Философский энциклопедический словарь (1983)
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты деятельности обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Его следует отличать от технологич. С. п., выражающего технико-организационный аспект этой деятельности. Место и значение С. п. в обществ. жизни К. Маркс определял след. образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Раскрытие роли С. п. в обществ. жизни — одно из важнейших завоеваний марксизма, заложившее основы исто-рич. материализма.
Разъясняя сущность материалистич. понимания истории, Ф. Энгельс писал: «. люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (там же, т. 19, с. 350). Но в отличие от других живых существ. человек производит всё необходимое для жизни, используя созданные им орудия труда. В результате наряду с биологич. отношением, общим у человека со всей живой природой, у него возникает специфич. вид материального взаимодействия с природой — процесс труда. Уровень развития орудий и средств труда определяет характер этого отношения. Понятие «производство» и отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производит. характер — в процессе труда создаются вещи, способные удовлетворить ту или иную человеч. потребность. Но люди, производя необходимые для жизни материальные блага, вместе с тем производят и воспроизводят свои обществ. производств. отношения, в которые они вступают в процессе труда. Характер этих отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и потребностями развития их материальных производит. сил. Поэтому понятие «производство» здесь уже вырежет и то, что трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках материальных обществ. отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (Маркс К., там же, т. 13, с. 6).
Понятие «С. п.» характеризует исторически конкретное, качественно определ. производство. С. п.- материальная основа общественно-экономической формации, определяющая её особенности, а изменения в С. п. определяют развитие общественно-экономич. формаций, переход от одной формации к другой. Первобытнообщинный строй, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. общественно-экономич. формации являются осн. ступенями поступат. развития человеч. общества. В качестве особого С. п. Маркс упоминает ещё азиатский способ производства, но вопрос о его реальном существовании является дискуссионным.
Развитие С. п. подчиняется всеобщему социологич. закону соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит. сил. Согласно этому закону, производств. отношения определяются производит. силами и выступают как определ. социальные формы их развития. Производств. отношения придают производит. силам конкретное социальное качество, подчиняют их действию социальных законов, порождают определ. стимулы к производств. деятельности и к совершенствованию имеющихся производит. сил. Но, развиваясь, производит. силы перерастают рамки существующих производств. отношений, и последние начинают тормозить дальнейшее развитие производства. Нарастает противоречие между производит. силами и производств. отношениями, переходящее в конфликт. Он разрешается в социальной революции, уничтожающей устаревшие и утверждающей новые производств. отношения, соответствующие развившимся производит. силам. Возникает новый С. п. и на этой основе происходит переход от одной общественно-экономич. формации к другой, более высокой и прогрессивной. Маркс подчёркивал: «Люди никогда не отказываются от того, что они приобрели, но это не значит. что они не откажутся от той общественной формы, в которой они приобрели определенные производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не лишиться достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди вынуждены изменять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда способ их сношений (commerce) более уже не соответствует приобретенным производительным силам» (там же, т. 27, с. 403). В отличие от всех предшествующих формаций в условиях социализма общество сознательно и планомерно развивает не только производит. силы, но и обществ. отношения. Тем самым открывается возможность своевременно разрешать противоречия, возникающие в развитии С. п.
Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. разд. 1 — «Фейербах», Соч., т. 3; Маркс К., Письмо П. В. Анненкову от 28 дек. 1846 г., там же, т. 27; его же, Предисловие [«К критике политич. экономии»], там же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1.
Источник
2. Способ производства и его структура
Отличительный характер одно общественное производство от другого приобретает, когда фиксируется различие в механизмах его осуществления, т.е. в способе производства.
Способ производства есть механизм осуществления производства, который запускает в действие те или иные производительные силы и которые регулируются соответствующими этим силам производственными отношениями, складывающимися между людьми в процессе производства. Следовательно, структура способа общественного производства 2-х компонентна. Это: а)производительные силы как движущие сипы производственного процесса и 6)производственные отношения как взаимодействие людей в общественной производственной системе. Тем самым способ производства определяет социально-экономический характер общественной системы, закономерность их исторической смены. Формирование нового способа производства ведет и к становлению новой общественной системы. В традициях диалектико-материалистической философии — это есть процесс естественно-исторической смены общественно-экономических формаций.
