Понятие структура классификация норм права способы изложения норм права

Норма права

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Содержание

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Читайте также:  Получение статистических материалов может осуществляться следующими способами

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

Источник

34. Понятие, структура и классификация норм права. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Норма права – общеобязательные, формально определенные предписания и принципы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерности такого поведения.

регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества), исходят от государства;

закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

обладают определенной сущностью, т.е. устанавливает, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает;

содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу её действия;

либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или на большую группу людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;

имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным;

Читайте также:  Как по способу питания грибы отличаются от животных

системна, находится не в хаотическом состоянии, а в определенной организации – системе.

Логическое содержание – выражается в заключенном в норме права суждении, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение).

Волевое содержание – выражается в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.

Социально-юридическое содержание – составляют общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регулировании данного общественного отношения.

Структура нормы права – совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы.

Норма права должна четко определять:

при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права.

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если – то – иначе».

Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др.

Гипотеза – указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права. Привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени.

простые – ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия;

сложные – ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий;

альтернативные – связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.

Диспозиция – содержит правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, определяет меру дозволенного и должного поведения.

Диспозиции по степени их определенности делятся:

абсолютно-определенные – исчерпывающе формулируют правила поведения (ч.1 ст.46 КРФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

относительно-определенные – устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки);

бланкетные – отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция – указывает на неблагоприятные последствия для нарушителей нормы права. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей. реакция государства на такого рода деяния. Содержит меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры.

Санкции по степени юридической определенности делятся:

абсолютно-определенные – содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

относительно-определенные – допускают возможность использовать меры воздействия в определенных рамках – «от – до» (характерно для норм УП);

альтернативные – содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может выбрать любую из них;

кумулятивные – допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, лишение права занимать какую-либо должность.

Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

установить место каждого вида норм в системе права;

определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения;

уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений;

совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

По субъекту правотворчества (сфере действия):

нормы законов – нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;

нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства, ведомственные акты) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;

локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

охранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя, определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

По социальному назначению и роли в правовой системе:

учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права;

Читайте также:  Дополните перечень способов обеспечения исполнения обязательств

декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;

дефинитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в УП, сделки в ГП и т.п.);

коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

По предмету правового регулирования:

Нормы подразделяются по отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру гос. органов, правовой статус российских граждан, виды юр. ответственности;

процессуальные – закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права), содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права.

Два вида процессуальных норм:

обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

По методу правового регулирования (форме предписания):

императивные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки, не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП, НП, а также учредительные предписания);

диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (ГП, СП, ТП, ПП);

поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата. Содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения. Норма закрепляет вид и меру поощрения – государственная награда, льгота, присвоение почетных званий и т.д.;

рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).

По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

обязывающие – предписывают субъектам совершение определенных действий;

управомочивающие – предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия;

запрещающие – устанавливают запреты на совершение определенных действий под угрозой наказания.

постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

общие – распространяются абсолютно на всех, кто подпадает под их действие, находится на территории данного государства;

специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов, определенный круг лиц – военнослужащих, учащихся, пенсионеров.

компенсационные – связаны с возмещением (восполнением) ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций, как имущественного, так и морального характера;

коллизионные – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

В зависимости от характера структурных элементов:

абсолютно определенные – не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

относительно определенные – не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

Нормы права получают закрепление и внешнее оформление в статьях НПА. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры по ряду причин:

правила юр. техники, требующими лаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ряда норм совпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье закона. То же относится к совпадению санкций, гипотез.

необходимость совпадения духа и буквы закона, мысль законодателя и словесное ее выражение должно совпадать.

удобство пользования актом.

Способы изложения правовых норм в статьях НПА:

прямой – статья акта содержит одну норму права, причем все ее элементы сразу;

отсылочный – статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы;

бланкетный – в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены – они содержатся в другом акте, отсылка не дается.

В зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют:

абстрактный способ – норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия (ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии);

казуистический способ – моделируемые действия излагает путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки (ст.16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака: наличие другого нерасторгнутого брака, родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, недееспособность одного из лиц).

Источник

Оцените статью
Разные способы