащихся;
  8. другие документы по желанию учителя.

Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

6. Выполнение функции классного руговодителя.

  1. Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности.
  2. Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей)
  3. Достижения классного коллектива
  4. Личный план профессионального самообразования
  5. Отзыв педагогического коллектива о работе учителя

1. Подготовка портфолио

При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

  1. цели и задачи своего профессионального роста,
  2. умения, которые ему необходимо приобрести,
  3. тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:

  1. профессиональными стандартами преподавания предмета
  2. успеваемостью учеников
  3. стратегическим планом школы

3. Оценка портфолио

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели :

  1. Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
  2. Достижения учащихся – как правило
  3. Общие результаты школы при аттестации – возможно

Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.

В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:

  1. педагогическая концепция;
  2. награды и сертификаты;
  3. тренинги и курсы;
  4. публикации;
  5. авторские либо коллективные программы;
  6. проекты и исследования;
  7. планы уроков;
  8. примеры заданий;
  9. достижения учеников;
  10. отзывы и оценки учеников, коллег, администрации

Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.

Критерии оценки составляющих портфолио учителя:

  1. позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  2. позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
  3. позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
  4. использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  5. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
  6. участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
  7. повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

4. Представление информации в портфолио

Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:

  1. Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
  2. Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
  3. Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
  4. Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

Примерный перечень документов для включения в портфолио:

  1. Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
  2. Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
  3. Авторская дидактическая система.
  4. Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
  5. Программа экспериментальной работы.
  6. План реализации эксперимента (по годам или этапам).
  7. Краткое описание используемых методов исследования.
  8. Методические разработки тем.
  9. Планы уроков (выборочно)
  10. Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
  11. Тематика творческих работ для выбора учащихся
  12. Тематика проектов
  13. Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
  14. Инновационные проекты (с указанием соавторов)
  15. Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
  16. Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
  17. Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
  18. Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
  19. Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
  20. Творческие отчёты. Доклады. Статьи
  21. Рекомендации учащимся и родителям
  22. Анкеты и их анализ
  23. Аннотированный список прочитанной литературы
  24. План самообразования
  25. Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы

Источник

Читайте также:  Сущность систематического способа толкования права
Оцените статью
Разные способы