Исторические виды способов производства.
1. Первобытно — общинный способ производства. Движущая сила — общинная сила людей и природные качества домашних животных (использование в качестве тягловой силы, транспортного средства и продуктов питания).
2. Рабовладельческий способ производства. Движущая сипа — индивидуальная физическая и интеллектуальная сила людей, которые поставлены в отношения полной зависимости от владеющего ими лица — рабовладельца. Рабовладелец располагает даже правом физического уничтожения подневольного ему раба. Получают развитие также сельскохозяйственный и ремесленный труд, торговля. Но основу общественного богатства составляет рабовладение.
3. Феодальный способ производства. Движущей силой является эксплуатация крестьянского труда, а также ремесленного и мастерового труда городских жителей («бюргеров»). Крестьяне и ремесленники уже не выступают «голой» физической силой, они достаточно вооружены орудиями труда. Их труд становится на порядок производительней «обезоруженного» раба. К тому же большую или меньшую часть рабочего времени они трудятся уже на себя, т.е. могут создавать добавочный продукт. Им также дано «естественное право» распоряжаться собственной жизнью. Феодал лишается права распоряжаться жизнью своих поданных.
4. Капиталистический способ производства. Его движущая сила — «свободный» наемный работник, который технически вооружен целыми машинными комплексами и является их неотъемлемой частью, «человеческим агентом» производства. Вначале это мануфактуры, фабрики и заводы (ХVII-ХIХ вв). А к середине ХХ века — промышленные корпорации, концерны, отрасли, составляющие высокопроизводительные производственные системы. Производственные отношения «капиталист-рабочий» по поводу собственности на средства производства принимают крайне антагонистический характер, что привело к многочисленным социальным столкновениям. В наше время этот антагонизм в значительной мере снимается путем передачи части капиталистической собственности в акционерную собственность рабочих и инженерно-технических работников (революция «синих» и «белых» воротничков). В США к концу XX века планировалось передать до 45% частной собственности в руки наемных работников, а с учетом «элиты компетентных» (менеджеров») – до 75-80% акционерного капитала. Этот период обычно связывается с формированием индустриального и «постиндустриального» производства, которые приходят на смену капиталистическому способу производства.
Каким будет последующий способ производства пока трудноопределимо. В традиции теории исторического материализма им должен стать коммунистический способ производства, который приводит к утверждению коммунистической общественно—экономической формации. На первом этапе — это социалистическое общество, социалистическое производство. Средства производства находятся в общественной собственности, капиталистический элемент подавляется, трудящиеся сами организуют производство и определяют его развитие. Подобный способ производства был частично осуществлен в СССР, Китае, восточноевропейских странах и других. Но социальные издержки оказались слишком большими, а экономическая эффективность общественного производства не смогла превзойти капиталистический способ. В системном плане главный недостаток обнаружился в «закрытости» производства и в его неспособности быть конкурентоспособным с «открытыми» производственными системами.
Тем не менее, многие высокоразвитые в индустриальном отношении страны не признают себя капиталистическими и считают себя обществами рыночной или свободной экономики. Ее главный признак — многоукладность, т.е. оптимальное сочетание различных форм собственности — частной, коллективной (акционерной), корпоративнорй, государственной и др. И в этом контексте они заявляют о себе как о «социетальных обществах», т.е. социально-ориентированных общественных системах, поддерживающих и защищающих своим граждан с различным имущественным статусом.
Поэтому целесообразно вести речь о том, что с середины XX века начинает развиваться «социетальный способ производства«. В нем человек не предстает уже в качестве наемной рабочей силы-товара, или наоборот — работодателя. Этот способ производства призван, прежде всего, развивать «человеческие качества» (А.Печчеи), наращивать способности человека и создавать соответствующие виды деятельности под эти способности. Это «производство человеческих деятельностей» (сейчас — создание рабочим мест) или «праксеологическое производство», и «производство человеческих способностей» — «эбилитивное производство«. Общественные отношения в социетальном обществе носят строго соподчиненный характер: на первом месте стоят социальные и экономические отношения и соответствующие им общественные структуры, на втором — идеологические и политические отношения и структуры. Это соответствует традиционному представлению об обществах как исторически сложившихся общественно-экономических формациях: первобытно-общинной, рабовладель-ческой, феодальной, капиталистической и «социетальной» общественно-экономической формации. Материально-базисные отношения являются основополагающими, первичными, а идеологические — надстроечными отношениями, вторичными.
Оно — основа существования и развития любой общественной системы, источник ее жизнеобеспечения. Структура материального производства включает: а) материальные производительные силы и б) материальные производственные отношения. Взаимодействие между ними строится по общеисторическому закону соответствия производственным отношений характеру и уровню развития производительным сил. Каковы производительные силы общества, таковы в нем материальные производственные отношения (и все другие общественные отношения).
Но производственные отношения оказывают и обратное воздействие на производительные сипы. Это сказывается прежде всего в том, что общественному характеру производства, коллективному характеру производственных отношений между работниками должно отвечать и общественное коллективное владение производительными силами. И эта тенденция отчетливо прослеживается в условиях капиталистического способа производства, при котором акционерная и корпоративная форма собственности оказалась доминирующей. В США, например, и во многих других капиталистических странах удельный вес частных предприятий находится в пределах 15-20%, остальные — это различные формы семейной, корпоративной, акционерной и им подобной собственности.
Структура материальных производственных сил. В нее входят природные, техногенные и антропогенные силы.
1. Природные силы — это предметы и процессы природы, или то, на что направлена производственная деятельность (запасы природного сырья, природная пища, естественные транспортные пути и др.).
2. Техногенные силы — это средства труда, или то, чем осуществляется производственная деятельность: техника и технология, производственные комплексы и системы. В индустриальном обществе значение техногенных сил максимизируется, в информационном — они качественно меняют свой характер, становятся интеллектронными силами и системами.
3. Антропогенные силы — это человеческие сипы, человек как производительная сипа в ее различном производственном применении. Производственная роль человека в различных способах производства существенно менялась и продолжает изменяться:
— человек как тяглово-физическая сила в процессах труда: преимущественное использование человеческой физической силы; в таком качестве человеческая сила часто стоил намного дешевле, чем сила животных (лошадиная сила и др.); в такой форме человеческий труд использовался вплоть до ранних фаз капитализма, периодически используется и сейчас (в квалификации «преимущественно физический труд» или “подсобный труд”);
— человек как наемно-рабочая сила на рынке труда: он вправе распоряжаться своим трудовым потенциалом и является собственником своих человеческие сил, может их «свободно» продавать на рынке труда; но с другой стороны, «человек-наемник» всецело зависит от работодателя, который предоставляет ему рабочее место, являясь владельцем производства: без рабочего места труженик лишен средств для существования, и в этом смысле он абсолютно не свободен;
— человек как творческая сила: в таком качестве он выступает как владелец своих способностей и имеет право собственности на них; человек как творческий работник оценивается со стороны производительной силы своих способностей, поэтому ему подходит не любое рабочее место, а создается тот вид деятельности, который отвечает наличной способности; на этой основе формируются два новых вида общественного производства, являющиеся собственно «человеческими производствами», о которых выше говорилось — производство человеческих деятельностей и производство человеческих способностей.
Эти виды общественного производства развиваются только тогда, когда творческая сила человека приобретает общественный статус «человеческого капитала«. Производительная сила человека в качестве человеческого капитала — это прежде всего «профессиональный капитал» в виде высокоразвитых «мягких составляющих» производства. Их использование позволяет на два порядка (в 100 раз и более) поднять эффективность производства. Человеческий капитал вкладывается в развитие материального производства наравне с денежными средствами и материальными вкладами. Если он оценивается как интеллектуальная собственность (высокоэффективные научно-технические разработки, изобретения, «ноу-хау» ), то соотношение с другими видами вкладов в современном производстве может составлять 50:50.
Структура материальных производственных отношений. В традициях западной социально-философской мысли наличие особого рода социальных отношений в производстве как «производственных отношений» обычно отрицается. Все определяется технологией производственного процесса, поэтому должностные обязанности полностью регламентированы. Это есть «технологический детерминизм«. Если бы дело обстояло таким образом, то ни о каких «кружках качества» (Япония) не могло быть и речи, нововведенческие, изобретательские и «венчурные» компании просто бы не существовали (США). Причина умолчания другая — производственные отношения прежде всего выходят на отношения собственности. Структура производственных отношений:
— отношения по поводу собственности на средства производства: это главное производственное отношение, поэтому в развитых капиталистических странах, начиная с 60-х годов ХХ столетия, и была предпринята попытка перераспределения собственности среди основных участников производства и отстроить между ними производственные отношения по типу «социального партнерства», корпоративной организации «труд — капитал». Мы же, форсируя политику создания «эффективного собственника», ведем дело к социальному расколу общества, социальной вражде и антагонизму, прямому столкновению сил с различными экономическими интересами.
— отношения по поводу производства: это технологические, организационно-технические, производственно-управленческие, социально-профессиональные и другие отношения; они сейчас все больше выходят на отношения собственности — в той мере, в какой человеческая производительная сила становится человеческим капиталом:
— отношения по поводу обмена (произведенной продукции, взаимоуслугами, бартерные отношения, обмен в порядке производственной кооперации и т.д.); эквивалентом обменных операций выступают производственно-необходимые затраты труда (себестоимость) и стоимость продукции на рынке товаров и услуг; обменные отношения могут приобретать весьма острый характер, например, обмен сельхозпродукции на промышленную, бартерный обмен, в нашем обществе крайнюю остроту приобретает обмен «труд — заработная плата» (невыплата зарплаты); неравноправный обмен ведет к процветанию одних стран, к обнищанию и упадку других; то же самое случается с промышленными отраслями и предприятиями;
— отношения по поводу распределения (присвоения произведенных продуктов): распределительные отношения могут становиться ключевыми в обществах с централизованной экономикой, но они весьма существенны для любого предприятия вне зависимости от формы собственности; например, какую часть из полученной прибыли выделить на заработную плату, на развитие производства, технологии, на социальное развитие и т. п.; косвенно распределительные отношения действуют через налоговую систему и, как мы знаем, могут оказывать весьма пагубное воздействие на развитие общественного производства; следует помнить что чиновничий аппарат в любом обществе полностью зависит от распределительных отношений и часто занимается «самораспределением» продуктов, которые они не производили (коррупция).
В настоящее время правомерно выделение в качестве отдельных составляющих производственно-управленческих и производственно-организационных отношений. Принципиально важно не только то, кто владеет средствами производства и является собственником, но кто этими средствами управляет. «Революция менеджеров» в западных странах в том и заключалась, что значительная доля средств общественного производства передавалась им в прямое пользование и распоряжение, например, путем владения акционерным капиталом (по разным оценкам до 20% и более процентов), при этом нередкими оказывались случаи, когда собственник терял контрольный пакет акций (51%.), хотя и оставался обладателем самой большой доли.
Не менее важным являются производственно-организационные отношения. Их можно рассматривать как отношения по поводу собственности на производственную организацию, как корпоративные производственные отношения. Именно производственная корпорация в лице «организаторов производства» задает характер функционирования отдельных предприятий, промышленных комплексов, отраслей производства. Часто подобные функции выполняют промышленно-финансовые группы, задающие направленность развития производства и формирующие новые отрасли.
Для социетального способа производства, видимо, будет характерным развитие производственных отношений в виде «человеческих отношений«. В таком производстве человек функционирует как творческая производительная сила, человеческий капитал. Прежде всего как интеллектуальный капитал в структуре производственно-управленческих и производственно-организационных отношений.
Источник